27.02.2012
ЖИВЁТ ТАКОЙ КЛУНИ У них – вчера, а по нашему уже сегодня – давали «Оскара». В том, что «Потомки» Александра Пэйна разжились пятью (в основном первостатейными) номинациями на эту премию, есть своя сермяжная правда. Тут всё чисто. «Оскаровские» приметы и традиции соблюдены и не нарушены. Считайте сами. Кризис среднего возраста и гражданская позиция, раз. Семья, испытуемая и поверяемая умирающим бездействующим лицом, два. Картина без каких-либо эстетических зверств по отношению к преимущественно пожилым и консервативным академикам, три. Увы, для «Потомков» - там в той же очереди был «Артист» с такой ретрофабрикой грёз, что золотого человечка Пэйну дали только за адаптированный сценарий… Тем не менее, мы на Гавайях. Рай для других, а для местных просто «жили-были». И сразу «вдруг». У Мэтта Кинга (Джордж Клуни с «Золотым глобусом», но без «Оскара») жена - в коме, дочери смотрят на него, как на пальму в кадке, а на носу - неоднозначная продажа толстосумам-застройщикам принадлежащего кинговскому роду-племени кусочка дикой природы. Дальше - ещё хуже. Выясняется, что супруга из комы уже не выйдет, и у неё, чёрт побери, был любовник! Жизнь очень обыкновенного адвоката резко переведена в другой режим, обнаруживающий у неё тем самым наличие двойного (тройного или вообще из параллельной реальности) дна. Опустившись на это дно, посмотрев на собственные пузыри, Мэтт затем согнёт ноги в коленях, соберётся с душевными силами, и при помощи родных и близких решительно оттолкнётся от подводных камней, показавшись, в конце концов, на поверхности житейского моря. И будет, как надо: и прощение окажется значительнее, чем детское «я больше не буду» и «никогда так не делай», и родной земли Кинги не отдадут, и близкие, наконец, приблизятся друг к другу на рекомендуемое небесами расстояние. У нас фильм скорее ругают, чем хвалят. По-моему, отношение к «Потомкам», прежде всего, зависит от изначальных требований, предъявляемых к объекту (фильму) субъектом (критически настроенным зрителем). Например, картина зачем-то числится у некоторых граждан по разряду большого искусства, наверное, из-за наличия в ней ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫХ ТЕМ, возглавляемых самой старухой с косой. А на самом деле, как ни крути, это МЕЛОДРАМА, в которой, как и положено, потревоженный злосчастьем мир с течением экранного времени приходит-таки в состояние гармонии, и при этом авторы специально скользят по поверхности, не замечая слишком опасных тропинок, ведущих в человеческое нутро. То есть да, жизнь в «Потомках» царит несколько упрощённая, сглаженная и сдобренная рядом пафосных моментов, предъявленных в полный рост, - так, естественно, легче предъявить её как можно большему количеству зрителей. Иными словами, ваше отношение к фильму зависит от того, считаете ли вы, что «Потомки» лезут к вам в душу неоправданным Бергманом, или от того, держите ли вы вообще мелодраму за жанр достойный достойного разговора. В продвинутых кругах нашего отечества, например, с последним туго. Как недавно вспоминал по телевизору Сергей Урсуляк, в начале 80-х в культурном обществе было моветоном упоминать, что ты смотрел нечто с названием «Москва слезам не верит». Но я вот человек легкомысленный, и всякие жанры уважаю, тут только вопрос качества важен. «Потомки» же вполне на уровне: и Клуни не лажает, и девчонки его, да и весь актёрский второй план, и смех со слезами сбалансирован, и музыка гавайская такая светло-печальная, и нечеловеческого надрыва нет, зато прекрасны пальмы, горы, океан и прибрежный песок, по которому ходили и ходят предки, современники и потомки. Ну, приятель старшей дочки какой-то странной фигурой драматургической речи выглядит, ну, пережато немного местами про землю отцов и дедов и про «последнее прости». Так то компромиссные приметы жанра «для всех» (смотри выше). Но в основном сделано-то всё профессионально - с толком, в меру, с расстановкой. Если жизнь свернула с натоптанного в дебри, то тут тебе на экране и бассейн нечищеный. И режиссёрское мастерство здесь даже не в том, как Клуни плачет, а в том, как он в тапочках несётся за правдой к друзьям – нелепо, смешно, безрассудно… и всё как-то про него сразу понятно. Ну, а то, что Клуни не пустоголовая и самодовольная звезда, а, вот прямо так и напишем, интересный художник, - мы уже и так давно поняли. Павел ТИМОШИНОВ |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|