Пока ночь не разлучитПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ
(Россия, 2012)
Режиссёр: Борис Хлебников.
В ролях: Александр Яценко, Евгений Сытый, Алена Долецкая, Агния Кузнецова, Сергей Шнуров, Александра Ребенок, Анна Михалкова, Авдотья Смирнова, Дарья Екамасова, Григорий Калинин, Донатас Грудович, Алексей Юдников, Любовь Толкалина, Оксана Фандера, Василий Уткин, Татьяна Токарева, Соня Урицкая, Василий Бархатов, Анна Котова, Максим Семеляк, Владимир Коробейников, Клавдия Коршунова, Алиса Хазанова, Денис Косяков, Алексей Розин, Мария Шалаева, Максим Лагашкин, Артем Семакин, Сахат Дурсунов, Ирина Бутанаева, Толепберген Байсакалов, Дмитрий Гройсман.
Жанр: авантюрная комедия.

Это фильм о том, что женщины выбирают между деньгами и любовью, продюсеры на самом деле не знают, что снимать, а в день рождения иногда можно плюнуть, тяпнуть сто натощак и оставить тёщу со счётом за ужин. А ещё - о том, что настоящая любовь рождается не в позолоченных стенах, а на шумной кухне… Один безумный день из жизни ресторана закручивает в опасном хороводе знаменитых артистов, вальяжных бизнесменов, рублёвских содержанок и золотую молодёжь. Череда эпизодов скреплена историей двух официантов - молодого повесы и пухлого романтика средних лет. Оба они безнадёжно влюблены: один в свою жену, другой - в чужую; оба до поры не замечают трагикомических ситуаций вокруг себя. В фильме происходят удивительные вещи: герой Шнурова бросил пить и мечтает задушить арфистку, персонажи Дуни Смирновой и Ани Михалковой уже поели беляшей, а продюсеры с «Первого» забыли, кто такой Максим Леонидов. Летают женские сумочки и джентльменские перчатки. Под гламурной поверхностью назревает сумасшедший финал…

Фильм основан на статье «Вкусные разговоры», опубликованной в журнале «Большой город» в 2005 году и состоящей из реальных диалогов, подслушанных репортёрами журнала в ресторане «Пушкин». Сценарий Александра Родионова (один из главных адептов вербатима в современном российском театре и сценарист нескольких ключевых фильмов отечественного кино: «Свободное плавание», «977», «Все умрут, а я останусь», «Живи и помни», «Сумасшедшая помощь») первоначально был коротким, на 30-40 минут, но короткометражку никто не хотел запускать. Поэтому к сценам в ресторанном зале авторы проекта добавили  «кухню». Для этой части сценария «Большой город» по просьбе создателей фильма провёл новое исследование: журналистка Марина Федоровская записывала разговоры, нанявшись на неделю в ресторан посудомойкой.

Сценарий Родионова почти пять лет пылился в столе - ни одна серьезная студия не хотела браться за сомнительный с точки зрения вложений проект. Взявшийся за его осуществление режиссёр Борис Хлебников везде получил отказ. Потом в какой-то момент появилась продюсер Елена Степанищева и предложила сделать фильм необычным образом. «Пока ночь не разлучит» - первый в российском кино пример краудсорсинга, то есть коллективного вклада профессионального труда и времени в реализацию общей идеи. Это значит, что участники съёмочной группы и актёры работали в проекте в обмен на долю от будущей прибыли в прокате и продаж фильма на ТВ. За этот эксперимент взялся продюсерский альянс под названием «Первое творческое объединение» (ПТО), основанный Еленой Степанищевой, Зауром Болотаевым и Александром Плотниковым. Цель ПТО - найти альтернативные финансовые схемы для нашего кино, чтобы помочь ему сократить затраты на производство и выйти на уровень самоокупаемости.

Российский кинорежиссёр и сценарист Борис Хлебников родился в Москве 28 августа 1972 года. После школы два года учился на биолога, затем поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Режиссёр двух короткометражных фильмов (в соавторстве с Алексеем Попогребским). Дебютом в полнометражном кино стал совместный с Алексеем Попогребским фильм «Коктебель» (2003), который на 25-м Московском кинофестивале получил Спецприз жюри, приз ФИПРЕССИ за дебют и аналогичную награду жюри российских критиков. После этого оба режиссёра работают по отдельности. В 2006 году Хлебников снял фильм «Свободное плавание», за который в этом же году получил приз за режиссуру на фестивале «Кинотавр» в Сочи, а также две Национальных премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» - за фильм и режиссуру. В 2007 году вместе с Валерией Гай Германика снимает документальный фильм «Уехал» о белорусском гастарбайтере. В 2009 году снимает фильм «Сумасшедшая помощь» и короткометражку «Позор» для киноальманаха «Короткое замыкание». В том же году принимает участие в телесериале «Черчилль» (фильм 9 - «Смертельная роль»). Борис Хлебников стоял у истоков проекта «Кинотеатр.doс». Является членом отборочной комиссии программы фестиваля «Кинотеатр.doс». Креативный продюсер на телеканале ТНТ. Преподаёт в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ на курсах документального кино и театра и основ продюсирования телевизионных фильмов. В 2010 году стал одним из учредителей Киносоюза и до Первого Съезда был его председателем.

Роли официантов в картине исполняют Александр Яценко («Солдатский декамерон», «Мне не больно», «Свободное плавание», «Кто я?», «Сердца бумеранг», «Орда») и Евгений Сытый («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Жить») - любимые актёры Хлебникова, без которых с 2006 года не обходится ни одна его работа.

Среди других исполнителей как известные актёры (Анна Михалкова, Любовь Толкалина, Оксана Фандера), так и молодые звёзды кино и телевидения (Агния Кузнецова, Дарья Екамасова, Александра Ребенок, Алиса Хазанова, Донатас Грудович, Клавдия Коршунова, Мария Шалаева), а также сценарист и режиссёр Авдотья Смирнова, главный редактор «Interview Russia» Алёна Долецкая (12 лет возглавлявшая российский «Vogue»), спортивный комментатор Василий Уткин, театральный режиссёр Василий Бархатов, продюсер Дмитрий Гройсман, культовый рок-музыкант Сергей Шнуров. «Я просто дал Шнурову почитать сценарий, - рассказывает Хлебников, - а он попросил написать ему линию, потому что когда-то он почти жил в «Пушкине» и всегда ненавидел тамошнюю арфистку. Так что история тоже получилась документальная».

Первым согласился на предложение работать за проценты оператор Павел Костомаров («Прогулка», «Простые вещи», «Как я провёл этим летом» - приз Берлинского МКФ). Он же - режиссёр-документалист («Трансформатор», «Я тебя люблю»). С Костомаровым Хлебников будет снимать и свой следующий фильм.

Местом для съёмок стал один из наиболее престижных московских ресторанов «The Most». Он сходен с «Пушкиным» помпезностью обстановки: тяжелые плюшевые портьеры, огромные люстры, резная мебель, лепнина и стенные росписи. На съёмках (которые шли около месяца в мае 2011 года) применялись DSLR-камеры. Звук писался вживую, и любой внешний шум - от проезжающих машин или даже громкого разговора на улице - заметно нервировал съёмочную группу.

За выпуск на российские экраны картины «Пока ночь не разлучит» будет отвечать молодая дистрибуционная компания «Utopia Pictures», прежде выпустившая с «Organic Films» «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Символично, что одним из первых релизов дистрибуционной деятельности «Utopia» стало «Железное небо», снятое на деньги интернет-пользователей.


БОРИС ХЛЕБНИКОВ про статью «Вкусные разговоры»:
«Эта история была очень остроумная и важная. Это был такой Ноев ковчег деловой жизни Москвы. Жирной, странной, мало знакомой нам. И от этого ковчега возникало невероятное ощущение переполненности. Казалось, что в один момент он просто возьмёт и лопнет».

ЗАУР БОЛОТАЕВ, продюсер:
«Мировая проблема - коммерциализация всего. Всё вокруг стремится к прибыли. Появляется ощущение, что вся культура, которая должна финансироваться из государственных структур и поддерживаться государством, тоже стремится к прибыли. Но есть вещи абсолютно неприбыльные и вместе с тем необходимые. И это не только конкурс скрипачей. Это и кино в том числе. Если мы все будем стремиться к прибыли, мы погибнем как территория культуры. Советское кино и советская литература существовали на невозвратных деньгах. Сейчас таких возможностей всё меньше и меньше. Появление схем, которые будут давать возможность не зарабатывать на кино, но хотя бы его делать, даст возможность запуститься фильмам, которые в коммерческой структуре не появились бы никогда. Так мы решили создать «Первое творческое объединение»… Основной смысл в том, чтобы человек, который хочет снять кино, имел возможность это сделать. Из-за большой стоимости производства высокохудожественных фильмов становится всё меньше. Если Лунгин или Михалков могут снять фильм, взяв денег у РПЦ, то выпускник ВГИКа, написавший крутой сценарий не про Новый Год и не про двух весёлых бывших участников «Камеди Клаба», скорее всего, не снимет свой фильм никогда. Есть Сельянов, есть несколько продюсеров, которые дают таким фильмам возможность проявляться, и это большое благо для России. Но благодаря нашей системе подобных фильмов станет больше… Здесь важно, чтобы людям, которые подписываются работать за процент, тоже было интересно. Выгода не должна быть чисто денежной, должен иметься творческий интерес, за счёт которого люди и смогут объединиться».

ЕЛЕНА СТЕПАНИЩЕВА, продюсер:
«Мы придумали процентную историю. Это устроено следующим образом: бюджет фильма - всего 100 тысяч долларов. Только наличные деньги, которые тратятся на самое необходимое: аренду ресторана, покупку грима и костюмов, за которыми мы, кстати, ездили в Милан на распродажи. Технику набрали по друзьям. А актёрам вместо гонораров предложили процент от прибыли… Для того чтобы превратить проценты актёров в весомую сумму, не нужно зарабатывать миллион долларов, нужно окупить 100000, которые мы потратили, и добавить ещё немного. Конечно, актёры понимают, что рискуют. Но всё равно идут».
«Конечно, тут важно, что у Бори есть имя и есть команда, с которой он всегда работает, которая ему доверяет. Многие были согласны и бесплатно работать. Но мне как раз кажется важным, что у всех есть или зарплата, или процент от прибыли. Основная цель - окупить бюджет и заработать так, чтобы каждый мог получить какую-то приемлемую сумму. Тогда будет понятно, что такая система работает для независимого кино - и можно прекратить страдания по поводу того, что не дают снимать, что всё страшно ангажировано».

БОРИС ХЛЕБНИКОВ:
«Если фильм не окупится и мы не выплатим минимальные гонорары участникам процесса, я, безусловно, больше никогда по такой схеме работать не стану: второй раз будет с моей стороны бесчестным разводиловом. Первый раз - эксперимент… Если получится - это всем нам будет дико полезно. Поверят актёры, поверят режиссёры. Поверят, что можно забыть про дурацкую плёнку, не носить свой сценарий по продюсерам восемь лет, что современную городскую историю можно снять вот так, пригласив тех, кого захочется, - и люди пойдут, потому что это любопытно. Удивительно, но почти ни один человек не отказался участвовать в нашем проекте - всем было интересно».
«Мне постоянно задают вопрос: почему не снимаете Москву, про офисных работников, про богатых? А дело в том, что я никак не могу подобрать себе ракурс, чтобы начать их различать. Поскольку я их не знаю, для меня это некая общая масса. Я не могу к ним приблизиться. И здесь впервые в материале про деловую, богатую Москву я различил этих людей, увидел. Это, кстати, самый сложный, самый мало к себе допускающий слой людей - богатые, городские, с высшим образованием. А «Большой город» как-то их расслышал».
«Я считаю «Пока ночь не разлучит» авантюрной комедией. Наверное, лёгкость продиктована сюжетом, обстоятельствами. Виновата сама история, это не мой поход навстречу зрителю».
«В фильме есть три сквозных сюжета, которые переплетаются друг с другом и устремляются в конце концов к одной точке, и на эти сюжеты наколоты обстоятельства. Есть линия двух официантов, которые пытаются разрулить свои отношения, связанные с женой одного из них, есть история, в которой повара-казаха забрали в милицию. В целом у нас занято больше пятидесяти артистов - с таким количеством я никогда не работал».
«Дух документалистики заключался в том, что мы без особых правок перенесли прямую речь на экран. У нас снималось несколько непрофессионалов, в основном медийные лица, которые не были актёрами. А в сценах на кухне участвовало семеро непрофессионалов-казахов, которые проявили себя с лучшей стороны».
«Таких сложных съёмок в смысле их бесконтрольности у меня ещё не было. Когда снимаешь кино с линейным сюжетом, то первую неделю вы с актёрами пристраиваетесь друг к другу, а потом начинается работа, причём уже не столько над характером в целом, сколько над мелочами. Это другое качество работы. А здесь каждый божий день приходят новые актёры, и надо начинать почти с самого начала. За два-три часа нужно сделать сцену. Это трудно и для них, и для меня. К тому же обычно по ходу съёмок характер персонажа как бы накапливается, а здесь этого нет абсолютно. И очень трудно понять, хорошо ли всё получается».
«На самом деле, материал «Большого города» дико тянул просто в Гайдая. Серьёзно, я очень сильно сдерживался. Потому что там можно было сделать просто ситкомище по этим текстам. Там можно было их одеть ещё ярче, смешнее и так далее. Мы всё время сдерживались, потому что я понимал, что если будем делать так, то будет прямо сатира-сатира, даже не комедия, а сатира, но этого делать не хотелось».
«На самом деле это история про Москву. Про купечество. Это ведь очень купеческий и нелепый город. Все ругают Лужкова, а на самом деле Москва такой была всегда - лоснящаяся, любящая богатство и избыток. И за эти пять лет ничего не изменилось. «Красный Октябрь»? Это смешно. Какие это, к черту, изменения? Это игра в жирную стильность. Никакого отношения к тому, что город изменился, это не имеет. Не изменился он пока. Ни к лучшему, ни к худшему».

АННА МИХАЛКОВА:
«В основном я согласилась из-за Бори. Я даже не знаю, что происходит в фильме, - нам с Дуней дали один листик, где было написано три с половиной фразы. Вот мы и блеснули своим талантом, не зная, про что фильм. Я сразу сказала Боре, что лучше снимусь бесплатно - не верю, что у нас эта система возможна. Боря настоял на том, чтобы всё было по-честному, и мы снимались за процент».

ВАСИЛИЙ БАРХАТОВ:
«Мне кажется, у фильма есть все шансы окупиться. Это история не на потребу публике, но она настолько понятная, социальная, абсурдная, и притом бытовая и жизненная! В своё время источник - текстовая штука - произвел определённый шум. Не знаю, как будет строиться рекламная политика этого проекта, но если бы я хоть примерно узнал о чём-то таком, я бы точно сходил. Возможно, сам бы попробовал так запуститься как режиссёр».

ОКСАНА ФАНДЕРА:
«Мне важен материал. В данном случае речь даже не шла о роли - роли как таковой нет, речь шла о материале и человеке, который его предлагает. В таком букете захотелось быть одной из ромашек, чтобы дальше увидеть, как этот букет выглядит, связанный розовой или красной ленточкой».

ДАРЬЯ ЕКАМАСОВА:
«Я просто уверена, что зритель пойдёт на эту картину, потому что и история классная, и персонажи собрались забавные весьма, и сама идея классная. Мне было интересно, я люблю этих людей, было весело. Тем более такой режиссёр. Думаю, сейчас мало режиссёров, ради которых актёры согласятся сниматься бесплатно».

АГНИЯ КУЗНЕЦОВА:
«У меня было две съёмочных ночи. Вторую съёмочную ночь я сама попросила, потому что хотела участвовать в драке. У меня была сцена с продюсером, где я сижу в обществе мужчин, и, в общем, с ними-то я и должна была драться, по идее. Но там были такие крепкие парни, что я быстро перебежала к Алисе Хазановой, и решила чуть-чуть побить её. Как-то так».

АЛЕКСАНДР ЯЦЕНКО:
«Если никто ничего не запускает, если никто ничего не хочет, надо брать и запускать самому… Этот проект возник неспроста, и люди, которые предложили мне поучаствовать, были для меня не новыми. Я слышал про этот проект в течение трёх лет. Я знал, что деньги на него не находятся, потому что никому из продюсеров он был не нужен. А те, кому он был нужен, его и запустили. Я находился в крайней точке актёрского существования, был зажат в тиски нищеты, практически находился на краю пропасти, а тут позвонила Елена Степанищева и сказала: «Саша, у нас тут такой проект». Я сказал: «Конечно»! Вот так я спасся из ямы небытия. У меня у единственного очень жёсткий контракт, и в случае экономического провала, Степанищева чуть ли не на три года поступает в моё распоряжение. Но будем надеяться на лучшее».

БОРИС ХЛЕБНИКОВ:
«Мы рассчитываем на широкую аудиторию - от студентов и выше. Мы показывали фильм разным людям и поняли, что «Пока ночь не разлучит» - зрительская история».


ПРЕССА:

«Три, казалось бы, несовместимых социальных страты, заключённые в одном пространстве пафосного столичного заведения, и составляют портрет современной Москвы, где всё зыбко, неопределенно, где общество вроде бы и хочет «отлиться» в некие понятные социологам и политологам формы, но это ему упорно не удается. Автор этих строк помнит, как в «Пушкине» на деловом завтраке официант обратился к продюсеру Сергею Члиянцу с традиционным «сударь». «Я не сударь», - ответил ему Члиянц. - «А кто вы?» - «Я не знаю». В этот момент корреспондентов «Большого города» в зале не было, и диалог этот не вошёл в анналы. А если бы вошел, его, думаю, можно было бы поставить эпиграфом к фильму Хлебникова. Вчерашние товарищи действительно не могут в мгновение - ну, пусть даже не в мгновение, а в 20-летие, - превратиться в «сударей» и «сударынь». А вот кто они, то есть мы, - ответ на этот вопрос, похоже, ещё не найден. И фильм Хлебникова - лёгкая для зрителя, но весьма серьёзная для режиссёра попытка к этому ответу приблизиться» (Лариса Юсипова, «Известия»).

«Меньше всего Борису Хлебникову хотелось создать социальную сатиру богатства зажравшейся Москвы. Больше всего у него это получилось, хотя и в облегчённом, не убийственно салтыково-щедринском варианте. Портрет богатой Москвы собрался лоскутным, по сюжетным линиям - пунктирно обрывочным, иногда - изысканно точным, иногда - навязчивым, как разговоры после лишне выпитого пьяного с трезвым. В плане узнавания - с моментально срабатывающим эффектом» (Ирина Корнеева, «Российская газета»).

«Хотя прокатчики анонсируют «Пока ночь не разлучит» как сатиру, это не столько «разоблачение столичных нравов», сколько отражение абсурда, всегда так или иначе присутствующего в человеческих отношениях и в вербальной коммуникации, как деловой, так и личной. В фильме Бориса Хлебникова порой буквализируется сама этимология слова «абсурд» - далеко не все участники многочисленных диалогов способны расслышать друг друга без помех, искажающих смысл речи. Ну, когда этот смысл вообще присутствует в словах, просто заполняющих время ожидания выпивки и закуски» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ Weekend»).

«Никаких социальных подтекстов. Никаких обобщений. Никакого предчувствия Болотной площади - боже упаси. Как в случае с любой шуткой, всё показанное на экране либо кажется вам смешным, либо нет. Всё остальное - уже лирика» (Никита Карцев, «Московский комсомолец»).

«Многократно описанный в прессе проект Бориса Хлебникова ещё семь, ну, восемь месяцев назад смотрелся бы как актуальная социальная сатира, уязвляющая «гримасы НЭПа»… Сегодня же эта вполне тонкая, наблюдательная и, главное, достоверная зарисовка жизни 2011 года производит тягостное впечатление пира во время чумы, а игривый финал и вовсе превращает бунюэлевскую антибуржуазную сатиру в «Калигулу» (Василий Корецкий, OpenSpace.ru).

«Какой у него глаз! Какие узнаваемые типажи!» - восхищался Хлебниковым Андрей Смирнов, когда шёл из Зимнего театра на приём по случаю открытия «Кинотавра». И с глазом, и с типажами всё в порядке; в «Пока ночь не разлучит нас» собралось множество точно подобранных исполнителей - от Анны Михалковой до Алёны Долецкой, от Дуни Смирновой до Алисы Хазановой, от Евгения Сытого до Александры Ребенок. Это набор виньеток общей продолжительностью в 65 минут, из которого складывается вполне отчетливый образ современной, злобной и душной Москвы, обитателям которой не нужен повод, чтобы вцепиться друг другу в горло или дать кулаком в глаз» (Денис Корсаков, «Комсомольская правда»).

«Пока ночь не разлучит» похож на капустник с прекрасными женщинами и сольными партиями мужчин… Эпизоды рассыпаются цепочкой забавных ситуаций, но неясно, как именно они могут восприниматься человеком, не знакомым с лицами или спецификой известного московского ресторана. Впрочем так же неясно, стоит ли предъявлять претензии к занятному эксперименту симпатичных людей, исходя из ожиданий большого кино» (Владимир Лященко, Газета.ru).

«Кино получилось - оно смотрится легко, конструкция его оригинальна и даже филигранна. Это мозаика из микропортретов, жанровых сценок, скрепленная линиями двух персонажей, официантов в исполнении талисманов Хлебникова - актёров Александра Яценко и Евгения Сытого… Умение «попасть» в образ при выборе актёров даже на самые крошечные роли - конёк Хлебникова, а тут ролей много, было где развернуться. Отдельные камео просто прекрасны» (Дарья Борисова, «Независимая газета»).

«Этот фильм - контрастный душ, трагифарс, местами действительно смешной, и идёт всего 65 минут… Милая, симпатичная шутка, изящная штучка - не более того. Выхода на какие-то серьёзные обобщения не будет. Параллели с «Репетицией оркестра», «Повар, вор, его жена и её любовник» Гринуэя, «Большой жратвой» Феррери мне представляются сильной натяжкой. Но и капустником, бессмысленным винегретом фильм не назовёшь: в нём есть острота взгляда, которая возбуждает в зрителе желание поразмышлять над антропологическим зоопарком, в котором живём, над фантасмагорией, которая разлита на экране и в действительности. Для режиссёра «кухня» и «зал под люстрами» - разные палубы одного корабля. Хорошо бы - не «Титаника». Радует то, что Хлебников, строитель собственного ироничного и горького кино, демонстрирует выраженное комедийное дарование. Самые остроумные моменты картины сочинены не за счёт текста, а средствами пластики» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).

«Когда я смотрел фильм, у меня душа пела, я просто наслаждался, потому что я смотрю всё, что выходит, и вижу немереное количество этой жуткой тупой гламурной попсы, от которой уже начинаю убегать. Смотреть всё это невозможно, и я мучительно жажду, чтобы хоть какие-то фильмы прорвались к реальности, к реальным отношениям, к реальным словам… Голод в стране на социальное кино, особенно социальные комедии» (Александр Шпагин, «Сеанс»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта