11.02.2012
А БЫЛ ЛИ ТУЗИК? «Безразличие» Олега Флянгольца до неприличия похоже на стандартный ВГИКовский фильм времен перестройки и гласности. Этакая нарезка впечатлений от насмотревшегося кина и наглотавшегося вина. Под вином разумеем концентрат свободы, молодости и внезапно расширившихся эстетических горизонтов. Правда, есть тут и отдельная фишка. Перед нами 60-е, увиденные из конца 80-х, которые, в свою очередь, «взяты» глазом человека второго десятилетия 2000-х. Петя любит Жужу, Жужа любит играть в опытную женщину, эту опытную женщину считает своей опасный гражданин в шляпе, недолюбливающий, понятное дело, Петю… В кадр помимо этой остросюжетной истории попадают ещё всякие разные чудики с ликом - куда же без него в такой номинации - Баширова или расфокусными физиономиями отдыхающих в кафе «Пингвин». А в тот же час в параллельной и наполовину анимационной реальности компетентные органы разыскивают сбежавшего из (даже «из-под») космической программы пса Тузика… Что же мы тут собственно имеем? Понятно, что «новую волну», стилеобразующего для 60-х Хуциева и, конечно, флагманский ледокол «Асса». То есть любовный треугольник, бандитов, портрет Хэма и прикольные выверты в духе «Москвича» с движком от «Запорожца». А по-настоящему ценного? Хроникальные теперь кадры Москвы 60-х – да! Ах, молодой Бондарчук, эх, не меняющийся Баширов, музыка, которая будет вечной, чья-то не менее вечная молодость и, в конце концов, Zeitgeist, даже двойной, как уже было упомянуто выше. При чём же здесь Тузик? Сказано же - Zeitgeist. Если по замыслу Флянгольца «основная идея фильма - плавное перетекание планов», то, увы, планы не перетекли, а порубали друг друга в капусту. И если начистоту: было бы это кино немым, - только дома, люди, жесты и музыка – то-то было бы славно. Потому что всё-таки чувствуется за всем за этим «рождённый клипмейкером» - с его рвением визуально сопрягать быструю смену кадров с медленной, «ч/б» с «цв.», а 60-е с игрой в них. Но как только люди в «Безразличии» открывают рот и начинают выговаривать и продвигать для нас какой-то сюжет – с экрана брызжет чистой воды самодеятельность с пузырьками не очень интересного выпендрёжа. Прёт, понимаете, наивный постмодернизм и дикая авторская радость оттого, что всё можно. Такое случалось и не раз в те далёкие теперь годы: криминальная интрига, намёк на тайны с загадками и куча-мала арт-чудачеств. Время такое было - время географических, исторических и эстетических открытий. Хотелось всего и сразу, оригинального и одновременно – как у взрослых. Пересмотрите охлобыстинского «Арбитра» или «Женщину дня» Баранова и Килибаева, упоминавшийся Флянгольцем «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» Максима Пежемского или «Два капитана 2» Сергея Дебижева… Честно говоря, сегодня от всего этого мало что осталось в «оперативной» кинопамяти. В отличие от той же «Ассы». Соловьёв – он профи, а большинство из тех задорных авторов были шпаной, которая так и не стёрла его с лица Земли, а просто выдала изрядную порцию молодёжного стёба. Местами и лихого, и весёлого, и заразительного, но ныне по большей части проходящего уже по музейной или крайне авангардной части. Мол, были бзики в наше время. Были и прошли. Неслучайно, последние «возвращения джедаев» - «Игла. Ремикс» Рашида Нугманова и «Золотое сечение» всё того же Дебижева, - несмотря на профсостоятельность, почти провалились. Надеюсь не надо вспоминать про «реку» и про «дважды». Так и Флянгольц, «отреставрировав» своей прохладной зрелостью жар профессионально незрелой молодости, создал лишь странный «документ эпохи». Да-да, простите, двух эпох. Так за что же «Безразличию» дали Гран-при «Кинотавра», спросите вы? Видимо, за то, что 2011-й - Год российской космонавтики, ну, и чтобы не забывали: Тузик - был. Павел ТИМОШИНОВ |