ГАВАНА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
(«7 dias en La Habana», Франция-Испания, 2012)
Режиссёры: Бенисио дель Торо, Пабло Траперо, Хулио Медем, Элия Сулейман, Гаспар Ноэ, Хуан Карлос Табио, Лоран Канте.
В ролях: Джош Хатчерсон, Эмир Кустурица, Александр Абреу, Даниэль Брюль, Мелвес Эстевес, Элия Сулейман, Мирта Ибарра, Наталия Аморе.
Жанр: киноальманах. 7 режиссеров, 7 новелл, 7 дней. Мастера мирового авторского кино сняли 7 маленьких увлекательных историй, действие которых происходит в Гаване. В фильме «Гавана, я люблю тебя» нет титров, оповещающих о смене авторов и глав - только затемнение, отмеряющее смену дней недели. Первая новелла авторства Бенисио дель Торо - про приключения чужака в незнакомом городе - называется «Юма». Её персонажи, завсегдатаи бара в Гаване, именуют так всех американцев, то ли из-за старого вестерна «Поезд на Юму», то ли от слова USA. Тедди (Хатчерсон из «Голодных игр») - начинающий актёр, приехавший в Гавану на кинофестиваль, совершает туристический трип по городу, который заканчивается в баре, где парень старательно заливает глаза. Вокруг красивые местные танцуют свои грязные танцы, и чтобы не быть чужим на этом празднике жизни, «юма» Тедди цепляет красивую блондинку и ведёт в номера… Во второй части - «Джем сейшн», снятой Пабло Траперо, Эмир Кустурица играет почетного гостя кинофестиваля, которого пасёт приставленный организаторами шофер Альберто (Абреу). Кустурица всё время с кем-то собачится по-сербски, швыряет телефон в океан, да норовит улизнуть, напиться и оказаться в «неофициальной» обстановке… В новелле Хулио Медема «Соблазнение Сесилии» антрепренер (Брюль) уламывает талантливую певицу Сесилию (Эстевес) ехать с ним на гастроли в Испанию, а для начала подняться к нему в номер… Элиа Сулейман снял смешную новеллу «Дневник новичка» - почти без диалогов, зато с гэгами, как в старом немом кино, и сам сыграл в ней приезжего, простодушного стороннего наблюдателя, под взглядом которого проступает весь абсурд этой странной жизни в Гаване. Старые машины не заводятся, за пределами отеля всё обветшало, улицы пустынны, команданте талдычит по телевизору какой-то бред. А люди все равно живут - старики сидят у океана, а мальчики и девочки танцуют на пляже, как мало кто умеет танцевать… «Ритуал» Гаспара Ноэ - почти документальное кино, фиксирующее экзотический ритуал последователей сантерии (афрокарибская религия, в которой католическая пышность слилась с древними обрядами почитания духов). Снятый Ноэ обряд похож одновременно на крещение водами реки, процедуру экзорцизма и пляски жрецов вуду под глухой бой барабана… Хуан Карлос Табио снял трогательную бытовую зарисовку «Горькие сладости» про женщину, которая разрывается между двумя работами. Мирта (Ибарра) психолог в местной больнице, и вдобавок подрабатывает, выпекая на продажу торты и пирожные, пока её никчемный муж втихаря попивает. Мирте повезло с большим заказом: все её силы брошены на то, чтобы изготовить грандиозный торт с портретом Святой Девы Очун. Но тут появляется её дочь - та самая Сесилия, которую соблазняли в новелле Медема… В завершающей альманах новелле «Бассейн» Лорана Канте бодрая старушка Марта (Аморе) из нижней квартиры будит весь дом в шесть утра, потому что ей явилась Дева Очун и велела устроить в честь неё праздник. Святая Дева сказала, что нужно покрасить стены в желтый цвет и соорудить перед её образом бассейн прямо в комнате Марты. Никто не перечит Марте, потому что она сантеро - жрица Очун, а все обряды сантерии обычно проводятся не в церквях, а в домах. И праздник состоится, и на нём непременно появится торт, испечённый в предыдущей новелле… В оригинале фильм называется «Семь дней в Гаване», поскольку состоит из семи новелл семи режиссеров, названных днями недели. Но наши прокатчики справедливо присоединили его к веренице сборников короткометражек, посвященных разным городам, начало которой было положено альманахом «Париж, я люблю тебя». Автор сценария всех семи новелл - кубинский писатель и журналист Леонардо Падура, известный на родине как автор социальных романов с детективной интригой. Он - лауреат премии Хэммета, которую присуждает Международная ассоциация авторов детективов. Бенисио дель Торо - голливудский киноактёр родом из Пуэрто-Рико. Наиболее известные фильмы с его участием - «Подозрительные лица» (1995), «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), «Траффик» (2000), «Обещание» (2002), «21 грамм» (2003), «Город грехов» (2005), «Че» (2008). Новелла в проекте «Гавана, я люблю тебя» - режиссёрский дебют известного актёра. Пабло Траперо - аргентинский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, яркий представитель аргентинского нового кино. Кинематограф Траперо близок к документалистике, отмечен острым вниманием к повседневной жизни, критикой социальной несправедливости. Он снял фильмы: «Мир крановщика» (1999, две премии Венецианского МКФ), «Человек из Буэнос-Айреса» (2002, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Чикаго), «Семья на колесах» (2004, премия лучшему режиссёру на МКФ в Хихоне), «Родился и вырос» (2006, премии лучшему режиссёру и за лучший фильм на МКФ в Грамаду), «Каталажка» (2008, номинация на «Золотую пальмовую ветвь»), «Филин» (2010), «Белый слон» (2012). В 2002 создал независимую продюсерскую компанию «Matanza Cine». Хулио Медем - испанский кинорежиссёр, оператор, сценарист и актёр. Его полнометражный дебют состоялся в 1991 году - он поставил фильм «Коровы», демонстрировавшийся впоследствии на кинофестивалях в Токио, Турине и Александрии. Следующие картины Хулио Медема, «Рыжая белка» (1993) и «Земля» (1996), были отобраны для показа на Каннском МКФ. Интересно, что Стивен Спилберг в июле 1993 года предложил Медему снять фильм «Маска Зорро», но Медем отказался, сославшись на то, что у него много нереализованных проектов. «Этот фильм по концепции очень далек от меня, поэтому я и отказался» - сказал он в одном из интервью. В 1999 году, после небольшого перерыва, на экраны вышла очередная лента режиссёра - «Любовники Полярного круга», а в 2001 году Медем представил свой следующий фильм - «Люсия и секс». В 2000 году в автокатастрофе погибла сестра режиссёра Анна, она ехала на презентацию своей выставки картин. В 2007 Хулио Медем снял фильм, посвященный ей - «Беспокойная Анна». Последние работы режиссёра - эротическая мелодрама «Комната в Риме» (2010) и участие в альманахе «Перемешение искусств» (2010). Элия Сулейман - палестинский кинорежиссер. С 1982 по 1993 год жил в Нью-Йорке, где снимал короткометражные фильмы для арабского телевидения, а также был вольнослушателем в различных университетах США. В начале 1990-х начал снимать документальные фильмы. В 1994 переехал в Иерусалим, где по просьбе Европейской комиссии организовал факультет кино и медиа в университете Бир-Зейт. В 1996 году он снял свой первый полнометражный фильм «Хроника исчезновения», посвященный судьбе палестинского народа. На Венецианском МКФ этот фильм получил приз за лучший дебют. В 2002 году на Каннском МКФ фильм Элии Сулеймана «Божественное вмешательство» был отмечен специальным призом жюри. Элия Сулейман играл сам себя не только в «Гаване…», но и в юбилейном альманахе Каннского фестиваля «У каждого своё кино». Гаспар Ноэ - французский и аргентинский кинорежиссёр и сценарист. В 1998 году снимает первый полнометражный фильм «Один против всех», попавший в Канны. Мировую известность Ноэ получил в 2002 году после выхода на экраны фильма «Необратимость» с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем в главных ролях. Представленный в 2002 году в рамках конкурсной программы на Каннском МКФ, фильм вызвал скандал, из-за наличия двух сцен: девятиминутного изнасилования (снятого одним планом) героини Моники Беллуччи и жестокого убийства клиента гей-клуба. В 2006 году в рамках проекта «8», объединившего усилия 8 режиссёров для привлечения внимания к восьми целям развития тысячелетия, Ноэ снимает документальный фильм об эпидемии СПИДа в государстве Буркина-Фасо. В 2009 году он снимает фильм « Вход в пустоту», события которого происходят в Токио. Премьера черновой версии состоялась в рамках Каннского МКФ. Фильм вышел на киноэкраны в 2010 году, причём в Великобритании и США демонстрировалась сокращённая версия. Хуан Карлос Табио - кубинский кинематографист, получивший международное признание за фильмы, узко сфокусированные на чисто кубинских традициях и нравах. Его счастливый день наступил тогда, когда крупнейший кубинский кинорежиссёр Томас Гутьеррез Алеа предложил ему работать совместно с ним над созданием фильма «Клубника и шоколад (1993). Перед этим Алеа, которого друзья звали Титон, поставили диагноз рака легких. Этот фильм и другая совместная картина Алеа и Табио - «Гуантанамера» (1995) - стали последними работами мастера, а Табио оказался его счастливой находкой. Фильм «Клубника и шоколад» впервые в истории кубинского кино был номинирован на премию «Оскар». «Гуантанамера» же заслуженно считается картиной, поднимающей актуальные социально-политические вопросы. Свой фильм «Лист ожидания» (2000) Taбио посвятил памяти Титона, умершего в 1996 году. В 2008 году вышел следующий фильм Табио «Рог изобилия». Лоран Канте - французский кинорежиссёр. За свою первую короткометражку «Tous a la manif» Канте получил приз Жана Виго. Успешным был полнометражный дебют Канте - фильм «Человеческие ресурсы», принёсший режиссёру «Сезар» за лучший дебют и призы нескольких международных кинофестивалей. В 2004 году он снял драму «На юг» с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли. Широкую известность Канте принёс фильм «Класс» (2008). Картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского МКФ. Премьера картины «Гавана, я люблю тебя» состоялась на Каннском МКФ-2012 (программа «Особый взгляд»).
ПРЕССА:
«Гавана, я люблю тебя» не обманывает ожиданий - альманах получился достаточно равномерным. Общая атмосфера коммунистической латиноамериканской фиесты тут важнее отдельных эпизодов… Эмир Кустурица… играет самого себя - похмельного режиссёра, увлеченного музыкой. И, пожалуй, именно его плохо соображающий персонаж является выразителем основной идеи альманаха: непонятно, зачем мы все собрались, но раз уж мы здесь, то давайте, что ли, начнем веселиться» (Мария Кувшинова, «Empire»). «Гавана, я люблю тебя» - сборник новелл о Кубе, про который критик Лесли Фельперин из «Variety» написала: «Поскольку съёмки частично спонсировались производителем рома «Havana Club», то кино упражняется в размещении скрытой рекламы и больше подходит для корпоративного сайта, чем для кинотеатров». Едкая, но несправедливая характеристика, хотя в этом фильме действительно много пьют» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»). «В целом альманах про Гавану, несмотря на спонсорство известной марки рома, рекламного агентства и пары пятизвездочных отелей, действительно отличается особым взглядом - он лишен того туристического глянца, которым сияют другие признания в любви городам. Конечно, яркие краски и самые глазастые и губастые девушки предъявлены в товарном количестве, за кадром не умолкают зажигательные ритмы Острова свободы, Гавана, полная трущоб, смотрится выставочной курортной красавицей и т. п. Однако привкус скепсиса и социальной критики можно найти в каждой короткометражке… Честно говоря, после такого признания в любви к Гаване хочется держаться от неё подальше. Собственно, этим альманах и хорош. Ведь на рекламные ролики ходить в кинотеатр глупо» (Ирина Любарская, «Итоги»). «Киноальманахи, когда на одном экранном пятачке сталкиваются и конкурируют режиссеры разных стилей и пристрастий, интересны всегда. А у этого альманаха очень сильная режиссерская команда, не зря его презентовали в мае на Каннском кинофестивале. Кроме того, лично для меня был любопытен взгляд кинематографистов из разных стран (Медем — испанец, Сулейман — сориентированный на европейское кино палестинец, Ноэ и Канте — французы) на сегодняшнюю Кубу. В целом Куба режиссерам нравится. И коммунизма-то в Гаване особого незаметно (а тот, что заметен, вызывает добрую иронию) — только ром, сигары, музыка, танцы и девушки, которых тут же хочется увести в номера… Впрочем, часть новелл, включая единственную, снятую режиссером-кубинцем, показывает, как непросто живут люди, как пытаются при этом хранить верность религиозным обрядам. Но и тут никаких социальных обличений, просто сочувствие» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|