13.07.2012
СЕРЕДИНА КРУГА Как Дуня Смирнова – с открытым забралом - ни сражалась с ветряными мельницами, «помол» почти у всей критической братии после просмотра её «Кококо» оказался тот самый, с которым и бился автор. Лопасти-перья поскрипели и дружно вывели злополучные слова - «народ» и «интеллигенция». Нет, судите сами. Судьба столкнула в купе поезда интеллигентную Лизу, научного работника музея «Кунсткамера», и простонародную Вику, провинциалку «с Урала». На пути в Питер героинь наших обокрали и Лиза, добрая душа, взяла Вику к себе пожить. Разные они были очень, но хорошие. Жили-дружили. Дополняли друг друга. Вика Лизу – витальной приспособляемостью к любой окружающей среде. Лиза Вику - полнотой ума и высотой чувств. И совсем уж было слились они в единое целое, но тут, хрясть, постепенно стала брать своё проклятая «разность». И началась, как написано в официальной аннотации к фильму, вечная комедия русской жизни! А ведь предупреждала Авдотья Андреевна: «У меня уже есть замечательный опыт «Двух дней», когда я попробовала снять романтическую комедию, а она была истолкована как коллаборационизм. Что нам привяжут прямое, социальное, публицистическое толкование - было понятно. Но когда говорят про сословия и социальные слои - это, мне кажется, низменный, нехороший дискурс. Для меня эта история - о языке. Мы все пользуемся одним и тем же вокабуляром и вкладываем абсолютно разный смысл в одни и те же слова. Это явление происходит в русском языке последние десять лет. Так что картина - не о конфликте двух сословий, а о конфликте двух лексик с одними и теми же словами. Для нас важно было это, а не то, что одна с Урала, другая из Питера, одна в музее работает, а другая в ночном клубе». Правда, непонятно почему «лексики» так уж решительно отменяют «сословия». Того, что «одна в музее работает, а другая в ночном клубе», или того, что Вика вандализированного ею Тышлера возмещает Лизе практически церетелевским Петром, одной «лексикой» всё равно не покрыть. Кажется, все эти лингвистические атаки на будущие интерпретации своей картины затеяны Смирновой с одной лишь целью: откреститься от «вульгарного социологизма» и напомнить, что она не очерк или памфлет делала, а кино снимала – комедию, чёрт побери! Я вот в главных идеях «Кококо» числю качество этой работы. Качественное, доложу я вам, качество. Тема-то не нова, исполнение на потрясание кинематографических основ не претендует, но до чего ж приятно видеть тонкое и точное развитие интересной истории. Остроумно, иронично, узнаваемо, смешно… Мы, как известно, чаще всего смеёмся над несоответствием, например, цели и средства, ожидания и результата… Вот видно, что Вика добрая и щедрая, и она, конечно же, в знак примирения дарит Лизе… маленький - так душераздирающе журчащий ночью – фонтанчик! Потому что она хотела как лучше, а получается… маленький фонтанчик – в Санкт-Петербурге-то, у музейного работника дома! Хорошие актёрские работы? Ну, это мягко сказано. Троянова, образно выражаясь, прёт впереди, косит широко, направо и налево, Михалкова технично увязывает скошенное в изящные снопы. Так и следуют, куда культвектор повернёт. От опьянения друг другом (намечается «Пигмалион») к похмелью (уж не «Слуга» ли Джозефа Лоузи?) и к отрезвлению (вырисовывается «Собачье сердце»). Но, в конце концов, всё мимо, мимо, мимо. Классических и резких драматических ходов не будет, а будет закольцованный финал, с намёком, что крайности наши, барышня и хулиганка, журавлём и цаплей навечно обречены забредать друг к другу в душу. И как сказано автором: «Между ними есть некая искра. Обе очень русские, два национальных типа… Это моя песня о родине». А ещё «Кококо» - это, дамы и господа, мейнстрим, которого сегодня так не хватает. В смысле «умный жанр» для нормальных людей всех возрастов и сословий. Уму зарядка, глазам приятно, душе полезно. То, что в сегодняшней России делают Валерий Тодоровский, Сергей Урсуляк, Оксана Бычкова, Виктор Шамиров… То есть такой промежуток малый между высоким искусством и нашими потугами на высокобюджетный и всеохватный еntertainment. Да-да, та середина-сердцевина, столь полезная для всяческого здоровья, и столь же у нас редкая, сколь коротко мгновение (о, остановись!) единения народа и интеллигенции в фильме «Кококо», да вообще кого бы то ни было с кем бы то ни было на шестой (или уже меньше?) части земной суши. Павел ТИМОШИНОВ |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|