ВОРОН
(«The Raven», США-Испания-Венгрия, 2012)
Режиссёр: Джеймс Мактиг.
В ролях: Джон Кьюсак, Люк Эванс, Элис Ив, Брендан Койл, Брендан Глисон, Оливер Джексон-Коэн, Кевин Макнэлли, Пэм Феррис, Сэм Хазелдин, Сергей Трифунович, Йен Вирго, М. Эммет Уолш, Дэйв Леджено, Ана Софренович, Карен Страссман.
Жанр: триллер. Полицейские обнаруживают несколько трупов при обстоятельствах, точь-в-точь воспроизводящих рассказы Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», «Колодец и маятник», «Маска Красной смерти» и других. Естественно, подозреваемым номер один становится сам писатель (Кьюсак), который к тому времени находится в довольно затруднительных обстоятельствах: его произведения не печатают, он почти нищий. Инспектор Филдс (Эванс), допросив писателя, приходит к выводу, что тот невиновен, и просит его помочь следствию. По соглашается и вступает в опасную схватку с серийным убийцей. Но в самой этой смертельной опасности он черпает силы не только для интеллектуального поединка с монстром. На краю гибели он заглядывает за пределы бытия в поисках своего ускользающего вдохновения… Исторический факт: 3 октября 1849 года случайный прохожий обнаружил на улице Балтимора умирающего Эдгара Аллана По; 40-летний писатель скончался в больнице четыре дня спустя, так и не объяснив, что с ним произошло… Персона Эдгара Аллана По известна каждому и неизвестна никому. Американский классик - одна из самых таинственных фигур мировой литературы. Его жизнь и смерть окружают загадки, его судьба полна противоречий, а разум так же мрачен, как и его рассказы. Личность Эдгара По - истинный парадокс: он жил в богатой семье, но с семнадцати лет скитался по стране; как говорил Майн Рид, он «любил изрядно пошалить», но в его душе жил ужас; он был гением, но прижизненного признания долго не получал. «По превосходно обтесал груду камней, которых хватило бы на впечатляющую пирамиду, но все они так и остались валяться перед площадкой для будущей постройки, не образовав хотя бы фундамента», - отозвался Джеймс Рассел Лоуэлл об эпохальной книге «мрачного» писателя «Ворон и другие стихотворения». Смерть По - дело, покрытое мраком. Он бредил и страдал, причину его погибели так и не сумели установить, и все посмертные легенды никак не подводятся под один знаменатель: одни говорят, что По свел в могилу алкоголь и опиум, другие высказывают предположения о туберкулезе, третьи считают, что великого писателя убили, четвертые, напротив, думают, что По наложил на себя руки, всплывала даже версия с сифилисом. Одним словом, смерть По - это ребус, который невозможно разгадать. Некоторые ученые не исключают, что в могиле писателя лежат не его останки... Судьба По - безграничный рабочий материал для исследований, книг и фильмов. Конечно же, авторы детективного триллера «Ворон» очень вольно обошлись с историей: на самом деле никаких серийных убийств в Балтиморе в 1849 году не было; жена По, Вирджиния, скончалась от туберкулеза за несколько лет до его смерти; в полиции Балтимора не было инспектора по фамилии Филдс. Режиссёр «Ворона» Джеймс Мактиг родился 29 декабря 1967 года в Тауранга, Новая Зеландия. Позднее семья переехала в Колларой Плато, это городская местность в Сиднее, где Мактиг вырос. Получил высшее образование в области кинематографии в «Чарльз Стерт университет». В конце 1980-х – начале 1990-х был ассистентом режиссёра или производственным помощником на нескольких кинопроектах. Затем в качестве ассистента режиссёра принял участие в создании фильмов братьев Вачовски «Матрица», «Матрица: Перезагрузка», «Матрица: Революция». В 2005 году Вачовские вручили Мактигу бразды управления своим проектом «V» значит Вендетта» - Джеймс дебютировал как кинорежиссёр. Впоследствии поставил картины «Вторжение» (2007) и «Ниндзя-убийца» (2009). На роль Эдгара Аллана По рассматривались Эван Макгрегор и Хоакин Феникс. Но получил эту роль Джон Кьюсак. Кьюсак родился 28 июня 1966 года в пригороде Чикаго. За исключением мамы, работавшей учительницей математики, все остальные родственники Джона актёры: отец Дик Кьюсак, сестры Джоан, Энн и Сузи Кьюсак, брат Билл Кьюсак. Юный Джон всего лишь последовал их примеру: в возрасте 12 лет он уже мог похвастать солидным резюме - театральные постановки, рекламные ролики. Дебютировал в кино в 17 лет в романтической комедии «Класс», после чего снялся ещё в нескольких популярных молодежных фильмах. Первую «взрослую» роль сыграл в «Кидалах» (1990) Стивена Фрирса. Снялся более чем в 60 фильмах, в том числе таких известных, как «Дорога на Велвилл» (1994), «Пули над Бродвеем» (1994), «Мэрия» (1996), «Убийство в Гросс-Пойнте» (1997), «Воздушная тюрьма» (1997), «Тонкая красная линия» (1998), «Быть Джоном Малковичем» (1999), «Интуиция» (2001), «Любимцы Америки» (2001), «Идентификация» (2003), «Вердикт за деньги» (2004), «1408» (2007), «2012» (2009), «Машина времени в джакузи» (2010). В числе романтических увлечений актёра - Минни Драйвер, Эллисон Иствуд, Клэр Форлани, Нив Кэмпбелл. Первоначальным кандидатом на роль инспектора Филдса был Джереми Реннер. Реннер выбыл из проекта, когда ему предложили роль в фильме «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Сыграть невесту поэта предлагали Нуми Рапас, но та отказалась. Подготовка к съёмкам фильма с бюджетом в 30 миллионов долларов началась в феврале 2010 года, а сами съёмки прошли с 13 октября по 27 декабря 2010 года. Съемочная группа работала в Белграде и Будапеште, потому что, во-первых, там дешевле, а во-вторых, в этих городах легче найти кварталы, в которых сохранилась архитектура середины ХIХ века.
ДЖОН КЬЮСАК:
«Вы знаете, Эдгар По был очень бедным, несмотря на его всемирную известность: у него не было авторских прав на его произведения, и, соответственно, он не мог получить за них деньги. Ещё он был алкоголиком. Исходя из этих двух фактов, я решил, что Эдгар По должен быть худощавым, и сильно похудел для этой роли. К тому же, съёмки проходили зимой в Сербии, там было очень мрачно, мы находились в странных условиях на протяжении долгого времени, было очень трудно спать. Поэтому я к тому же был немного измождён. Но я понимал, на что иду, когда соглашался на роль».
«Никто действительно не знает, что на самом деле случилось с По в последние пять дней его жизни. Так что нельзя сказать, что «Ворон» как-то сильно расходится с настоящей историей. Мы придумали свою версию развития событий и не скрываем, что это всего лишь плод нашей фантазии. Доподлинно известно следующее. Писатель ушел в запой, а вышел из него уже едва ли не при смерти. Обнаружили По в баре, его одежда сильно потрепалась и была явно не его, поскольку сильно не соответствовала по размеру. Ещё По повторял одну и ту же фразу - «Найдите Рэйнолдса!». Что же с ним произошло - не знал никто. Это и сегодня остаётся загадкой. Конечно, многое в этой истории выдумано, но отношения между людьми, которые описаны в фильме - они имели место в настоящей жизни. То, как По работал, и многие другие исторические детали изображены аккуратно и бережно. Я бы назвал получившийся результат альтернативной биографией Эдгара По».
«Мой Эдгар По - это собирательный образ. Что-то было взято из его реальной биографии, остальное - придумано нашими сценаристами. Уже во время съёмок для создания более объёмного образа писателя мы обращались к его собственным произведениям. По в фильме несколько раз читает вслух свои стихи, так вот мы, например, добавили в одно из них строку, которой у самого писателя не было. Нам было очень важно сохранить и воссоздать на экране оригинальный язык По. За основу мы взяли письма из личной и деловой переписки По, его короткие рассказы и поэзию. В письмах По можно многое узнать о том, как он работал над своими текстами. Так что в самом главном фильм крайне правдив и достоверен… Не буду спорить, в менее коммерческом формате мог бы получиться более достоверный фильм. Я бы с удовольствием согласился поучаствовать в такой постановке. Но мне предложили роль в этом проекте, и я согласился. Если бы мне вновь предложили сыграть По, я не раздумывая погрузился бы в мир его многочисленных произведений ещё раз».
«У Эдгара По понятия красоты и ужаса, любви и страха неразрывно связаны и просто не могут существовать отдельно. В одном из произведений По есть такие строки: «Я могу предаваться любви только там, где в воздухе ощущается дыхание смерти, смешанное с дыханием красоты».
«Над фильмом работала небольшая группа людей. И Джеймс, и я немного занимались ещё и декорациями… Мы все работали одной командой. Но в основном я просто играл, а Джеймс помогал мне, чтобы роль По была максимально приближена к литературным источникам. Чтобы моя речь больше походила на речь По. Ещё мы договорились, что вместе будем создавать диалоги. А ещё мы доверяли друг другу, и Джеймс советовался со мной как сделать лучше. Это было очень интенсивное сотрудничество! Джеймс удивительно видит то, что он создает. И он увлекал меня в создание этого фильма. Было прекрасно с ним работать!»
«Я же в своё время изучал английскую литературу и словесность, так что для меня было важно, чтобы диалоги, их ритм, речевые обороты отражали особенности языка По, его стиль. В общем, над диалогами, над тем, как звучит речь моего героя, работал фанатично - так, чтобы поклонники По и литературы остались довольны. Не хотелось, чтобы все подумали, что мой персонаж - это пьющий герой боевика. Он должен был стать героем собственного рассказа, может быть сна - тут нельзя было сфальшивить».
«По писал детективные ужастики, которые люди читали по субботам в газетах. Его читатели каждый раз доходили до последней строчки, чтобы обнаружить такой поворот, который заставит их мучиться в ожидании продолжения: «Боже, что же он сделает?!» И По знал, что нравится читателю: кровь, кишки - всего этого хватало. Но на другом уровне он был гениальным стилистом и мыслителем. Вот и фильм хотелось сделать этаким триллером с двойным дном. По же был предтечей модернизма и постмодернизма - повествование от первого лица, деконструкция собственного «я»…»
|
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|