Любовь живёт три годаЛЮБОВЬ ЖИВЁТ ТРИ ГОДА
(«L'amour dure trois ans», Франция, 2011)
Режиссёр: Фредерик Бегбедер.
В ролях: Гаспар Пруст, Луиза Бургуан, Джои Старр, Джонатан Ламбер, Фредерик Бель, Валери Лемерсье, Элиза Седнауи, Бернар Менез, Кристоф Бурсейе, Анни Дюпре, Николя Бедо, Мишель Легран.
Жанр: романтическая комедия.

Марк Марронье (Пруст), литературный критик днём и хроникёр светских тусовок по ночам, только что развёлся с женой Анной. Он уверен, что любовь живёт три года. Он даже сформулировал свой собственный закон: сначала ваша жизнь солнечна и чудесна, на второй год вы начинаете засматриваться на посторонних девушек, на третий ваша женщина уходит, а вы начинаете писать об этом книгу. Или то же самое, но более наглядно: «В первый год мы покупаем мебель, на второй - её переставляем, на третий - делим...» Однако встреча Марка с Алис (Бургуан), кажется, камня на камне не оставит от его теории...

Экранизация одноимённого романа Фредерика Бегбедера, осуществлённая самим писателем.

Фредерик Бегбедер родился 21 сентября 1965 года в городе Нёйи-сюр-Сен под Парижем. Он получил диплом Парижского института политических исследований, затем диплом DESS в области рекламы и маркетинга в CELSA (Высшая школа информации и коммуникации) и стал копирайтером в крупном рекламном агентстве «Young and Rubicam». Одновременно Фредерик сотрудничал в качестве литературного критика в журналах «Elle», «Paris Match», «Voici ou encore VSD», состоял в команде литературных критиков в радиопередаче Жерома Гарсена «Маска и перо» и писал свои первые книги. Бегбедер был уволен из «Young and Rubicam» через некоторое время после выхода в свет романа «99 франков», представляющего собой сатиру на рекламный бизнес. Заслуженную славу одного из самых интересных современных французских писателей Фредерику Бегбедеру принесли романы «Воспоминания необразумившегося молодого человека» (1990), «Каникулы в коме» (1994), «Любовь живет три года» (1997), «Рассказики под экстази» (1999), «99 франков» (книга стала лидером продаж 2000 года во Франции, а в 2007-м с успехом была экранизирована Яном Куненом), «Романтический эгоист» (2005), «Идеаль» (2007), «Французский роман» (2009). Бегбедер предпочитает сумасбродные сюжеты, с героями, похожими на него самого. Ведь кроме писательства он вёл передачи о литературе на телевидении, был бесплатным консультантом Робера Ю на президентских выборах 2002 года, редактором в издательстве, участвовал в антиглобалистском движении и в анархистской группе «Black Blocs», выступил основателем литературной премии (которой удостоились, в частности, книги Мишеля Уэльбека и Виржини Депант), и даже снялся в порнографическом фильме «Дочь лодочника».

Оператор «Любви…» Ив Кап (родился 1 ноября 1960 года в Бельгии) постоянно сотрудничает с Брюно Дюмоном: «Человечность» (номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую операторскую работу), «Фландрия», «Хадевейх», «Вне Сатаны». Также снимал фильмы «Преследование» Патриса Шеро, «Холли Моторс» Леоса Каракса и другие.

Гаспар Пруст - автор юмористических текстов и комик, выступающий на сценах Швейцарии и Франции. «Любовь живёт три года» - его кинодебют.

Луиза Бургуан была ведущей нескольких телепрограмм, в 2008-м дебютировала в кино в фильме
Энн Фонтейн «Девушка из Монако» и за эту роль была номинирована на премию «Сезар» в категории «Самая многообещающая актриса». Снялась в фильмах «Необычайные приключения Адель» Люка Бессона и «Чёрные небеса» Жиля Маршана.

Джои Старр (настоящее имя -Дидье Морвиль) - известный французский музыкант-рэпер с трудным детством (отец-садист) и непростой судьбой (армия - «19 месяцев ада», после которой некоторое время бомжевал). В 1988-м с Кулом Шеном, таким же, как он, уличным рэпером, создал группу «Supreme NTM». Был композитором нескольких картин («Ямакаси: Свобода в движении», «Лига»), снимался в кино («Бал актрис», «22 пули: Бессмертный», «Плутовство»).


ФРЕДЕРИК БЕГБЕДЕР:
«Идея снять фильм по этому роману пришла не мне. Пять лет назад один продюсер положил глаз на эту книгу, но тогда меня на проект не пригласили… А после (я опускаю подробности) тот продюсер ушёл из проекта. Майкл Джентиле и Алан Крюгер приобрели права на фильм и сказали мне, что я должен не только писать сценарий, но и сам снимать. Они притащили ко мне домой режиссёрское кресло с моим именем! Я им ответил, что не хочу, что слишком люблю кино, чтобы его снимать, и к тому же не очень компетентен. Но идея уже прочно поселилась в моей головушке мегаломана, и понадобилось пять лет, чтобы она окончательно созрела».
«Для режиссёра-дебютанта важно побороть страх оказаться смешным. Тарантино выбрал гангстерский боевик («Бешеные псы»). Другие предпочитают фэнтези или фантастику. Я выбрал романтическую комедию, каноны которой существуют со времен братьев Люмьер, и тут не надо ничего изобретать заново. Как и в большинстве моих любимых комедий, здесь всё начинается с персонажа, от всего отказавшегося. Именно в тот момент, когда он разуверился в любви окончательно, герой встречает женщину, которая возвращает ему вкус к жизни. После этой встречи программа всегда одинаковая: ссора, расставание и вновь соединение. Но у автора есть все возможности развлекаться внутри этого шаблона».
«Экранизировать роман, автором которого вы сами и являетесь, - не такое уж частое явление. Я решил не полностью следовать книге, а скорректировать её и расширить. В какой-то момент я спросил себя: изменился ли я с момента её выхода 15 лет назад? Нет, мне ни разу не удалось преодолеть этот роковой рубеж «три года». Ну, либо совсем чуть-чуть. Наверное, это проклятие. Хотя моя конечная цель состоит в том, чтобы опровергнуть название книги, вынужден констатировать, что я сам этому закону всегда подчинялся. Если фильм даст людям возможность посмеяться над этим вопросом, я буду только рад!»
«В книге действительно не так много действия. Я написал её после моего развода, в период меланхолии и пессимизма. На обложке написано, что это роман, но на самом деле - интимный дневник с несколькими неоспоримыми афоризмами. После экранизации «99 франков», в которой Ян Кунен в большей степени опирался на провокационность, цинизм и трэш, идея заключалась в том, чтобы показать другую сторону моей литературы. Более спокойную, интимную, искреннюю».
«Мне кажется забавным, что эта книга провоцирует дискуссию о любви, а фильм, кроме этого, рассказывает ещё и о ремесле писателя. Это позволило мне сделать портреты литературного критика и его коварной редакторши, рассказать о литературной премии «Флор», то есть о вещах, являющихся частью моей жизни, но о которых, по странному стечению обстоятельств, я никогда не писал в своих книгах».
«Я нарисовал раскадровку, которая, в общем-то, нам ничего не дала, кроме как уверенности мне самому. Это был единственный приём, с которым я познакомился давным-давно, когда придумывал рекламные ролики. В любом случае, делая раскадровку, я держал в уме свой рекламный опыт, и в принципе оказался в похожей ситуации: на съемочной площадке, в окружении 50 человек, которые всеми силами старались перенести на экран то, что ты придумал. Но огромное отличие работы над фильмом от съёмок рекламы - это свобода. Когда ты сочиняешь рекламный ролик про йогурт, план за планом будут такими же, как потом на экране. Здесь же, на съёмочной площадке, я позволял группе меня удивить».
«Разговаривая с Майвенн и Гаспаром Ноэ, я понял насколько лучше снимать на «цифру», даже используя две или три камеры. Я плохо отношусь к цифровой книге, но не к цифровой картинке. Представьте, насколько легче работалось бы авторам вроде Джона Кассаветиса, у которого часто были трудности с финансированием. Запредельная роскошь, когда вечером после съёмок, лёжа в постели, мне достаточно было вставить флеш-карту в USB-вход компьютера, чтобы посмотреть отснятый рабочий материал. Но, безусловно, техника - это ещё не всё. Мне повезло, что я мог опереться на талантливую команду, которая не боялась переработать».
«Привлечь Мишеля Леграна вместе с его музыкой (известной всем, из «Шербурских зонтиков», «Аферы Томаса Крауна») было одной из первых идей во время написания сценария. Я познакомился с ним три-четыре года назад, чтобы обсудить это, и он мне ответил: «А почему бы и нет?» С одной стороны, ему понравилась книга, с другой - я был настойчив. В процессе работы над сценарием идея сформировалась окончательно. Мне казалось, что получится очень красиво, если музыка Леграна будет сопровождать первую встречу героев, а потом звучать ещё в нескольких местах, пока сам композитор в крови и плоти не появится в конце фильма (хотя это сюрприз, который нельзя разглашать зрителям!). На самом деле я думаю, что мы влюбляемся благодаря песням и, особенно, песням Мишеля Леграна».
«Как и в случае с Мишелем Леграном, я хотел работать с Бургуан с самого начала. Но Луизу было сложно соблазнить. Я потратил на это четыре года. Каждый раз она мне отвечала, что ей нравится проект, но она занята. Мне кажется, её останавливало то, что это мой первый фильм. Пришлось её убеждать в том, что у меня всё-таки был некоторый опыт работы на съёмочной площадке. Кроме того, мы вместе снимались в телешоу «La grand journal», и у нас оказалось схожее чувство юмора. Хотя ей понравился последний вариант сценария, она всё равно сомневалась. Мне пришлось настаивать. Я покорил её своей настойчивостью. Женщины обожают настойчивых мужчин!!! Я очень доволен результатом. На мой взгляд, во Франции нет, кроме неё, актрис, способных сыграть в духе Кэмерон Диас смешную, интеллигентную и одновременно сексуальную героиню. В самых комичных ситуациях она знает, как выглядеть элегантно».
«Марк Марронье во многом похож на меня. Чтобы выбрать исполнителя этой роли, я пересмотрел немало актёров. Некоторые были очень даже не плохи. Но без той очевидности, которая обнаружилась во время проб с Гаспаром. После того, как я с ним познакомился, для меня всё было решено. Я был настолько убежден, что убедил весь мир вокруг. С художественной точки зрения вопросов не возникало. Но в плане финансов было сложнее, потому что это его первая большая роль в кино. Нужно было убедить телевизионные каналы и спонсоров. Я благодарю их за оказанное доверие. Мне кажется, что за имиджем Гаспара, циничного, странного, сдержанного, холодного нигилиста, прячется настоящий романтик. Мои слова, наверняка бы, его рассмешили. Или же его просто стошнило бы… Но я знаю, что я прав, и фильм тому доказательство. Гаспар вполне может стать кем-то вроде Хью Гранта или даже Кэри Гранта».
«Кап привык иметь дело с непрофессиональными актёрами и мгновенно реагировать на импровизацию. Он был готов рисковать и снимать то, что мои актёры готовы были ему предложить. Я не ошибся в нём - Кап невероятно терпелив и изобретателен. За месяц до начала работы он любезно согласился приехать ко мне и всё обсудить. Что, собственно говоря, позволило нам сэкономить массу времени на съёмочной площадке и спасло меня от страхов. Надо было видеть, как быстро он вместе со своей бельгийской командой работал на площадке. Его, конечно, забавляло, что он снимает что-то непривычное для себя. Мы вспоминали с ним фильмы Блейка Эдвардса, «Фанатика» Стивена Фрирза… Сравнивали наши предпочтения. Наш сценарий ему понравился, в особенности то, что это комедия. Но больше всего его заводило желание сделать всё элегантно. Когда мы ещё подписывали контракт, я ему сказал: не понимаю, почему французские комедии не могут быть гламурными. Я очень люблю «Вечеринку» и «Завтрак у Тиффани» Эдвардса. Такое кино было и во Франции - у меня ностальгия по нему. Я, например, вспоминаю фильм Саши Гитри «Помечтаем…»: первая сцена происходит в светских апартаментах, диалоги остроумны, на Арлетти вечернее платье, Мишель Симон в смокинге… Этот киношик меня всегда завораживал».
«Говорить о любви и при этом не скатиться в приторность или женоненавистнический цинизм, или в вульгарность - это сложное балансирование! Конечно, надо говорить о сексе и смеяться над ним. Но надо также, чтобы было красиво, и картинка не портила ощущение тайны и мечты».
«Кино позволяет различные вольности. Это как невероятная игрушка, которую мне подарили. Как если бы мне предложили написать роман на японском. Некоторые из моих любимых писателей меняли язык. Набоков был русским, но писал по-английски. Кундера покинул Чехословакию, чтобы писать по-французски. Я никогда не писал на иностранном языке, но в данном случае мог поэкспериментировать с новым для меня языком в неограниченных масштабах. Снять фильм - это не сложнее и не проще, чем написать книгу, это другое!.. Мне больше нравится английское слово «director» (означающее и режиссёр, и руководитель), чем французское «cineaste» (режиссёр, кинематографист). Руководитель маленькой банды сумасшедших гениев, задавшихся целью рассказать историю… Это ужасно и увлекательно одновременно. Единственный раз в моей жизни мне дали ключи власти и поскольку я не знал, будет ли второй, то выложился по полной… Все говорят, что литература - это высокое и вечное искусство, а кино - преходящее. Но кино - это искусство, требующее больше времени и энергии, чем литература. Я не советую ленивым людям ввязываться в создание фильма. Я, человек, обожающий бездельничать, обнаружил, что писать книги - это как каникулы или, как вариант, разновидность тоски. А фильм поглощает тебя полностью на целый год. Это возможность расстаться со своим одиночеством».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта