10.11.2012
МОТОР! После просмотра таких фильмов, как «Корпорация «Святые моторы» Леоса Каракса, всегда кое-кому, привыкшему к кое-чему, режет душу проклятый вопрос «Про что?», после чего в лучшем случае любопытные лениво диагностируют, что фильм – непонятная фигня, в худшем они – с этой своей неуспокоенностью – режут мозг другим. Да, бывает и фигня. А бывает и нет. И тогда, чаще всего, всем новоявленным детективам необходимо расслабиться и перестать искать ключи к шифру, которого не существует. Просто «Божественные моторы» (мне такой перевод названия нравится больше), с их «усиленной образностью» и некоторым нарушением нарратива, ближе к поэзии, в отношении которой «железная логика» уместна так же, как слон в посудной лавке. Ассоциации, метафоры и прозрения не кодируются. Поэтому в фильме Каракса, к тому же до предела набитом самыми разнообразными «нереалистичными» эстетическими практиками - от абсурда и сюрреализма до гротеска и гиньоля, каждый прозревает своё. И, как говорил персонаж Владимира Машкова в «Охоте на пиранью» - «это нормально». Впрочем, произведение искусства всё-таки не белая горячка, чтобы «бредилось» чем угодно. Определённые смыслы Караксом мечены, общие направления указаны, он всё-таки автор, а не генератор случайных чисел. На том и остановимся, и оглядимся. Во-первых, «Моторы» - это кино о кино. Можно потыкать пальцем – вот чёрная комедия, вот психологическая драма, вот криминальный триллер, вот мюзикл. Или это кино про творчество в целом, так сказать, про игровую природу нашей жизни: «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры». Отсюда грим, смена ролей, эскапизм и полная гибель всерьёз, после которой кто-нибудь, на радость публике, обязательно отфутболит прочь из кадра режиссёром туда заботливо помещённый «череп» манекена. Во-вторых, это монтажное кино в высшем смысле этого слова. То есть берём то, сё, пятое, десятое, а вместе, ну надо же – модель мира! Как будто Господь делегировал тебе, зрителю, часть своей вездесущести: и скачешь ты от бизнесмена к нищенке, от убийцы к умирающему, от танца к песне, от дороги к дому… «Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества…» Чем-то подобным отличилось намедни и трио постановщиков «Облачного атласа», да и вообще кинематограф время от времени переваривает таким образом невыносимую сложность бытия, особенно последних безбожно прогрессирующих в информационном плане лет. В этом, кстати, одна из причин зрительского успеха всевозможных альманахов и сборников короткометражек. Наконец, «Божественные моторы» - это парад визуальности, лихое шествие фактур и зримых символов, наглядных метаморфоз и странных отражений. И ещё – размышление о природе и пределах зрительского начала в человеке. «Красота в глазах смотрящего» - «Что, если смотрящего больше нет?» - этот экранный обмен репликами можно трактовать в широком таком диапазоне - от «массового отупения» до «метафизического одиночества». Так что предлагайте свои интерпретации, дамы и господа. Это полезно и, как уже было сказано выше, нормально. Воображение и игра ума даже жизнь с обезьяной (ух, какой собирательный образ) превращают в приключение, если, конечно, вы в принципе способны считать два часа образной эквилибристики приключением. Да, чуть не забыл, кроме «про что?» надо сказать пару фраз про «как вам?». «Божественные моторы» оказались лёгкой и давящей, мечущейся и мятущейся, мрачной и весёлой мелодией, мастерски исполненной на святых моторах и изобретательных аккордеонах – для «горстки людей, которые довольно скоро умрут». Или уже умерли. Павел ТИМОШИНОВА |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|