ДИРИЖЁР
(Россия, 2012)
Режиссёр: Павел Лунгин.
В ролях: Владас Багдонас, Инга Оболдина, Карен Бадалов, Сергей Колтаков, Дарья Мороз, Сергей Барковский, Арсений и Всеволод Спасибо.
Жанр: драма. Дирижёр (Багдонас) отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Чёрное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за три дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь. Меняться никогда не поздно… Павел Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве в семье сценариста Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной. В 1971 году окончил отделение математической и прикладной лингвистики МГУ, а в 1980 году - Высшие сценарные курсы, где занимался в мастерской М. Львовского. В кино Павел Лунгин дебютировал как сценарист в 1976 году фильмом «Всё дело в брате». Затем по его сценариям были поставлены такие приключенческие фильмы, как «Конец императора тайги» (1978) и «Непобедимый» (1983). В 1990 году он дебютировал как режиссёр, поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз» (приз за режиссуру на Каннском МКФ). С начала 1990-х годов Павел Лунгин живет во Франции. Фильмы снимает в России при участии французских продюсеров. Интерес зрителей и критики вызвали такие его ленты, как «Луна-парк» (1992) и «Линия жизни» (1996), «Свадьба» (Специальный приз жюри Каннского МКФ-2000 за лучший подбор актеров), «Олигарх» (один из лидеров проката 2001 года), «Бедные родственники» (главный приз фестиваля «Кинотавр-2005»), многосерийный телефильм по мотивам произведений Н. В. Гоголя «Дело о «Мёртвых душах». В 2006 году большой резонанс вызвал фильм «Остров» (6 премий «Золотой орёл», 6 премий «Ника», приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере), ставший официальным фильмом закрытия 63-го Венецианского фестиваля и официальным фильмом открытия фестиваля «Кинотавр-2006». Фильм «Царь» участвовал в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» (2009), официально открывал XXX Московский МКФ и получил 2 премии «Ника». Павел Лунгин - офицер ордена Литературы и искусства во Франции (2005), в 2008 году ему присвоено звание Народного артиста РФ, а совсем недавно посол Франции в России Жан де Глиниасти вручил ему знаки офицера Ордена Почетного легиона как великому художнику и гуманисту, отметив, что фильмы Лунгина имеют большой международный успех и добавив, что талант режиссёра перебросил мост между Россией и Францией. Музыка, написанная митрополитом Илларионом (Алфеевым), - исходная точка «Дирижёра»: ораторию «Страсти по Матфею» не только исполняют в кадре, она завладевает всем пространством фильма. В эпизодах снялись настоящие музыканты: хор Третьяковской галереи и симфонический оркестр под руководством Федосеева. Главную роль в «Дирижёре» играет артист вильнюсского театра «Meno Fortas», любимый исполнитель Эймунтаса Някрошюса, профессор актёрского факультета Литовской консерватории Владас Багдонас. Это его первая главная роль в кино, хотя снимается он с 1972 года. Среди его киноработ такие картины как «Иди и смотри», «Дом дураков», «Исаев», «Край» (2010). В фильме также заняты актёры Сергей Колтаков («Соучастники», «Зеркало для героя», «Утоли моя печали», «Армавир», «Летние люди», «Мама, не горюй!», «Страстной бульвар», «Какраки»), Инга Оболдина («Небо. Самолет. Девушка», «Доктор Живаго», «Мне не больно», «Ирония судьбы. Продолжение», «Все умрут, а я останусь», «Голубка»), Карен Бадалов («Орел или решка», «Дикари», «Кремень», «Исаев»), Дарья Мороз («Дикарка», «Точка», «Нанкинский пейзаж», «Живи и помни», «Апостол», «Дом Солнца», «Достоевский»). У фильма сразу два оператора-постановщика: Игорь Гринякин («Адмирал», «Олимпус Инферно», «Высоцкий. Спасибо, что живой») и Александр Симонов («Бумер. Фильм второй», «Груз-200», «Морфий», «Прячься!», «Кочегар»).
ПАВЕЛ ЛУНГИН:
«Этот фильм начался с музыки, точнее с того, что я познакомился с митрополитом Иларионом, и он дал мне послушать свою ораторию «Страсти по Матфею». У него была идея создать фильм с его музыкой, где были бы показаны храмы, фрески, сохранившиеся в старых полуразрушенных монастырях Сербии и Черногории. Музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм. Появилась новая идея, мы попытались соединить простую бытовую историю с высокодуховным симфоническим музыкальным произведением. Ведь как, например, передать чувство веры? Оно неосязаемо, но оно есть. Можно не находиться всё время в молитвенной позе, жить вполне обыденной жизнью, но присутствие своей веры ощущать постоянно… Получился удивительный эффект, чудесное превращение бытового изображения и музыки во что-то третье… Меня это волновало, вдохновляло, и мне кажется, что это очень интересный опыт. Ещё одно чудо в фильме - Иерусалим, вечный город, который возглавляет наш актёрский состав. Все, кто побывали в Иерусалиме, возвращаются абсолютно потрясёнными, удивлёнными, вдохновлёнными… В чём его тайна? Где она спрятана? Я не понимал, как поймать, как ухватить особую ноту, мелодию этого города. В результате, думаю, всё же у нас получилось, всё совпало: музыка, город, наши герои. Впрочем, судить не мне».
«Владас - мощный человек и артист, в нём видна одинокая, гордая, суровая жизнь, поэтому я считаю, что это находка для нашего фильма и для кино в целом… Для меня он актёр абсолютно бергмановского наполнения, трагического накала, способный передать тончайшие переживания. Он - гений перевоплощения. Профессиональные музыканты приняли его за реального дирижёра, все его движения и полная погруженность в музыку их в этом убедили. Хорошо иногда брать артистов на контрамплуа, но ещё лучше, когда масштаб личности героя и исполнителя совпадает».
«Тема «Дирижёра» очень простая - отношения родителей и детей, мужа и жены, людей, работающих вместе. Эти проблемы всегда актуальны: что делать в семье, если отец и сын не понимают и даже ненавидят друг друга? Как быть, когда исчезает любовь между мужем и женой? У нас кино сейчас совсем не занимается основными человеческими связями, а ведь это извечная задача искусства. Все насущные, реальные проблемы перекрыл бесконечный поток развлечений... Мне кажется, что это опасный симптом - нежелание понимать себя, анализировать, не думать, куда движется жизнь».
«Не сомневаюсь, что только через кризис можно прийти к чему-то настоящему. Больше всего я боюсь в нашей жизни самодовольных людей, у которых вообще нет проблем, они ещё и душу положили в швейцарский банк, не только деньги, у них всегда и всё в порядке. Но только через кризисные ситуации, заблуждения, осмысление и понимание своей неправоты ты начинаешь вдруг по-новому всё воспринимать, становишься иным, более внимательным и чутким к тем, кто рядом. Герой «Дирижёра» - замечательный музыкант, интеллектуал, фанатически преданный искусству, он требователен к себе и другим, он то, что принято называть духовным человеком, он уверен в своих поступках, в правильности избранного пути. И при этом он жесток, он ломает людей, с которыми работает… По сути дела это история про то, как такой суровый, цельный человек, кусок скалы вдруг взял и заплакал. И мир после этого для него стал другим, он понял и увидел то, что раньше не хотел замечать. На старости лет к нему пришли слёзы и раскаяние, но ужасной ценой… Конечно, это не самая современная тема. Вернее, очень современная, но совершенно немодная сегодня. Собственно говоря, я всегда снимаю о том, что меня касается, затрагивает меня глубоко, это те процессы, которым я сам, так или иначе, подвержен».
«Это совершенно универсальная история. Мне даже жалко, что я решил не показывать её на фестивалях: мне казалось, что она слишком личная. Думаю, я начал переходить от русских историй к универсальным».
ИНГА ОБОЛДИНА:
«Мне очень понравился сценарий. Очень. С одной стороны, простой сюжет, но при этом очень глубокая история… Люди, когда обретают веру, надеются и верят во все лучшее. Они верят в то, что если приехать на святую землю, то произойдет чудо и жизнь кардинально переменится к лучшему. И моя героиня ничем не отличается от других, так же надеется и верит… Помните пословицу: «Человек предполагает, а Бог располагает». Наша история в том числе и об этом. Она рассказана очень просто, без надрыва. И снята почти в документальной манере. Например, мы снимали сцены в аэропорту, когда обычные пассажиры даже не догадывались, что рядом снимают кино. Знаете, оказывается, крайне сложно существовать в кадре с людьми, которые живут своей жизнью, не играют. Мы переснимали эту сцену до тех пор, пока не возникло ощущение правды. Так же мы работали и в Иерусалиме, и в горном монастыре. У Павла Семеновича в кадре всё всерьёз и по-настоящему, это всегда подкупает. И фильм получился очень тонким, без лозунгов». КАРЕН БАДАЛОВ:
«Я играю певца в хоре. Он баритон. Это уточнение важно. Любая профессия накладывает отпечаток на характер человека, на его образ мыслей. Недаром дирижёр полифоничен, воспринимает все звуки, а если человек только тенор или баритон, то он больше ничего не слышит, он ограничен».
«Вообще, наверное, катастрофа, чуть ли не единственное что может изменить человека, когда ему уже за сорок. Любовь в этом возрасте - тоже катастрофа. Мне интересно было поставить многоточие в конце истории моего героя. Не ставить точку - вот он поменялся, стал хороший, добрый. Нет. Он ещё будет долго сомневаться. И мы с Лунгиным, как мне кажется, в этом смысле, нашли общий язык». МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ):
«Дирижёр» очень необычный фильм, который нельзя отнести ни к одной из существующих категорий. Это и не музыкальный фильм, и не триллер, он близок к драме, но не совсем драма, можно сказать, получился синтез нескольких жанров… Здесь созданы очень убедительные человеческие образы, и, на мой взгляд, крайне важно, что в фильме затронута проблема отцов и детей. Это вечная тема. Отцы, как правило, считают, что знают, как должны жить дети, но феномен современного человека в том, что у отцов не хватает времени, чтобы вникнуть, чем живут их дети. Герой фильма профессиональный дирижёр, который всю жизнь отдал музыке, для него на первом месте была карьера, а уже потом семья. И он проглядел сына. Отпустил в свободное плавание. Он понимает свою ошибку слишком поздно. Сегодня, к сожалению, люди слишком часто стали сталкиваться с подобными ситуациями, когда невозможно ничего исправить… Я бы сказал, что лейтмотивом фильма является тема покаяния как нравственного перерождения человека, даже если покаяние является следствием трагических событий и ошибок, имеющих необратимые последствия, всё равно покаяние это внутреннее перерождение человека. И фильм именно об этом».
ПРЕССА:
«Дирижер» - это как раз тот случай, когда авторское кино может быть оценено широкой публикой. Как, собственно, уже было с предыдущими картинами Лунгина: он снова и снова снимает как будто для себя, разговаривая с самим собой, но почему то при этом добирается до зрительской печени… О религии ли этот фильм? И да, и нет. Обязательно ли быть в церкви для того, чтобы покаяться? Возможно ли покаяние без участия внешних факторов, а только лишь силой собственного духа? Или единственный путь к спасению – через кровь, смерть, ошибки, страдания и разочарования - в других и в себе? Все эти вопросы и множество других задаются в фильме – но есть ли на них ответ? Каждый найдет что-то свое, ведь во всех этих «неправильных» героях – есть любой из нас. Вот только сможем ли мы узнать себя? (Ольга Егорова, kinoafisha.ru). «Главное достоинство «Дирижёра» - великолепные актёрские работы… Актёрам удалось добиться удивительного эффекта: глядя на персонажей, видишь не только их настоящее, но и прошлое, понимаешь, как эти люди стали теми, кем стали. Такая глубина и сложность характеров в отечественном кинематографе последних лет - исключительная редкость; увы, большинство героев современных российских картин (особенно комедий) своей плоскостью и одномерностью напоминают картонных кукол. Насколько скучно на кукол смотреть, понимаешь, только когда видишь такое кино, как «Дирижёр», в котором все персонажи, даже появляющиеся в кадре лишь на несколько минут, - живые люди с очень непростыми судьбами, слабостями, странностями и недостатками. Это совершенно невероятный кайф, и только ради него стоит посмотреть новую ленту Лунгина» (Светлана Степнова, ruskino.ru). «В отличие от исторически недостоверного, противоречивого во всех смыслах, лубочного и претенциозного «Царя», «Дирижёр» кажется лаконичным выдохом в вечность. Во многом благодаря великолепной игре исполнителя главной роли, литовского театрального актёра Владаса Багдонаса, сумевшего передать характер своего героя одним только взглядом, жестом, скупой репликой. Проблема отцов и детей, которую каждый человек решает по-своему, приобретает здесь величие философской притчи и раздвигает рамки жанра, выводя его за пределы обычной бытовой драмы» (Станислав Орлов, afisha.mail.ru). «Дирижёр» более интересен в своей первой, «светской» трети, обрисовывающей взаимоотношения заглавного героя с окружающими… Хотя авторы стараются сделать Иерусалим одним из главных героев фильма, самые живые моменты встречаются в доиерусалимской части и в самолете по дороге… Пожалуй, в сравнении со своими коллегами дирижёр, на середине фильма искренне изумляющийся: «Правда, что меня в коллективе ненавидят?» - наименее драматичный персонаж, и картина провисает… Чтобы реанимировать чахнущее действие, авторам приходится прибегнуть к радикальным мерам… но они приносят очень скромные драматургические результаты, и по окончании «Дирижёра» кажется, что ты побывал на отпевании, вероятно, достойнейшего, но, увы, совершенно постороннего человека» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ Weekend»). «Именно актёрская харизма Багдонаса позволяет забыть о многих огрехах в картине, увы, будто собранной второпях… Нестыковкам есть производственное объяснение: этот фильм Лунгин сначала как продюсер предложил сделать театральному режиссеру Константину Богомолову. Тот начал съёмки, но материал не удовлетворил продюсера» (Ирина Любарская, «Итоги»). «Высокому, трагедийному накалу партии Багдонаса удивительно проникновенный фон составляют тонкие, какие-то чеховские истории оркестрантов - маленьких людей, чьё счастье и несчастье жить в тени их великого патрона… Музыка в фильме звучит почти неумолчно - пасхальная оратория митрополита Илариона существует как бы сама по себе, великодушно предоставляя возможность историям людских страстей маячить на фоне своего величавого течения. Именно она задает высоту авторского взгляда, даже хочется сказать - созерцания (Дарья Борисова, «Независимая газета»). «Лунгин, которого после «Острова» и «Царя» приписали чуть ли не к православным агитаторам, похоже, хотел снять историю о нелёгком пути к Богу, но получилось нечто совсем иное. Религия предстает здесь не в лучшем свете, а муки совести, настигшие главного героя, носят скорее общечеловеческий характер. Впрочем, идея - пожалуй, не главное. Актёрская игра, мастерская съёмка и музыка здесь будут поважнее сценария. Эффект от фильма тоже получается музыкальным: эмоции захлестывают, руки дрожат, беспокойство не отпускает. Состояние, может, и необъяснимое, но вполне адекватное положению дел вокруг» (Дарья Серебряная, timeout.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|