ДОЛЯ АНГЕЛОВ
(The Angels' Share, Великобритания-Франция-Италия-Бельгия, 2012)
Режиcсёр: Кен Лоуч.
В ролях: Пол Бранниган, Джон Хеншоу, Гэри Майтланд, Джасмин Риггинс, Уильям Руан, Сиобан Рейли, Роджер Эллэм.
Жанр: комедия. Молодому парню из Глазго по имени Робби (Бранниган) грозит тюремный срок, но ему дают последний шанс и приговаривают к общественным работам. А в это время подруга Робби Леони (Рейли) дарит ему сына. В палате роддома, впервые в жизни взяв малыша на руки, Робби, поддавшись нахлынувшим отцовским чувствам, клянётся всеми ангелами на свете, что его сын ни за что не повторит его собственную судьбу! Для человека, которого неотступно преследуют и полиция, и местные бандиты, и собственный тесть, это весьма опрометчивое обещание! Трудясь на общественных работах, Робби знакомится с Рино (Руан), Альбертом (Майтланд) и Мо (Риггинс). Всем им назначают наставника Гарри (Хеншоу), который втайне обучает своих подопечных искусству дегустации виски. Тут Робби открывает в себе настоящий талант, позволяющий ему различать самые редкие и дорогие сорта. Как поступят Робби и его новые друзья с этим даром? Об этом знают только ангелы… Кен Лоуч - британский кинорежиссёр, классик европейского остросоциального кино. «Формула Лоуча - суровый парадокументальный реализм с укрупненной, почти телевизионной оптикой» (Андрей Плахов). Лоуч родился 17 июня 1936 года в городе Нанитон, Великобритания, в семье шахтёра. Во время обучения в Оксфорде записался в клуб экспериментального театра. С 1961 года снимал для Би-би-си документальный телесериал о жизни бездомных, который получил огромный общественный резонанс. В 1968 году на экраны выходит первый полнометражный фильм Лоуча - «Бедная корова». Для этого кинодебюта характерно сочетание формальной изощрённости в духе французской «новой волны» с приземлённостью, которую кинокритики прозвали «реализмом кухонной раковины». Представителем этого направления Лоуч оставался на протяжении всего своего творческого пути. Он всегда избегал пересечений с Голливудом, следуя традиции социального реализма. Пиком раннего творчества Лоуча был фильм «Кес» (1969, «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах), который Британский институт кино отнёс по итогам XX века к лучшим свершениям национального кинематографа. Его фильмы постоянно становились участниками конкурсной программы Каннского МКФ: «Взгляды и улыбки» (1981, приз экуменического жюри), «Тайный план» (1990, приз жюри, приз экуменического жюри), «Отбросы общества» (1991, приз ФИПРЕССИ), «Град камней» (1993, приз жюри), «Земля и свобода» (1995, приз ФИПРЕССИ, приз экуменического жюри), «Меня зовут Джо» (1998), «Хлеб и розы» (2000), «Милые шестнадцать лет» (2002), «Ветер, который качает вереск» (2006, «Золотая Пальмовая Ветвь»), «В поисках Эрика» (2009), «Ирландский маршрут» (2010). Фильм «Божья коровка, улети на небо» (1994) получил высокую оценку и приз экуменического жюри на Берлинском МКФ. В 1994 году Кен Лоуч получил венецианского «Золотого Льва» за вклад в мировой кинематограф, а в 2003 году был удостоен художественной премии императора Японии. Лоуч - патрон нескольких благотворительных учреждений и активный политический деятель левых взглядов. Сценарий «Доли ангелов» был написан постоянным соавтором Лоуча - Полом Лаверти, который работал над сценариями картин мэтра «Песня Карлы», «Меня зовут Джо», «Хлеб и розы», «Милые шестнадцать лет», «Нежный поцелуй», «Ветер, который качает вереск», «Это свободный мир», «В поисках Эрика», «Ирландский маршрут». Продюсером «Доли ангелов» стала Ребекка О'Брайен, работавшая над более чем десятью фильмами Лоуча. «Долей ангелов» называют количество испарившегося за время выдержки в бочках виски (2% ежегодно). Считается, что это ангелы забирают свою долю. Среди актеров, занятых в фильме, многие уже имели опыт работы с Лоучем: Джон Хеншоу («В поисках Эрика»), Уильям Руан («Ветер, который качает вереск»), Гэри Майтланд («Милые шестнадцать лет»). Для Пола Браннигана, сыгравшего Робби, это была первая роль в кино. На многие женские роли Лоуч подыскивал непрофессиональных актрис - с этой целью в Глазго был устроен кастинг молодых шотландок с призывным заглавием «Are you Ken Loach's Angel?». «Нам нужны новые, живые, cвежие лица, и у каждой уроженки Глазго от 19 до 26 лет есть шанс» - говорилось в обращениях. Почти все персонажи «Доли ангелов» говорят на таком дремучем диалекте, что этот английский фильм на фестивальных показах сопровождался литературными английскими субтитрами! Оператором «Доли ангелов» стал Робби Райан, получивший в этом году в Венеции приз «Золотые Озеллы» за лучшую операторскую работу в картине Андреа Арнольд «Грозовой перевал». К слову, Райан также работал над другими фильмами Арнольд – «Красная дорога» и «Аквариум». «Доля ангелов» - первый опыт сотрудничества Лоуча и Райана. Съёмки «Доли ангелов» проходили с апреля по июнь 2011 года в Шотландии, преимущественно в Глазго (где Лоуч также снял свои фильмы «Песня Карлы», «Меня зовут Джо», «Нежный поцелуй») и Эдинбурге. Также для съёмок был задействован ликеро-водочный завод «Balblair» в Эддертоне - районе Глазго. В самом начале съёмок в Шотландском нагорье случился неприятный инцидент - Лоуч упал и получил травму, что задержало процесс на несколько недель, до выздоровления режиссёра. Фильм «Доля ангелов» участвовал в основном конкурсе 65-го Каннского МКФ (уже одиннадцатый фильм Кена Лоуча, который побывал в основной программе Каннского кинофестиваля) и был награждён Специальным призом жюри.
ПОЛ ЛАВЕРТИ, сценарист:
«У хорошего виски целый букет запахов, который мне интересно раскладывать на части. И я очень многому научился у Чарли Маклина, эксперта, который в фильме играет ведущего дегустаций. Изготовление виски - древнее и увлекательное искусство, и я знаю массу людей, которые разбираются в виски для собственного удовольствия. Но бывают и знатоки другого толка - покупающие и откупоривающие бутылки ради демонстрации собственного благосостояния. Готовясь к этому фильму, я познакомился с человеком, который купил ящик виски по 2 тысячи долларов за бутылку. В то же время в Шотландии полно молодых людей, которые виски не только никогда не пробовали, но даже и не нюхали, и по вискикурням разумеется тоже никогда не ездили».
«Начинали мы с драмы, но понимая, что в итоге получится комедия. Этакая сказка про то, чего могут добиться эти подростки, если придумают себе план и решатся его осуществить».
КЕН ЛОУЧ:
«Сценарий получился из наших с Полом разговоров. С друзьями работать очень удобно - постоянно болтаешь о разных вещах, и постепенно из разных обрывков вырастают истории».
«Обычно мы придумываем истории о том, что происходит вокруг нас, в Шотландии (потому что Пол оттуда родом, и в половине случаев воспроизводит на экране настоящие диалоги, подслушанные на улице) или по крайней мере в Англии. Очень сложно снимать, если чувствуешь себя иностранцем и не считываешь всех кодов с первого взгляда».
«В этом году впервые число безработных молодых людей в Британии превысило миллион. Мы хотели рассказать историю об этом поколении молодых людей, будущее многих из которых пусто. Они могут быть уверены, что не найдут работу - постоянную и дающую им уверенность в завтрашнем дне».
«Существующая экономическая система не в состоянии обеспечить большинству людей достойную жизнь. Когда дети рождаются, кажется, что у них масса возможностей, но экономическая система загоняет их в тупик. Они ничего не могут сделать, чтобы обеспечить себе хоть какую-то стабильность. Вы только посмотрите на статистику: в Европе 75 миллионов безработных, одна пятая населения Евросоюза. И они ничего не могут изменить. Отец нашего героя, Робби, жил от отсидки к отсидке. Его дед был точно таким же. Именно поэтому Робби не хочет называть своего ребёнка в честь отца - чтобы хоть его судьба повернула в другу сторону». ПОЛ БРАННИГАН:
«Я познакомился с писателем Полом Лаверти в общественном центре, где работал вместе с полицией над проектом по уменьшению насилия. Пол услышал историю о моём прошлом, видимо, узнал об этом где-то, где я работал - в молодежном центре, школе или футбольной команде. Потом он пригласил меня встретиться с Кеном. Я дважды пропускал встречу, но, в конце концов, Пол убедил меня. Я никогда не учился актёрскому мастерству, поэтому полагался на свой инстинкт, свои чувства. У меня за плечами большой опыт, все ситуации, которые вы только можете себе представить, и это мне помогало. Конечно, я нервничал, когда первый раз появился на съёмочной площадке, но уже через час я понял, что они такие же, как и я, хотят хорошо выполнить эту работу и относятся ко всем одинаково. И мне было очень комфортно».
ПРЕССА:
«Кен Лоуч, которому хорошо за 70, обратился к лёгкому жанру после ряда жёстких и даже трагических картин, за одну из которых, «Ветер, который качает вереск», получил «Золотую Пальмовую ветвь». Комедия словно принесла мастеру второе дыхание. И что приятно, в обновлённом Лоуче почти нет ни благостности, ни слащавости, которая проскальзывает в последнее время даже у братьев Дарденнов. Его персонажи такие же изгои, люмпены, жертвы капитализма и воспитанники криминальной среды, как и прежде - только теперь режиссёр и его верный драматург Пол Лаверти, организовали им по сценарию второй шанс» (Екатерина Чен, «Эксперт»). «Долю ангелов» без всякой натяжки можно назвать восхитительным зрительским фильмом, настоящим хитом, чем-то вроде «друзей Оушена», прописавшихся в задрипанных пригородах Глазго… То, какими живыми, густыми красками (не сгущая, но и обходясь без акварельных тонов), какой уверенной, твердой рукой рисует Лоуч своих незадачливых «отбросов общества», с каким сочувствием и участием к ним относится, вызывает лично у меня неистовое восхищение и восторг» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»). «Важен ведь посыл фильма. Он в том, что даже в Англии, которая издалека кажется страной всеобщего благополучия (что фильмы Лоуча неизменно опровергают), и особенно в Шотландии часты ситуации, когда ты не можешь подняться со дна даже из-за своего происхождения. Но людям надо дать шанс. В ситуации, когда речь о реальной безработице, единственный шанс, чтобы не пасть ещё ниже и даже защитить право на свою семью от злобного тестя, это элементарные деньги» (Юрий Гладильщиков, РИА Новости). «Вместо общественных работ всех мелких хулиганов Великобритании надо бы приговаривать к принудительному просмотру картин Лоуча - энергичных, никогда не фальшивых и, как правило, жизнеутверждающих. Их обаянию практически невозможно противостоять. Вроде нет сомнений в том, что сюжет будет развиваться по предсказуемой канве - пройдя через ряд испытаний, отбросы общества превратятся в настоящих человеков, - и всё-таки то, как именно движется эта интрига, удивляет не раз. Спасибо Полу Лаверти, бессменному сценаристу Лоуча, автору естественных сюжетов и блистательных диалогов» (Антон Долин, Газета.ru). «Трудно поверить, что Кен Лоуч снял криминальную комедию. Или даже приключенческую. Автор социальных драм, классик критического реализма сделал шаг в сторону и не оступился - не отступил от своих убеждений и взглядов. Однако позволил себе восхитительную, казалось бы, беспечность. Не в мыслях, а в предпочтении лёгкого жанра. Значит, старость имеет свои преимущества и для режиссёров. В случае Лоуча это преимущество заключено в новой содержательной подкладке, которую он грациозно - с воздушным изяществом - продемонстрировал… Поразительно, что «Гавр», свой последний фильм, Каурисмяки тоже, но совсем, совсем иначе обустраивает в жанровых фантиках и лучезарности, чтобы свой трагизм и пессимизм затаить и одновременно сделать ещё более щемящим. Поэтому хеппи-энды в «Гавре» и в «Доле ангелов» - не уступка жанрам, но благородная милость настоящих людей, ну, ещё великих режиссёров, без которых любым париям на экране и в зале было бы невмоготу. Такая у них доля» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|