СФЕРА КОЛДОВСТВА
(«La cle des champs», Франция, 2011)
Режиссёры: Клод Нуридзани, Мари Перену.
В ролях: Симон Делане, Линдси Енок, Жан-Клод Айриньяк, Дени Подалидес.
Жанр: фильм-фантазия. Двое подростков – мальчик и девочка - находятся на отдыхе в деревне. За деревней они обнаруживают заброшенный пруд. Это дикое место, которое шаг за шагом раскрывается перед ними, постепенно их сблизит и станет в их воображении волшебным королевством, населенным причудливыми созданиями, рождёнными в мечтах и кошмарах… Клод Нуридзани и Мари Перенну познакомились, когда учились в институте на биологическом факультете. «Встретились два одиночества» - так Клод говорит о знакомстве с Мари. Они часто ходили в кино, да и других общих интересов оказалось немало: любовь к музыке и литературе. Окончив обучение, поняли, что мир науки - не для них. Они начали заниматься фотографией: в объектив попадали не только животные, насекомые, но и маленькие растения. Фотоработы публиковались в журналах «Geo», «National Geographic» и отдельными книгами. Когда Клод и Мари осознали, что сделали всё в фотографии, они сняли три короткометражных телефильма - «Обитатели зеркала» (1986), «Игра насекомого и цветка» (1987), «Путешествие в невидимую страну» (1987). Кинематограф всегда увлекал и захватывал их, а желание снять полнометражный фильм не отпускало. Так режиссёры-биологи написали сценарий «Микрокосмоса» и поехали на встречу с продюсером и актёром Жаком Перреном. Выбор пал на него, так как к тому времени, он единственный снял картину о животных (об обезьянах). Съёмки «Микрокосмоса» были закончены в 1997 году - это был большой успех: внимание зрителей, участие в программах крупных фестивалей (Канн, Торонто, Сан-Себастьян), всевозможные награды. Фильм получил технический Гран-при Каннского фестиваля (за изображение и звук) и 5 премий «Сезар» (лучший оператор, лучший звук, лучший монтаж, лучшая музыка, лучший продюсер). «Генезис» (2004) - второй фильм режиссёров - тоже не остался незамеченным, участвовал во многих мировых фестивалях. Нуридзани и Перену произвели маленькую революцию в области «nature films»: благодаря им фильмы о живой природе стали восприниматься как полноценные коммерческие блокбастеры. По словам авторов, любой их полнометражный фильм - «это примерно 6 лет работы: два года - выбор натуры, три года - съёмки и около 8 месяцев - озвучка и монтаж».
КЛОД НУРИДЗАНИ:
«В детстве мы очень долго жили на природе, потом учились в университете на биофаке, так что с тех пор у нас осталось очень много ярких и полезных воспоминаний. Что касается «Сферы колдовства», то она целиком основана на тех сценах из жизни животных, которые поразили нас в детстве. Мы давно хотели снять фильм на их основе, но всё никак не могли придумать подходящий сюжетный стержень. А потом решили, что пусть этим стержнем будет наша собственная история: эти дети, история их дружбы - это ведь в большой степени мы с Мари, история наших отношений… Это фильм главным образом о природе и о детстве. По сути, фильм о том, что человек не рождается человеком, но становится человеческим существом в процессе взросления. Для девятилетнего ребенка, который является героем фильма, это сложное обучение. Мир взрослых загадочен, мальчик немножко растерян, потерян в этом мире, и в один прекрасный день он открывает заброшенный пруд или озеро. Открытие происходит благодаря «спектаклю», который он наблюдает в нём, это одновременно очарованный и беспокойный мир. Он делает для себя открытие, что жить можно очень просто - так, как живут животные. И благодаря этому же пруду он встречает человеческое существо, которое на него похоже. Это начало детской любви, детской влюбленности…»
МАРИ ПЕРЕНУ:
«Есть весьма простой способ определить наше место в кино - посмотреть библиографию. Мы сами так сделали - оказалось, что о нас пишут кинематографические издания. Это, конечно, не демонстрация какой-то нашей исключительности или, наоборот, исключённости, а просто констатация. Например, нас никогда не приглашают на фестивали «nature films»… Мы, может, и хотели бы туда поехать - но не зовут… Мы не считаем свои фильмы документальными - хотя они и о животных. В наших фильмах всегда есть заранее написанный сценарий, и, наконец, среди наших персонажей есть и люди. Сейчас, во всяком случае». КЛОД НУРИДЗАНИ:
«Сейчас мы, скорее, практикующие кинематографисты, чем практикующие натуралисты… Что общего между всеми нашими фильмами? В них есть животные и природа. Но в «Сфере колдовства» природа уже увидена глазами ребёнка». МАРИ ПЕРЕНУ:
«И произносимое ребёнком - это никогда не констатация того, что он видит. Он говорит только о том, что чувствует… В фильме мы ставили конкретную задачу: показать мир пруда или озера, наполненный животными, увиденный глазами ребёнка. Ребёнок видит действительный мир, реальность таковой, какая она есть. Но он видит её не просто такой, какая она есть, в этом участвует ещё его воображение. Он видит животных, но он также видит и фей, и драконов. Мы захотели взять такое направление, но не хотели доводить его до того, чтобы фильм стал фантастическим. Это не фантастика, это мечта». КЛОД НУРИДЗАНИ:
«Кинематографическая проблема фильма заключается в том, что надо показать реальный мир, в то же время делая участником процесса воображение. Можно сказать, что камера, которая является инструментом научным - прежде всего орудие, предназначенное для того, чтобы снимать мечты. Что касается изображения, кадров, мы сделали своего рода «кастинг» животных, выбирая тех, которые были похожи на фей или тех, которые были похожи на драконов. И мы помещали их в кадр и освещали, как если бы это были феи или драконы… В чём мы упрекаем документальное кино про животных? В том, что оно, как правило, создаёт впечатление, что мы знаем о животных всё-всё - а это не так! Нам кажется более правильным отказаться от комментария и показать зрителю животное как своего рода загадку». МАРИ ПЕРЕНУ:
«Мы, в принципе, приветствуем любые отклонения от стандартов образовательного кино. У нас в какой-то момент появилась надежда - то тут, то там стали появляться фильмы о природе, которые отличаются от стандартных документалок: более спокойные, более изобретательные, более романтичные, менее прямолинейные. И вот мы всё ждём и ждём новой волны - а её всё нет и нет. А есть только полнометражные документальные фильмы о природе, которые мы считаем слишком традиционными… Мы-то считаем, что занимаемся большим полнометражным кино, а не документальными фильмами о живой природе. Мы относимся к животным, которых снимаем, как к киноактёрам. А фильмы про зверей мы сейчас даже и не смотрим - надоело разочаровываться, всё время одно и то же». КЛОД НУРИДЗАНИ:
«Удивительная вещь: когда мы работаем, мы очень точно и детально пишем сценарий наших фильмов, несмотря на то, что некоторые из наших актёров - это животные. Есть существа, которых мы очень хорошо знаем и эти существа - животные. И в какой-то момент перед камерой они всё-таки сделают то, чего мы от них ждём, нужно только ожидать… Больше всего времени и сил при съёмках животных уходит не на техническую часть, а на биологическую. Муравьям же не прикажешь, осьминоги не будут спариваться быстрее оттого, что у вас новейшее оборудование». МАРИ ПЕРЕНУ:
«До настоящего момента к насекомым и животным относились как к педагогическому предмету, к обучающему элементу. И мы подумали: может быть, есть другие способы говорить об этом мире, и они будут очень увлекательными? Например, в рекламе насекомые и животные очень много и очень эффективно используются. Кстати, общеизвестно, что знаменитые актёры не переносят, когда в одном с ними кадре есть животные, потому что всё внимание зрителей тогда сосредоточено на животном». КЛОД НУРИДЗАНИ:
«Музыка очень важна, поскольку диалогов в наших фильмах практически нет. Над всеми тремя фильмами с нами работал один и тот же композитор, который, в конечном счёте, стал нашим другом, это Бруно Куле… Честно говоря, мы были озадачены по поводу музыки в первом фильме, потому что понятно, что музыка играет большую роль… И мы задумались к кому мы можем обратиться. Нам хотелось работать с таким композитором, с которым могли бы вести постоянный диалог, которому мы бы доверяли. Бруно Куле до этого писал музыку для нескольких фильмов, но он не был известен. И когда мы с ним встретились, то сразу поняли, что поймем друг друга, как братья и сестры… И ещё один принцип, которому мы следуем во всех наших фильмах - мы работаем в тесном сотрудничестве с нашим специалистом по звуку, саунддизайнером, для того, чтобы музыка смешивалась со звуками природы незаметным образом». МАРИ ПЕРЕНУ:
«Мы очень много работали над звуком. Это очень интересно - звук в кино. Зрители прежде всего обращают внимание на картинку, и часто звук входит в наше сознание как бы подспудно, независимо от нашего сознания. Благодаря этому эффекту мы можем завлечь зрителя в мир, в который мы хотим его вовлечь... У нас нет такой записи звука, который мы бы сделали в момент съёмки, весь звук был записан после съёмки, в момент монтажа». КЛОД НУРИДЗАНИ:
«Новые технологии - это, наверное, хорошо, но ускоряют ли они съёмку, мы толком не знаем, мы же никогда не снимали на цифру - нас не устраивало качество. И «Сфера колдовства» тоже снята на 35 мм… 3D может быть очень интересным, для некоторых фильмов. Хотя не знаю, каково будет будущее 3D, потому что для каких-то очень зрелищных фильмов это может остаться, но это всё-таки достаточно громоздкая технология, требующая огромного количества людей, а мы любим снимать очень облегченной командой». МАРИ ПЕРЕНУ:
«Сейчас мы живем в эпоху, когда стремительно появляются новые технологии, а мы были очень привязаны к камере 35 мм, а теперь видим, чего можно добиться обычными фотоаппаратами «Canon» или «Nikon», которые одновременно могут быть камерами. Это очень интересно и, вероятно, поможет нам эволюционировать в нашем стиле. Может быть, мы немножечко изменимся… Мы будем снимать кино, но больше не будем снимать его так долго». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|