КококоКОКОКО
(Россия, 2012)
Режиссёр: Авдотья Смирнова.
В ролях: Анна Михалкова, Яна Троянова, Константин Шелестун, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов, Юлия Снигирь, Татьяна Рябоконь, Анна Пармас, Любовь Аркус.
Жанр: чёрная комедия.

С утра - работа научной сотрудницей музея «Кунсткамера» города Санкт-Петербурга, вечером - новости по Рен-ТВ, по выходным - митинги и секс с бывшим мужем, научным работником среднего звена. Лиза (Михалкова) - типичный представитель питерской интеллигенции. Вика (Троянова) - обычная провинциалка «с Урала». Отпуск в Петербурге для неё - это водка, вечеринки и авантюры. Казалось, между ними нет ничего общего. Однако, по воле случая они встретились - и сошлись: вода и пламень, синий чулок и тусовщица, интеллигенция и народ. Лиза и Вика - две стороны одной медали по имени Россия. И началась вечная комедия русской жизни!

Первоначально сценарий (который Авдотья Смирнова написала, как и в случае с «Двумя днями», совместно с Анной Пармас) предполагал более драматическое и даже трагическое развитие событий, однако затем «Кококо» переквалифицировали в комедию.

Авдотья (Дуня) Смирнова (1969 г. р.) - дочь актрисы Натальи Рудной и режиссёра, актёра Андрея Смирнова, внучка советского писателя Сергея Сергеевича Смирнова (1915-1976). Училась на филологическом факультете МГУ, который не окончила. Во второй половине восьмидесятых годов сотрудничала в самиздатовских журналах. Занималась арт-менеджментом. В качестве шоумена участвовала в концертах независимых московских рок-групп (в том числе «Тупые»). Принимала участие в перформансах «Новых художников». Работала журналистом в «Коммерсанте», затем книжным обозревателем журнала «Афиша» и в журнале «Столица». С 1992 года пишет сценарии документальных и художественных фильмов («Последний герой», «Мания Жизели», «8 1/2 $» - приз кинокритиков «Золотой Овен», «Дневник его жены» - второй приз на конкурсе сценаристов «The Hartley-Merrill International Screening Competition», «Прогулка», «Глянец»). В 2006 г. начала свою режиссёрскую деятельность фильмом «Связь» (приз фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучший дебют»), затем последовали многосерийный фильм «Отцы и дети» (2008) и мелодрама «Два дня» (2011). Вместе с Татьяной Толстой Дуня Смирнова ведёт программу «Школа злословия» на канале НТВ. В январе 2012 года было объявлено о браке Смирновой и главы ОАО «Роснано» Анатолия Чубайса.

Идея фильма, по словам режиссёра, родилась из желания снять в одной картине двух «крупнейших актрис поколения». Анна Михалкова ранее уже сыграла в дебютной картине Смирновой «Связь», а поработать с Яной Трояновой Смирнова захотела, увидев актрису в фильме Василия Сигарева «Волчок». Роль уравновешенной Лизы сценаристки специально написали для Михалковой, а образ непосредственной и «буйной» Вики - для Трояновой.

Анна Михалкова - старшая дочь Никиты Михалкова - родилась 14 мая 1974 года в Москве. Закончила ВГИК (актёрский факультет, курс Анатолия Ромашина). Отец снял художественно-публицистический фильм, рассказывающий о её детстве и отрочестве: «Анна: от 6 до 18». Снималась в фильмах «Ревизор» (1996), «Небо в алмазах» (1999), «Сибирский цирюльник» (1999), «Свои» (2004), «Изображая жертву» (2006), «Связь» (2006 – «Золотой орёл» за лучшую женскую роль), «Живи и помни» (2008 – «Ника» за лучшую женскую роль второго плана), «Сумасшедшая помощь» (2009), «Утомленные солнцем-2: Цитадель» (2011), «Мой папа Барышников» (2011). Ведёт передачу «Спокойной ночи, малыши». Как продюсер поддерживает независимое кино (спродюсировала полдюжины независимых отечественных картин, включая «Россию 88»).

Яна Троянова родилась в Свердловске. Училась на философском факультете Уральского государственного университета, закончила Екатеринбургский театральный институт. Работала в театрах «Театрон» и «Коляда-театр». Замужем за драматургом и кинорежиссёром Василием Сигаревым. В 2009 году на «Кинотавре» получила приз за лучшую женскую роль в фильме Сигарева «Волчок». Помимо этого, была номинирована на премии «Белый слон» и «Asia Pacific Screen Awards». В 2012 году кроме «Кококо» выходит ещё один фильм с участием Яны - драма Сигарева «Жить» (приз за режиссуру «Кинотавра-2012»).

Кроме Михалковой и Трояновой в картине сыграли ранее уже снимавшиеся у Смирновой Константин Шелестун, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов, а также Юлия Снигирь (Рада из «Обитаемого острова»). В камео появляются соавтор сценария Анна Пармас и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

Оператор-постановщик картины - Максим Осадчий («9 рота», «Обитаемый остров»), ранее снявший со Смирновой романтическую комедию «Два дня». Над музыкальным материалом работал Сергей Шнуров.

А вот что рассказывает Дуня Смирнова про песню, которую поет в фильме Яна Троянова: «У меня есть ближайшая подруга Ира Меглинская. Она знаменитый фотодиректор и галерист. Ира казачка и когда-то вместе с фольклорным ансамблем ездила по стране и собирала песни. При этом Ира сама совершенно замечательно поет. Эту песню в ее исполнении я помню еще с молодости. Меглинская специально приехала в Питер и целый день сидела с Трояновой, учила ее петь эту песню».

Продюсером «Кококо» выступил Сергей Сельянов, который согласился на запуск фильма сразу после прочтения сценария, хотя на тот момент у проекта была в наличии только треть бюджета. По словам Сельянова, бюджет фильма составил около 1,4 миллиона долларов. Ещё Сельянов попросил убрать из сценария мат, сказав режиссёру: «Там где ты можешь обойтись без мата, лучше обойтись. Там где не можешь – оставь». Кстати, одно матерное слово всё же осталось.

Фильм «Кококо» вызвал на фестивале «Кинотавр-2012» аншлаг, бурные аплодисменты в зале и завоевал приз за лучшую женскую роль, разделённый между Анной Михалковой и Яной Трояновой.


ДУНЯ СМИРНОВА:
«Есть такой сценарий «Ты меня любишь?», не поставленный - наш с Аней первый сценарий, я его задумала как комедию, а это очень сложный жанр, и я испугалась, что с ним сама не справлюсь. Нужен соавтор. А я уже работала над сценарием «Отцов и детей» вместе с Александром Адабашьяном, и поняла, как это удобно: во-первых вдвое быстрее, а во-вторых, гораздо легче принимать решения, ты всегда в полемике, ты не один, у тебя есть партнёр. И я вспомнила, что на СТС было такое шоу «Осторожно, модерн», где все роли играли Дмитрий Нагиев и Сергей Рост, и я это шоу обожала. В титрах видела фамилию автора сценария - Анна Пармас. Я не знала, кто это, но Ленинград - город маленький, и я быстро нашла того, кто нас познакомил. А через двадцать минут после знакомства предложила писать вместе сценарий. Она смущалась, но через месяц у нас уже были те отношения, что и сейчас. Писать с ней одно удовольствие. У неё изумительный дар смешного. И я ничего не хочу без неё делать».
«Когда я увидела «Волчок» и в нём Яну Троянову, я поняла, что появилась крупнейшая актриса и что надо сделать всё возможное, чтобы соединить её с другой крупной актрисой, Аней Михалковой. Я тогда сказала своей подруге и соавтору Ане Пармас, что нужно во что бы то ни стало написать сценарий для Михалковой и Трояновой. Мне очень хотелось увидеть их вместе на экране, они представлялись мне сильным соединением двух очень сильных и разных женских энергий. Сейчас, как мне кажется, для них самое время».
«То, что переживают героини фильма, это, вообще-то, история любви, правда, начисто лишенная эротических подтекстов».
«Я вообще считаю, что дружба - это высшая форма любви, очень сильная. В дружбе очень много бескорыстия, гораздо больше, чем при любви с плотскими отношениями. Там другой счёт».
«Это история любви двух душ. Я страшно рада, что это не история мужчины и женщины; здесь нет эротического пыла, все страсти кипят исключительно в душе. Но души не имеют пола (или имеют оба пола), поэтому мне страшно интересно наблюдать, в каких ситуациях одна становится опорой для другой, а в каких - наоборот, в каких каждая из них берёт ответственность за другую, ведь они постоянно меняются ролями».
«Пять месяцев мы с Аней Пармас, моим соавтором сценария, пытались написать «Кококо» как драму, и ничего не получалось. Как только мы поняли, что всё то же самое нужно сделать в комедийном ключе, сценарий был закончен буквально за несколько дней. При этом ни синопсис, ни «поэпизодник» вообще не изменились».
«Мы дружим с Серёжей Шнуровым уже несколько лет, но вместе работаем впервые. Я дала Сереге прочесть сценарий. Мы с ним встретились, он говорит: у меня есть один трек, я тебе сейчас его пришлю. Не для фильма, ты просто послушай и скажи, это вообще туда или не туда. И присылает мне «Валенки», которые у нас звучат на титрах. Я ему говорю: это не просто туда, это точно будет играть в финале! А дальше мы приступили к работе над остальной музыкой».
«После премьеры «Двух дней» многие музейщики - и это было страшно приятно - благодарили меня за эту картину. Но здесь другая история. Лиза музейщица не потому, что мне нужно было снова рассказать про их мир. Просто я очень хотела снять Кунсткамеру. Это один из моих самых любимых музее в мире. Не надо забывать, что это вообще первый музей в России. У него совершенно особая атмосфера, он очень интересно и сложно устроен. И для Питера он очень важен, потому что организовывает целое пространство вокруг себя. А ещё у меня в Питере есть любимый вид: с Английской набережной как раз на Кунсткамеру. Я всю жизнь этим видом любуюсь и мечтаю его снять. Вот, наконец, удалось».
«Эта картина была возможна только с Анной Михалковой и Яной Трояновой. Причём у нас с Яной был момент, когда она чуть было не передумала сниматься, и я сказала тогда, что картины не будет. Этот сценарий мы с Аней писали под конкретных актёров. Там не было никаких проб вообще».
«Сыграть хорошо эти роли могут и многие другие актрисы, но мне не нужно «сыграть», мне нужно «прожить». Я не хочу видеть и понимать, как это сделано. Я хочу не понимать, как они это делают. Вы не представляете себе, какое счастье видеть их вдвоем на экране, чисто эстетическое. У них очень разные лица, а в каких-то ракурсах вдруг похожие. Между ними есть некая искра. Обе очень русские, два национальных типа… Это моя песня о родине».
«У меня уже есть замечательный опыт «Двух дней», когда я попробовала снять романтическую комедию, а она была истолкована как коллаборационизм. Что нам привяжут прямое, социальное, публицистическое толкование - было понятно. Но когда говорят про сословия и социальные слои - это, мне кажется, низменный, нехороший дискурс. Для меня эта история - о языке. Мы все пользуемся одним и тем же вокабуляром и вкладываем абсолютно разный смысл в одни и те же слова. Это явление происходит в русском языке последние десять лет. Так что картина - не о конфликте двух сословий, а о конфликте двух лексик с одними и теми же словами. Для нас важно было это, а не то, что одна с Урала, другая из Питера, одна в музее работает, а другая в ночном клубе».
«Меня волнует, что между социальными стратами в России остаётся всё меньше и меньше способов коммуникации. Разные страты фактически разговаривают на разных языках в буквальном смысле, и это странное явление, негативное. Мы одна страна, один народ, но внутри нас существует чудовищный разлад. Мне хотелось столкнуть два мира, хотелось показать две глубоко национальных души. Ни одна, ни вторая не сброшены с Марса, они есть плоть от плоти страны, культуры, но их жизнь начиналась по-разному. Когда страна расползается (а она расползается) - расползается само понятие нации, нас всё меньше и меньше объединяет что-либо. И тогда только сильные чувства, вспыхивающие у людей из разных миров друг к другу, заставляют проявить проблему коммуникации. И такие чувства возможны, можно сказать, что любой взрослый человек их переживает».
«Все недостатки картины и ошибки - не оттого, что не хватило денег или времени. Это те недостатки и ошибки, которые свойственны мне в моём нынешнем состоянии развития. Это первая картина, которая совсем моя. Она равна мне. В ней рассказано то, о чём я думаю на самом деле».
«В «Кококо» я чувствую себя вправе делать то, что хочется мне самой, и исхожу из простого соображения, что если это интересно мне, значит, найдутся люди, которым тоже будет интересно».

ЯНА ТРОЯНОВА:
«Моя девица, приехавшая с Урала, на самом деле такая, какая есть. Корчит из себя что-то только интеллигенция, а девка моя настолько прямая… Простота хуже воровства, этим она будет раздражать зрителя, но в какой-то момент ему станет её жалко, потому что она-то не умеет в умные интеллигентные игры играть. Она приехала из Урала в Петербург, с пониманием себя, что, естественно, она звезда. Естественно, выглядит хорошо, но вульгарно. Моя Вика очень хорошая, но некоторых вещей она не понимает. Она не понимает, что неприлично что-то говорить, неприлично одеваться как проститутка. И в этой своей наивности она мне нравится, она настоящая. У неё есть характер, в лобешник может кому-нибудь дать, очень непосредственная девка».
«У меня совершенно потрясающая партнёрша, Аня Михалкова. Идея сценария мне тоже импонирует. Аня человек довольно интеллигентный, и я - народный человек с Урала: всё ложится. Стесняться самой себя, своих корней, не стоит. Нужно использовать то, что в тебе есть. Мы настолько с Аней разные, но стоило нам только познакомиться друг с другом, мы тут же друг в друга влюбились, потому что у нас очень много общего. Это тоже важно для сценария, такие разные и такие похожие».
«Вообще я боюсь женщин-режиссёров. Честно. Я нервничала, боялась. Мужчины-режиссёры, с которыми мне уже доводилось работать, давали мне полную свободу. Они знали, кого позвали, и, по большому счету, меня не трогали. Я ценю такие вещи - тебя зовут, в тебя верят и рассчитывают на твою самостоятельность. Я волновалась, ибо думала, что женщина не способна на такое отношение. Они обязательно будут учить, будут воспитывать, думала я… Дуня даёт свободу, Дуня даёт почувствовать себя художником, что для меня принципиально важно. И я ей за это очень благодарна. Я чувствую себя создателем своей роли. Мы очень подробно разбирали сценарий. Знаете, раньше, когда я бралась за роли, это всегда касалось моего жизненного опыта. Здесь же я в плане истории ничего «своего» не обнаружила. Дуня как режиссёр поступила очень мудро: она познакомила меня со всеми своими друзьями, которые были прототипами персонажей, она многое рассказала мне о своей жизни. Когда я поняла, что авторство в этом и заключается - говорить о себе откровенно, я решила больше общаться с её друзьями, потому что именно от них начала черпать то, что нужно мне для роли».

АННА МИХАЛКОВА:
«Мы же в Кунсткамере много снимали. И в какой-то момент я поняла, что мы с Яной Трояновой превратились в этих вот самых сросшихся уродливых близнецов. Мы просто стали с ней одним целым».
«Созревание и духовное развитие бывает только во время потрясений, когда ты глубоко несчастлив. С Дуней Смирновой у меня так и получается, что в первый, что во второй раз. То есть я живу вообще-то комфортной жизнью, а тут меня помещают в некомфортные условия. Так и начинается духовный поиск. У меня же в её фильмах две главные роли - и оба раза истории требовали предельной искренности и достоверности. Оба раза персонаж переживает большие потрясения - и я вместе с ним. Вот есть хороший сценарий, Дуня очень хороший режиссёр. А потом уже сидишь в кинозале, смотришь фильм и ощущаешь какой-то эксгибиционизм души. Вот за эту достоверность и приходится платить».
«Мне понравилось, что Дуня описала, как люди начинают любить друг друга за эту разность, когда понимают, что преодолеть её просто невозможно. То есть они начинают друг друга ненавидеть от всей души настолько, что ненависть становится любовью. Такой вот народ населяет эту территорию. Абсолютные безумцы. У каждого свои представления о жизни, вообще никак с ней не связанные».


ПРЕССА:

«В своем новом фильме «Кококо», третьем по счету, но не по качеству, режиссер Авдотья Смирнова продолжает социологическое исследование отношений между различными слоями российского населения - если первые две выборки были оформлены в истории любви, то на этот раз речь идёт о дружбе двух девушек за 30… От предыдущих режиссёрских работ Авдотьи Смирновой «Кококо» выгодно отличается гораздо большей густотой психосоциальной фактуры, насыщенностью событиями и их энергичным темпом… Связь между интеллигенцией и народом - это, по «Кококо», скорее что-то вроде случайного секса, которого никто не хотел, но он как-то сам собой получился, и потом всем неудобно, но оправдываться никто не собирается. В фильме Авдотьи Смирновой эти отношения выстроены как абсолютный паритет… Между героинями соблюдено эмоциональное равенство, психологическая «ничья»: нельзя сказать, что кто-то пострадал, а кто-то выиграл, кто-то кого-то облагодетельствовал, а кто-то кого-то использовал, кто-то выглядит более симпатично, а кто-то менее. Так что в символическом кадре, где на разделяющем двух девушек столике в купе винный бокал одной стоит на книжке другой, нет никакого противопоставления - в «Кококо» из него выходит почти такой же знак единения, как серп и молот в руках рабочего и колхозницы» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ Weekend»).

«Смирнова как режиссёр не использует сложных метафор, отрекается от тонкой образности. Трагикомедия «Кококо» предполагает прямой удар по общему месту - соседство двух противоположностей на местности… Пожалуй, режиссёр Авдотья Смирнова впервые позволяет понять, или мы наконец стали отчетливее видеть, что классический образ русского интеллигента, его посылки и умозаключения, его терзания так и не стали конструктивной моделью для развития общества. Теперь хочется встать на сторону «народа», потому что гораздо труднее выучиться быть открытым и честным человеком, чем запомнить отличия модерна от ар-деко. И в конце концов, чтобы люди жили в одной квартире (стране) и не ругались, начать надо, наверное, с создания единых правил жизни и сохранении свободы выбора в их рамках» (Елизавета Симбирская, «Огонёк»).

«Авдотья Смирнова продолжает рассуждать о судьбах России, сравнивая двух представителей разных социальных слоев; если в фильме «Два дня» в одной комнате сталкивались лбами интеллигентка и чиновник, то в «Кококо» научная сотрудница заводит у себя дома уникальный экспонат, интересный ей в первую очередь с антропологической точки зрения, - шумную провинциалку. По ходу выясняется, что в жизни образованного жителя Петербурга есть: музей, новости по РЕН ТВ, командировки в Анадырь, митинги в поддержку Ходорковского. В жизни народа - пение, танцы, вино, домашние фонтаны, красные шубы и полутораметровый портрет Петра Первого. Поначалу кажется, что ещё немножко, и эта история обернется «Слугой» Джозефа Лоузи - пугающей зарисовкой про подмену понятий и смену социальных статусов; но Смирнова демонстративно отказывается от выводов и морали. В какой-то момент героиня, похихикивая на кухне над нарядами подруги, объясняет бывшему мужу причины этой странной дружбы: она же такая яркая, живая и совсем другая, зато у неё есть сердце. Героини, тем не менее, пугающе симметричны: у обеих непростая личная жизнь, обе несчастны, и неизвестно ещё, что хуже - снобизм или простая дурость. С другой стороны, поселить у себя дома чудовище, которое каждый вечер напивается, водит домой мужиков, ходит на голове и портит твои вещи, - испытание не из лёгких, но бесит оно по причинам скорее бытовым, а не социальным» (Анна Сотникова, «Афиша»).

«Это кино и правда достойно главного приза любого российского кинофестиваля за юмор, злость и трезвое отношение к вечной проблеме «интеллигенция и народ»… «Кококо» - это не только недослышанное героиней Трояновой «рококо», это ещё и намек на буквальное понимание фильма Смирновой как истории двух куриц - провинциальной хабалки Вики и полуобморочной музейщицы из Петербурга Лизы… Чтобы испытать чувство дежавю от разговоров, которые ведут герои фильма, не надо вообще никуда ездить - и это для любого человека, способного к самоиронии, уморительно смешно… Кино на вопрос сосуществования сословий ответа не даёт - «Кококо» заканчивается слово в слово так же, как предыдущий фильм Смирновой, «Два дня» (Михаил Шиянов, ОpenSpace.ru).

«Фильм кажется простым, по структуре он таковым и является, действие развивается на фоне питерских пейзажей, но по сути это камерная драма, где всё сосредоточено на внутренней борьбе персонажей. Собственно, это и борьбой-то нельзя назвать, это связь, где каждая сторона чувствует себя не вполне комфортно, но и прекратить общение не может. Если отказаться от поверхностной интерпретации этих отношений как конфликта народа и интеллигенции, то можно получить больше удовольствия от фильма. Потому что внутренний конфликт, который переживает героиня Михалковой, гораздо интереснее, чем достаточно схематичное противостояние культурной, но вялой столицы витальной, но хабалистой провинции. Авторам, конечно, Лиза гораздо интереснее, Вика же им нужна как фактор, запустивший изменение личности основной героини. Которая впервые за свою достаточно однообразную жизнь вдруг понимает, что помимо сословных и общепринятых в её кругу жизненных стереотипов есть ещё и она сама - её желания, её собственная воля, что она имеет право на самые разные чувства, в том числе и на ненависть, и на злость. Имеет право быть естественной и живой, а это очень непростая и весьма серьёзная задача для зрелой женщины, много лет существовавшей в плену чужих мнений» (Алёна Солнцева, «Московские новости»).

«Слова «коллекция уродов», которыми когда-то определяли собранные по указу Петра Великого экспонаты, вполне подходят к героям фильмов Авдотьи Смирновой. Эти любимые режиссёром «уроды» мало изменились с доперестроечных времен. Всё так же собираются на кухнях, ведут полудиссидентские разговоры, поют под гитару, обсуждают интриги на службе. В этот устоявшийся мир «урод» другого толка, провинциалка Вика, врывается, подобно НЛО. Качества, что напрочь отсутствуют у Лизы, здесь в избытке. Яркая, харизматичная, не лезущая за словом в карман, умеющая за себя постоять молодая женщина. Лизу это очаровывает. Её подруг настораживает. Приятелей-мужчин пугает и манит. Но в любом случае ясно, что, встретившись волей лихой железнодорожной судьбы, пара уже вряд ли сможет расстаться… Маятник так и будет качаться то в одну, то в другую сторону. Интеллигенция (назвать героиню Михалковой «креативным классом» язык не повернётся) так и будет стоять, заворожённая жизненной силой простого сословия, а народ - робеть перед чем-то значительным и высоким под называнием «культура». Но с тем же успехом витальность способна в их восприятии обернуться жлобством, а высокое и большое - дурью и блажью. Можно, наверное, сказать, что до того как Смирнова начала писать в дуэте с Пармас, её сценарии были тоньше, изысканнее и более удовлетворяли киноманский вкус. Но, как ни странно, именно это соавторство выявило в Смирновой, сценаристке и режиссёре, ещё один дар. Вместе с «Двумя днями» и «Кококо» в нашем кино появился яркий, едкий, остроумный и наблюдательный публицист. Как кому, но мне талантливая публицистика всегда казалась интереснее проходной прозы» (Лариса Юсипова, «Известия»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта

HotLog
Загружается...