РИМСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ («To Rome with Love», США-Италия-Испания, 2012)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Вуди Аллен, Джуди Дэвис, Элисон Пилл, Флавио Паренти, Фабио Армильято, Алек Болдуин, Джесси Айзенберг, Эллен Пейдж, Грета Гервиг, Роберто Бениньи, Орнелла Мути, Алессандро Тибери, Алессандра Мастронарди, Пенелопа Крус, Антонио Альбанезе, Кэрол Олт, Джулиано Джемма, Изабелла Феррари.
Жанр: комедия Фильм, действие которого происходит в одном из самых прекрасных городов мира…
…Известный архитектор Джон (Болдуин) проводит свой отпуск в Риме, где прошла его юность. Гуляя по знакомым местам, он встречает Джека (Айзенберг), молодого человека, который во многом на него похож. Видя, как Джек влюбляется в Монику (Пейдж), ослепительную и кокетливую подругу его девушки Салли (Гервиг), Джон вновь переживает один из самых болезненных и романтических эпизодов своей жизни…
…В это же время ушедший на покой постановщик опер Джерри (Аллен) со своей женой (Дэвис) летит в Рим, чтобы познакомиться с Микеланджело (Паренти) - итальянским женихом своей дочери Хейли (Пилл). Там Джерри слышит, как поёт в душе Джанкарло, отец Микеланджело (Армильято), который работает в похоронном бюро, и понимает, что такой голос должен звучать со сцены Ла Скала. Убежденный в том, что талант такого масштаба не должен лежать под спудом, Джерри хватается за возможность помочь Джанкарло и возобновить свою собственную карьеру…
…А в другой части города Леопольдо Пизанелло (Бениньи) - скучный, ничем не примечательный человек, проснувшись однажды утром, обнаруживает, что в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в Италии. Вскоре папарацци начинают фиксировать каждый его шаг. Леопольдо быстро привыкает к славе и её искушениям, однако постепенно понимает, что за всё приходится платить…
…И, наконец, Антонио (Тибери), прибывает в Рим из провинции, в надежде произвести впечатление на чопорных родственников благодаря своей очаровательной молодой жене Милли (Мастронарди), чтобы получить престижную работу в большом городе. Волею случая пара оказывается разлучённой на день, в результате чего Антонио выдает за свою жену незнакомку (Крус), а Милли заводит роман с легендарной кинозвездой Лукой Сальтой (Альбанезе)…
…Рим - это город, где и романтики, и комедии в избытке. «Римские приключения» - уже седьмой фильм Вуди Аллена, снятый в Европе. Свой вояж режиссер начал с Лондона, а всего сделал там четыре картины («Матч-пойнт», «Сенсация», «Мечта Кассандры» и «Ты встретишь таинственного незнакомца»). Плюс испанская история «Вики Кристина Барселона» и фильм-посвящение «Полночь в Париже». Для Аллена это второй личный киноальманах - в 1972 году он снял комедию «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». В «Римских приключениях» Аллен впервые за последние шесть лет появился как актёр в своём фильме. До этого последней такой работой была роль в «Сенсации» 2006 года. Фильм «To Rome with Love» первоначально назывался «The Bop Decameron», потом был переименован в «Nero Fiddled». Аллену пришлось отказаться от обоих названий, когда он понял, что большинство потенциальных зрителей ничего не знает ни про Декамерон, ни про Нерона. На одну из ролей в «Римских приключениях» пробовались Роберт Паттинсон и Аарон Джонсон. Кандидатуры Анджелины Джоли и Нуми Рапас рассматривались на роль, которую в конечном итоге сыграла Пенелопа Крус. Рассказ о том, как американский оперный режиссёр на пенсии устраивает сценическую карьеру работнику похоронного бюро, исполняющему арии исключительно намылившись под душем, аналогичен истории китайского фильма «Душ», вышедшего в свет 13 годами ранее. Кстати, поющего под душем Джанкарло сыграл настоящий оперный тенор Фабио Армильято. Мировая премьера «Римских приключений» состоялась в Италии 20 апреля 2012 года. Фильм стал хитом и собрал за первую неделю итальянского проката $3.8 миллионов.
ВУДИ АЛЛЕН:
«Давайте по-честному. Во всём виноваты деньги. Сначала был «Матч Пойнт». Мне дали бюджет на съёмки в Лондоне, а потом начали звонить из других стран - просили снять кино в Барселоне, Париже и Риме. Я сделал три или четыре десятка фильмов в Нью-Йорке. Даже уже не помню, сколько точно. И вдруг пришлось адаптироваться к совершенно новому окружению, которое я бы никогда не открыл для себя, если бы не стечение обстоятельств. Это даёт свежесть взгляда и пополняет копилку идей. Мне повезло, что фильмы, которые я сделал за пределами Штатов, оказались успешными. Кстати, я уверен, что места съёмок этому сильно помогли. Конечно, «Матч Пойнт» можно было снять в Нью-Йорке, но если бы там опять был Центральный парк, или Бродвей, или Парк Авеню - всё было бы совсем иначе, менее оригинально. То же самое с «Римскими приключениями». Пейзаж и римская чувственность очень важны для фильма, они дают ему куда больше, чем я, как режиссёр. В общем, я буду снимать в Европе до тех пор, пока это идёт на пользу моим фильмам и пока кто-то готов финансировать эту затею».
«Итальянские дистрибюторы моих фильмов много лет пытались меня сюда заманить, уговаривали: «Приезжай к нам и сними фильм!» Я думал, это такая форма итальянского гостеприимства, пока они, наконец, не позвонили со словами: «Так, знаешь, мы уже миллион раз это обсуждали, деньги есть, приезжай». Ну и я ухватился за этот шанс: во-первых в Риме страшно приятно работать, во-вторых, не часто удаётся получить финансирование из одного источника и тут же начать работу. То есть сложилось несколько обстоятельств».
«В Риме очень большая часть жизни проходит снаружи - на улицах и в кафе. Даже если просто гулять по нему, видно, что это удивительное место. Он сам по себе произведение искусства».
«Я просто не очень хорошо знаю Рим. Все симпатичные и интересные места для съёмок подыскивал арт-директор, но я не в курсе появлялись ли они в других фильмах. Конечно, я понимал, что снимать Колизей - это общее место, и его в кино показывали уже раз пятьдесят. И это не единичный случай. Но лично я многие улицы видел впервые».
«Я почувствовал, что Рим подходит для самых разных историй. Он полон возможностей. Возьмите сотню римлян, и каждый из них вам скажет: «Я местный, знаю город и могу рассказать вам миллион историй!»
«Каждый раз я стараюсь записывать приходящие мне в голову идеи - на чем попало - и кидаю их в комод у себя дома. Потом залезаю туда и с удивлением сознаю, что большинство - полная чушь: понятия не имею, чем я думал, когда их делал. Но иногда находится и что-то стоящее, на коробке спичек или огрызке салфетки. Например, «мужчина, который может петь, только принимая душ». И тут меня озаряет, что из этого можно сделать смешную историю. В этот раз было что-то похожее, сразу несколько идей фильма появились на свет из записок, которые я сохранял на протяжении целого года».
«Я в фильме лишь потому, что для меня там нашлась роль, честно. Обычно я трезво оцениваю собственные сценарии и вписываю себя в команду, только если мне как актёру там есть место. Если нет - никогда не берусь за роль, на которую не подойду. Но вообще для меня всё реже находится амплуа - потому что, надо признать, я старею. Когда я был помоложе, мне доставалось всё самое лучшее. Главные роли, романтические сцены с красотками. Сейчас надо радоваться, если мне перепадет роль швейцара в отеле, чьего-то дядюшки или вроде того. Я от этого, конечно, не в восторге, но что уж поделать».
«Музыка в фильме - отличный способ замаскировать массу погрешностей. Великий режиссёр Ингмар Бергман считал, что использовать музыку - это варварство. Именно в таких словах. Ну да, его фильмы столь хороши, что можно обойтись без добавок, но мне нужна помощь. Ещё во время монтажа первого в моей жизни фильма «Хватай деньги и беги» я заметил, что в нём есть совершенно безжизненные сцены. Монтажер сказал: «Давай просто подложим какую-нибудь мелодию». И в один миг всё, что было на самом деле таким скучным, заработало, заиграло новыми красками. С тех пор этот хитрый приём не раз меня спасал в непростых ситуациях. Я бессовестно использую музыку - всю классику, всех знаменитых композиторов. Это самая приятная часть фильма. Когда у тебя есть фильм, и ты смотришь его, а он холоден, как лёд, без музыки, а потом добавляешь по нотке Гершвина и Моцарта, на твоих глазах всё вдруг оживает, как по волшебству. Прекрасное ощущение».
«Сюжет и картинка требуют рассказывать эту историю языком более грубой, фарсовой комедии. Нужно немного, но всё же добавить такого юмора. Меня это не пугает, это же забавно, я люблю комедии-буфф. Если завтра у меня появится классная идея грубой комедии, буффонады, я, не колеблясь, её сделаю. Лично я как зритель, получаю от таких фильмов искреннее удовольствие».
«Реальная жизнь, если честно, намного скучнее и неизбежно грустнее, чем кино. В фильме ты контролируешь всё происходящее и можешь не отказывать себе в самых фантастических, романтичных, эскапистских мечтах и фантазиях. Можешь делать всё, что душе угодно. Вот почему так притягательно и приятно зарабатывать деньги, снимая кино. Ты не живёшь в реальном мире. Ты встаешь утром и идёшь на работу, где тебя окружают красивые, остроумные и талантливые люди в хороших костюмах, и всё это под красивую музыку. Ты живёшь не в реальном мире и, по сути, занимаешься тотальным эскапизмом».
«Как это часто бывает, то, о чём фильм, выяснилось в самом конце - то, что он получился о славе и успехе, стало ясно лишь постфактум. А вначале я думал: «Смешно, что парень поёт в душе, что однажды он неожиданно просыпается знаменитым и даже не понимает почему. Забавно, что молодая пара приезжает в Рим, они только поженились и вдруг оказываются вовлечены в эту историю». Снимать фильм на тему - это не моё. Случаются совпадения - ты делаешь что-то бессознательно, а потом это выходит на первый план. Сам я думаю о славе примерно то же, что шофер говорит о ней в фильме: жизнь тяжела независимо от того, знаменитость ты или нет. Но лучше быть известным, потому что тогда больше ништяков. Ты получаешь хорошие места на баскетбольном матче, можешь позвонить врачу в субботу утром, и он всё равно приедет. Если ты знаменит, люди более терпимы к тебе. Но я не говорю, что это честно. Это отвратительно. Но я частенько пользуюсь этим. В том, что ты знаменит, есть и недостатки, но с ними можно смириться. Да, папарацци караулят тебя у дома или около ресторана, но актёры каждый раз делают из этого событие, несутся в свои машины или заматывают лицо одеждой. Такое впечатление, что их сейчас расстреляют. Не надо кривить душой, к этому можно привыкнуть. Недостатки славы никогда не перевесят лучшие столики в ресторане».
«Профессия режиссёра не сильно отличается от шефа в ресторане. Когда ты целый день провел на кухне, шинкуя продукты и добавляя соусы, есть это уже не захочется. Примерно то же самое я чувствую по отношению к фильмам. Я работаю над каждым год. Пишу сценарий, отбираю актёров, монтирую, добавляю музыку. После этого остается одно желание - никогда больше его не видеть. Каждый раз, начиная работу, я надеюсь, что вот сейчас сниму «Похитителей велосипедов», или «Великую иллюзию», или «Гражданина Кейна», - в общем, величайшее произведение, когда-либо запечатлённое на пленке. А потом, перед просмотром молюсь, чтобы это не оказалось самым большим разочарованием. Ни одним своим фильмом я не доволен. Свой первый фильм я снял в 1968-м, и с тех пор не пересмотрел его ни разу. Между тем, что ты представляешь себе, когда пишешь сценарий, и тем, что прошло испытание реальностью - гигантская пропасть. Ты пишешь что-то смешное, прекрасное, романтичное и драматичное, а потом должен появиться на площадке холодным утром, а там актёры, и всё идёт не так, ты оступаешься и всё портишь. А на следующий день отсматриваешь материал и понимаешь, что всё - дело уже не исправить. Разница между идеальным фильмом в твоей голове и конечным результатом огромна, но я очень благодарен аудитории, которой всё же нравятся некоторые мои фильмы, несмотря на всё, что я о них думаю».
ПРЕССА:
«Римские приключения» отсылают не столько к растиражированным итальянским страстям, сколько к умению уловить абсурдность человеческого бытия, отличавшего таких классиков кинематографа, как Федерико Феллини и в особенности Марко Феррери. Косвенная преемственность великим итальянцам позволила Вуди Аллену вернуться на просторы абсурда, да так убедительно, будто он никогда их не покидал. Причём, алогичность происходящих на экране событий произрастает из самой реальности, а не подпитывается мистикой, как в той же «Полночи в Париже». Более того, римские реалии, видимо, располагают к приумножению абсурда, отсюда - несколько не пересекающихся сюжетных линий… В «Римских приключениях» работает всё внутрикадровое пространство. На радость любителям подмечать детали, камера не оставляет без внимания характерные лица посетителей кафешек, дорожных регулировщиков и продавцов овощей. Вовлеченность случайных соучастников придает комическим алогичным ситуациям, сопутствующим основным героям фильма, парадоксальную жизненность. Ведь, в конце концов, «жить означает поддерживать жизнь абсурда» (Маргарита Васильева, proficinema.ru). «В «Римских приключениях» много персонажей, часть из них аборигены, часть - американцы, приехавшие по делу или просто туристы, но со всеми ними автор обращается как-то совсем не по-вудиалленовски, то есть с добрым юмором, а не с той желчной насмешкой, которая часто была ему свойственна. Именно то, что «Римские приключения» сделаны единственно для удовольствия, кому-то даст повод считать их поверхностным и не самым великим фильмом Вуди Аллена, однако когда старый скептик и циник обнаруживает позитивную и жизнерадостную сторону своей натуры, это тоже любопытное зрелище… На этот раз Вуди Аллен больше хихикает, чем грустит, хотя и в возможности хоть немного побрюзжать себе не отказывает… О чём бы ни снимал Вуди Аллен, пусть даже о совершеннейших пустяках, каждый его фильм - это всегда хоть немного, но «кино о кино», где за самой обычной весёленькой жанровой обёрткой так или иначе скрывается накопленный уже очень взрослым автором культурный бэкграунд и его размышления о собственном прошлом и будущем, не всегда весёлые. «Римские приключения», однако, свидетельствуют, что не только Рим - вечный город, никогда не теряющий динамичности и энергии, но и Вуди Аллен уже практически вечный режиссёр, который, к счастью для нас, слишком боится собственной старческой немощи, чтобы хоть немного замедлить темп работы, заставляющий его неукоснительно выпускать по фильму в год» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ Weekend»). «Пока все смотрели, как в предыдущей картине Аллена молодой герой бродил по Парижу, мечтая оказаться в прошлом, сам режиссёр снимал новый фильм в городе, который сам по себе - прошлое. Для начала решил, что одной историей в Риме не обойтись, и рассказал целых четыре, разной степени поучительности и трагичности, закутал их в смешные шутки и хотел даже назвать «Декамероном», обозначив собственный творческий метод - смешить, пока в кадре происходит что-нибудь невесёлое. Как водится, прошёлся с оператором по главным достопримечательностям, с явным удовольствием задрапировал всё под какую-то странную смесь «розового» неореализма и комедий с Челентано. Взял на роль одного из условных «Вуди Алленов» неожиданно замечательного Алека Болдуина, на роль другого - всегда замечательного Бениньи, а на роль третьего - самого себя (что, конечно, долгожданная радость). Потом зачем-то попрал все законы экранного времени: при параллельном монтаже все четыре истории разворачиваются в абсолютно разных временных промежутках, а миниатюра про ностальгирующего архитектора и вовсе существует в двух пространствах - реальном и воображаемом (пока в первом проходит несколько часов, во втором счёт идёт на дни). Аллен прекрасно знает, что так делать не принято, и фонтан Треви снимать уже давно не стоит. Он наверняка догадывается, что альманах, в котором две истории чудо как хороши, а ещё две уместились бы в пару коротких шуток, смотрится, по меньшей мере, странно. Но режиссёр не смущается. Ставить перед зрителями оперного певца, отлично поющего в душе с мочалкой в руках, - уже давно его любимое занятие. Вроде бы смешно и непристойности едва прикрыты непрозрачным стеклом, но поёт хорошо и серьёзные вещи - что тут возразишь» (Анна Логинова, «Empire»). «В каждом эпизоде, которые совершенно не связаны между собой, Аллен иронизирует над миром, где правит попса и шоу-бизнес, о котором, нет сомнения, он знает всё… Несмотря на то, что половина героев альманаха американцы, фильм получился истинно итальянским - со страстями, бурными романами, громогласными оперными ариями, с архитектурой и кухней, с прекрасными итальянцами, которые всегда укажут дорогу по запутанным улочкам. В каждом персонаже - хотя бы капля гротеска, а то и целая столовая ложка… Возможно, прав персонаж Вуди Аллена, который то и дело повторяет: «пенсия - всё равно что смерть». Аллену на пенсию пока рановато» (Вера Хрусталёва, obzorkino.tv). «Витториано, фонтан Треви, Колизей - не нужно много ума, чтобы угадать маршруты алленовских героев по итальянской столице. На этот раз четыре истории формально не объединяет вообще ничего, кроме места действия, и Аллен скачет между ними на одной ножке, иногда играючи уходя в сюрреализм и переключая камеры в почти произвольном порядке. В двух сюжетах раскрывается его любимая идея об относительности морали, о случайности как основной движущей силе вселенной, о любопытстве и легкомыслии как доминирующих человеческих качествах. Два других - скорее развернутые комедийные скетчи… Лучшая, пожалуй, новелла - американская, где Алек Болдуин ходит за Айзенбергом, как Хамфри Богарт за Вуди в «Сыграй это снова, Сэм!», и Эллен Пейдж (великая, великая) цитирует Эзру Паунда и рассказывает о своих эротических опытах. Ну, или итальянская, по которой особенно хорошо заметно, что Аллен знает страну по фильмам, а не по путеводителям, как бы он ни пытался притворяться. А может, и смешанная, про оперу, черту под которой честно подводит со вкусом произнесенное «имбечиле». В «Римских приключениях» нет центра тяжести - хотя бы просто потому, что тяжести нет и вовсе» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). «Помимо места действия героев здесь объединяет тема выбора, что проходит красной нитью сквозь весь фильм. В непохожих друг на друга историях каждого из персонажей настигает тот самый роковой момент, когда на горизонте возникает шанс, за которым мы всю свою сознательную жизнь гонимся, и которого в то же время больше всего на свете боимся» (Анатолий Ющенко, Filmz.ru). «С одной стороны, подвергать подобную безделушку критике попросту жестоко, с другой - Вуди Аллен не удосужился придумать для «Римских приключений» хоть сколько-нибудь работающую сюжетную коллизию и, хуже того, попросту освежил львиную долю своих же старых шуток - чаще всего вспоминается «Бродвей Дэнни Роуз». Так что, хотя оператор Дариус Хонджи и лезет из кожи вон, живописуя неповторимые римские закаты и нарезая круги вокруг Колизея, ты всё равно чувствуешь, будто попал в давно набивший оскомину околоток Нью-Йорка» (Джошуа Роткопф, «Time Out New York»). «Забавно, что несмотря на упреки в повторах и выхолощенности, Аллен как экранный персонаж в свои 76 лет совсем не вызывает скуки или раздражения. Наоборот, снимая в год по фильму, он возвращается к своим постоянным зрителям, как Дед Мороз, только не в Новый год, а в самый сезон блокбастеров, летом. И зрителей становится всё больше: его предыдущая картина, вышедшая в 2011-м, «Полночь в Париже» побила личный рекорд режиссёра, принеся 56 миллионов долларов. Столько не собирал ни один из его фильмов. Возможно, крепнущий успех Аллена именно сейчас связан с тем, что он никогда не снимал того, чего ему не хотелось, а такой кредит зрительского доверия многого стоит. Он никогда не «продавался» Голливуду и не снимал попкорнового кино по чужому материалу. Его юмор основан на узнаваемых ситуациях, хотя видно, что шутит человек, который в своё время прочитал все нужные умные книжки. Аллена любят в Европе и России, потому что он никогда не упускает случая съязвить по поводу соотечественников, приезжающих в Италию просто поесть пасту, поглазеть на руины и вернуться к своим гамбургерам, моллам и плохому кино. Ему хватает здравого смысла больше не сниматься в сексуальных сценах с молодыми актрисами, но он не настолько стар, чтобы не говорить о сексе вообще. В общем, за последние 40 лет Аллен как персонаж нисколько не изменился, а о каком режиссёре или актёре можно сказать то же самое?» (Геннадий Устиян, Газета.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|