ХРАБРАЯ СЕРДЦЕМ
(«Brave», США, 2012)
Режиссёры: Марк Эндрюс, Бренда Чэпман.
Жанр: анимационная приключенческая комедия. Испокон веков мифы и легенды окутывают загадочной пеленой живописные отроги Шотландских гор… Принцесса Мерида, дочь короля Шотландии Фергюса и королевы Элинор. Искусной лучнице Мериде приходится выбирать свой путь в жизни самостоятельно, и однажды она отказывается следовать древним традициям королевства, бросая вызов могущественным шотландским кланам и их предводителям: нескладному лорду Макгаффину, угрюмому лорду Макинтошу и сварливому лорду Дингвалю. Неосторожные поступки Мериды грозят повергнуть королевство в хаос, и тогда она отправляется за советом к эксцентричной отшельнице, которая вместо помощи накладывает на Мериду опасное заклятье. Теперь юной принцессе предстоит полагаться только на собственную храбрость, чтобы преодолеть могущественное волшебство и победить самого страшного зверя из тех, что водятся в горных долинах… «Храбрая сердцем» (бюджет: $125 миллионов) - тринадцатый полнометражный анимационный фильм студии «Pixar» (дебютный полнометражный проект «Pixar» «История игрушек», он же первый полнометражный компьютерный мультфильм в истории кино, был выпущен на экраны в 1995 году). На сегодняшний день «Храбрая сердцем» является самым сложным, инновационным и дерзким проектом «Pixar». Многие приемы и технические решения кинематографисты студии использовали впервые. К примеру, это - первый фильм студии, главным героем которого стала девушка; первый проект, в котором реальный мир тесно переплетается с фэнтезийным; и, наконец, это - первая картина, в которой действие происходит в привычном нам человеческом мире. К тому же этот мультфильм почтит память ушедшего из жизни основателя анимационной студии «Pixar» и компании «Apple» Стива Джобса. Джобс стоял во главе Pixar с 1986 года и прошел вместе с компанией долгий путь от убыточной организации, которая занималась разработкой графического аппаратного обеспечения, до передовой студии, выпустившей несколько анимационных фильмов, претендующих на «Оскар». Об этом проекте была объявлено в 2008 году, назывался он тогда «Медведица и лук». В нём отражены любовь сценаристки и режиссёра Бренды Чэпман (инициатора проекта) к произведениям Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм, а также её личный опыт по воспитанию дочери. Сюжет был придуман Чэпман, сценарий в соавторстве с ней написали Марк Эндрюс, Стив Пурселл и Ирен Меччи. Работая над сюжетом, они взяли несколько ключевых элементов традиционных шотландских сказаний и на их базе сформировали свою собственную легенду. Режиссерское кресло разделили Бренда Чэпман и Марк Эндрюс, который ещё в 2006 году на правах независимого консультанта помогал Чэпман в исследовательской работе для фильма. Бренда Чэпман родилась и выросла в штате Иллинойс, диплом бакалавра кинематографии защитила в Калифорнийском институте изобразительных искусств. Карьеру сценариста и режиссёра начала в студии «Walt Disney Feature Animation» - она работала над сюжетами таких полюбившихся многим мультфильмов, как «Русалочка», «Спасатели в Австралии», «Красавица и чудовище», «Горбун из Нотр Дамма» и «Фантазия 2000». Кроме того она выполняла функции старшего раскадровщика на съёмках мультфильма «Король Лев», который стал самым кассовым рисованным двухмерным анимационным фильмом за всю историю кинематографа. Отработав в студии «Disney» около восьми лет, Чэпман уволилась, чтобы активно участвовать в подготовке открытия другой анимационной студии – «DreamWorks Animation». Там в 1998 году она сняла полнометражный анимационный фильм «Принц Египта». Эта работа стала прецедентом - впервые женщина снимала анимационный полнометражный фильм для одной из крупнейших голливудских студий. Непосредственно перед трудоустройством в студию «Pixar» Чэпман успела поработать в качестве режиссёра и консультанта-раскадровщика ещё над некоторыми проектами «DreamWorks», «Universal Studios» и «Sony Animation». Она пришла работать в студию «Pixar Animation» в сентябре 2003 года на должность старшего раскадровщика анимационного фильма «Тачки», номинированного впоследствии на премию «Оскар». Марк Эндрюс получил диплом бакалавра кинематографии в Калифорнийском институте изобразительных искусств в 1993 году. Перед тем, как устроиться в «Pixar», Эндрюс некоторое время работал раскадровщиком в нескольких анимационных студиях. За раскадровку «Стального гиганта» получил премию «Энни». Также работал раскадровщиком на съёмках телесериала «Невероятные приключения Джонни Квеста», получившего множество наград сериала «Самурай Джек» и, наконец, многосерийной саги «Звездные Войны: Войны клонов» (ещё одна премия «Эмми» для Марка). Впрочем, художник пробовал свои силы не только в анимационном кинематографе - его перу принадлежат немало раскадровок фантастического боевика студии «Sony» «Человек-паук». Эндрюс устроился на работу в студию «Pixar Animation» в декабре 2000 года и с тех пор успел отметиться на четырёх полнометражных фильмах компании. На оскароносных проектах «Суперсемейка» и «Рататуй» он выступал старшим раскадровщиком, а для получивших «Золотой глобус» «Тачек» делал раскадровки сам. Эндрюс немало поработал над сюжетом получившей множество наград и положительных отзывов «Истории игрушек-3». Помимо работы над полнометражными фильмами студии «Pixar», он в своё время выступил соавтором сценария и сорежиссёром номинированной на премию «Оскар» короткометражки «Человек-оркестр». Эндрюс также приложил руку к громкому проекту студии «Walt Disney Pictures» «Джон Картер» - он написал сценарий в соавторстве со своим коллегой из «Pixar» Эндрю Стэнтоном и выполнял функции режиссёра второй съёмочной группы. Съёмочная группа «Храброй сердцем» несколько раз приезжала в Шотландию в поисках лучших локаций, на которых могли бы развернуться события эпического приключенческого боевика. Первая исследовательская экспедиция была заброшена на Туманный Альбион летом 2006 года, вторая - в октябре 2007 года. Киношники серьезно изучали местную культуру, в частности, легенды, встречались с множеством людей и подолгу беседовали с ними. Они питались исключительно местной традиционной пищей, много времени проводили на природе, наблюдая за тем, как меняется погода, и как она влияет на ландшафт. Готовясь к работе, аниматоры также брали уроки фехтования, стреляли из лука в специальном тире, носили килты, учились верховой езде, посещали зоопарк, постигали тонкости и нюансы шотландского акцента, смотрели документальные фильмы о медведях и лошадях. Раз в две недели уроки фехтования брал даже режиссёр фильма Марк Эндрюс. Рабочий день аниматоров обычно заканчивался вызовом на дружеский поединок на мечах, который фиксировался на камеру для последующего изучения. Патрик Дойл («Разум и чувства», «Гамлет», «Тор»), один из четырёх композиторов, пишущих музыку для проектов «Pixar», и, кстати, родившийся в Шотландии, создал для «Храброй сердцем» эпический саундтрек, мелодичные композиции которого увязали все динамичные, юмористические и эмоциональные аспекты фильма воедино. Следуя общему настроению проекта, Дойл отдал предпочтение традиционным шотландским танцевальным ритмам и инструментальному фольклору. При написании саундтрека он использовал множество национальных шотландских инструментов: волынки, скрипки, кельтскую арфу, флейту и бойран (разновидность бубна). Дойл настаивал, чтобы на национальных инструментах играли шотландские музыканты. В отечественном прокате герои анимационного фильма «Храбрая сердцем» будут разговаривать голосами актрисы театра и кино Лизы Арзамасовой (принцесса Мерида), популярного эстрадного исполнителя Михаила Шуфутинского (король Фергюс) и всенародно любимой телеведущей Татьяны Веденеевой (королева Элинор).
ДЖОН ЛАССЕТЕР, один из основателей студии «Pixar», креативный директор «Walt Disney Animation Studios»:
«Храбрая сердцем» поднимает на новый уровень планку во всём, что только можно себе представить - анимация персонажей, причёски и гардероб; анимация животных, включая медведей и лошадей; правдоподобность натурных площадок и исторических локаций. У нас получился уникальный коктейль из динамичного экшена и уморительной комедии, в котором нашлось место и магии, и таинственности, и колдовству, и настоящим приключениям. Именно такие фильмы удерживают зрителей на краешках кресел. При этом вы даже не догадываетесь, чем всё закончится».
«Храбрая сердцем» - первый мультфильм «Pixar» о героине женского пола… Там было много технологических вызовов. Например, её волосы: мы пытались передать её свободный дух через движение волос. Мать готовила героиню к тому, чтобы стать принцессой, и советовала убирать волосы, а Мэридит хотела держать их распущенными. Нам пришлось решать, как показать эти волосы наиболее реалистично. Кроме того, когда мы исследовали одежду средневековой Шотландии, то узнали, что она состояла из многих слоев. Вот эти несколько слоев ещё усложнили изображение. Когда вы смотрите на одежду, то понимаете, из какой она ткани: тонкий шёлк, либо кожа, либо мех или шерсть. Поэтому нам нужно было разобраться, как работает динамика ткани, это уже следующий уровень понимания текстур. Подобное происходит с каждым из наших мультфильмов - наступает момент, когда ты приходишь на работу и видишь на экране нечто новое. Именно поэтому мне нравится ходить на работу каждый день».
«Я не без оснований могу гордиться этим фильмом. Он получился очень красивым и динамичным, отличный сюжет сочетает в себе и драматизм, и юмор. Этот удивительный баланс заставляет зрителей забыть о реальной жизни и перенестись в невероятный мир, который населяют совершенно неожиданные герои. Гарантирую, вы не ожидаете увидеть то, что вам предстоит увидеть. Мы в «Pixar» вообще любим такие эксперименты. Нам нравится открывать новые миры и показывать зрителям то, что они никогда раньше не видели. И в этом случае, как и раньше, мы собираемся пригласить аудиторию на борт авиалайнера, крылья которого называются «технология» и «творчество».
ДЕРЕК УИЛЬЯМС, руководитель команды декораторов:
«Самой сложной нашей задачей на съёмках «Храброй сердцем» стало создание органичного леса, который бы выглядел естественно и казался живым. Мы скомпоновали семь различных лесных массивов, которые «засадили» рябинами, берёзами и соснами. Каждый вид был представлен в нескольких вариациях, общее количество уникальных деревьев составляло около 40. Всякий раз, когда мы берёмся делать лес, начинаем с оценки событий, которые будут в нём происходить. Как только оператор и съёмочная группа начинают работать с героями, мы, в свою очередь, начинаем вкраплять в сцену различные элементы, пытаясь добиться лучшей композиции. Затем мы добавляем низкорослую растительность - многократно размноженную траву, мох, лишайники, папоротники и, конечно же, вереск. Так получалась довольно сложная декорация, которую хотели бы видеть в кадре художник-постановщик и режиссёр. Надо отдать должное гениальному трио нашего отдела - Иниго Кулезу, Энди Уиттоку и Джейми Хеккеру - они смогли создать очень сложный, но безумно красивый мох». СТИВ МЭЙ, технический директор:
«Храбрая сердцем» станет первым проектом «Pixar», на съёмках которого была опробована новейшая анимационная система. Она позволяет работать с анимацией такого уровня, о котором мы раньше и мечтать не могли. Одна из самых трудных задач в анимации - контролировать многих персонажей, которые взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. В одной из сцен Мерида скачет на верном Ангусе, при этом ухитряется зашивать гобелен и нести своих братьев-тройняшек. Анимация всех героев зависит от их телодвижений - если повернётся один, то качнутся другие. Поведение всех персонажей динамично меняется на протяжении сцены. Взаимосвязь героев должна быть синхронной, и для облегчения этой задачи и было разработано новое программное обеспечение». КЭТРИН САРАФЬЯН, продюсер:
«У Марка и Бренды очень много общего. В работе над сценарием и на съёмках они дополняли друг друга. Они оба - семьянины и профессиональные художники с внушительным стажем и богатым послужным списком. У Марка более напористый подход, подходящий для динамичных боевиков. Бренда больше любит тихие и спокойные сцены. «Храбрая сердцем» идеально сочетает эти две диаметрально противоположных режиссёрских ипостаси - душевность Бренды и тягу Марка к всевозможным приключениям». БРЕНДА ЧЭПМАН:
«Я влюблена в Шотландию и не скрываю этого. Я чувствую, что эта страна вполне могла бы быть исторической родиной моих предков. Доподлинно я знаю, что мои прямые предки были родом из США - могу проследить свою американскую родословную вплоть до войны за независимость. Так что прямых доказательств нет. И всё же Шотландия - удивительная страна, очень красивая. Господь наградил местных жителей большим сердцем и нечеловеческой отвагой». МАРК ЭНДРЮС:
«Я сам принадлежу шотландскому роду. Здесь мы с женой провели медовый месяц. Шотландия пропитана мифами и легендами. Скрытую историю можно найти буквально во всём, на что падает взгляд. Цветовая гамма здесь тёмная и мрачная, но в то же время, яркая и насыщенная - такой парадокс обусловлен особыми погодными условиями».
«У меня дочь и три сына. Прямо как у Фергуса и Элинор… В том, что подростки ведут себя вызывающе, немалая вина естественных химических процессов, с которыми в своё время сталкивается каждый из нас. Молодежь пытается познать этот мир самостоятельно, и готова наказать любого, кто встанет у них на пути».
«Храбрая сердцем» поможет молодежи понять, как найти себя в этой жизни, как самим писать книгу своей судьбы. Мерида пытается доказать, что окружающий мир принимает её совсем не такой, какой она является на самом деле. Истинная храбрость таится внутри неё».
«Ключевой аспект истории в изменении своей судьбы. Мериде было на роду написано прозябать в позолоченной клетке дворцовой жизни. И она решает это изменить». ЛИЗА АРЗАМАСОВА:
«В детстве у всех девочек есть выбор: быть принцессой или разбойницей. Моя героиня - принцесса-разбойница. Этим она для меня безумно привлекательна! У неё дерзкий характер. Она хороша собой. Я её просто обожаю!» КЭТРИН САРАФЬЯН, продюсер:
«История Мериды достаточно универсальна. Мне кажется, что многие поймут и прочувствуют лейтмотив фильма - и взрослые, и молодые люди, и, конечно же, дети. С одной стороны, тебе нужно выбрать свой жизненный путь, с другой - сохранить верность семье. Каждому из нас рано или поздно приходится пройти по этой тонкой грани. Какой из шагов может привести к падению в пропасть, а какой - нет?» |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|