Корпорация Святые моторыКОРПОРАЦИЯ «СВЯТЫЕ МОТОРЫ»
(«Holy Motors», Франция, 2012)
Режиссёр: Леос Каракс.
В ролях: Дени Лаван, Эдит Скоб, Ева Мендес, Кайли Миноуг, Элис Ломо, Мишель Пикколи, Жанна Диссон, Жан-Франсуа Бальмер, Франсуа Римбо, Кард Хоффмайстер, Леос Каракс.
Жанр: драма.

Несколько часов из жизни таинственного человека по имени Оскар (Лаван), который перемещается из жизни в жизнь, меняя личности. С утра он садится в гигантский белый лимузин и получает от секретарши Селин перечень назначенных на день встреч-перевоплощений: в салоне громоздятся ящики с реквизитом, из стены выезжает подсвеченное, как в гримёрке, зеркало, и месье Оскар превращается то в нищенку, то в бизнесмена, то в примерного семьянина, то в убийцу… Кажется, что он просто играет роли, с головой погружаясь в каждую из них, но где его зрители? Где его дом, его близкие, кто он такой на самом деле? Оскар совершенно одинок, рядом с ним за рулем автомобиля, который несёт его по парижским улицам, лишь Селин. Где начало и где конец этого странного призрачного пути?

Новый фильм культового режиссёра, сценариста, актёра и человека-загадки Леоса Каракса, который очень не любит, когда его называют настоящим именем. Алекс Кристоф Дюпон родился 22 ноября 1960 года в парижском пригороде Сюрен в семье француза и американки (еврейка, родом из Одессы, семья которой много лет назад переехала в Бруклин). Псевдоним Leos Carax является анаграммой, составленной из его имени Alex и слова Oscar (по-видимому, в честь кинопремии). О жизни режиссёра почти ничего неизвестно, так как он очень редко даёт интервью. По слухам, Каракс рано бросил школу, работал клейщиком афиш и не имеет режиссёрского образования. На него повлияли книги Мелвилла, Достоевского, Александр Дюма, Клейста, и, конечно же, Селина, которого Леос просто боготворил. В конце 1970-х - начале 1980-х он посещает в качестве вольного слушателя факультет Жюсьё, где Серж Даней и Жак Тубьяна вводят его в круг легендарного журнала «Кайе дю синема». Каракс задержался там недолго, решив приступить к постановке своей первой короткометражки «Идеальная девушка». Однако съёмки прекратились после того, как взорвался проектор, что привело к пожару в ресторане, в котором происходила снимаемая сцена. Каракс делает вторую попытку – удачную - с фильмом «Удушающий блюз» (1980). Наконец, знакомство с продюсером Аленом Дааном даёт ему возможность снимать полнометражные фильмы. Из их сотрудничества родится трилогия «сложной встречи». Первым фильмом трилогии стал «Парень встречает девушку» (1984), в котором снялась девушка Каракса Мирей Перье. На роль главного героя Леос пригласил безработного в ту пору актёра Дени Лавана, своего ровесника, который стал альтер-эго режиссёра. В оставшихся двух частях трилогии - фильмах «Дурная кровь» (1986) и «Любовники с Нового моста» (1991) роль главной героини досталась новой музе Каракса Жюльет Бинош, роман с которой закончился вскоре после окончания работы над «Любовниками». Для съёмок этого фильма Каракс потребовал полного воспроизведения квартала Пон-Нёф в окрестностях Монпелье. Это было началом трудного производства: несчастные случаи во время съёмок, мегаломания режиссёра и плохое ведение дел привели к тому, что бюджет фильма с 36 миллионов франков подскочил до 200, что обескуражило многих продюсеров, в том числе и Алена Даана. Когда через три года перипетий фильм, наконец, появился на экранах, он потерпел коммерческий провал (менее 900.000 зрителей). В середине 90-х новой музой Каракса стала жена литовского режиссёра Шарунаса Бартаса Катерина Голубева, сыгравшая главную роль в его драме «Пола Икс» (1999) по мотивам книги Германа Мелвила «Пьер, или Двусмысленности». Эта картина также не имела коммерческого успеха, но вызвала горячую полемику на Каннском фестивале. За минувшие с тех пор тринадцать лет Каракс, многократно грозившийся уйти из кино, сделал лишь получасовой фильм-шутку «Дерьмо» для альманаха «Токио»; его многочисленные международные проекты терпели крах, не успев начаться. «Анфан террибль французского кино» - пожалуй, это самый распространенный эпитет, которым критики чаще всего награждают Леоса Каракса. Он имеет репутацию мистика и затворника, не любит общаться с журналистами и не особенно разговорчив.

До начала работы над «Корпорацией «Святые моторы» Каракс в течение пяти лет выискивал средства на серьёзный и амбициозный полнометражный англоязычный фильм, однако требуемых инвестиций (до 20 миллионов евро) не последовало. Мартин Мариньяк, один из продюсеров «Моторов», говорит, что после провала в прокате «Любовников с Нового моста» даже двадцать лет спустя сложно найти финансовую поддержку для проектов Каракса. Мариньяк, между прочим, продюсер многих французских фильмов Иоселиани.

Леос Каракс посвятил «Корпорацию «Святые моторы» своей жене Кате Голубевой, русской актрисе, скончавшейся в августе 2011 года за неделю до начала съёмок. В одном из кадров «Holy Motors» появляется дочь Каракса и Голубевой – Настя, а фильм заканчивается надписью по-русски: «Катя, тебе!» Печальный факт: исполнители главных ролей в «Поле Икс», не только Екатерина Голубева, но и Гийом Депардье, покинули этот мир безвременно. И это ещё одна из мистических параллелей, которые проводят с именем таинственного режиссёра его преданные поклонники.

Главную роль в «Holy Motors» исполнил Дени Лаван, являющийся «визитной карточкой» фильмов Каракса. Дени Лаван родился 17 июня 1961 года. Этот французский актёр известен своим фактурным лицом и выдающимися физическими способностями. Роли, которые он играет, часто связаны с фарсом, акробатикой или танцем. Лаван изначально очень увлекся комедией, играя в театре комических персонажей. Впервые в кино Дени сыграл в телефильме Люка Беро «Тень на пляже» в 1982 году. Затем он играл в картинах Дианы Кюри, однако большую часть своего времени актёр все же уделял работе в театре. Когда молодой режиссёр Леоc Каракс в 1983 году проводил кастинг для съёмок своего фильма «Парень встречает девушку», он заметил Дени и пригласил его сыграть роль Алекса. После этого Дени Лаван сыграл главные роли во всех фильмах Каракса, кроме «Полы Икс». И во всех фильмах героя Лавана звали Алекс. Но в «Корпорации «Святые моторы» герой назван Оскаром. Говорят, что анаграмма «Леос Каракс» означает «Алекс идёт к «Оскару».

Интерес к «Корпорации «Святые моторы» начался после объявления о воссоединении в проекте Лавана и Жюльетт Бинош спустя 20 лет после «Любовников с Нового моста». Однако топовая актриса, некогда бывшая возлюбленная Каракса, так и не стала частью проекта. Также как и слухи об участии в проекте супермодели Кейт Мосс остались лишь слухами. Однако фильм не остался без звёзд - в нём снялись голливудская актриса кубинских кровей Ева Мендес, певица и актриса Кайли Миноуг и ветеран французского кино Мишель Пикколи. Работа 74-летней французской актрисы театра и кино Эдит Скоб (Эдит Владимировна Скобельцына, внучка русского генерала Добровольческой армии Владимира Скобельцына) отсылает зрителя к её же роли в «Глазах без лица» Жоржа Франжю. Сам Леос Каракс исполнил маленькую роль в начале. Он иногда снимается как актёр. Например, играл у Николая Хомерики в «977».

Оригинальную песню, звучащую в фильме в исполнении австралийской дивы Кайли Миноуг, написал североирландский шансонье Нил Хэннон, лучше известный миру под псевдонимом The Divine Comedy. А в странном музыкальном антракте, который позволяет себе Каракс в середине «Моторов», в оркестре грозных гармонистов мелькает Бертран Канта, музыкант, лидер группы «Дезир нуар», убивший свою подругу Мари Трентиньян.

Съёмки «Holy Motors» проходили с сентября по ноябрь 2011 года, основной локацией стал Париж и его окрестности. Бюджет фильма составил 3,9 миллиона евро. Картина участвовала в конкурсной программе 65-го Международного Каннского кинофестиваля, где была удостоена приза молодёжного жюри.


ЛЕОС КАРАКС:
«Я придумал этот фильм очень быстро, придумал специально для Дени Лавана. Потом я написал сценарий. Сценарий пишется только для того, чтобы получить деньги на фильм».
«Когда я начал снимать, я подумал, что есть связь между людьми, обезьянами и автомобилями. Я назвал фильм так потому, что внутри у нас есть свои моторы. Мне нравятся машины, моторы. Хотя слово «моторы» больше не используют».
«Фильм не об актёре, хотя персонаж Дени - актёр, но о человеке и о том, как он живёт. Просто этот человек - актёр, на которого никто не смотрит».
«Лично я по-настоящему открыл для себя кино только тогда, когда сам начал снимать фильмы. Именно тогда я узнал большинство режиссёров - и русских, и американских (в основном, 20-30-х годов, которые были мне ближе всего), и французскую «новую волну», к последователям которой меня когда-то причисляли и которая действительно сильно на меня повлияла. Мне очень нравилось, и до сих пор нравится, немое кино - думаю, что я просмотрел уже вообще все немые фильмы, которые когда-либо были сняты. Так что, в шестнадцать лет я начал ходить в кино, в семнадцать - снимать фильмы, а в двадцать пять я вообще перестал что-либо смотреть, потому что уже не находил в кино ничего нового для себя. Помню, когда я снялся в небольшой роли у Годара, в «Короле Лире», я очень этим гордился, потому что восхищался этим режиссёром, который в общем-то и сейчас тоже мне нравится. А в целом, сегодня я не считаю себя ни режиссёром, ни кинематографистом - в душе я, скорее, несостоявшийся певец, композитор, рок-звезда, как Дэвид Боуи».
«В каком-то смысле все фильмы - об истории кино. Если ты решаешь поселиться на том прекрасном островке, которым можно считать кинематограф, ты принимаешь все условия: там есть довольно большое кладбище, и иногда ты отправляешься гулять на кладбище, а иногда просто пропускаешь в баре пару стаканчиков».
«Конечно, я хочу, чтобы люди пошли и увидели мои фильмы. Если кому-то я нравлюсь, я рад этому. Если нет... Я вообще не знаю, что из себя представляет публика. Я только знаю, что это горстка людей, которые довольно скоро умрут. Личные фильмы меня интересуют куда больше, чем публичные».
«Не могу сказать, что я режиссёр, - у меня так мало работ. Так, по случаю. Мне было двадцать, когда я снял первый фильм, короткометражку, - думал, что он же будет последний. Пока делаю фильм, верю в него безраздельно. Но как только он готов, сразу теряю ориентацию. Что должно произойти дальше? Моя жизнь изменится? Людям иногда нравятся мои картины. Но они любят их совсем не за то, за что я бы хотел, чтобы их полюбили».
«Мне повезло, я начинал с абсолютными безумцами. Мой первый продюсер был вором и мошенником, он готов был на большую дорогу с ножом выйти, только бы раздобыть денег на фильм. Сейчас все сидят и ждут подачек от системы… Пространство опыта сужается, выхолащивается. Что такое жизнь сегодня? Родился, в интернете посидел и умер».

КАЙЛИ МИНОУГ:
«У нас с Леосом есть общая знакомая - Клэр Дени. Она предложила Леосу мою кандидатуру. Понятно, что сочетание меня с ним - довольно безумное, он вряд ли знал обо мне что-то, кроме дуэта с Ником Кейвом, но это даже хорошо. Мы встретились, пообщались, он позвал меня в фильм».
«Я хотела попасть в эту невероятную ситуацию. Мне было интересно с этим человеком, Леосом, и иногда страшно, но я не теряла доверия. Странный опыт».
«Я спела для фильма песню. Я хотела записать её заранее, но Каракс настоял на том, чтобы мы записали её прямо на площадке. Это было потрясающе, я чувствовала себя там, как на сцене, благодаря Леосу».
«На съёмках Леос, я бы сказала, нежный. Он мало говорит. Делает много дублей. Если ему хоть что-то нравилось, я была счастлива».

ДЕНИ ЛАВАН:
«Всех было сложно играть, все были особенные. Они все были неизвестны мне, кроме Дерьма из «Токио». Я их узнавал по ходу действия. Старик, который умирает на кровати, - был совсем необычный опыт, я никогда с Леосом не делал такого. Всё в этом фильме было построено на доверии - оператору, режиссёру, самому себе. Особенно меня пугала сцена с обезьянами, страшновато. Когда играешь с актёрами-людьми, ты всё равно говоришь с ними на одном языке. А тут обезьяны, у которых есть ещё и дрессировщик. У меня тоже есть - я сам. Я взял одну из обезьян на руки, но она почему-то не давалась. И в глазах этой обезьяны я прочитал страх и гнев, гнев животного. Я очень испугался тогда. Мне пришлось преодолеть страх и сняться в этой сцене. Когда тебя кто-то снимает, это помогает преодолеть страх».
«Мы с Леосом 30 лет работаем вместе. И каждый раз я думаю, что удивлю Леоса. Но у меня это ни разу не получалось. Наоборот, каждый раз, когда я понимаю, к чему клонит в каждой сцене Леос, поражаюсь я. И понимаю, что я совсем не знаю этого человека».


ПРЕССА:

«Сумасшедший гений Каракс перелистывает историю кино, перебирает все существующие жанры - от мелодрамы до триллера, от фантастики до мюзикла» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).

«Корпорация «Святые моторы» - путешествие в подсознание мыслящего океана, которого больше нет. Смотреть этот фильм значит одновременно смотреть сотни фильмов, от Кубрика до «Человека-паука», от Марко Феррери до «Годзиллы», вспоминая, угадывая цитаты и самоцитаты (может быть, даже там, где их нет вовсе). Но это не интеллектуальное построение. Фильм Каракса - тренажер для чувств, снабженный божественным мотором: во время просмотра он задействует такие эмоциональные мышцы, о существовании которых вряд ли догадываются даже люди с большим зрительским опытом» (Мария Кувшинова, ОpenSpace.ru).

«Те, кому это зрелище покажется нагромождением нелепиц (а таких будут, вероятно, толпы), должны помнить, что абсурдность составляет суть сюрреализма, а Каракс, не снимавший полнометражного кино после «Полы Икс» 13 лет, создал именно сюрреалистическое произведение. Достаточно упомянуть, что животные и машины в его неофутуристической вселенной наделены разумом, что само понятие актёрского мастерства как притворства здесь выведено на новый, ранее неведомый уровень, и только логикой сна, т.е., в общем-то, чистой кинематографией, возможно хоть как-то объяснить необузданную красоту происходящего на экране… Если вы настроены на чудаческую волну Каракса, то фильм вскружит вам голову; если нет, то сможете хотя бы полюбоваться превосходной цифровой съёмкой Каролин Шампетье и Ива Капа. Перфекционист Каракс не раз высказывался в интервью против HD-изображения, но картинка в «Моторах» не просто яркая - она слегка неестественна, как того и требует затронутая тема. В общем и целом, техперсонал поработал на славу» (Роб Нельсон, varietyrussia.com).

«Новая картина Каракса - это два часа головокружительной свободы; казалось, её секретом владеют лишь Апичатпонг Вирасетакун в Таиланде и Дэвид Линч в США, а в Европе о таком давно забыли. Но Каракс в своём многоступенчатом бурлеске сравнялся с любыми конкурентами, хотя явно ни с кем не собирался состязаться. Он будто изобретает заново сам принцип кинематографического аттракциона… Горькая и забавная, счастливая и нелепая, абсурдная и логичная картина Каракса посвящена памяти Кати Голубевой, его жены, прекрасной актрисы, сыгравшей лучшую свою роль в «Поле Икс», а прошлым августом неожиданно ушедшей из жизни. Когда сам режиссёр в увертюре к фильму смотрит на экран, первым делом он видит круглое окно. За стеклом можно различить задумчивое лицо девочки - их дочери Насти» (Антон Долин, Газета.ru).

«Каракс свой фильм строит по законам театрального действа. Полагаясь на грим, гуттаперчевое тело и монстроподобную пластику своего уникального актёра. Как в театре, он высекает смысл из детали, из маски, из эксцентриады. Как в цирке, составляет действо из интермедий. Даже делает шутовской музыкальный антракт. Воодушевляется сказкой Гофмана о человеке, который находит у себя в спальне тайную дверь в оперный театр. Воодушевляется Кафкой. И делает фильм, условность и смысловая наполненность которого превосходит всё нами виденное на экране. Осталось стать публикой, у которой глаза, в отличие от показанной в прологе, зрячие. Но это, понимает Каракс, непосильная для публики задача. И всё же - вот вам фильм. Ни на что не похожий. Особый. Справляйтесь, как можете. В крайнем случае похохочете - уже польза» (Валерий Кичин, «Российская газета»).

«Боже, благослови Каракса. «Holy Motors» - первое большое кино режиссёра за тринадцать лет… Видимо нужно было столько молчать, чтобы создать настолько мощное и вдохновенное высказывание о природе кино и месте игры в человеческой жизни вообще, исповедальное и тотальное, безумное и в каждом своём кадре неслучайное… «Holy Motors» - не только бенефис Лавана, не только размышление о природе кино, не только фантасмагория и калейдоскоп удивительных образов, живущих в удивительной караксовой голове. Это ещё и глубоко личная история, прощание с погибшей женой режиссёра, актрисой Катериной Голубевой» (Лёля Смолина, film.ru).

«Этот фильм-наркотик, эту барочную экстатическую поэму, которую хочется описывать по кадрам, Каракс снял своей кровью, и потому «Кровь поэта» или «Красавица и чудовище» Жана Кокто здесь самая близкая ассоциация. Но Каракс - художник сегодняшнего дня, поэтому помимо крови в фильме много неожиданного юмора, а финал картины с переговаривающимися в корпоративном гараже «божественными моторами» - гигантскими лимузинами - можно отнести к шедеврам концептуального искусства» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Моторы» собраны из разнообразных кинематографических аллюзий, считываемых порой явно, а порой крайне смутно, но фигура главного автора несомненна… Этот режиссерский нарциссизм - где-то раздражённо-высокомерный, где-то просто усталый - был бы невыносимо претенциозен, если бы не самоирония, которой тут тоже хватает: «Моторы» не только парадоксально красивое, но и довольно смешное кино. Хотя не покидает ощущение, что горечь искренняя, а весёлость - не очень» (Станислав Зельвенский, «Афиша»).

«Неужели кому-то в начале XXI века ещё интересно рассуждать о природе кино? Неужели кому-то до сих пор нравится втискивать свою мысль в кавычки, точно в банку с формалином? Неужели кого-то ещё умиляет факт существования жанровых штампов? …Половина русскоязычных текстов, написанных о «Моторах», настаивает на присутствии в фильме чего-то невыразимого и невербализуемого, о котором очень хочется думать, но почему-то невозможно говорить: есть речи - значенье темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно. Непонятно, с чем связан этот массовый запрос на мистическую глубокомысленность - может, с действительным идеологическим кризисом, жизненной необходимостью верить в то, что хоть кто-то знает смысл и закономерности происходящего вокруг. Может - с профессиональной усталостью критического комьюнити, сражённого перепроизводством образов и сюжетов и мечтающего увидеть хоть что-то, выходящее за рамки конвенций. А возможно, дело в том, что растерянность - вещь недопустимая в масс-медиа. Поводом для текста может стать «глубочайшее философское высказывание», но не глупый анекдот о мужике, женатом на шимпанзе» (Василий Корецкий, colta.ru).

«Всё это и правда очень странно. Но даже в самые решительно абсурдистские моменты за зазеркальем караксовской иррациональности просвечивает нечто нежное, хрупкое. Возможно, это вопль художника, столь утомлённого несовершенством человеческих жизней, что ему остаётся только скручивать их в куда более прекрасные кинематографические формы… Да, сложно сказать, какие силы движут этой экстатической, идиотической, пугающей провокацией, но нельзя не признать - эти моторы заводят и публику» (Гай Лодж, «Time Out London»).

«Каракс - единственный в наши дни и, возможно, последний поэт, который не пишет стихи, а снимает кино, то есть видит и транслирует свои сны. «Проклятый поэт»: «Святые моторы» сродни «Пьяному кораблю» Артюра Рембо. Или, если угодно, поздним стихам Осипа Мандельштама: «Шевелящимися виноградинами угрожают нам эти миры». Текст тёмный, невнятный и безупречно логичный, поскольку логика ритма и эмоций превыше сюжетной логики в своей невнятности. Не стесняющийся ни крика, ни шёпота, ни сентиментальности, ни красоты, которой Каракс, впрочем, всегда предпочтет оголтелое уродство. Может быть, потому что уродство бессмертно, а красота всегда погибает… Проще всего увидеть в «Моторах» парадокс об умирающем на сцене или экране и воскресающем актёре, метафору кино как такового, конспект жанров: социальное кино, нуар, мюзикл, семейная драма, то ли фильм ужасов, то ли новая версия сказки о красавице и чудовище, киберпанк. Всё это справедливо, но как-то безнадежно скучно, умертвляет плоть фильма… Каракс, конечно, чудовище. Раньше он говорил, что делает фильмы, чтобы завоевать полюбившихся ему девушек. Этот фильм он снял, хороня Катю. А что ещё он мог сделать для неё? Ведь она так хотела, чтобы он, черт возьми, наконец, снова снял фильм… Когда любимая предупреждает, что у неё всего полчаса, отнеситесь к этому всерьёз - единственная мораль фильма» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта