14.10.2012
ДУХ И ДОЛЯ Так уж получилось, что «Духless» Романа Прыгунова и «Долю ангелов» Кена Лоуча я посмотрел в один день. Два фильма про то, как верхи (в первом случае) и низы (во втором), подталкиваемые судьбой и сердцем, набредают на каноническую формулу «так жить нельзя» и, барахтаясь в заевшей среде, начинают соображать, а как можно? Два переосмысления и два намечающихся вторых дыхания. Даже две аферы имеются. Но какая же всё-таки разница! *** Первый фильм - про 30-летнего банкира из бумажного блокбастера Минаева, читанного когда-то, но ныне не перечитанного по причине морской от него болезни. На экране повесть о ненастоящем человеке, который по замыслу авторов этого аудиовизуального произведения всё же карабкается в сторону если не Алексея Мересьева, то уж хотя бы Матиаса Руста. О чём тут конкретно? О дольче вита, мать её… От которой, как водится, у нашего героя заболели зубы, то есть душа, конечно. Потому что подлая была жизнь - бабки, бабы, порошок, - а персонаж Данилы Козловского всё-таки мечтал, чтобы вывеска «Спартак» - «Зенит» звенела на питерском или московском ветру с итальянской грустью. Чтобы нормально у нас было, по-европейски. Но гады были против… Фильм получился ритмичным, сухим и жёстким как барабанная дробь. Ничего лишнего. Всё функционирует. Качественный продукт для тех, кто периодически ходит в современные «продуктовые» кинотеатры. Здесь «всё на продажу». Продали зрителям красивую жизнь, на которую любят смотреть те, кто её лишён. Продали несколько эффектных фраз про московско-питерскую духовность и бесцельность существования. Продали мучительный излом и гибельный восторг вечного отечественного декаданса (Онегин!). Продали немного протеста а-ля «Pussy Riot». Продали внешность Козловского, хорошую девочку Машу и харизму Михаила Ефремова. Путина и того продали - в костюме Супермена, хотя на самом деле Бэтмена. И упаковали-то умело, знатно поработав с цветом, светом, скоростью съёмки и монтажом. Прошив фантик аллюзиями, реминисценциями, цитатами и заимствованиями. Чтобы окрепло и замерло в зрительском сознании: это кино! Вот ведь - упокоение на свалке из «Пепла и алмаза», а вот мячик у Макса из «Гарпастума», и так далее, и тому подобное: «В движении» Филиппа Янковского, «20 сигарет» Александра Горновского, «Generation П» Виктора Гинзбурга, «Мишень» Александра Зельдовича. И отовсюду сцежено: жиробес, пустота, суета, а прямо по вектору - то ли девушка, а то ли надежда…Знаете, прозвучала где-то в фильме характеристика секретарши Макса – мол, андроид, работает от сети. «Духless» – тоже андроид, работает в основном от дизайнерских достижений модного кино и модных реалий последних лет. Строчит как на высокоточном станке, клепая значки и лейблы. Нет, скажете? «Духless» как критический реализм, сатира? Ну, что акулы бизнеса – бяки, всем нам хрен знает с каких лет известно. А что ещё? Симпатичный парень, тык-дык-тык-дык, бунт на колёсах, безостановочный, чтобы экшн не провис. Вполне романтично. Местами лихо, временами круто. Эффектно и эффективно, как в любой удавшейся рекламе. И, кстати, попса обожает самобичевания, проверено – те хорошо продаются. И когда оттарахтит этот навороченный мотоцикл, когда понесёт герой благую весть с помойки, тогда и поймёшь окончательно – а чего тут понимать-то?! Прыгать на месте Роман Прыгунов умеет. *** Некоторые живут, чтобы воровать, а некоторые воруют, чтобы жить. Про картину Лоуча разговор будет коротким. Таких фильмов тоже немало вспоминается, например, «Мужской стриптиз». Понятно, не всё на Западе западное. Там тоже живут несчастные люди-дикари: не знают, кто такой Эйнштейн, и бьют по лицу себе подобных. «Доля ангелов» про то, что эти Потерянные, если осознают факт потери и найдут в себе силы и желание найтись, должны иметь такой шанс. Предлагается вариант Золушки, но в образе коллективного Ивана-дурака, отправляющегося в шотландских юбках в логово Кощея за живой-мёртвой водой типа виски. Серый волк - толстый пожилой мужик, Змей Горыныч в трениках, Василиса уже родила. Если это и сказка, то очень социальная. И сильно непоткорректная: ругаются, воруют, не все знакомы с классикой живописи. Но знаете - люди есть люди, если отказываются быть нелюдями. И самое необъяснимое и обыкновенное чудо Лоуча в том, что у него получилась по-настоящему - без слащавости, назидательности, пафоса - воспитательная картина. Потому что смешная, честная и обаятельная. Живая. *** К гадалке не ходи, «Доля ангелов» соберёт условные - в ней же самой заявленные - два процента российского бокс-офиса. «Духless» же (вона!), выйдя на 666 экранах (это шутка такая?), за первый уик-энд уже побил какие-то там рекорды года для отечественных лент. Спокойно, девушки, это всё придумал Черчилль, но и в 2012 году всё по-прежнему - «Наши руки привыкли к пластмассе, наши руки боятся держать серебро». Таков в целом наш дух, такая наша доля. Единственное, что тут можно сказать: может не стоит бояться благородного металла – чай не упыри. Павел ТИМОШИНОВ |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|