Боевой коньБОЕВОЙ КОНЬ
("War Horse", США, 2011)
Режиссёр: Стивен Спилберг.
В ролях: Джереми Ирвайн, Эмили Уотсон, Питер Муллан, Дэвид Тьюлис, Бенедикт Камбербэтч, Джофф Белл, Том Хиддлстон, Патрик Кеннеди, Нильс Ареструп, Селин Бюкен, Дэвид Кросс, Райнер Бок, Николас Бро, Роберт Эммс, Леонхард Кэроу, Стивен Грэм.
Жанр: драма.

Гнедой жеребец Джоуи вырос в английских фермерских угодьях, где он привязался к мальчику Альберту, сыну хозяина фермы. Когда началась Первая мировая война, отец Альберта продал коня военным закупщикам - в кавалерийский полк. Пройдя через многие ужасы войны, Джоуи изменяет жизни и вдохновляет всех, кого встречает на своем пути - английского кавалериста, немецкого солдата, французского фермера и его внучку… Альберт же, несмотря на слишком юный для военной службы возраст, всё равно уходит на фронт и отправляется во Францию, на поля сражений, чтобы найти, и спасти своего любимого коня…

Роман "Боевой конь" Майкла Морпуго, опубликованный в 1982 году, быстро стал классикой семейной литературы о любви и верности. Замысел романа возник у Морпурго, когда писатель наткнулся на малоизвестные факты о роли, которую сыграли лошади в Первой мировой войне. В его поселке жили ветераны-кавалеристы, которые охотно рассказывали ему о своих лошадях и о том, что им довелось пережить на фронте. Заинтересовавшись, писатель начал изучать эту тему и выяснил, что в Великобритании на войну забрали больше миллиона лошадей, а обратно вернулось всего 62 тысячи. Толчком к началу работы над книгой стала неожиданная встреча: на одном из благотворительных мероприятий Морпуго увидел мальчика, который не разговаривал с людьми, но подолгу беседовал с лошадью. Понаблюдав за ними, писатель пришел к выводу, что лошадь действительно понимает мальчика - не слова, но его настроение и чувства.

Позднее история была адаптирована для театра, и вот уже несколько лет с успехом идёт на сценических площадках Лондона и Нью-Йорка. В постановке Ника Стаффорда в театре "Нью-Лондон" в Вест-Энде рассказ не ведётся от лица Джоуи, но зрителей поражает эмоциональное красноречие пьесы и восхитительные куклы, в натуральную величину выполненные из тростника и натянутой ткани. Именно под впечатлением от этого спектакля Стивен Спилберг с большим энтузиазмом решил взяться за экранизацию "Боевого коня". Кстати, сразу же после выхода книги Морпуго попытался сочинить киносценарий. На протяжении пяти лет он вместе с драматургом Саймоном Ченнингом-Уильямсом искал подход к истории, чтобы рассказать её исключительно с позиции Джоуи (как в романе), - и не нашёл. Однако, посмотрев театральную постановку, он решил, что можно слегка отступить от концепции книги и рассказать эту историю с другого ракурса. В итоге он снова начал работать над сценарием с Ли Холлом. Вскоре плоды их труда были посланы Спилбергу. Отшлифовать этот сценарий пригласили Ричарда Кертиса. Сценарист  популярных романтических комедий "Четыре свадьбы и одни похороны" и "Ноттинг-Хилл" и постановщик "Реальной любви" и "Рок-волны", Кертис - не казался самой очевидной кандидатурой для работы над военным фильмом. Но, помимо комедий, Кертис писал сценарии для британского сериала "Черная гадюка", действие которого происходит во время Первой мировой войны, поэтому он был "в материале". Поначалу Кертис сомневался, что ему стоит браться за этот проект, но после встречи со Спилбергом согласился - и вскоре прислал ему новую версию сценария, которая привела режиссёра в восторг. Первоначально Спилберг собирался только продюсировать проект, а постановку отдать кому-нибудь из своих друзей. Но, прочитав сценарий Кертиса, он сам захотел выйти на съёмочную площадку. В результате Спилберг был так очарован этим проектом, что начал съёмки уже через семь месяцев после того, как впервые увидел пьесу по книге.

Для полной достоверности Спилберг взял на роли англичан английских актёров - Дэвида Тьюлиса, Питера Муллана, Эмили Уотсон, Тома Хиддлстона, Бенедикта Камбербэтча; на роли французских фермеров - французов Нильса Ареструпа и Селин Бюкен, а на роли немецких военных - немцев Райнера Бока и Дэвида Кросса.

Кастинг на роль новой звезды, который Спилберг проводил вместе с коннозаводчиком Бобби Ловгреном, был не менее суровым, чем подбор актрисы на роль Скарлетт О'Хара. В конце концов, они остановились на лошадях породы "английская охотничья". Спилберг впервые снимал животное в роли главного героя (механические акулы не в счёт!). Роль Джоуи исполняли 13 коней (разные животные использовались в различных планах, это давало им возможность отдыхать); чтобы они выглядели одинаково, применялись специальные накладки и грим.

Оператор "Боевого коня" легендарный Януш Камински снял вместе со Спилбергом уже двенадцатый фильм.

Съёмки проходили в Англии: в Ричмонде, в поместье Лутон Ху, замке Комб, в поместье графа Уэльского, в Дартморе, графство Девон. За четыре месяца съёмок сценарий "Боевого коня" прошёл 25 ревизий!

Чтобы уменьшить вес сабель, использовавшихся в сцене кавалерийской атаки, их делали из бамбука и потом хромировали.

Безопасность и благополучие лошадей были главнейшей заботой создателей фильма. Во всех сценах с участием лошадей колючая проволока заменялась резиновыми муляжами - даже если лошадь по сценарию должна была находиться рядом с заграждением. Для сцен, которые могли представлять опасность для здоровья или психики животных, Американская ассоциация гуманного обращения с животными рекомендовала использовать муляжи и аниматроники. В наиболее драматических сценах, чтобы избежать риска для людей и лошадей, использовались компьютерные спецэффекты и прочие высокие технологии.

Первые просмотры "Боевого коня" Спилберг устроил для ветеранов войн в Великобритании, Канаде и США. Фильм получил в основном положительные отзывы. На сайте "Rotten Tomatoes" он имеет рейтинг 76 %, и 123 положительных рецензии из 161. Картина получила 2 номинации на премию "Золотой глобус", 5 номинаций на премию BAFTA и номинации на премию "Оскар" в категориях "Лучший фильм", "Лучший оператор" (Януш Камински), "Лучшая музыка" (Джон Уильямс), "Лучшее художественное оформление", "Лучший звук", "Лучший монтаж звука".


МАЙКЛ МОРПУРГО:
"Спилберг не просто замечательный режиссёр. Он ребёнок в душе. Он обожает рассказывать невероятные истории. Сегодня редко можно встретить человека, который с таким энтузиазмом говорит о кино. Он добросердечен, открыт идеям и совершенно лишен эгоизма. На съёмочной площадке он - дирижёр с очень большой дирижёрской палочкой. У него такая большая палочка, что ею почти не нужно махать".

СТИВЕН СПИЛБЕРГ:
"Эта история задела меня, потому что конь Джоуи придает мальчику Альберту и каждому человеческому персонажу надежду. Когда я читал книгу у меня стоял комок в горле, потому что в любой истории о привязанности человека к животному, оно всегда олицетворяет чистоту отношений. Наверное, каждый из нас может вспомнить хотя бы одну историю о том, что отношения между животным и человеком часто оказываются более "человечными", чем между людьми".
"Я не считаю "Боевого коня" фильмом о войне. Война является фоном, который обеспечивает драматическое развитие сюжета, разъединяет главных героев, чтобы они искали путь к друг к другу.
Война в моём фильме - это катализатор событий, а не главное действующее лицо. Возможно, поэтому эта картина не получила рейтинг R, как было в случае со снятым мной фильмом "Спасая рядового Райана".
"Джереми - англичанин, а мы искали именно британских актёров на роль хозяина Джоуи, Альберта. Я не хотел видеть в этой роли широко известного актёра, поэтому мы обратили взор на театральные подмостки и нашли Джереми - многообещающего актёра, изучающего исполнительское искусство в школе и решившего попытать счастья на кастинге. Джереми явился к нам в самый разгар кастинга и я тут же почувствовал, что Альберт наконец-то нашёлся. Но я засомневался - если подходящий актёр подыскался так быстро, может, следует подождать и к нам придёт кто-нибудь ещё лучше? И мы ещё четыре месяца рассматривали других кандидатов, после чего я отправился в Англию, чтобы встретиться с ним лично и провести пробы. Он отыграл шесть сцен и я понял, что Джереми - лучший из всех, кого мы только могли найти".
"Если честно, я не ожидал, что животные смогут сделать всё, что я задумал. В работе над фильмом мне очень помогали дрессировщики. Если Вы хотите знать, брал ли я коня под уздцы и отходил ли с ним в тихое место, чтобы подружиться и добиться взаимопонимания, то я разочарую вас. Такого не было ни разу. Пропускали ли кони отметки, расставленные для управления их перемещением в кадре? А вот это бывало не раз. Но помимо этого кони импровизировали на съёмочной площадке, добиваясь результата, на который мы даже не могли надеяться. Каждый съёмочный день животные привносили в нашу работу элементы неожиданности и чуда".
"Самым технически сложным эпизодом картины был тот, в котором Джоуи, без наездника, бежит ночью по нейтральной территории. Сначала он взбегает на танк, перепрыгивает его, а затем мчится вперёд, ослеплённый паническим страхом, и запутывается в колючей проволоке - это был самый серьёзный вызов для нашей съёмочной команды, поскольку ни один конь не должен был пострадать в ходе создания картины. Мы не могли рисковать здоровьем животных. Поэтому на съёмки этой сцены у нас ушло намного больше времени, чем обычно - необходимо было убедиться в том, что ни один дубль не нанесёт вреда лошадям, и, к тому же, съёмки велись ночью, а это далеко не самое удобное время суток для кинопроизводства".
"Януш выстроил визуальный ряд так, чтобы "Боевой конь" был совсем не похож на "Райана". Кадры напоминают старые фотографии, дагерротипы, в них гораздо больше коричневого. И мы не применяем ни один из приемов, которыми пользовались в "Райане". Единственное сходство в том, что оба фильма военные и оба сняты переносной камерой. Если снимать с плавно движущейся тележки, получится не то. Стабильные кадры годятся только для крупных планов".
"В следующем году исполнится сорок лет, как мы с Джоном Уильямсом работаем вместе - он написал музыку к каждому моему фильму, начиная с "Шугарлендского экспресса", и с 1979 года у нас утвердился такой рабочий метод: он смотрит ранний вариант фильма и просто уходит, после чего я не вижу его до тех пор, пока он не звонит мне и не приглашает зайти к нему в офис, послушать новые темы. Я прихожу в его офис, он садится за свой "Стейнуэй" и играет мне сочинённую им музыку - и так мы работаем почти сорок лет. Мне нравится всё, что он написал, но некоторые мелодии, наигранные им на пианино, производят на меня особенное впечатление. Он сыграл мне три темы из этого фильма, и я растрогался до слёз".
"Боевой конь" - это старомодная история, куда более старомодная, чем то, что я снимал в последнее время. И мне очень нравится возвращаться к этим старым-престарым, "олдскульным" повествовательным традициям".



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта