Последняя сказка РитыПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ
(Россия, 2012)
Режиссёр: Рената Литвинова.
В ролях: Ольга Кузина, Татьяна Друбич, Рената Литвинова, Николай Хомерики, Сати Спивакова, Алиса Хазанова.
Жанр: мистическая драма.

Три женщины, три состояния души, три вечные темы:  любовь, смерть и поиски счастья. Рита (Кузина) удачно помолвлена и готовится к свадьбе после планового медицинского осмотра. Надя (Друбич), работающая врачом, крайне несчастлива в браке и ненавидит своего мужа, находя утешение в алкоголе. Таня Неубивко (Литвинова) обитает в другом мире, изредка посещая наш, чтобы сопроводить в иной мир души тех, кто способен любить. Здесь, на земле, ей приходится приспосабливаться к местным реалиям, терпеть абсурдное устройство нашей жизни. Но ради красивой души можно пойти и на это. Действие фильма разворачивается среди голых стен странноватой клиники, в прокуренных врачами помещениях - на грани реальности и запределья…

В «Последней сказке Риты» (рабочее название фильма - «Их было три подруги») Рената Литвинова выступила как продюсер, автор сценария, режиссёр, актриса и один из художников по костюмам. Ныне известная всей стране Литвинова окончила сценарный факультет ВГИКа в 1989 году. Стажировку проходила в объединении Сергея Соловьева «Круг». Как сценарист получила известность после фильмов Валерия Рубинчика «Нелюбовь», Киры Муратовой «Увлеченья», «Принципиальный и жалостливый взгляд». Специально для Киры Муратовой написала несколько криминальных новелл, одна из них («Офелия») вошла в фильм «Три истории». По повести Литвиновой «Обладать и принадлежать» Валерий Тодоровский снял фильм «Страна глухих». Новелла «Две, кому-то нужные» положена в основу фильма Рустама Хамдамова «Вокальные параллели». Как актриса, Рената снялась в картинах «Увлеченья», «Три истории», «Настройщик», «Два в одном» и «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой, «Граница. Таежный роман» Александра Митты, «Мне не больно» Алексея Балабанова, «Чемоданы Тульса Люпера. Эпизод 3» Питера Гринуэя. Сняла документальный фильм о «звездах тоталитарного режима» - «Нет смерти для меня» (2000). Выступила в качестве продюсера фильма Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» (2002) и картины «Богиня. Как я полюбила» (2004), в которых сыграла главные роли, а с «Богиней» дебютировала как режиссёр полнометражной игровой картины. Поставила фильм-концерт «Зелёный театр в Земфире» (2008). Рената Литвинова попробовала себя в качестве театральной актрисы - она занята в спектакле МХТ им. Чехова «Вишнёвый сад» в роли Раневской (режиссёр А. Шапиро). Входила в состав жюри Берлинского и Московского МКФ. Заслуженная артистка РФ (2003).

Фильм снимался на личные средства продюсеров, без привлечения стороннего и государственного финансирования. Трудовой договор между продюсерами фильма Ренатой Литвиновой и Земфирой Рамазановой был заключен на символическую сумму - 1 рубль. Дружественный бренд «Абрау-Дюрсо» подключился к производству картины на стадии постпродакшна. Российская певица, музыкант, композитор и автор песен Земфира является также и автором музыки к фильму. «Последняя сказка Риты» снималась на фотоаппарат MARK II, а проблемой проекта стал нелёгкий выбор операторов, которых за время съёмок сменилось целых пять. На профессионала не хватало денег, приходилось приглашать студентов. Съёмки проходили нелегально на улицах, в одном подвале и в доме-музее Алексея Толстого, где все интерьеры фильма - квартира, больничная палата, похоронное бюро, кафе и т.д. - выстраивались художниками-постановщиками Татьяной Юрковой и Натальей Силинской (выпускницами школы-студии МХАТ). Цена соснового гроба, который был использован в сцене сна, составила 1900 рублей. При покупке режиссёру пришлось долго отказываться от оптовой покупки 9 гробов. Чтобы получить прокатное удостоверение, Литвинова придумала собственную производящую компанию, которую назвала соответствующе – «Запределье».

Одну из ролей в «Последней сказке Риты» исполнил кинорежиссёр Николай Хомерики («977», «Сказка про темноту», «Ночь длиною в жизнь», «Сердца бумеранг»). Изначально роль Хомерики в фильме была гораздо меньше. Но по ходу съемок персонаж разрастался и в итоге стал одним из принципиальных для сюжета. Кстати, Рената Литвинова, в свою очередь, снималась у Хомерики – в ленте «Сердца бумеранг» (2011).

«Последняя сказка Риты» принимала участие в конкурсной программе 3-го Одесского международного кинофестиваля и 34-го Московского международного кинофестиваля. Такого ажиотажа конкурсный показ на ММКФ не вызывал давно: всеми правдами и неправдами люди пытались попасть на премьеру нового фильма Ренаты Литвиной. Многие до последнего отказывались верить объявлению у входа в кинотеатр «билетов нет» и в агонии искали пригласительные.


РЕНАТА ЛИТВИНОВА:
«Этот фильм забрал два года жизни. Снят он был принципиально независимым ни от каких продюсеров, на свои деньги. Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актёров и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютно творческой свободы, которой я обладала».
«Всё снималось практически в одном подвале и полулегально на улицах. Денег на подкуп московских властей у нас не было. Откуда, когда даже артисты ничего не получали? Стоила картина какие-то гроши, и штат был минимальный - я и несколько моих ассистенток (одна не выдержала и уехала на родину в санаторий). А главным моим соратником на картине была Земфира. Эксперимент был смертельный. От здоровья у меня только шматки какие-то остались».
«Люди вовсе не оставлены небесными кураторами, и даже сама смерть уважает души людей, способные любить. Более того существует некий тайный ритуал уважения - сопровождать этих любящих людей в последний  путь. Мы утратили веру в ангелов Смерти и ангелов Жизни, но они не утратили веру в нас».
«Я вовсе не заигрываю с темой смерти. Я, может быть, сама и есть эта тема».
«Если  разделить жизнь женщины на периоды, которые играет каждая из трёх актрис, это могла быть одна женщина за целую жизнь в состоянии любви, в состоянии поиска любви и в состоянии потери».
«В связи со «Сказкой» я бы, наверное, упомянула «Орфея» Жана Кокто. А вообще у меня много любимых фильмов. Меня вдохновляют талантливые люди».
«По жанру - это сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль - я в такие «расклады» абсолютно верю. За всеми есть досмотр в высшем смысле - если смерть уважает человека, она его всегда предупреждает заранее».
«Это одновременно мистическая сказка, но там есть и драма, и мелодрама, и комедийных очень много моментов. Видимо, это очень авторский жанр, и можно его назвать: кино Ренаты Литвиновой».

ТАТЬЯНА ДРУБИЧ:
«Мы когда-то много лет назад хотели сделать эту историю с Ренатой. С тех пор прошло лет пятнадцать - всё изменилось - и история, и я. Не могу объяснить почему, но эта работа была мне необходима. Именно эта роль, и именно в сотрудничестве с Ренатой. Моя героиня - это тотальная потеря. Так я её внутри себя трактую. Потеря всего и любви к себе, и любви к когда-то любимым».

ОЛЬГА КУЗИНА:
«Очень сложно сформировать свои желания. И как раз в тот момент, когда это желание окончательно сложилось у меня в голове, мне позвонила режиссёр. Это для меня было удивительным совпадением – я хотела такую роль именно в независимом кино. Моя героиня Рита - обречённая женщина, но мы все обречены, в конце концов. И я понимаю, почему выбрали именно её, называя ее душу «красивой» именно из-за способности так отчаянно любить, ведь по жанру - это современная сказка, а в сказке такие качества очень ценятся».

ЗЕМФИРА:
«Предложение написать музыку к фильму восприняла как должное, а кто же ещё напишет Ренате музыку? С другой стороны, я не могу сказать, что понимаю кинопроцесс и законы жанра. Тем интереснее. Музыка в нашем фильме будет непохожей на остальные саундтреки, хотя бы потому, что я не знаю как «нужно». В процессе узнала много нового, присутствовала на озвучании. Странная вещь, вроде бы мы (музыканты и кинозвукорежиссёры) по сути занимаемся одним и тем же, звуком, но разница в подходе и принципах огромная! Хороший опыт. Буду счастлива, если музыка будет помогать фильму, а не отвлекать или раздражать. Кино очень похоже на Ренату. Безумное, с миллионом деталей и обязательно грустное».


ПРЕССА:

«Сказка» жёстко организована, блестяще - на всех уровнях: от диалогов и кастинга до работы ещё не прославленных молодых операторов - исполнена и упрямо серьёзна в своём отношении к смерти… Конечно, сказка - о смерти. О чем же ещё: все фильмы - о смерти. Точнее говоря - поскольку никто не знает, пока не умрёт, что такое смерть, - о том, как люди представляют смерть, какой смерти боятся и о какой смерти мечтают. Возможно, знают поэты, но Литвинова – поэт. «Сказка» непрестанно балансирует на грани между смертью как физической, грубой, нечистой, несчастной реальностью и смертью, как проекцией человеческих надежд на то, что не может же так быть, чтобы «там» ничего не было» (Михаил Трофименков, varietyrussia.com).

«Трудно отделаться от ощущения, что действие новой отечественной картины происходит в царстве Снежной Королевы, а большинство персонажей - лишённые эмоций манекены. В данных обстоятельствах самым живым героем оказался… хорек - он живой, энергичный и всегда действует непредсказуемо. Тем не менее, новая отечественная лента, безусловно, рекомендуется к просмотру поклонникам сыгравших в ней актрис, а также любителям всего красивого. Ещё, возможно, эта история заинтересует фанатов старого кино. Они наверняка будут гадать, случайно ли героиня Ренаты Литвиновой, как и персонажи «Орфея» Жана Кокто, для связи с параллельным миром пользуется радиостанцией и случайно ли исполнительница роли девушки по имени Маргарита Готье похожа на Грету Гарбо (у легендарной звезды одной из самых заметных киноработ была именно «Дама с камелиями»). А вот поклонникам сказок для взрослых, мистических триллеров и историй любви лучше пересмотреть шедевры жанра, чтобы не тратить зря силы, время и нервы» (Светлана Степнова, ruskino.ru).

«Как бенефис Ренаты Литвиновой, где её очень много и к месту, «Последняя сказка Риты», безусловно, удалась. Большая часть монологов и диалогов главной героини - очень смешной чёрный юмор, есть и политические аллюзии (?«мэр этого города постоянно сносит красивые здания»), которые в ином исполнении выглядели бы натужной шендеровичщиной» (Борис Гришин, InterMedia).

«О чём кино? Смешной вопрос - конечно, о Ренате Литвиновой в момент, когда она философствует на темы Любви и Смерти. Она как автор и как актриса всегда действует на чисто физиологическом уровне. Есть актёры интеллектуальные, есть интуитивные, есть эмоциональные, а она - редкий тип актрисы физиологической. Этот тип изначально мёртв, как премьер анатомического театра. Одних он неудержимо притягивает, других необъяснимо отталкивает. И он всегда играет Смерть, наряжая её в разные причудливые прикиды и пытаясь духами заглушить аромат тления» (Валерий Кичин, vmire24.ru).

«Драматург и режиссёр Литвинова не скована ничьей посторонней волей, снимает не для мифического «зрителя», с которым заигрывают трусливые режиссёры, а для себя и тех, кто солидарен с её внятной и стройной (несмотря на всю визуальную причудливость) моделью мира» (Вадим Рутковский, snob.ru).

«В игровом режиссёрском дебюте Ренаты Литвиновой «Богиня» ещё можно было обнаружить отдельные признаки того, что автор, если постарается, сможет стать нормальным кинематографистом, снимающим и монтирующим в соответствии с общечеловеческими понятиями. «Последняя сказка Риты» отчётливо говорит: я за пределами всяких понятий, кроме тех, которые важны для автора. Наверное, из-за этого вторая режиссёрская работа Ренаты Литвиновой производит более уверенное и цельное впечатление: в «Богине», несмотря на название, лирическая героиня ещё признавала существование над ней каких-то высших сил, теперь сама она высшая сила и есть и всё ей подвластно» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта