ЗА ХОЛМАМИ
(«Dupa Dealuri», Румыния-Франция-Бельгия, 2012)
Режиссёр: Кристьян Мунджу
В ролях: Космина Стратан, Кристина Флютур, Валериу Андриута, Дана Тапалага, Лильяна Мокану, Дору Ана, Луминта Георгиу, Алина Берзунтяну, Теодор Корбан, Тания Попа, Йон Сапдару, Андрея Босняг.
Жанр: драма. Наши дни. Главные героини вместе выросли в детском доме, но потом Алина (Флютур) уехала на заработки в Германию, а Войкица (Стратан) решила уйти в монастырь. Спустя несколько лет Алина возвращается на родину, надеясь забрать с собой Войкицу - единственного человека во всём мире, которого она любит, и кто отвечает ей взаимностью. Но Войкица нашла Бога - а любовь к Богу сложнее всего подвергать ревности… Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 2005 году в Румынии и наделавших шуму в румынских СМИ. Всё началось с заметки в провинциальной газете о том, как священник в православном монастыре привязал к кресту девушку, приехавшую в гости к одной из послушниц, и начал изгонять из неё злых духов. История была изложена эффектно, но неточно, однако именно в таком виде она разошлась по заголовкам всего мира. Чуть позже Татьяна Никулеску, которая тогда работала корреспондентом «Би-Би-Си», решила разобраться в произошедшем. Ей в документальной книге удалось пролить некоторый свет на события тех дней. Оказалось, как водится, что там всё было гораздо сложнее, чем кажется, но Татьяна старалась выслушать всех и никого не судить, поэтому с ней общалась даже церковь. Но фильм «За холмами» был задуман так, чтобы как можно меньше напоминать о реальной истории - главные героини не похожи на реальных персонажей газетной хроники. Румынский режиссёр Кристьян Мунджу родился 27 апреля 1968 года. Изучал английскую литературу в университете города Яссы и кинорежиссуру в Институте кино в Бухаресте. Работал учителем и журналистом в газетах и журналах, на радио и телевидении до 1994 года. Во время учёбы в Институте кино работал ассистентом режиссёра на иностранных фильмах, снимавшихся в Румынии. После окончания института в 1998 году снял несколько короткометражек. Премьера его первой полнометражной картины «Запад» состоялась в Канне в 2002 году в программе «Двухнедельник режиссёров», затем картина была отмечена премиями на нескольких кинофестивалях. В 2007 году Мунджу получил «Золотую Пальмовую Ветвь» за картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и положил начало мировой моде на румынскую «новую волну». «За холмами» спродюсирован при участии четырёхкратных каннских лауреатов братьев Дарденн. Главные роли у Мунджу сыграли дебютантки. Космина Стратан - 28-летняя студентка театральной школы и журналистка, начинавшая в той же газете, где когда-то, ещё до кинокарьеры, писал и сам Мунджу. Со своим будущим режиссёром она познакомилась, когда пришла брать у него телеинтервью. Кристина Флютур - 34-летняя переводчица и актриса национального театра. Ни одна из них прежде не играла в полнометражных фильмах, и обе начали кинокарьеру сразу с каннской красной дорожки. Оператор Олег Муту работает с Мунджу со студенческих времен. Муту является одной из ключевых фигур «новой волны» румынского кино. Родился в 1972 году в Кишиневе. Переехал в Румынию в 1993 году. Учился в Бухарестской Академии театра и кино. Начал работать как оператор на ТВ. В качестве продюсера и оператора-постановщика работал над такими признанными картинами, как «Запад» и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Мунжу, «Сигареты и кофе» и «Смерть господина Лазареску» К. Пую. Оператор-постановщик фильмов «В субботу» Александра Миндадзе, «Счастье мое» и «В тумане» Сергея Лозницы. Для Кристьяна Мунджу церковь - сакральное пространство, он никогда не стал бы делать фильм в настоящем храме. Тем более, что среди актёров были религиозные люди, и им было бы невозможно играть те психически и физически изнурительные сцены, которые прописаны в сценарии, перед настоящим алтарём. Поэтому съёмки проходили в декорациях, специально построенных для проекта на холме неподалеку от Бухареста. «За холмами» был отобран в конкурсную программу МКФ в Канне 2012 года. После финальных титров с разных концов каннского зала раздалось громкое неодобрительное «бу-у-у», успешно соперничающее с аплодисментами. Зато на пресс-конференции Мунджу устроили овацию, какую в Канне услышишь нечасто. Кроме того каннское жюри удостоило картину «За холмами» приза за лучший сценарий (Мунджу) и приза за лучшую женскую роль (Стратан и Флютур). Позднее Румынский центр кино выдвинул картину Мунджу в претенденты на получение «Оскара», а Европейская киноакадемия включила её в число 47 фильмов, которые могут получить номинацию в категории «Лучший фильм года».
КРИСТЬЯН МУНДЖУ:
«Это история о любви, о разных видах любви, и о том, на что люди готовы пойти во имя любви. О том, что можно, любя, забыть себя, но невозможно забыть того, кто тебя любит. О том, как каждый человек решает для себя, что правильнее - предпринять что-то и совершить ошибку, или ничего не предпринимать, опасаясь ошибиться. Впрочем, лучше не объяснять словами: любой фильм больше своего синопсиса».
«Я принципиально старался никак не показывать свою собственную точку зрения. Справедливости ради обо всех персонажах нужно сообщить достаточно, чтобы зритель был в состоянии понять их мотивы. В картине есть жертва, но нет виноватых - тем более, что люди, которые по-настоящему определили судьбу девочек, которые воспитывали их с двухлетнего возраста, в фильме не присутствуют. Ведь это не только история о двух конкретных персонажах - это история о румынском обществе, о том, какие решения в нём принимаются, о том, в каких отношениях находятся рациональный и физический мир».
«Я снимаю длинными планами. В моих фильмах, как в театре, всё происходит у зрителя на глазах, и он сам уже выбирает, что из происходящего важно. На мой взгляд, это проявление уважения».
«Визуальная сторона любого фильма зависит от происходящих в нём событий: режиссёр должен быть открытым и понимать, что диктует ему история. Мы с Олегом Муту, например, с самого начала решили, что действие будет происходить не летом, как было в реальности, а зимой».
«Фильм рассказан глазами Войкицы, она присутствует почти в каждом кадре. Я выкинул из сценария все эпизоды, которых она увидеть не могла».
«В Румынии, как и во многих других странах, церковь обладает большим могуществом, но власть подразумевает ответственность, а не запрет на любые сомнения, связанные с церковными установками. Вдобавок, зачастую истинные религиозные ценности подменяются их поверхностным толкованием, а люди, которые считают себя религиозными, на самом деле просто суеверны, только не понимают, что между глубокой верой и поверхностными иррациональными рефлексами есть большая разница».
«Это фильм скорее о суевериях, чем о религии. О том, стоит ли понимать заповеди буквально и следовать букве христианства, а не его духу».
«Эта история - не про экзорцизм, а скорее про наше сегодняшнее общество. Про то, что и религиозные, и светские власти могут ошибаться: одни - творя зло во имя добра, вторые - воздерживаясь от любого вмешательства, чтобы не навредить».
«Картина требует некоторых усилий - набраться терпения на полтора часа, чтобы получить всю необходимую информацию. После этого события начинают разворачиваться очень быстро. Я требую многого от зрителя - потому что я делаю не развлекательное кино, а фильмы, которые заставят людей задавать себе вопросы. Если они хотят развлекаться и смотреть на мелькающие картинки - милости просим, таких режиссёров много. Но мне совершенно не нужно становиться одним из них».
«Я очень хочу, чтобы люди - и верующие люди в том числе - посмотрели «За холмами» и составили себе мнение о нём сами, а не по газетным статьям. Я не хочу, чтобы фильм нравился - мне нужно, чтобы он бросал вызов и заставлял людей думать».
КРИСТИНА ФЛЮТУР:
«За холмами» - моё первое столкновение с кинокамерой, но у меня не возникло ощущения, что надо осваивать принципиально новое ремесло. Я просто окунулась в работу с головой. Мне показалось, что главное отличие кино от театра состоит в скоростях. В театре у тебя в распоряжении месяц, а то и два, чтобы срастись с персонажем и сродниться с текстом. А Кристьян переписывал реплики прямо по ходу съёмок, и на то, чтобы их разучить, отводилось не больше часа. Но мне даже понравилось - можно было не вдаваться в чрезмерно подробный анализ и вообще не задумываться, играть нутром, а не головой. И ещё мне понравилась тонкость, с которой кинематограф способен рассказывать о персонажах, отталкиваясь от одной какой-нибудь мелкой детали. В театре всё гораздо крупнее».
«Алина очень похожа на меня саму - я верю, что мы сами должны нести ответственность за свои слова, решения и поступки. И есть жуткая ирония в том, что в финале эту сильную, волевую, боевую девушку лишают всякой возможности действовать и решать за себя. Это страшно бесит».
«Сценарий Кристьяна хорош тем, что сенсационную новость превратил в глубокую человеческую историю. Историю про конкретных людей с конкретными убеждениями, про любовь, а не только про религию или про устройство общества. Там всё было гораздо сложнее, чем в новостях, где настолько часто рассказывают о кровавых вещах, что мы потеряли способность ужасаться».
«А предрассудки и суеверия надо отбросить ещё прежде, чем в зале погаснет свет - иначе не имеет смысла смотреть фильм». КОСМИНА СТРАТАН:
«Когда я прочла сценарий, Алина, героиня Кристины, понравилась мне куда больше, чем Войкица - она очень свободная, очень озлобленная и очень храбрая. Но потом мы с Кристьяном всё обсудили, устроили несколько репетиций, и я постепенно начала понимать своего персонажа. Хотя поначалу очень сложно было смириться с тем, что Войкица ничего не может решить самостоятельно, не может наплевать на чужие советы. Ей постоянно нужно на кого-то опираться, она не может шагу ступить без чужого одобрения».
«Я уже на пробах поняла, что с Кристьяном будет легко работать, потому что он очень спокойный и его спокойствие передается всем, кто находится рядом. Если на съёмках что-то шло не так, он просто говорил: хорошо, девочки, а теперь давайте попробуем чуть-чуть по-другому. Это настоящий дар - давать людям свободу перед камерой».
«Я надеюсь, что люди, которые посмотрят фильм, смогут отнестись к нему как к личной истории, а не как к антиклерикальному или антиобщественному высказыванию. Здесь речь идёт, прежде всего, о личной ответственности, пусть даже и в религиозном контексте. О том, что вера не обязательно требует примирения с системой - каждый верующий может определять правила сам для себя».
ПРЕССА:
«Эта картина обладает свойствами медленного яда, от которого не избавляют новые впечатления… Иллюзия любви к богу ничем не лучше иллюзии любви к человеку, любой выбор может быть и хорош, и плох одновременно, но за последствия всё равно отвечаешь ты - в финале «За холмами» подходит к той точке, где перекладывание ответственности на другого (любого другого) уже невозможно» (Мария Кувшинова, openspace.ru). «Журналист по первой профессии, Мунджу выстраивает повествование в почти бесстрастной манере, не нагнетая эмоций в зале, но позволяя героям доходить до крайних точек эмоциональных взрывов. Финал у многих вызовет упреки в недоделанности, но я вижу здесь художественную и публицистическую логику: коллизия мистической Битвы Добра и Зла обрывается в сугубую прозу» (Валерий Кичин, «Российская газета»). «На Западе не понимают актуальность фильма Мунджу для большинства бывших соцстран, где церковь действительно богатеет и обретает всё большую политическую силу» (Юрий Гладильщиков, РИА Новости). «Прекрасно снятый оператором Олегом Муту фильм содержит несколько сильных режиссёрских сцен, но как целое не выдерживает ожиданий, связанных с Мунджу. Сюжет не работает как метафора общества, а характеры героинь остаются двойственными, по существу не раскрытыми - а в данном случае это слабость. Главное же - не хватает эмоционального включения на протяжении двух часов сорока минут действия» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»). «Фильм идёт два с половиной часа. Думаете, скучный? Как бы не так! Действие не провисает ни на минуту, кульминация работает как в образцовом триллере. Режиссура очень высокого класса» (Олег Зинцов, «Ведомости»). «Про Мунджу всегда было подозрение, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает, но тут он жульничать перестаёт и начинает снимать честный и доходчивый манифест, заметно теряя значительную долю своего обаяния. И при всех очевидных достоинствах вроде прекрасных актрис, безупречного ритма и того факта, что «За холмами» - гораздо грандиознее, чем кажется, надо представлять себе, что это выход убежденного атеиста, который два с половиной часа будет экзальтированно вбивать в слушателей одну и ту же мысль: церковные устои мало чем отличаются от фашизма, только фашизм уничтожен, а церковь - почему-то нет, рознящиеся ценности уничтожают любовь, Бога нет, а если и есть, то какое ему дело до нас, грешных» (Анна Сотникова, «Афиша»). «Режиссёр намеренно убирает из фильма себя, свою точку зрения. В картине, снимавшейся ради психологического правдоподобия в хронологическом порядке, нет даже музыки - она возникнет только на финальных титрах… Нет в его фильме ни правых, ни виноватых, ни разоблачения религии, ни попытки её защитить. Но есть удивительное ощущение присутствия в каждом кадре добра и зла. Причем источник ни того, ни другого мы угадать не можем. Видимо, именно это придает всему происходящему формат настоящего триллера. Во всяком случае, все два с половиной часа картина смотрится на одном дыхании. Работа оператора Олега Муту безукоризненна, при том, что картина снята очень длинными - иногда до 8 минут - планами. И хотя действие происходит в южной части Европы, кажется, что над всем этим витает брейгелевский дух» (Лариса Юсипова, «Известия»). «Из уважения к режиссёру и к его былым заслугам до последнего момента отказываешься верить в непроходимую глупость фильма и отсутствие внятного замысла. В какой-то момент возникает даже крамольное подозрение: на самом деле в Мунджу проснулся внутренний фашист, решивший снять ультраправое высказывание о ненависти к иммигрантам и вообще другому, который врывается в мирно живущий чужой дом со своим уставом. Это было бы отталкивающе, но хотя бы неожиданно. Но вряд ли хоть какого-то - пусть даже и такого - радикализма следует ожидать от человека, который корректирует свои творческие планы в строгом соответствии с датами проведения престижных фестивалей» (Борис Нелепо, «Сеанс»). «За холмами» - настоящее произведение искусства, сильное, умное и бескомпромиссное… При всех вопросах, кое-что в этой болезненно-релятивистской вселенной бесспорно. Прежде всего, умение Мунджу выбирать актёров: дебютантки Кристина Флютур и Космина Стратан безупречны. Затем его умение выстроить мизансцену, избежав нарочитости и сохранив отстранённость, какие бы страсти ни кипели на экране: тут немалая заслуга принадлежит замечательному оператору Олегу Муту, снимавшему и предыдущие работы Мунджу, и два игровых фильма Сергея Лозницы. Наконец, умение нагнетать напряжение, взрывая его логичной и всё равно неожиданной кульминацией. Большой режиссёр» (Антон Долин, Газета.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|