ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ
(«Les bien-aimes», Франция-Великобритания-Чехия, 2011)
Режиссёр: Кристоф Оноре.
В ролях: Кьяра Мастроянни, Катрин Денёв, Людивин Санье, Луи Гаррель, Милош Форман, Пол Шнайдер, Радивое Буквич, Мишель Дельпеш, Омар Бен Селлем, Дастин Сегура-Суарес, Гийом Денэфф, Кейт Моран, Зузана Кронерова, Павел Лиска, Кеннет Коллар.
Жанр: музыкальная мелодрама. Легкомысленная и беспечная любовная жизнь, которую вела Мадлен в 60-е, вызывающе диссонирует с муками любви, которые испытывает её дочь Вера несколько десятилетий спустя. Действие ленты происходит в Париже, Праге, Реймсе, Монреале и Лондоне и охватывает несколько десятилетий, начиная с 1964-го и заканчивая 2007 годом. Как противостоять неумолимому ходу времени, которое влияет даже на самые глубокие чувства? Любовные страсти двух поколений на фоне грандиозных политических драм последнего полувека… Фильм снят режиссёром Кристофом Оноре по собственному сценарию. Оноре прославился как кинокритик, романист, драматург, автор детских книг, но, прежде всего, он - один из самых известных современных режиссёров во Франции. Кристоф родился 10 апреля 1970 года, окончил государственную французскую школу кинематографии, в полнометражном кино дебютировал в 2002 году картиной «17 мгновений Сесиль Кассар». Затем последовали: «Моя мать» (2004), «Парижская история» (2006), «Все песни только о любви» (2007), «Прекрасная смоковница» (2008), «Моя девочка не хочет…» (2009). Кстати, четыре последних работы были представлены в проекте «Настоящее кино». Оноре последовательно продолжает традиции «Новой волны», которая «питает» и вдохновляет его творчество. Главные роли в фильме исполнили Катрин Денёв и Кьяра Мастроянни - мать и дочь не только по сюжету картины, но и в жизни. Кьяра Мастроянни до этого уже трижды снималась у Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасная смоковница», «Моя девочка не хочет…»). Она родилась в Париже 28 мая 1972 года буквально через две недели после выхода на экран «Лизы» Марко Феррери - фильма, на съёмки которого пришёлся бурный роман её родителей - Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни. В остальных заметных ролях в фильме заняты Людивин Санье («Капли дождя на раскалённых скалах», «8 женщин», «Бассейн», «Париж, я люблю тебя», «Все песни только о любви», «Семейная тайна», «Враг государства № 1», «Враг государства № 1: Легенда»), Луи Гаррель («Мечтатели», «Постоянные любовники», «Все песни только о любви», «Прекрасная смоковница», «Моя девочка не хочет»), Пол Шнайдер («Элизабеттаун», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», «Воды слонам!», «Цветы войны»), Радивое Буквич («Заложница», «Ларго Винч: Начало», «Коко Шанель и Игорь Стравинский») и знаменитый чешский кинорежиссёр Милош Форман («Пролетая над гнездом кукушки», «Рэгтайм», «Амадей», «Народ против Ларри Флинта», «Призраки Гойи»). «Возлюбленные» демонстрировались в качестве фильма закрытия 34-го Московского МКФ. При этом министр культуры России Владимир Мединский забыл вручить приз почетной гостье фестиваля Катрин Денёв, унеся его со сцены. А актёр Игорь Верник, представлявший «Возлюбленных» зрителям, спросил Денёв, снялась бы она в нём, если бы ей предложили. На что Катрин невозмутимо ответила: «Вообще-то я в нём и снялась». Фильм «Возлюбленные» закрывал Каннский кинофестиваль 2011 года, удостоился специальной гала-презентации на МКФ в Торонто, демонстрировался в Нью-Йорке - в артхаусных залах «Lincoln Plaza Cinema» и «Landmark Sunshine Cinema».
КРИСТОФ ОНОРЕ:
«Мы разделили повествование на семь глав, вбирающих в себя основные сюжетные куски. В каждой главе свои основные действующие лица. Хронология при этом не совсем соблюдалась. Так, фильм заканчивается флэшбеком об 11 сентября 2001 года. Мы не застреваем надолго в каком-то одном историческом периоде. Мне было важно сохранять быстрый ритм действия».
«Когда снимал фильм, то сразу же посылал отснятые куски композитору Алексу Бопену, с которым мы давно сотрудничаем. Мы работали параллельно. Когда съёмки закончились, все песни уже были написаны. Но я не уверен, что это по жанру мюзикл, музыкальная комедия. Скорее мелодрама с несколькими песнями. Песни в ней как бы продолжение внутреннего монолога героев».
«В избранном мною жанре нет ни малейшей иронии. Самая натуральная мелодрама, когда у героев нет ни малейшей возможности подвергать сомнению искренность обуревающих их чувств».
«Катрин и Кьяра очень закрытые люди, все свои эмоции держат при себе. Так что я видел перед собой двух высокопрофессиональных актрис, которые с полуслова понимали свои задачи. Между ними ощущалось понимание на каком-то очень интимном уровне, от чего отношения их героинь стали, на мой взгляд, ещё более убедительными. Я очень благодарен Кьяре, которая помогла мне преодолеть робость перед Катрин и наладить с ней дружеские отношения. Мне нужна была не икона, а живая женщина, и Катрин оказалась естественной и незаносчивой».
«Я понимаю, что был жесток, когда столкнул в сцене воображаемой встречи на лестнице двух Мадлен лицом к лицу, пожилую и юную, Катрин и Людивин. Отношение режиссёра к актрисе становится безжалостным, когда ты добиваешься от неё предельной искренности. Это ещё называется доверием. Актриса должна быть, в свою очередь, бесстрашной и не отказываться от смелых идей. Почему Катрин Денёв стала великой актрисой? Потому что она в свое время не отказалась от дерзких предложений Бунюэля, Трюффо и Поланского. Поразительная вещь: даже сейчас, будучи уже немолодой дамой, Катрин излучает эротическое бесстыдство и одновременно холодную неприступность».
«Приехать в Париж на две недели сняться в скромной французской музыкальной картине - за такую работу Милош, по его собственным словам, в своей жизни ещё не брался. И, как я понимаю, решил для себя: почему бы и нет? Когда я написал ему письмо с предложением, он мне ответил: как я могу отказаться, ведь это для меня последняя возможность стать мужем Катрин Денёв. Между ними сразу же возникла «химия». Ведь они сами по себе олицетворяют всё то лучшее, что происходило в европейском кино в 60-70-е годы… Когда советские танки вошли в Чехословакию, Франсуа Трюффо и Клод Берри примчались в Прагу, чтобы помочь Милошу и его жене выбраться в Париж. В то время между Трюффо и Денёв был роман. И для Милоша приехать сейчас на съёмки с ней в Париж было своего рода путешествием в ту эпоху, когда он при очень драматических обстоятельствах уехал на Запад».
КЬЯРА МАСТРОЯННИ:
«В Кристофе уживаются, с одной стороны, сдержанность и мягкость, с другой - дерзость и смелость. Мне нравится его манера работать, с ним просто, и он чувствует момент, его фильмы очень естественные. У нас славные отношения, не требующие долгих объяснений. Сложно сказать, что Кристоф во мне разглядел. Но другие режиссёры редко предлагали мне сыграть такого сильного человека, как Вера. Возможно, он увидел во мне её силу, энергию, её стремление постоянно идти вперед».
«В нашей профессии я побаиваюсь слова «семья», потому что сразу возникают своего рода обязательства, режиссёр должен задействовать всех членов актёрской семьи. Мы часто снимаемся вместе, но это не семья, а, скорее, компания друзей. Я восхищаюсь актёрами, и нам интересно вновь и вновь работать таким составом в совершенно разных проектах и каждый раз узнавать друг друга заново. В «Возлюбленных» получилось забавно, потому что Людивин играет мою мать в молодости, а в предыдущем фильме она была моей сестрой. И сейчас я её в шутку называла «моя маленькая мамочка». В жизни мы не общаемся, иначе мы бы не смогли работать. Близких отношений у меня нет даже с Кристофом, хотя как режиссёр он мне очень дорог».
«Если бы она была незнакомым человеком и мне сказали, ты будешь сниматься с Катрин Денёв, то, наверное, я бы испытывала какие-то сильные эмоции, может быть, даже страх. Я никогда не мечтала сниматься с ней в одном фильме, мне достаточно Катрин Денёв в жизни. И «Возлюбленные» не стали для нас событием, мы обсуждали эту работу, но без особых эмоций».
«У нас с мамой совсем другие отношения. Я никогда не была её доверенным лицом, как это происходит в фильме, когда, например, Мадлен рассказывает Вере о своём любовнике, они вступают в откровенные диалоги. Это всего лишь фильм, в повседневной жизни мы с ней гораздо более сдержанные».
ПРЕССА:
«Думать, что фильм Кристофа Оноре ограничивается изображением несчастливой любви, которая оборачивается прахом, было бы слишком просто. Его фильм не камерное эссе, полное интимных переживаний. Это монолитная симфония, которая звучит в Лондоне, Праге, проникает в Америку и гуляет по Франции. Сердца героев разбиваются под грохот советских танков, вошедших в Чехословакию, и гул обрушившихся башен-близнецов в Нью-Йорке. Каждая сюжетная линия будет доведена до конца… Все песни будут по-прежнему о любви, но гораздо мелодичнее, а слова в них - гораздо красивее. Показывать течение времени Кристоф Оноре будет чрезвычайно изящно, плавными переходами камеры с одного предмета на другой, как будто прошлое и настоящее спокойно перетекают друг в друга в какой-то им одним известной точке. Для Оноре любовь - такой же философский материал, как пространство и время, она слита с ними воедино, она может с ними поспорить. Но вряд ли может взять верх» (Анастасия Примаченко, «Фильм Про»). «В решающие моменты жизни герои начинают петь: «Шербурские зонтики» (1964) встречаются с «Невыносимой легкостью бытия» (1988). Оноре беззастенчиво сталкивает лбами стилистически разнородную европейскую киноклассику разных лет, перемешивает в странную субстанцию - пепел к пеплу - и лепит из обрывков чужих фильмов собственную историю. Контаминация, древний приём смешения двух театральных пьес в одну, работает здесь потому, что любое прошлое однородно по отношению к настоящему. Двадцать или сорок лет назад - какая разница? То и другое мы называем ретро, и в памяти это прошлое возникает как инсценировка… Из-за обрывков чужих пьес в этом странном кунштюке постепенно начинает проглядывать смысл: это история двух женщин, матери и дочери, которые всю жизнь гонятся каждая за своей за иллюзией» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»). «Внутренний кризис настигает героинь в двух ключевых точках современной цивилизации. В 1968 году, когда мир окончательно утратил невинность, и в 2001-м, доказавшем его уязвимость и в корне поменявший психологию планеты. Точно так же меняет свой подход к мюзиклу и сам режиссёр, известный жанровый экспериментатор. Прекрасная Франция прошлого канула в небытие, а современность заслуживает именно такого подхода» (Станислав Орлов, afisha.mail.ru). «Денёв и Санье, уже певшие вместе в «8 женщинах», теперь спелись в эротическом мюзикле Кристофа Оноре. Режиссёр не ставит перед собой цели рассказать историю любви или, точнее, любовей, его фильм - аллегория в куда большей степени, чем мелодрама. Это скорее размашистая ода француженке (а может и - берите выше - Франции?) как таковой - легкомысленной, но великодушной, меркантильной, но искренней» (Майя Фокеева, ТimeОut.ru). «Мастроянни играет драматичнее всех, но третья часть фильма уводит его от современности к ностальгическим песнопениям и лирическим речитативам, которые распевают мать и дочь, гуляя по Парижу. Они очень разные, но одинаково мечтают о счастье - как некогда мечтали девушки из Рошфора в фильме Жака Деми. Там партнершей Денёв была её сестра Франсуаза Дорлеак, теперь - её дочь, но суть от этого не меняется. Французское кино остаётся семейным: киносемью составляют родственники если не по крови, то по духу. Луи Гаррель, играющий отвергнутого поклонника Веры, ещё один член семейства, чтущего свои традиции от Расина до Пруста и от Марселя Карне до Жака Деми. А Кристоф Оноре - то ли сын, то ли внук последнего» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|