МАЛЬЧИК С ВЕЛОСИПЕДОМ
(«Le gamin au velo», Бельгия-Франция-Италия, 2011)
Режиссёры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн.
В ролях: Тома Доре, Сесиль Де Франс, Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Оливье Гурме, Карл Жадо, Клоди Дэлфоз.
Жанр: драма. Сирилу уже почти исполнилось 12, и у него есть лишь один план: разыскать отца, который временно оставил его в детском приюте. Случайно он встречает Саманту, хозяйку небольшой парикмахерской, которая начинает о нём заботиться. Сирил, который ищет отца и ненадолго находит его в лице местного драгдилера, не сразу принимает любовь, которую Саманта к нему чувствует. Любовь, в которой он отчаянно нуждается, чтобы усмирить свою ярость... Братья Дарденн - дуэт бельгийских кинорежиссёров, являющихся также сценаристами и продюсерами своих фильмов. Старший из братьев - Жан-Пьер Дарденн (1951 г. р., настоящее имя - Карл Хигганс). Младший - Люк Дарденн (1954 г. р., настоящее имя - Эрик Хигганс). Братья Дарденн занимаются кинематографом с конца 1970-х, они авторы целого ряда документальных фильмов, с 1987 года работают в игровом кино. Международную известность они приобрели лишь в 1999 году, когда их фильм «Розетта» попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля и был удостоен там главного приза - премии «Золотая пальмовая ветвь». Такую же награду получил в 2005 году их фильм «Дитя». Кроме братьев Дарденн только четверо создателей фильмов (Фрэнсис Форд Коппола - за «Разговор» и «Апокалипсис сегодня», Эмир Кустурица - за «Папу в командировке» и «Андерграунд», Сехэй Имамура - за «Легенду о Нараяме» и «Угря», Билле Аугуст - за «Пелле-завоевателя» и «Благие намерения») дважды удостаивались главного приза Каннского кинофестиваля. Но у Дарденнов вдобавок есть ещё целый ряд каннских призов: приз за лучшую мужскую роль, полученный актером Оливье Гурме за роль в фильме «Сын» (2002); приз за лучший сценарий за «Молчание Лорны» (2008); Гран-при за «Мальчика с велосипедом». Пять подряд фильмов Дарденнов, начиная с «Розетты», были отобраны в конкурс Каннского МКФ и все получили награды - такого в истории кино и вовсе не бывало. Для Тома Доре «Мальчик с велосипедом» стал первой работой в кино, а вот для Сесиль де Франс этот фильм стал шансом впервые за долгое время поработать на родине. Сесиль де Франс родилась 17 июля 1975 года в бельгийском городе Намюре. С 10-летнего возраста она играла в любительских постановках, с 15-ти лет посещала актёрские курсы, а в 17 лет решила продолжить обучение актёрской профессии во Франции. С 1997 года Сесиль начинает регулярно сниматься в короткометражках. Затем известный продюсер Доминик Бенеар привел Сесиль на кастинг её первой полнометражной картины. После этого последовала первая заметная работа - в режиссёрском дебюте актёра Ришара Берри «Искусство обольщения». В 2002 году Сесиль снялась уже в трёх полнометражных фильмах, после которых явно вырисовалось амплуа - романтическая барышня с разной степенью легкомысленности и очарования. За роль в «Испанке» (2002) Седрика Клапиша актриса была отмечена «Сезаром» в категории «Самая многообещающая актриса». Решив не оставаться в рамках выигрышного амплуа, Сесиль немедленно сменила жанр, снявшись в триллере Александра Ажа «Кровавая жатва» (2003). Фильм был показан в США, что привело к довольно неожиданному результату - Сесиль де Франс была приглашена в бюджетную голливудскую экранизацию романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» (2004). В 2005 году Сесиль удостоили национального приза Роми Шнайдер, а вскоре она получила свою вторую премию «Сезар» - как лучшей актрисе второго плана за роль в фильме Седрика Клапиша «Красотки» (2005) – сиквеле «Испанки». Де Франс ещё трижды номинировалась на премию «Сезар» за лучшую женскую роль: за фильмы «Когда я был певцом» (2006), «Места в партере» (2006) и «Семейная тайна» (2008). В 2008 году она снялась во французской дилогии: «Враг государства № 1» и «Враг государства № 1: Легенда». А в 2010 сыграла у Клинта Иствуда в драме «Потустороннее». В «Мальчике с велосипедом» у братьев опять снялись «завсегдатаи» их фильмов - актёры Оливье Гурме («Обещание», «Розетта», «Сын», «Дитя», «Молчание Лорны») и Жереми Ренье («Обещание», «Дитя», «Молчание Лорны»). Кроме Гран-при в Канне «Мальчик с велосипедом» был номинирован на «Золотой глобус» и «Independent Spirit» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и получил приз Европейской киноакадемии за лучший сценарий.
ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Наверное, в обществе, где ослаблена консолидация, где любые отношения становятся менее прочными, эта тенденция распространяется и на семью. Здесь она ещё заметнее. У нас в обществе господство индивидуумов. Хотя в семьях иммигрантов, пожалуй, сплочённости больше. Но вообще в современном мире очень много одиночества. И каждый человек стремится так или иначе преодолеть свою обособленность, выстроить отношения дружбы, любви. Наши персонажи тоже пытаются реставрировать подобие семьи, которой лишены».
«Мы поместили в прессе объявление о кастинге ребят 12-13 лет, получили порядка 500-600 отзывов, просмотрели все фотографии, отобрали кандидатов и начали их прослушивать. Тома пришел в первый же день под номером пять. Едва мы начали с ним работать, как тут же переглянулись, не сговариваясь, поняли, что встретили Сирила. Мы, разумеется, посмотрели и других кандидатов, но делали это, уже зная, что нашли своего героя. В Тома есть качество, которое можно назвать «эффектом присутствия». И это проявилось сразу. Мы всем претендентам давали одно и тоже задание - сыграть упрощенную версию первой сцены нашего фильма, когда мальчик звонит отцу и ждёт, что тот снимет трубку. У Тома получилось создать ощущение, что кто-то на другом конце провода действительно может снять трубку. Он это сыграл так просто и так естественно, что мы словно увидели чудо».
ЛЮК ДАРДЕНН:
«Герой-ребёнок должен ускользать от зрителя, что мы и попытались сделать с нашим мальчиком. Дать ему независимость. Это мы двигаемся к нему и хотим ему помочь, а он убегает, раздражает нас, делает нам больно, кричит, кусается, потому что страдает. Да, он нас злит! Мы не хотим приглаженной сентиментальности по отношению к ребенку». ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Мы сразу поняли, что Саманта станет одним из центральных характеров, и решили пригласить известную актрису. Очень надеялись, что кому-нибудь из звёзд понравится наш сценарий. Мы ведь раньше никогда не работали со знаменитостями. И нам часто говорили, что, поскольку нас двое, брат и я, у нас никогда ничего не получится со звездой, потому что взаимоотношения с ярким талантом - это всегда соблазнение, что предполагает наличие двух, а не трёх участников». ЛЮК ДАРДЕНН:
«Но мы рискнули, когда увидели, что Саманта является стержнем картины, вовлекает зрителя в историю, где нет явных мотиваций и нет объяснения поведению героини. Нам категорически была нужна актриса, которая своей личностью и талантом могла бы придать объём и правдивость истории, где всё подспудно и неочевидно. Ведь именно героиня должна была привнести тепло и свет, столь необходимые и в жизни Сирила, и в самом фильме. И тут мы подумали, что нашу героиню могла бы сыграть Сесиль де Франс, и отправили ей сценарий. Она прочла его и согласилась!» ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Что было вдвойне приятно, поскольку и она, и мы бельгийцы. Вот привнесли немного национализма...»
«Я думаю, все наши фильмы примерно об одном и том же - о спасении. О том, как один человек может быть спасен другими людьми. Главный герой «Мальчика с велосипедом» покинут отцом и ищет в других мужчинах его подобие. И он должен принять любовь Саманты, принять её желание спасти его. Она каким-то образом чувствует его потребность в спасении, когда он обнимает её, совершенно незнакомую женщину, при первой случайной встрече. Чувствует эту потребность и отвечает на неё. И нет никаких других психологических обоснований её поступков. Мне кажется, мы впервые за всё время работы в кино рассказали историю любви». ЛЮК ДАРДЕНН:
«Мы впервые снимали кино летом, при ярком солнечном свете. Фильм о безусловной любви не мог быть сделан в серых, пасмурных тонах. Мы хотели, чтобы люди в кадре были одеты по-летнему легко, открыто. И мы специально придумывали лёгкие, невесомые мизансцены, чтоб было много воздуха». ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Много сцен, что также необычно для нас, снято в лесу, на природе. Картина призвана выразить надежду и ощущение счастья». ЛЮК ДАРДЕНН:
«Мы совершенно осознанно стремились к максимальной простоте. Мальчик обнимает женщину, и она начинает о нём заботиться - всё, так просто, ничего больше за этим нет. И все персонажи - кроме Сирила - предельно просты. Саманта похожа на сказочную фею, которая явилась, чтобы творить добро. Тот парень, драгдилер - он Серый волк, который прячется в лесу и ест детей. Важно ещё, что в фильме очень простая география. Действие происходит в треугольнике между заправкой, лесом и квартирами героев. На заправке происходят разные встречи, которые меняют ход истории». ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«С самого начала, когда мы ещё не знали, куда приведет нас эта история, мы хотели, чтобы Саманта вышла из всех испытаний победителем. Не хотелось тратить полтора года жизни на фильм, в котором у неё ничего бы не получилось. Дело не в иллюзиях. Мы правда верим в то, что кинематографисты творят собственную реальность. И в то, что при помощи своих фильмов мы можем показать, как можно преодолевать препятствия в реальной жизни». СЕСИЛЬ ДЕ ФРАНС:
«Это честь - сниматься у двукратных обладателей Каннской «Золотой пальмы», но я не предполагала, что они обратятся ко мне теперь, когда я получила некоторую известность. Я ведь знаю, что они предпочитают не примелькавшиеся, новые лица. Думала, что мой поезд ушёл».
«Я, конечно, хорошо знаю работы этих режиссёров. Их сценарии всегда очень близки к готовой картине. Так что, читая, легко себе представить, каким будет фильм. И я быстро осознала, что мой персонаж - не главный. За главным героем у Дарденнов камера обычно следует всё время, и мы вместе с камерой. Здесь главный - мальчик Сирил».
«Жан-Пьер и Люк не любят вдаваться в психологические разъяснения. Ясно лишь, что мой персонаж, Саманта, человек добрый, как фея из сказки, вся такая... солнечная. Правда, в ней присутствует некая внутренняя сила - это мы оговаривали. Но мотивации её поступков, почему, например, она вдруг берёт на себя заботы о «неудобном» ребёнке - мы не обсуждали… Мне всё время хотелось придать героине больше мягкости, но братья Дарденны добились чего хотели: чтобы я не выглядела на экране излишне слащавой «заботливой мамочкой». Тут требовалось побольше отстраненности».
«Мне представляется, что наша история - современная сказка, а моя героиня - добрая фея. Когда вы читаете сказку, вы ж не всегда в курсе, откуда фея взялась и как дела в её семье... А что касается эмоций, то актёрская игра здесь и правда довольно сдержанная. Потому что рассказанная история и без того сильная, слишком выразительный перформанс был бы наигрышем».
«Когда работаешь с выдающимися постановщиками, такова актёрская миссия: абстрагироваться от себя, соответствовать их замыслу, вести себя как солдат. Возможно, в армейской службе не так уж много удовольствия, но у нас одна цель - сделать всё, что прикажут, чтобы рассказать историю».
ПРЕССА:
«Большинство фильмов приходят и уходят за пару недель. Такие фильмы, как этот, будут с восхищением смотреть спустя десятилетия… Талант сокрушительной простоты Дарденнов всё ещё выглядит сравни волшебству» (Джо Моргенстерн, «The Wall Street Journal»). «Обезоруживающе простая история трудного ребёнка, который мечется по Льежу в поисках родительской любви, снята в типично дарденновской гиперреалистической манере - но придумана явно как новые приключения Буратино… Одетый непременно в красное сиротка Сирил бунтует против взрослых, связывается с плохими ребятами и, конечно, продает свой условный букварь… Смятение, глупая ошибка, ощущение непоправимого и счастливый конец с обязательным раскаянием - все канонические главы драмы воспитания присутствуют в сценарии Дарденнов. К счастью, эффекта приторной назидательности тут не наступает - возможно, потому, что братья смотрят на людей безо всякого идеализма. В их мире нет оппозиции добро/зло. Напротив, тут всё перемешано и неразрывно: мудрость, аффекты, неопытная инфантильность, терпение и удовольствие от велосипедной прогулки» (Василий Корецкий, OpenSpace.ru). «Эмоциональный аттракцион неслыханной остроты. Иногда он ужасает, иногда он печалит, но абсолютно стоит того… Ни одной секунды не потрачено зря, каждый эпизод имеет свое предназначение» (Эндрю О'Хеир, Salon.com). «Дарденны, в отличие от Трюффо, к примеру, не пытаются проецировать на ребёнка сознание взрослого и вообще не склонны наделять его какими-либо чертами, кроме символической любви к велосипеду и интереса к игровым приставкам. Эта фирменная аскетичность придает нервной по рисунку истории необходимую ясность и строгость, но в то же время бельгийцы ближе, чем обычно, оказываются к чистому морализаторству, сентиментальной абстракции - притом что все взрослые в фильме тоже написаны довольно грубыми мазками и единственный сомневающийся персонаж появляется за пять минут до финала. «Мальчик» виртуозно построен на постоянном движении, он теплее, светлее и попросту дружелюбнее к зрителю, чем предыдущие работы Дарденнов, - но в нём то и дело перестает пульсировать нерв; меньше всего хочется, чтобы творческая задача братьев съёжилась до высококлассных социальных роликов» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). «Мальчик с велосипедом» ничем особым вроде бы не отличается. Также нагнетается сиюминутное давление повседневности, также случается событие, разрывающее ткань будней, также следует катарсис. Но кажется, что братья ступили на новый уровень. Им уже не нужно заигрывать с социально острым материалом для того, чтобы привлечь внимание к своим героям: и брошенный отцом мальчик, и его приемная «мама» ведут совершенно обыденную ничем не выдающуюся среднеевропейскую жизнь. Они не дают своим героям сверх меры: только то, что те в действительности могут снести… Зритель успокоен, но финал фильма неожиданно переводит сюжет в плоскость символическую, в режим разговора о вечных проблемах и ценностях: о любви, о мести, об ответственности, о прощении. Будь каждое из этих слов произнесено прямо, оно бы не значило ровным счетом ничего, было бы общим местом. Но Дарденны, заставляя следить за злоключениями не слишком симпатичного мальчишки (блестящая работа Тома Доре) и его случайной знакомой Саманты, за тем, как они едят бутерброды, едут в машине, ходят в магазин, плетут сеть, в которую зритель попадает словно муха. Бельгийцы говорят о простых вещах, изобретают велосипед, но делают это так, что дух захватывает. Их героям невозможно не верить. Они реальны. А значит и высокие вопросы, которые ставит фильм, тоже обретают какую-то повседневную простоту, необходимую осязаемость и плотность» (Василий Степанов, «Empire»). «В своей любви к двухколёсному транспорту братья Дарденн проявляют такое же редкостное постоянство, как, скажем, Алексей Балабанов, в каждый фильм вставляющий трамвай. В обращении с велосипедами и мопедами Дарденны изрядно поднаторели и извлекают из них максимум драматургического потенциала. В сущности, не будь у их очередного мальчика велосипеда, к которому он привязан больше всего на свете (даже отец не всегда может конкурировать с педальным другом, тем более что и не стремится к этому), было бы довольно трудно строить какие-то предположения о его эмоциональном мире. Каннская пресса неоднократно сравнивала сказочного полусироту, которого играет Тома Доре, с Пиноккио, и сравнение это представляется тем более оправданным, что при всей своей резвости бедный брошенный ребёнок, который вроде бы много бегает, мечется, рвётся и бросается к людям, внутренне остается каким-то деревянненьким (хотя, возможно, это и лучше, чем если бы мальчик бил на жалость в мелодраматическом ключе). Вместо папы Карло у бельгийского Пиноккио обнаруживается приёмная «мама», добросердечная парикмахерша. Дарденны, обычно использующие неизвестных актёров, пригласили на эту роль звезду и как бы подчеркнули, что никакая это на самом деле не парикмахерша, а самая что ни на есть добрая волшебница» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ-Weekend»). «Может возникнуть соблазн толковать архетипическую ситуацию сына, оставленного отцом, в психологическом или даже теологическом ключе, но это равно тупиковые пути. Дарденны избегают как напускной многозначительности философствования, так и конъюнктурной критики пороков буржуазного общества… Выросшие на провинциальной обочине герои Дарденнов не представители классов, но живые организмы, в существование которых вглядываются новые реалисты. В равно далёком от социальной критики и символизма творчестве этих авторов сквозь будни бедных людей сквозит метафизика. И именно к ним применим ставший штампом вывод про быт, оборачивающийся бытием во вспышках насилия и личных катастрофах» (Владимир Лященко, Газета.ru). «Камера Дарденнов, неотступно преследовавшая героев их прежних фильмов, всё время напоминала: мир холоден и жесток; есть высшая мораль, воспоминание о которой способно шевельнуться в душе даже совсем пропащих, но вряд ли это поможет сделать мир лучше; каждый за себя, а Бог против всех… «Мальчик» - это фильм Дарденнов или не совсем?.. Пожалуй, главное «не так» - это музыка, для которой в мире Дарденнов раньше просто не было места: они слишком доверяли изображению и, похоже, вслед за Бунюэлем считали драматургическое использование музыки нечестным приёмом. Теперь же она «нечестно» звучит в патетические моменты, словно указывая зрителям надлежащее эмоциональное состояние… Наверное, с Дарденнами произошло то же, что часто происходит с радикальными социальными реалистами, например с британцами Кеном Лоучем и Майком Ли. Они устали. Захотели наконец-то хеппи-энда. Хотя, возможно, полагают, что у них получился не хеппи-энд, а катарсис. Имеют право. Но в мире, который они десятилетиями истово творили на экране, счастливые концы невозможны по определению» (Михаил Трофименков, «Ъ-Власть»). «Мальчик с велосипедом» — не рождественская история про сиротку, не «доброе кино» про то, как важно поздравить маму с 8 Марта. Фильм Дарденнов очень аскетичный, даже строгий, но именно из этой сдержанности рождается сочувствие, способность к сопереживанию… Урок, который преподают братья Дарденн, - это урок прощения и, если угодно, милосердия. Вслед за своей героиней, которая вместо того, чтобы пилить периодически невыносимого, трудного чужого ребенка, просто ерошит ему волосы, Дарденны предельно наглядно показывают, что бывает, когда милосердия не хватает. А потом дают и героям, и нам еще один шанс» (Лёля Смолина, «Ведомости»). «Мальчик с велосипедом» явно не относится к лучшим картинам Дарденнов - он грешит и приблизительностью некоторых деталей, и сентиментальностью. Но от него невозможно оторваться - потому, что трудно не посочувствовать обездоленному, сбитому с пути ребёнку, а ещё потому, что вспоминаются старые добрые неореалистические «Похитители велосипедов»… Дарденны стали живыми классиками - их теперь признали даже в Америке: «Мальчик с велосипедом» оказался самым успешным их фильмом в заокеанском прокате. Может быть, действительно - потому что сказка? Это если смотреть прямо, не включая бокового зрения. А если включить?.. Ничего не изменилось - мир по-прежнему бездушен и подловат. Но именно через подлость и предательство у кого-то вдруг пробуждается душа. Так было с Розеттой, так случилось с Сирилом. Это - сказочные исключения из общего правила, но Дарденны слишком хорошо знают правила, чтобы беспрекословно им следовать» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»). «Фильм близок по духу голливудским сказкам про то, что всё будет хорошо… Конечно, братья верны социальной тематике, узнаваемым реалиям, непричесанной жизни в кадре. Но в то же время почти монохромная палитра «демисезона» предыдущих фильмов в «Мальчике с велосипедом» сменилась яркими сочными красками лета. Фабула усложнилась, появился юмор. Да и камера постоянного оператора Дарденнов (Ален Маркоен) не просто неотрывно следит за главным героем, как свидетель обвинения, - она поэтизирует его летящую поездку на велике по городу так, будто это и есть главное событие картины… Кажется, впервые режиссёры не объективные наблюдатели сюжета человеческой жизни, в котором они морализаторски холодно расставляют акценты. Они явно болеют за Сирила - подарили ему фею и делают всё, чтобы он стал достойным её. Возможно, братский дуэт понял, что использование одного приёма, одной манеры ведёт к потере публики. Они тоже захотели любви. Конечно, их упрекнули за это упертые критики, готовые загнать весь кинематограф в рамки фестивального гетто. Но «Мальчик с велосипедом» слишком очевидно пересек его границу и мчится к людям» (Ирина Любарская, «Итоги»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|