СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
(Россия, 2012)
Режиссёр: Егор Баранов.
В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Сергей Бадюк, Оксана Фандера, Игорь Жижикин, Александр Стриженов, Павел Прилучный, Мария Голубкина, Михаил Горевой, Вадим Демчог, Александр Сухинин, Михаил Ефремов, Петр Винс.
Жанр: брутальная сказка & ядерный экшн & беспощадная комедия. Севастьян Григорьевич Соловьев, он же Сева Соловей (Охлобыстин), потомственный разбойник, грабитель в третьем поколении. Его дед ещё при Временном правительстве совершал такие налёты на эшелоны с продовольствием, которым позавидовали бы гангстеры Дикого Запада, а отец был главарем самой многочисленной ОПГ, базировавшейся под Тамбовом. В детстве Сева не был похож на своих лихих предков. Он был послушным мальчиком, спортсменом, отличником. После окончания с красным дипломом института Севастьян получил место в преуспевающей финансовой компании и быстро стал продвигаться по карьерной лестнице, довольно скоро заняв пост заместителя директора. Но в один прекрасный день жизнь Соловьева круто изменилась. По зову крови он ступил на лихую стезю русского разбоя. Вместе со своими ближайшими соратниками - бывшим главбухом Володарским, который теперь стал именоваться Дебет (Стычкин), и кузнецом Игнатием Кривенко по прозвищу Молот (Бадюк), а также присоединившейся к банде несколько позднее оперной певицей Изабеллой Папаяни по кличке Прима (Фандера) - Соловей-разбойник занялся «экспроприацией экспроприаторов», грабя богатых и помогая бедным. И пока спецслужбы во главе с секретным агентом Н7 (Жижикин) пытаются ликвидировать банду современного Робин Гуда, он, со свойственным ему драйвом и озорством, восстанавливает в родном краю справедливость и завоевывает любовь простого электората… Сценарий «Соловья-разбойника» написал сам Иван Охлобыстин в середине 2000-х, он был опубликован в книге Охлобыстина «ДМБ и другие киносценарии», выпущенной в 2008 году издательством «Амфора». Иван Охлобыстин родился 22 июля 1966 года в Тульской области. После окончания школы поступил и успешно окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1992, мастерская И. Таланкина). Охлобыстин – человек-оркестр: актёр («Нога», «Арбитр», «Над тёмной водой», «Хоровод», «Мания Жизели», «Три истории», «Мама не горюй» «8 1/2 $», «ДМБ», «Даун Хаус», «Царь», «Дом Солнца», телесериал «Интерны», «Generation П»), сценарист («Арбитр», «Урод», «Мытарь», «Кризис среднего возраста», «ДМБ», «Даун Хаус», «Мусорщик», «Праздник», «Параграф 78», «Антикиллер Д. К.», «Дом Солнца»), режиссёр (короткометражки «Чушь. Рассказ ни о чём» и «Разрушитель волн», «Арбитр»), журналист и телеведущий. За свою кинематографическую деятельность Иван Охлобыстин имеет 17 наград за лучшую режиссуру, 9 наград за лучшую актёрскую роль и 21 награду за лучший сценарий. Не остался без внимания Ивана Охлобыстина и театр: он отлично показал себя и в качестве успешного театрального актёра. В начале 2001 года становится известно, что Охлобыстин рукоположен в священники и на время оставил свою профессию и работал только в роли сценариста. В феврале 2010 года Патриарх Кирилл, по просьбе самого Охлобыстина, отстранил его от священнослужения, запретив ношение священнических одежд и иерейского креста. Иван женат на актрисе и модели Оксане Арбузовой, которая родила ему шестерых детей: двоих сыновей и четырёх дочерей. Охлобыстин пробовал свои силы и в политике, по политическим убеждениям является монархистом. Баллотировался в депутаты Госдумы от партии зелёных «Кедр». Позже назвал свое участие в избирательной кампании ошибкой. 5 сентября 2011 года заявил о готовности выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ в 2012 году, но 18 сентября 2011 года отказался от выдвижения. 15 августа 2012 года Президиумом партии «Правое дело» избран председателем Высшего Совета партии. При этом сам он заявил, что членом партии не является. Иван Охлобыстин состоит в Союзе охотников и рыболовов России, а кроме того, в Международной ассоциации айкидо кёку ренмей. Будучи церковным служителем, отец Иоанн был самым любимым пастырем сообщества московских байкеров. Молодого режиссера Егора Баранова продюсер Любовь Калинская нашла почти случайно - дебютанта ей порекомендовал Сергей Соловьев, преподававший у Егора во ВГИКе (Баранов в 2011 году с красным дипломом окончил режиссерский факультет) и услышавший разговор коллег о поисках режиссёра для нового проекта. Несмотря на положительную характеристику мастера, сказавшего, что «за 15 лет не было ученика такого же талантливого, как Егор», «он такой же, как Охлобыстин, но в режиссуре», Калинская признается, что сперва боялась неопытности режиссёра. Когда стало понятно, что съёмки «Соловья» перенеслись на 2011 год, Калинская спродюсировала первый полнометражный фильм Баранова - ленту «Самоубийцы». А потом практически без перерыва продюсер и режиссёр погрузились в работу над «Соловьем-разбойником». Кроме Охлобыстина в главных ролях снялись: Евгений Стычкин («Апрель», «От 180 и выше», «Бесы», «В круге первом», «Флэш.ка», «Самоубийцы»), выпускник Высшей школу КГБ, финансовой академии при правительстве РФ и Чикагского университета, инструктор по карате, мастер спорта СССР по гиревому спортуи ветеран спецназа Сергей Бадюк («Антикиллер Д. К.», «Мамы», «Бригада: Наследник»), Оксана Фандера («В движении», «Статский советник», «Каменная башка», «Красный жемчуг любви», «Про любоff», «Огни притона») и -наш по рождению-происхождению и американец по паспорту - Игорь Жижикин («Кровавая работа», «Мужской сезон: Бархатная революция», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Любовь в большом городе-2», «Турист», «Защитник», «Бригада: Наследник»). Музыкальным продюсером фильма стал Олег Нестеров, лидер «Мегаполиса», и большая часть саундтрека создана талантливыми музыкантами этой группы. К тому же часть музыки к фильму была специально написана молодыми композиторами Павлом Маклаем и Петром Братерским, а автор музыки для анимационной вставки - Владимир Сайко. Егор Баранов кроме прочего отыскал в Москве настоящую мексиканскую группу «Кантаро», что придало фильму обаяние вестерна. И, наконец, в саундтрек вошли приобретённые готовые композиции: несколько песен группы «Маркшейдер Кунст», группы «My Sister’s Band» и живого классика – Бориса Гребенщикова. Иван Охлобыстин снимался в тяжёлых ботинках, обитых металлом, успокаивая окружающих: «Ничего, зато я ноги дополнительно подкачаю! Ерунда, зато какая у меня в них походка!» Изначально художник по костюмам и пальто собиралась ему сшить из кожи крупного рогатого скота, чтобы оно выглядело жёстким, как у комиссаров в Гражданскую войну. Но такое пальто весило бы все 15 кг, так что выбор пал на козлиную кожу, которая существенно легче. В результате Иван Иванович получил на память о съёмках белое кожаное пальто, в котором ходил его Севастьян Соловьев. В этом одеянии 10 сентября 2011 года в ливень Охлобыстин на стадионе «Лужники» прочитал публичную лекцию «Доктрина 77». А золотые пистолеты для героя Охлобыстина сначала хотели просто покрасить золотой краской - но это смотрелось слишком грубо. И тут пиротехник Захар Литвинов вспомнил, что видел у друзей прекрасные позолоченные револьверы, купленные в Стране восходящего солнца. Стоили они около $1,5 тысячи, зато выглядели как настоящие. Кстати, Игорь Жижикин просто с ума сошел, когда их увидел, и упросил продюсера Любовь Калинскую купить ему один такой же. Съемки фильма начались в сентябре 2011 года и прошли в Костроме и её окрестностях. На ХХ Выборгском кинофестивале «Окно в Еврому», где состоялась премьера картины Егора Баранова, «Соловей-разбойник» по итогам зрительского голосования победил в конкурсе «Выборгский счёт».
ИВАН ОХЛОБЫСТИН:
«Я придумал историю про разбойников, после того как патриарх Алексий II благословил меня на съёмки в кино. И с тех пор основательно переписывал сценарий два или три раза. В первый раз «Соловья» хотели снимать ещё два года назад. Я тогда был очень плотно занят в «Интернах», и на главную роль пригласили Сергея Шнурова. Мне он нравится, из него мог бы получиться харизматичный Соловей-разбойник, но по разным причинам съёмки решили перенести. Теперь же я смог сыграть сам - в работе над сериалом «Интерны» была внушительная пауза. Зато Шнуров снялся в фильме «Слон»: там продюсеры тоже выбирали между ним и мною. Видимо, есть в нас что-то похожее».
«Я написал сценарий году примерно в 2005-м, ещё не вышел «Тёмный рыцарь», он в это время, очевидно, тоже где-то писался. Вот лишнее подтверждение массовому бессознательному, потому что по многим интонациям, подаче идеи, клипованию материала, нисхождению в парадоксальных сценарных решениях, постановке морально-нравственных вопросов в таком жёстком жанре – эти два фильма очень похожи».
«Прежде всего, это приключение - сказка. Так что нельзя вносить туда момент реалистичности ни в коем случае. Мой герой - выходец из офисного планктона. Он менеджер. Ему дали задание, что вот так нужно жить в мире, он довёл это задание до логического конца, а в итоге стал разбойником».
«Разбойникам прощаются насилие, отсутствие видимых мотивов преступлений, отвратительный внешний вид и всё остальное. А всё потому, что разбойник в понимании русского человека - это не бандит, а человек идеи. Он презирает деньги, власть и авторитеты. И рано или поздно, каким бы «плохим» он ни был, разбойник становится на защиту интересов русского народа».
«Несмотря на то, что я написал сценарий, я не позволял себе встревать в работу Егора, потому что я работал на площадке только как актёр. А задача актёра - реализовывать замысел режиссёра, а не себя. И в этом мы достигли понимания, консенсуса, и Егор знал, что меня можно использовать для реализации его собственных замыслов. С Егором замечательно работалось, он мне очень нравится. Он относится к такой категории режиссёров, которые умеют объяснить, что нужно - вплоть до полутонов. Это хорошо сочетается с тем, что он чёткий производственник, а когда в одном человеке сочетается и художник, и производственник, то это очень хорошо для режиссёра. Я думаю, его ждёт великолепное будущее».
ЛЮБОВЬ КАЛИНСКАЯ, продюсер: «Когда работаешь с молодым режиссёром, ты либо ему доверяешь и не мешаешь, либо вовсе не работаешь с ним. Я очень доверяю Егору Баранову, его вкусу и его видению. Я интуитивно чувствую его мастерство». ЕГОР БАРАНОВ:
«Соловей-разбойник» - это потрет русской мятущейся души, ищущей справедливости и в то же время жаждущей бунта, потому что этой справедливости не находит».
«Эстетически мне близок киноязык Тарантино, его комиксность. Это определяет и графические составляющие фильма - например, на общих планах, - и подачу материала (она не обязана быть логичной). Зрителю нравится комикс, и он кайфует от того, что его надувают так, как хотят. Если надувают красиво - зритель прощает. В этом кайф эстетики комикса. С другой стороны, мы хотели, чтобы это был вестерн - жёлтые степи, тяжёлые ботинки, серый пыльный асфальт... На этом делали акцент тоже. В процессе съёмок мы пришли к пониманию, что какие-то моменты у нас будут в духе Гая Ричи, а сам Иван Охлобыстин заметил, что диалоги у нас звучат, как у братьев Коэн. Но я сам тяготею к хулиганскому кинематографу, которого у нас тут серьёзно не хватает». ИГОРЬ ЖИЖИКИН:
«Режиссёр Баранов с виду спокойный, но внутри ужасно кровожадный и беспощадный! Он хуже Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. Мне кажется, «Соловей-разбойник» побил все рекорды по убийствам и «рекам крови» и его должны занести в Книгу рекордов Гиннесса. Мне довелось участвовать в самой массовой баталии фильма. Я сам выполнял сложные трюковые сцены у Стивена Спилберга, Клинта Иствуда и Квентина Тарантино, был воздушным гимнастом в «Цирке дю Солей» - но именно этот бой вспоминаю с содроганием. В чистом поле на тебя несётся человек триста с лопатами! И лишь пятнадцать из них профессиональные каскадёры, а остальные - обычные солдаты, которым сказали бежать, обгоняя друг друга. Каждый может споткнуться, промахнуться… Ты не знаешь, в какой момент и откуда получишь удар, а при этом надо, не выходя из образа, орудовать своим самурайским мечом! Съёмки в этой сцене требовали такой виртуозности и точности движений, что я бы их приравнял к получению высшего хореографического образования». ИВАН ОХЛОБЫСТИН:
«Мы до такой степени заражены скепсисом, что не даём себе возможности признаться в том, что нам нравится или нет. Такие персонажи, как Соловей-Разбойник, должны раскрепостить нашего зрителя, чтобы он сказал: «Вот такой человек мне нравится». Но сам Соловей-Разбойник, конечно, не национальный герой, он – предтеча национального героя, потому что национальный герой по определению должен быть миротворец. В первую очередь собиратель и миротворец». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|