12.04.2012
В ЧЬИХ РУКАХ ПАЛОЧКА? Это мы только кажемся сильными, неуязвимыми, большими и важными. Когда же дело касается жизни и смерти, становимся беспомощными, слабыми и маленькими. Вся скорлупа – слава и почет, взгляды и принципы – осыпается в прах. Хочется преклонить голову к тому, кто действительно сильнее, и помиловать тех, кто слабее. Ведь просящему, как известно, дается. Примерно об этом – об избавлении от «окамененного нечувствия» и «умягчении злых сердец» - снимал свой новый фильм автор «Острова» и «Олигарха». Главный герой - дирижер прославленного коллектива – отправляется на гастроли в Иерусалим с ораторией «Страсти по Матфею». В самолете, летящем на Святую землю, легкими штрихами обрисовываются характеры маленьких людей большого оркестра: выделяется семейная пара, утратившая любовь и взаимопонимание, а также несчастный смешной солист, боящийся потерять свое место и изо всех сил старающийся понравиться дирижеру, которого он тоже очень боится… Сам же дирижер – неприступный, серьезный и грозный – летит отнюдь не только гастролировать: из Иерусалима пришла страшная весть о его сыне. Оказывается, управляющий оркестром в жизни управить так, как надо, не сумел. И теперь из своего респектабельного мира он попадает в странную компанию молодых разбойников, сумасшедших художников и прочих блудных детей. Еще в сюжет вмешиваются русская паломница с детьми и арабский террорист-смертник, напоминая нам о неисповедимости путей Господних и о цене каждого нечистого звука в оркестре человеческой жизни. В чем Павлу Лунгину точно не откажешь, так это в умении делать правильный выбор: темы, исполнителей, места действия. На фоне Иерусалима любой жест кажется значительным и небессмысленным. Музыка митрополита Илариона (Алфеева) наполняет драматургические пустоты и одухотворяет мертворожденные идеи. Артисты (особенно величественный Багдонас и неподражаемая Оболдина) оживляют собой искусственные сцены. Словом, оркестр Лунгина прекрасно исправляет упущения «дирижера». А сам он что? Да всего лишь размахивает палочкой. Ольга Горнова, «Нижегородские новости» |