КОСМОПОЛИС
(«Cosmopolis», Канада-Франция-Португалия-Италия, 2012)
Режиссер: Дэвид Кроненберг.
В ролях: Роберт Паттинсон, Джей Барушель, Саманта Мортон, Пол Джаматти, Кевин Дюран, Жюльет Бинош, Сара Гейдон, Матье Амальрик, Эмили Хэмпшир, Патриция МакКензи, Зелико Кекоджевич.
Жанр: футуристическая драма. Нью-Йорк. Будущее. День из жизни Эрика Пэккера. Ему 28 лет, он мультимиллионер. Однажды он выбирается из своего пентхауса, садится в свой лимузин и отправляется на приём к своему парикмахеру. Путь через Манхэттен превращается для него в 24-часовую одиссею - полную невероятных случайностей, неожиданных препятствий и встреч с разными людьми… Фильм основан на одноимённом романе Дона Делилло, вышедшем в свет в 2003 году. Дэвид Кроненберг написал сценарий всего за шесть дней. Сам Делилло над сценарием не работал и не присутствовал на съёмках. Постановщик «Космополиса» Дэвид Кроненберг - канадский кинорежиссёр и сценарист, один из крупнейших представителей североамериканского независимого кино. Родился 15 марта 1943 года в Торонто, в прогрессивной еврейской семье, его мать была музыкантом, а отец писателем. Настоящая фамилия деда Кроненберга по отцовской линии - Форман. Приехав в США, он взял фамилию самого богатого человека в своем родном литовском местечке. Во время обучения в местном университете Дэвид Кроненберг снял два экспериментальных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Его первый коммерческий фильм «Мерзость» был снят в 1975 году. Широкое внимание привлёк к режиссёру вышедший в 1982 году «Видеодром» - один из стилеобразующих фильмов десятилетия. До начала 2000-х годов Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (буквально, «ужас тела», источник ужаса - необъяснимые мутации человеческого тела). Многие из его картин («Мертвая зона», «Муха», «Связанные насмерть», «Обед нагишом», «М. Баттерфляй», «Автокатастрофа») поднимают проблему зыбкости грани между тем, что принято считать нормальным, а что - ненормальным. После фантастического триллера «Экзистенция» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского МКФ), вышедшего на экраны за несколько месяцев до «Матрицы» и поднимающего сходную философскую проблематику, внимание режиссёра стало смещаться от ненормальностей телесных к ненормальностям общественным. В фильмах 2000-х годов («Паук», «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт», «Опасный метод»), которые получили высокую оценку критиков, Кроненберг в нуаровых красках рисует беспросветно мрачный мир, где царит коренящееся в самой человеческой природе насилие. Кроненберг считается одним из лучших не только канадских, но и мировых режиссёров, он награжден Орденом Почетного легиона, на Каннском МКФ его чествовали за вклад в развитие кинематографа. Первоначально Эрика Пэккера должен был сыграть Колин Фаррелл, но ему помешали обязательства по съёмкам в ремейке «Вспомнить всё». А вот Роберт Паттинсон («Гарри Поттер и кубок огня», сага «Сумерки», «Отголоски прошлого», «Помни меня», «Воды слонам!», «Милый друг») с радостью согласился на главную роль в «Космополисе» - он без ума от Кроненберга и любит книжный первоисточник. Готовясь к съёмкам, Роберт уделял повышенное внимание голосу своего персонажа: изучал ораторские записи американского политика Говарда Дина и серийного убийцы Джеффри Дамера. Кроме Паттинсона «Космополис» до краев заполнен звёздными актёрами. Жюльет Бинош, Сара Гейдон, Джей Барушель, Кевин Дюран, Эмили Хэмпшир, Саманта Мортон и всегда удивительный Пол Джаматти – по очереди снимались в отдельных эпизодах с Паттинсоном (он был в кадре постоянно). Интересно, что на последнем МКФ в Канне демонстрировались сразу два фильма с Сарой Гейдон - помимо «Космополиса» она сыграла в «Антивирусе», режиссёрском дебюте сына Дэвида Кроненберга Брэндона. Музыка в «Космополисе» заслуживает особого внимания. Её автор - Говард Шор, всемирно известный композитор, обладатель премий «Оскар» за саундреки к фильмам «Властелин колец: Братство кольца», «Властелин колец: Возвращение Короля» и «Хранитель времени». K’Naan (Кейнан Абди Варсаме) появляется на экране в катафалке с открытым верхом. Он исполняет роль убитой рэп-звезды Брута Феза, одухотворённого музыканта, который массой людей считался чуть ли не богом. За пределами экрана сомалийско-канадский музыкант совместно с Говардом Шором работал над синглом, которым запомнился его персонаж Брут Фез, под названием «Мекка»; в его основу были положены собственные стихи Делилло из романа. Оператор «Космополиса» Питер Сушицки («Звёздные войны: Эпизод 5», «Марс атакует!», «Человек в железной маске») уже не впервые работает в дуете с Дэвидом Кроненбергом. Вместе они создали такие картины, как «Связанные насмерть», «Обед нагишом», «Экзистенция», «Порок на экспорт» и «Опасный метод». Город в фильме выглядит точно таким же, как Нью-Йорк, но на самом деле это Торонто. В действительности это не первый раз, когда канадский мегаполис становится двойником Большого Яблока - подобное было в «Американском психопате», «Невероятном Халке», всех фильмах «Полицейской академии» и многих других. В Торонто снимать дешевле, чем в Нью-Йорке. К тому же Кроненберг - именно из Торонто. В одной из сцен «Космополиса» на гигантском рекламном экране мерцает фраза «Призрак бродит по миру - призрак капитализма». Бюджет фильма: $30 миллионов. Съёмки «Космополиса» проходили с 25 мая по 24 июля 2011 года. 19 апреля 2012 года было объявлено, что лента вошла в основную конкурсную программу 65-го Каннского МКФ.
ДОН ДЕЛИЛЛО:
«В начале нового тысячелетия на улицах Нью-Йорка внезапно появилось множество длинных белых лимузинов. Манхэттен - единственное место на Земле, где они ещё могут передвигаться по улицам. Меня завораживало то, как они с трудом преодолевали повороты, тормозя всё движение вокруг, и в конце концов я решил написать роман про человека в лимузине. Так всё началось».
«Кроненберг создал фильм без каких либо компромиссов. Он очень близок к книге. Но здесь также присутствует и свой язык, который обычен для эзотерических финансовых рынков. Это кино: между словами, написанными на бумаге, и их переносом на экран всё равно остаётся пропасть. Эти две формы несопоставимы: писатель работает в одиночку, сидя в комнате, режиссёр же окружен актёрами, съёмочной группой, тоннами материала».
ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ:
«В романе лимузин Эрика Пэккера пересекает Манхэттен с востока на запад по 47 улице. 47 улица выглядит почти так же, как и некоторые улицы Торонто. Мы создавали это пространство фильма, соединив настоящие элементы Нью-Йорка с подобными в Торонто… Это очень субъективный Нью-Йорк. На самом деле мы находимся в разуме Эрика Пэккера».
«Нам пришлось поломать голову, чтобы обустроить внутренний интерьер машины. И своего рода трон, в котором сидит Пэккер, не совсем правдоподобный, но он отражает баланс сил. Многое шло из книги, включая мраморный пол».
«Я очень странно себя чувствовал, когда после целого дня съёмок фильма, где толпы протестуют против капиталистов на улицах Нью-Йорка, я возвращался домой, включал телевизор и смотрел новости про движение «Occupy Wall Street». Было такое ощущение, что мой художественный проект внезапно превращается в документальный. Но это абсолютная случайность».
«Отсылка к Марксу очень важна. В «Манифесте коммунистической партии» у Маркса речь идёт о модернизме - об эпохе, когда капитализм достиг такой степени развития, что скорость, с которой общество двигалось вперёд, сделалась невыносимой для большинства людей, и наступило царство непостоянного и непредсказуемого. Он писал это в 1848 году! И именно это мы видим в фильме. Я часто задумывался, что бы Маркс сказал о моей картине, многие вещи в ней он предугадал».
«Работа Паттинсона в «Сумерках» была интересной, хотя, конечно же этот фильм принадлежит к конкретному жанру. Я также смотрел «Отголоски прошлого» и «Помни меня», и был убежден, что он мог стать Эриком Пэккером. Это сложная роль, он присутствует в каждой сцене, и я не думаю, что когда-либо раньше снимал фильмы, где один и тот же актёр никогда не покидал кадра. Выбор актёра делается скорее на уровне интуиции - здесь нет никаких правил или инструкций».
«Помимо диалогов, которые им нельзя было корректировать, у актёров всё ещё оставалась широкая свобода действий. Это было особенно интересным для Паттинсона, в лимузин которого приходили разнообразные персонажи, играемые различными актёрами. Это заставляло его вести себя по-разному, в зависимости от того, что за актёр сидел напротив него».
«Роб прекрасный актёр, и я думаю, он ещё не раз нас удивит. Он молод, красив и является звездой «Сумеречной саги», поэтому некоторые люди пришли к несправедливому заключению о том, что он плохой актёр. Я знаю об этом. Но я могу заверить вас, что он невероятный актёр и настоящий трудоголик. Жду не дождусь момента, чтобы поработать с ним ещё раз. Кстати, я сказал ему, что был бы счастлив снять его вместе с Вигго Мортенсеном в будущем». РОБЕРТ ПАТТИНСОН:
«Кроненберг настаивал на том, что мы должны произносить диалоги точно такими, какими они были в сценарии, слово в слово. Он не терпел никаких вариаций. Сценарий зависел в большой степени от ритма, так что мы должны были соблюдать его, а это было очень тесно связано с ораторством».
ПРЕССА:
«Если бы «Космополис» появился десять лет назад, его можно было бы считать антиутопией; появившись сейчас, он воспринимается как сатирическое искажение мира сегодняшнего… XXI век оказался веком сбывшейся антиутопии; мы живём в мире разрушенных мотиваций, где тирания денег одинаково мучительна и для тех, кто едет в лимузине, и для тех, кто завидует им на улице» (Мария Кувшинова, ОpenSpace.ru). «Космополис» - притча о том, что этот сегодняшний мир с его капиталистической экономикой, когда у одних есть всё, а другим только и остается, что швырять в них крысами, будет обречен - и довольно скоро… Собственно, весь фильм состоит из разговоров со сменяющими друг друга людьми… До выхода фильма в российский прокат я обязательно внимательно прочту роман, чтобы оценить значимость и уместность непрерывно звучащих диалогов (пока мне кажется, что некоторые из сменяющих друг друга собеседников главного героя выполняют роль говорящих голов, цель которых - передать важные для автора романа публицистические - социальные или экономические - идеи)» (Юрий Гладильщиков, РИА Новости). «Фильм Кроненберга удивительно прозаичен и надолго заключён в тёмный и тесный интерьер автомобиля исключительно ради статичного получасового финала, который похож на вневнебродвейскую пьесу на два действующих лица… Увы, режиссёр не нашёл способ электрификации оппозиции (иногда видной через окна лимузина, позволяющего Эрику выключить окружающий мир, слово телевизор), не подобрал он и подходящей квази-галлюциногенной техники лавирования между многочисленными ситуациями и их постоянно сменяющимися участниками. Наиболее сильное впечатление из актёрского состава производит Саманта Мортон, играющая консультанта, близкого по экспертному уровню к Эрику. «Космополису», снятому на студии в Торонто при помощи рир-проекции и нескольких подсъёмок на натуре, скорее бы пошло на пользу присутствие настоящего Нью-Йорка в кадре, но, судя по всему, по финансовым соображениям этого не вышло» (Тодд МакКарти, «Hollywood reporter»). «Космополис» - фантастический фильм от режиссёра, который находится на вершине своего потенциала… Тонкое, и в то же время сложное исполнение роли Паттинсоном можно сравнить с исполнением Дэвида Боуи в фильме «Человек, который упал на Землю» (1976)… Зрелая игра Паттинсона в «Космополисе» будет сюрпризом для его фанатов и критиков» (Ричард Круз, «Canada AM»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|