Железное небоЖЕЛЕЗНОЕ НЕБО
(«Iron Sky», Финляндия-Германия-Австралия, 2012)
Режиссёр: Тимо Вуоренсола.
В ролях: Юлия Дитце, Кристофер Кирби, Удо Кир, Гётц Отто, Тило Прюкнер, Стефани Пол, Пета Сержант.
Жанр: сатирическая научно-фантастическая любовная чёрная комедия.

В 1945 году нацисты-недобитки в страхе перед возмездием разбегались кто куда. Одни уплыли в Аргентину. Другие улетели на… Луну. В 2018-м лунный фюрер (Кир) мечтает о «метеор-блицкриге»: коварном нападении на Землю армады летающих тарелок и космических дирижаблей. Поймав американского астронавта, лунные нацисты понимают - для завершения «оружия возмездия» им не хватает лишь земных компьютеров. Тем временем президент США (Пол) готова развязать войну с кем угодно ради избрания на второй срок; а тщеславный офицер Четвертого Рейха Клаус Адлер (Отто) намеревается встать на сторону врага, уничтожить как фюрера, так и президента США, и взять власть над Землёй в свои руки. Мир во всём мире придётся спасать наивной учительнице с Луны Ренате Рихтер (Дитце) и незадачливому американскому астронавту Джеймсу Вашингтону (Кирби)…

«Железное небо» - первый в истории кино полномасштабный блокбастер, созданный на деньги интернет-пользователей и с их помощью, с использованием новаторских технологий краудфандинга, краудсорсинга и коллективных инвестиций. После успеха «Star Wreck: In the Pirkinning» (смесь «Star Wars» и «Star Trek»), набравшую 8 миллионов просмотров в интернете и вышедшую на DVD, команда создателей этого фильма начала думать о новой научно-фантастической комедии. По признанию создателей, идея о нацистах с Луны пришла сценаристу Ярмо Пускале в сауне; режиссёр Тимо Вуоренсола (в прошлом клипмейкер) ответил в шутку, что тогда в фильме должен играть Удо Кир, а музыку писать группа «Laibach». Сказано - сделано. Фильм «Железное небо» создавался шесть лет, причём мировую известность - и среди обычных интернет-пользователей, и среди кинокритиков и журналистов - он обрёл ещё до того, как был собран бюджет и начато производство. А стартовал проект в начале 2006 года: создатели разрабатывали сценарий вместе с номинантом премии «Небьюла» писательницей-фантастом Йоханной Синисало (на русский язык переведен её дебютный роман «Тролль»), а параллельно проводили исследования для дизайна лунных и земных технологий 2018 года вместе со своим интернет-сообществом. «Железное небо» - один из нескольких фильмов, которые снимаются при помощи краудфандинга (коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций). Запланированный бюджет фильма на 16% (1,2 млн. €) состоит из средств, предоставленных фанатами фильма. Первый тизер, созданный в 2008 году и полностью состоящий из компьютерной графики, стал «вирусом», набрал миллионы просмотров на «YouTube» и принёс проекту известность (несмотря на отсутствие на тот момент бюджета, производственного плана, актёров и какого бы то ни было снятого материала). Создатели находились в постоянном, живом контакте с 200 000 поклонниками проекта (в 2012-м это число выросло в два раза). В обмен на внимание и поддержку создатели раскрыли перед поклонниками кинематографическую «кухню»: вели производственный видеодневник (более 200 выпусков), публиковали эксклюзивные материалы и организовывали посещения съёмок для фан-инвесторов. Одним из мощных средств вовлечения стал проект «Требуем «Железного неба»!», с помощью которого зрители могли голосовать за показ фильма в своей стране или городе. Также эта картина производилась в сотрудничестве с онлайн-сообществом кинолюбителей (краудсорсинг). В ходе проекта простые зрители могли поучаствовать в его создании не только финансово, но и профессионально.  С помощью интернет-платформы Wreckamovie.com («Испортимфильм») они могли брать на себя различные задачи - от «мозговых штурмов», поиска актёров и реквизита до создания сложных 3D-моделей космических кораблей. Даже мерчандайз - то есть тематические сувениры, игрушки, плакаты и тому подобные товары - могли создавать сами зрители. Одобренные авторами мерчандайзинг-товары уже распространяет по всему миру корпорация EMI. Задания было кому выполнять: в интернете за проектом следило больше 250 000 человек, из них 170 тысяч в «Facebook» и не менее 100 тысяч на «YouTube». Но фанаты собрали только первую часть бюджета, а затем включилась господдержка Финляндии и Германии, коммерческие институции. Здесь-то и помог активный промоушн проекта. Например, на Берлинском фестивале ходили живые афиши, фашисты в касках раздавали напечатанную псевдоготическим шрифтом газету с фальшивыми новостями. Сайт, блог, онлайновое телевидение проекта постоянно придумывают новостные поводы. В мае 2008 года производственная команда «Железного неба» поехала на Каннский кинофестиваль с тизер-трейлером фильма, и заключила договор о совместном производстве с компанией «27 Films». 6 мая 2008 года была запущена обновлённая версия официального сайта «Железного неба». Второй тизер, созданный в 2009 году, включал в себя специально снятые для него кадры (позже не вошедшие в фильм) и стал своеобразным доказательством состоятельности проекта. В общей сложности тизеры и трейлеры фильма собрали около 20 000 000 просмотров; этот рекорд превышает показатели (также сводные) наиболее популярных блокбастеров, и переводит промо-материалы «Железного неба» в разряд успешнейших вирусных роликов в истории «YouTube». Съёмки фильма начались в октябре 2010 года и длились 37 дней. Сначала фильм снимали во Франкфурте, затем съёмочная группа отправилась в Австралию. За съёмками последовал почти год пост-продакшна. Создание компьютерной графики для фильма (в «Железном небе» более 800 сцен с визуальными спецэффектами, занимающих половину хронометража; объём, сравнимый с фильмом «Трансформеры») производилось самими финнами и собранной ими командой специалистов, в том числе приглашёнными из США. Результат их работы был высоко оценен критиками, несмотря на бюджет, примерно в 50 раз уступающий бюджету на CGI голливудской продукции. 8 марта 2011 года начался монтаж ленты под руководством режиссёра картины Тимо Вуоренсолы и австралийского специалиста по монтажу Айяра Суреша. В результате получился самый дорогостоящий в истории кинопроизводства Финляндии проект (бюджет фильма составил €7,5 млн), снятый на двух языках: немцы говорят по-немецки, остальные - по-английски. «Железное небо» - не просто фильм, а целая медиавселенная, в которую входят уже созданные и запланированные комиксы от знаменитых авторов, серия книг и видеоигры - от консольных боевиков до мобильных игр.

Роли в фильме исполнили актёры из Германии и США. Главные фашисты - сексуальная Юлия Дитце («Полтора рыцаря: В поисках похищенной принцессы Херцелинды»); опытный, уже подписанный на проект с Вачовски и Тыквером Гётц Отто (злодей в бондовском «Завтра не умрёт никогда», не раз играл нацистских военнослужащих: в том числе это охранник в фильме «Список Шиндлера» и гауптштурмфюрер, адъютант Отто Гюнше в фильме «Бункер»); и любимец Фассбиндера и Триера, участник совместных проектов Энди Уорхола и Пола Моррисси - легендарный Удо Кир («Мой личный штат Айдахо», «Джонни-мнемоник», «Блэйд», «Армагеддон» и т. д.).

Актриса Пета Сержант сломала ногу в начальный период съёмок. Съёмочной группе пришлось изобретать способы снимать её крупным планом (сидящей в инвалидной коляске), либо выстраивать мизансцену так, чтобы ей не приходилось двигаться с места. Одна из сцен фильма практически кадр в кадр вопроизводит известный фрагмент фильма «Бункер», послуживший основой для интернет-мема «Гитлер узнаёт, что...». Пета Сержант никогда не видела этих пародийных роликов, поэтому была вынуждена всю ночь перед съёмками просматривать пародии на «YouTube».

Саундтрек создан специально для фильма культовой индастриал-группой, любителями тоталитарной эстетики и политической сатиры – «Laibach». Кстати, в изменённой нацистской форме и нарукавных повязках в некоторых рекламных материалах фильма вместо свастики используется логотип альбома «Volk» 2006 года группы «Laibach».

Образ президента США в «Железном небе» основан на образе бывшего губернатора Аляски, республиканки Сары Пэйлин.

После премьеры на Берлинском МКФ 11 февраля 2012 года «Железное небо» превратилось в международный хит - права на прокат проданы более чем в 70 стран, включая Россию, Японию, США, Израиль. В Европе фильм идёт с успехом, а на родине, в Финляндии, даже обошёл на старте голливудские «Морской бой» и «Голодные игры». 20 мая 2012 года продюсер Теро Каукома заявил о планах на создание приквела и сиквела картины.


ТИМО ВУОРЕНСОЛА:
«Главным источником вдохновения для меня были большие научно-фантастические картины 1980-х: такие, как «Терминатор» и «Чужие» Джеймса Кэмерона. Я, конечно, видел пару эксплотейшн-фильмов, но это не мой жанр, не моя чашка чая, как говорится. Мне всегда хотелось снять «Железное небо», и я понимал, что это возмутительная идея, но в этом и заключалась суть - снять возмутительный фильм, который бы выглядел настолько хорошо, насколько возможно. В том, как мы его сделали, есть что-то панковское, и это, наверное, придает привкус эксплотейшн, ведь эксплотейшн-кино - это панк-кино. Люди говорят: «Нет, вы не можете снимать такие фильмы». А ты им отвечаешь: «Да пошли вы! Мы всё равно это сделаем». В этом смысле «Железное небо» похоже на такого рода фильмы. Все, кто слышал об идее нашей картины, говорили: «Парни, да вы чего, вы же никогда не снимете это. Остановитесь, сделайте что-нибудь нормальное». И мы отвечали: «Да пошли вы! Это то, что мы хотим снять». Такой подход делает «Железное небо» панк-фильмом».
«С Йоханной мы познакомились случайно и рассказали ей о нашей задумке. Идея ей понравилась, и тогда мы сформировали небольшую команду, которую она возглавила. Я и ещё четыре человека генерировали идеи, Йоханна собирала их, отправлялась домой и писала версию сценария, мы её затем читали и обсуждали, Йоханна писала следующий вариант - и так до тех пор, пока все не были счастливы. Финальную же версию мы отправили американскому сценаристу, который поправил язык (сценарий ведь был написан финским писателем на английском) и сделал повествование менее хаотичным».
«Мы не предлагали студиям «Железное небо». Думаю, оно для них слишком провокационное, а мне было важно сохранить это качество. Я хотел снять свой первый большой фильм без ограничений, позволить себе любую дичь. А студия начала бы смягчать историю, приглаживать её… Ну вот представьте, рассказываю я им про наше кино, а они: «Нацисты на Луне? Отличная идея! Но, знаете, а что, если это будут не нацисты? Просто какие-то плохие парни. Роботы, например. Или коммунисты с Луны». В общем, я решил с ними не связываться и пойти другим путем. Теперь вот идут разговоры о голливудском ремейке, и мне прямо интересно, что они могут сделать. Ну, наверное, там появится героический американский астронавт. Нам же было важно сделать фильм про нацистов на Луне, где нацист был бы главным героем, где женщина была бы главным героем, то есть сделать всё то, что в фантастических фильмах обычно не позволяют делать».
«Мы обратились к нашей аудитории в интернете через социальные сети «Facebook», «Twitter», «YouTube» и «MySpace». Рассказали, что хотим снять фильм о нацистах с другой стороны Луны, спросили о том, не хотят ли они помочь нам, и многие согласились. Мы использовали творческий вклад нашей аудитории, но при этом процесс нельзя назвать демократическим в полной мере. Это была строгая автократия, поскольку я всегда сам решал, что будет в фильме, а чего не будет. Что касается средств, то мы просили публику инвестировать свои деньги в наш проект. Естественно, часть им будет возвращена, и в случае успеха в прокате они получат ещё больше».
«Железное небо» танцует на тонкой грани между сатирой и «политнекорректностью», но я давно для себя понял: лучший способ сделать фильм - это четко знать, что делаешь, и не бояться - иначе твой фильм получится не только беззубым, но ещё и всех разозлит».
«Мы с ребятами из группы «Laibach» долго обсуждали, что делать с музыкой, и раз за разом сходились на том, что в ней непременно должно быть что-то вагнеровское. А потом решили, что вместо того, чтобы писать музыку, которая звучит как «что-то вагнеровское», лучше возьмём Вагнера и сделаем его своим».
«Мы вообще-то сначала хотели сделать президентом Дженну Буш, одну из дочерей Джорджа Буша-младшего, ту, которая, кажется, выпивает - или выпивала раньше. Только вот шутки про неё как-то не сочинялись. А потом появилась Сара Пэйлин, и мы подумали: «Чёрт, это оно! Удивительная!» Она была самым безумным из людей, которых мы встречали, и на полном серьёзе несла всю ту ахинею во время избирательной кампании. Это был идеальный, уже готовый персонаж для нашего фильма. Тогда мы думали, что безумнее никого нет, но потом появились Мишель Бахман и куча совершенно ненормальных людей, причём каждый раз новые персонажи оказываются ещё удивительнее предыдущих».
«Пусть это будет сатирическая научно-фантастическая любовная чёрная комедия, но, возможно, мы создали новый жанр – «нацисты на Луне».

УДО КИР:
«Я люблю странные истории. И когда мне предложили сыграть фюрера на Луне, я подумал: почему бы и нет? Я играл фюрера в Германии, играл фюрера в Англии в образе старушки, и, когда я услышал, что мне предстоит сыграть фюрера на Луне, я решил, что как раз этого мне и не хватало».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта