22.03.2012
БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ
Отставить разговоры На заре туманной юности мирового кино считалось, что приход звучащего слова на экран уничтожит новый вид искусства, уникальный именно способностью выразить то, что в сказке не сказать и пером не описать. Шли годы, и теперь уже миру попкорн не сладок без болтовни на экране, хотя бы и самой глупой. Французский режиссер рискнул реанимировать «великого немого», сняв черно-белое кино, где герои не произносят ну почти ни слова, и только легкий мотивчик сопровождает захватывающую экранную историю, посвященную старому доброму Голливуду. Если вы уже заранее решили, что зрелище будет унылым или заумным, просто сходите и посмотрите, можно всей семьей: за успех предприятия ручаются киноакадемики, расщедрившиеся на пять «Оскаров». Конец 1920-х. Звезда немого кино Джордж Валентайн купается в лучах славы, но в один совсем не прекрасный день глава киностудии заявляет: будущее за звуковым кино. Герой неудержимо хохочет в ответ и категорически отказывается участвовать в этом безобразии. С этого момента Джордж начинает стремительное пике с вершины славы на дно жизни, тогда как случайно попавшаяся на его пути статистка Пеппи Миллер проделывает обратный путь - в суперзвезды звукового кино. Вот только случайной ли была та встреча?.. Еще героя повсюду сопровождает милая умная собачка, всем своим видом доказывающая: чтобы сыграть ведущую роль, можно и не разговаривать. Нечто пушкинское При всей незамысловатости истории есть в фильме нечто гениально-пушкинское. Не зря во время просмотра мозг откликается поэтическими строчками, подходящими к «Артисту»: «К чему бесплодно спорить с веком?», например. Или: «И случай, бог изобретатель». А также: «И жизнь, и слезы, и любовь»... Да, фильм виртуозно соединяет мелодраму, комедию, мюзикл, а порой вытягивает почти трагические нотки, уже в следующем кадре выветривающиеся свежим дуновением доброго юмора. Шарм, изящество, экспрессия, сильные и чистые эмоции - все это так редко сегодня в кино. Однако «Артист» не выглядит «преданьями старины глубокой» (ну вот, опять началось!) – он молод, строен и красив. Более того, при кажущейся легкомысленности фильм далеко не глуп. В нем много глубоко прочувствованных тем: изменчивость земной славы, смирение и гордыня, одиночество и верность, цена счастья и причуды судьбы. И главное: фильм убеждает, что все это можно выразить исключительно движущейся картинкой. Причем вовсе не обязательно таращить глаза и утрировать жестикуляцию - язык кино гораздо богаче. Ольга Горнова, «Нижегородские новости» |