ФРАНКЕНВИНИ
(«Frankenweenie», США, 2012)
Режиссёр: Тим Бёртон.
Жанр: анимационная комедия ужасов. Мальчик Виктор Франкенштейн очень любит своего пса Спарки. Спарки - звезда его самодеятельных фильмов о чудовищах. Но случается ужасное - Спарки попадает под колёса автомобиля. Виктор безутешен, но однажды на уроке в школе он узнает о воздействии электричества на нервные окончания. Виктор решает починить Спарки, используя нитки, гвозди и шурупы, а затем оживить его с помощью электричества. И действительно - пес возвращается к жизни, хотя теперь он по-настоящему похож на одного их тех монстров, которых изображал в фильмах Виктора. Соседи крайне недовольны появлением в их благополучном квартале собаки-урода, воскрешённой из мёртвых. Особенно недоволен мэр города мистер Бургермайстер, который не любил Спарки, даже когда он был нормальным псом. Ситуация осложняется тем, что Бургермайстер - опекун юной Эльзы Ван Хельсинг, которая приходится ему племянницей. Виктору нравится Эльза, а Спарки испытывает романтические чувства к пуделю Эльзы, Персефоне… В основу ленты положен одноименный игровой короткометражный фильм Тима Бёртона («Битлджус», «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен Возвращается», «Эд Вуд», «Марс атакует!», «Сонная Лощина», «Планета обезьян»,«Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране Чудес», «Мрачные тени»), снятый им в 1984 году на студии «Disney» и являвшийся вольным переложением для детской аудитории картины Джеймса Уэйла «Франкенштейн». После тестового просмотра руководство студии решило, что эта лента будет оказывать слишком пугающее влияние на детей, и отложило её выход на неопределенное время. На вопрос, что именно из фильма следует удалить, чтоб он вышел в прокат, автору ответили, что «сама по себе атмосфера фильма пугает» и перемонтаж не поможет. После этого случая Бёртон был уволен со студии с формулировкой «пустая трата рабочей силы и денег». В результате фильм был выпущен на видео в «отцензуренном» варианте, лишь восемь лет спустя. А в 2007 году студия «Disney» сама обратилась к Бёртону с просьбой снять римейк своего фильма и вскоре объявила о запуске этого проекта. Подготовка к съёмкам фильма началась 27 марта 2008 года. Сценарист Джон Огаст неофициально начал работать над ремейком ещё в 2006 году, но контракт подписал только в 2009-м. Мультфильм (как и в случае с его первоисточником) снят в монохромном изображении. Это первый за 13 лет фильм Бёртона, в котором не принимает участия его подруга жизни Хелена Бонэм-Картер. И Джонни Депп, представьте себе, тоже в проекте не участвует! «Франкенвини» режиссёр снимал практически параллельно с игровым фильмом «Мрачные тени». Действие анимационного «Франкенвини» разворачивается в 70-х годах прошлого века в вымышленном городе Нью-Холланд, - по определению режиссёра, «своего рода комбинации Бурбэнка и Трансильвании» (Тим родился и провёл детские годы в Бурбэнке, штат Калифорния). Поэтому школа, в которую ходит Виктор, очень похожа на школу Бёртона. И на холме недалеко от дома Тима действительно возвышалась ветряная мельница, которая играла немаловажную роль в ежегодном праздновании Дней Голландии. Главные герои фильма названы в честь персонажей популярнейших фильмов ужасов тридцатых годов. Все персонажи созданы по эскизам самого Тима Бёртона. Некоторые наброски он сделал в 1984 году во время съёмок короткометражного «Франкенвини», другие рисунки появились уже в процессе работы над новой, анимационной версией. Школьный учитель смоделирован с известного американского актёра, мастера ужаса, Винсента Прайса. Мультфильм снимался со скоростью 24 кадра в секунду. Художники-аниматоры должны были изменять положение кукол и предметов в кадре 24 раза, чтобы снять всего одну секунду фильма. В среднем один художник-аниматор успевает снять только 5 секунд за неделю. Серьёзно увеличить скорость съёмки позволяло создание нескольких идентичных кукол одного и того же персонажа, чтобы снимать несколько сцен с этим героем в одно и то же время. Одновременно и независимо друг от друга над фильмом работало до 18 художников-аниматоров. Было создано 17 идентичных копий Виктора Франкенштейна, и 12 копий песика Спарки. Первой была создана кукла Спарки. Тим Бёртон хотел, чтобы Спарки был весьма подвижным, с повадками и мимикой настоящей собаки. Соответственно, каркас куклы должен был состоять из множества сочленений и размер в 10 сантиметров оказался предельно малым размером для создания Спарки. Как только размер первой куклы был утверждён, художники рассчитали пропорции для всех остальных персонажей и декораций. Всего для съёмок было создано более 200 различных кукол и элементов декораций. Декорации для фильма были выстроены на столах. Большая часть миниатюрного реквизита была сделана и раскрашена вручную. Художник-постановщик Рик Хайнрихс сотрудничал с Бёртоном на многих его проектах, включая «Спящую лощину», «Планету обезьян» и «Мрачные тени». Бюджет картины составил $125 миллионов. Музыку к фильму написал четырежды номинированный на «Оскар» Дэнни Эльфман («Кошмар перед Рождеством», «Миссия невыполнима», «Люди в черном», «Умница Уилл Хантинг», «Чикаго», «Крупная рыба», «Алиса в Стране чудес», «Мрачные тени»), сотрудничающий с Бёртоном с 1985 года, когда сочинил саундтрэк к первой полнометражной ленте Тима «Большое приключение Пи-Ви». Предыдущие кукольные фильмы Бёртона «Кошмар перед Рождеством» (продюсер) и «Труп невесты» (режиссёр) были номинированы на премию «Оскар». Показом «Франкенвини» в октябре 2012 года открылся 56-й Лондонский МКФ.
ТИМ БЁРТОН:
«Я рад, что вернулся к проекту «Франкенвини» 1984 года, который я тоже снял для студии «Disney». Но тогда денег не хватило, и вместо полнометражного кукольного фильма я сделал короткий игровой фильм с актёрами».
«Я бы не взялся делать то, что уже когда-то сделал. Для меня это попытка вернуться к оригинальным образам и выжать из них при помощи сценария больше красок и настроения. Всё будет по-другому, несмотря на то, что история та же».
«Я давно думал над тем, как расширить эту историю. Я нашёл свои рисунки к первому фильму, добавил много новых героев - и мне понравилось то, что получилось. Идея та же, но в более широком масштабе, с этаким мэшапом старинных монстров, кусочками из «Франкенштейна» и «Дракулы» и всяким таким прочим».
«Мне показалось интересным отказаться от цвета, ведь чёрно-белая гамма очень соответствует настроению этой истории».
«Процесс работы над кукольным фильмом чрезвычайно медленный. Человеку нетерпеливому он может показаться изощренной пыткой».
«Кукольная анимация оказалась вне времени. Новые электронные технологии, конечно, помогают, но не меняют конкретную предметность среды и физическую реальность кукол. Их по-прежнему делают не компьютерной мышью, а руками - из силикона, латекса, металла и всяких тряпочек».
«Расцениваю ли я этот проект как самый личный? У меня уже было несколько личных проектов, но этот, пожалуй, наиболее личный».
ЭЛЛИСОН ЭББЕЙТ, продюсер:
«Это удивительное семейное кино. В нём много отсылов к старым фильмам, на которых многие зрители выросли. Так что не только дети, но и взрослые получат свою долю удовольствия. Новое путешествие, в которое приглашает Тим, будет восхитительно страшным, очень смешным и трогательным». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|