ПотомкиПОТОМКИ
("The Descendants", США, 2011)
Режиссёр: Александр Пэйн.
В ролях: Джордж Клуни, Шэйлин Вудли, Амара Миллер, Джуди Грир, Бо Бриджес, Роберт Форстер, Мэттью Лиллард, Роб Хьюбел, Мэри Бердсонг, Филина Барис, Милт Коган, Майкл Онткин, Дзёдзи Ёсида.
Жанр: комедийная драма.

Действие фильма разворачивается на Гавайях. После несчастного случая, произошедшего с его женой Элизабет, богатому землевладельцу Мэтту Кингу (Клуни) приходится взять на себя заботу о своих двух дочерях, с которыми он пытается наладить контакт. Но для дочерей, выросших практически без его участия, он - фактически абстрактная фигура. К тому же Кинг узнает, что у его жены, которая в настоящее время находится в коме, был любовник. Чтобы наладить взаимоотношения в семье, Мэтт собирается принять непростое решение о продаже дома и... пуститься на поиски бывшего любовника жены.

Картину поставил Александр Пэйн ("Гражданка Руфь", "Выскочка", "О Шмидте", ), американский сценарист и кинорежиссёр. Александр Пэйн всегда сам пишет сценарии к своим фильмам умудряется на протяжении всей своей карьеры работать в рамках студийной системы и делать при этом независимое по духу кино. Его фильмы известны своим чёрным юмором и сатирическим описанием современного американского общества. Пэйн родился в семье эмигрантов из Греции (его дед по отцовской линии до переезда в США носил фамилию Пападопулос), окончил Стэнфордский университет, а в 1990 году получил степень Магистра искусств в Школе театра, кино и телевидения. Он несколько лет работал в кино и на телевидении, прежде чем в 1996 году написал сценарий и снял свой первый полнометражный кинофильм "Гражданка Руфь". Его фильм "Выскочка" привлёк внимание, когда кинокритик еженедельника "The New Yorker" Дэвид Денби назвал его лучшим фильмом 1999 года. В 2000 году за "Выскочку" Пэйн был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший адаптированный сценарий". Спустя два года он выиграл "Золотой глобус" за сценарий к фильму "О Шмидте", который также получил премию Гильдии сценаристов Америки за лучший адаптированный сценарий. Многих удивило то, что за этот сценарий Пэйн и его постоянный соавтор Джим Тейлор даже не были номинированы на "Оскар". В 2005 году Пэйн выиграл и BAFTA, и "Золотой глобус", и "Оскар" за сценарий к фильму "На обочине". Также данная кинокартина получила премию "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм - комедия или мюзикл". Всего "На обочине" получил пять номинаций на "Оскар". В 2006 году Пэйна можно было увидеть в роли Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез в одной из новелл сборника "Париж, я люблю тебя", для которого режиссёр сам снял эпизод про американку, приехавшую во французскую столицу на несколько дней, чтобы осуществить свою мечту.

В основу фильма "Потомки" положен дебютный роман уроженки Гавайев Кауи Харт Хеммингз. Александр Пэйн и продюсер Джим Бурк узнали о книге Хеммингз в 2009 году, сразу влюбились в эту историю и решили экранизировать роман. Сценарную адаптацию Пэйн написал в соавторстве с актерами Нэтои Фэксоном и Джимом Рэшем. Продюсером ленты вместе с Пэйном и Бурком выступил и кинодраматург Джим Тейлор, написавший в соавторстве с Пэйном сценарии всех четырёх предыдущих лент этого режиссёра. Сначала снимать должен был другой режиссёр, но после некоего конфликта кресло перешло к Пэйну. Съёмки фильма начались в марте 2010 года в штате Гавайи. На монтаж Пэйн потратил 9 месяцев.

Исполнитель главной роли в "Потомках" Джордж Клуни уже как-то встречался с Александром Пэйном, обсуждая своё участие в фильме "На обочине". Но тогда Пэйн посчитал Клуни слишком большой звездой для той роли.

На роль старшей дочери Мэтта Кинга - Александры - пробовалась Аманда Сейфрид ("Мамма Миа!", "Дорогой Джон", "Хлоя").

Саундтрек "Потомков" включает в себя исключительно гавайскую музыку, исполняемую такими певцами, как Гэбби Пахинуи, Рэймонд Кейн, Киола Бимер, Санни Чиллингворт, Джеффри Питерсон, Деннис Камакахи и Лена Мачадо.

Мировая премьера "Потомков" состоялась 10 сентября на Торонтском кинофестивале, а 16 октября лента была показана на Нью-Йоркском кинофестивале. Картина получила "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм - драма", а также этот приз получил Джордж Клуни за лучшую мужскую роль в драме. Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков и собрал множество кинопремий и призов, в том числе и 5 номинаций на премию "Оскар" (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая мужская роль - Джордж Клуни, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж).


АЛЕКСАНДР ПЭЙН:
"У любого человека случается чёрная полоса в жизни. За фильм "На обочине" я получил "Оскара", что само по себе психологически очень непросто. Потом развёлся с женой, дважды переезжал, перенёс серьёзную операцию, разбирался с другими личными проблемами - не до кино было… А над "Потомками" я начал работать еще в 2009 году".
"Я делаю комедии из достаточно драматических ситуаций. Как фламандский художник, который сначала закрашивает холст черной краской, а потом добавляет цвет, так и я начинаю с печальных обстоятельств, а потом добавляю света. Просто это мой стиль".
"Возможно, этот фильм грустнее, чем остальные, в нём больше эмоций, но я всё равно подхожу к нему как комедийный режиссёр. Мне кажется, людям важно, чтобы кино развлекало их, но без фальшивых эмоций, не в дешёвом ключе".
"Я всегда делаю фильмы только о том, что мне интересно. Мне было интересно узнать о Гавайях - я снял "Потомков".
"Джордж - один из самых цельных и гармоничных людей из всех, кого я встречал. Когда я работал над сценарием "Потомков", то постоянно думал, что Клуни мог бы идеально сыграть главного героя. Со мной так всегда - когда пишешь сценарий, находишься в плену собственных мыслей о том, какой актёр сможет, как родной, вписаться в историю и, главное, будет свободен, когда проект окажется на стадии съёмок. От таких мыслей можно сойти с ума, особенно если всё идёт не так, как запланировано. А с Клуни мне очень повезло".
"Да, он в этом фильме не гламурный, но он всё равно Джордж Клуни, всё равно он хорошо выглядит. И почему именно он подошёл на эту роль: все эти парни, выросшие на Гавайях, они ходили в одну школу с Бараком Обамой, они все ездят в один гольф-клуб, все они очень хорошо выглядят. Да, для этой роли он чуть отпустил волосы, набрал вес, но не слишком много. Мне и нужен был кто-то, по кому видно, что он увлечен работой, а не фитнесом".
"Вы знаете, какой антураж создает вокруг себя Джордж. Брутальность, шутки-прибаутки... И роли ему дают соответствующие. Но я никогда не видел его таким, как в "Потомках". Глазам не верил: он, оказывается, может быть мягким и ранимым. Меня очень увлекало наблюдать за тем, как меняется Джордж. Никого ведь не удивит, как плачет, например, Том Хэнкс. Но то, как плачет Джордж Клуни, удивляет и потрясает".
"Я намучился с подростками - отсмотрел 300 девочек на роль младшей дочери, 200 - на роль старшей. И примерно 100 мальчиков. И задачу им обрисовал в общих чертах так - попробуйте представить, как могли бы себя вести дети Джорджа Клуни. Такие немного непослушные дети".
"Это старое клише, но оно работает: 90 процентов работы режиссёра - это хороший кастинг. Я знал по работе над "Выскочкой", что на поиск хороших молодых актёров уйдет много времени, а поэтому перед съёмками "Потомков" попросил у студии возможность начать кастинг как можно раньше. Сложно найти молодых актёров с опытом, но при этом выглядящих на свой возраст. Обычно, если у них уже есть актёрское прошлое, в свои семнадцать они выглядят на тридцать. А хочется найти свежее лицо. И ещё вырастить человека за время фильма, самому провести его через роль. Девочка, игравшая в "Потомках" младшую дочь Мэтта, она вообще никогда не стояла перед камерой, даже в школьном спектакле не играла. Настоящее свежее "мясо". И ей отлично удавалось просто быть самой собой. После "Выскочки" мне говорили, что я открыл Риз Уизерспун, но я просто дал ей нужную роль в нужное время, а так она бы и без этого фильма стала отличной актрисой. И я уверен, что Шэйлин Вудли, сыгравшая старшую девочку, тоже станет. Эта роль лишь даст толчок её карьере".
"В "Потомках" драматические роли достались комикам - Мэттью Лилларду и Джуди Грир. Они просто хорошо прошли пробы. Просто так совпало, что те актёры, которые прошли пробы, оказались с развитым комическим талантом. Кстати, Джуди Грир соглашается на роль только после проб. Она мне сказала, что не примет предложение сразу и её не устроит просто встреча, ей необходимо обязательно пройти пробы. Я удивился, спросил: почему? Она ответила, что только после того, как она будет читать сценарий перед режиссёром, она поймет, подходит ли она сама на эту роль. Мне кажется, это очень элегантно".
"Не буду отрицать, что столько номинаций на "Оскар" за один фильм меня взволновали, но настоящей радостью для меня будет, если награду вручат всем, кто так упорно работал над картиной. И, конечно, я счастлив, что Академия признала заслуги моего монтажера Кевина Тента, с которым мы работаем очень давно. Он действительно заслужил это признание".

ДЖОРДЖ КЛУНИ:
"Это фильм о взрослении, только с учетом того, что моему герою 50 лет. Это была сложная в эмоциональном плане роль, но я всегда хотел поработать с Александром Пэйном. Это, на мой взгляд, один из лучших режиссёров сейчас. Знаете, в молодости я набил шишек, соглашаясь на любую работу, и научился сначала читать сценарий, а потом уже соглашаться на роль. Но когда Пэйн во время нашей встречи в Торонто сказал, что пришлет мне сценарий, я подумал, что мне даже всё равно, что это будет. Хотя тут мне повезло: сценарий был настолько хорош, что уже сделал часть работы за меня. Все эти шутки, все реплики - это не импровизация, а прекрасно написанный сценарий".


ПРЕССА:

"Александр Пейн из тех режиссёров, для которых микрокосмос внутренней жизни любого из нас напрямую связан с макрокосмосом Вселенной. И ответ на самый масштабный вопрос всегда зависит от того, сумел ли человек найти ответы на вопросы куда более мелкие, бытовые, иногда, казалось бы, незначительные. И наоборот - постижение некой глобальной правды может помочь в разрешении любых бытовых проблем. Через осознание этого и приходится пройти персонажу Джорджа Клуни. Слово "герой" в данном случае не совсем подходит, поскольку Клуни старательно убирает из облика Кинга всё героическое. Добавляет седины в шевелюру, затравленности во взгляд, свою образцовую осанку меняет на легкую сутулость и слегка выпяченный животик… А сам процесс превращения человека раздавленного в человека осмысленного, победившего обстоятельства, Клуни изображает виртуозно. За эту роль он уже получил "Золотой глобус" и всерьёз может рассчитывать на "Оскара" (Лариса Юсипова, "Известия").

"Гавайи на экране неотразимы. Ещё более неотразима старшая дочка в исполнении Шайлин Вудли… Ещё более неотразим Джордж Клуни - серьёзный актёр с мощной харизмой, умеющий даже скупую мужскую слезу подать без мелодраматических придыханий. Он уже получил за роль "Золотой глобус" и стал самым вероятным претендентом на премию "Оскар". А в целом удивительно, что картина, где всё безошибочно и ничему не веришь, оказалась в лидерах года. По большому счету это говорит о кризисе критериев, а возможно, и всего голливудского кино" (Валерий Кичин, "Российская газета").

"Кино можно назвать очень хитрым - оно берёт тебя в самые настоящие тиски и не отпускает до тех пор, пока не увидит, что "пассажир" держится на последних волевых, готовый в любой момент пустить предательскую слезу. А разрыдаться как маленькая девчонка хотелось, причем несколько раз. Особенно сильным это желание было, когда сюжет ставил перед зрителем такие непростые вопросы, как "что бы я сделал на месте протагониста?", "его старшей дочери?", "что бы я чувствовал, окажись в настолько же тяжелой и угнетающей ситуации"? и т.д. При этом режиссёр создал точки для "разрядки" зрителя, чтобы тот мог искренне улыбнуться беззлобной шутке или простой и очень милой жизненной ситуации… "Потомкам" удалось поработать со зрителем на полную катушку. Трогательная и жизненная история просто не может оставить никого из нас равнодушными. А то, насколько мастерски она была воплощена на большом экране с помощью талантливой команды артистов и съёмочной группы вкупе с самим режиссёром, заслуживает самой высокой оценки" (Александр Корнев, kinogallery.com).

"Даже если "Потомкам" дадут каких-нибудь "Оскаров", фильм не станет не лучше - не хуже, подтвердив глубокую деградацию американского индикино, превратившегося в мейнстрим… Фильм получился стыдноватый в своей расчетливой морали и структурной слащавости. Да и Клуни, отдавшись "независимому" режиссёру, просчитался. Даже если как "Лучший актёр" получит "Оскара" (Зара Абдуллаева, "Искусство кино").

"Центральная коллизия "Потомков" удобно рифмует фильм с отечественной лентой "Любовник", но если Тодоровский анализирует мужское отчаяние и упирается, в общем-то, в безвыходность, то редко снимающий Пэйн выступает в популярном - не столько даже в Голливуде, сколько в окологолливудском инди - жанре утирания слёз. Ничего не поделаешь. Надо найти в себе силы. Надо жить дальше. Баланс между трагической фактурой и в целом легкомысленным, а часто просто комедийным тоном он соблюдает очень уверенно - буквально пара откровенно фальшивых нот превратила бы "Потомков" в полнейшее безобразие. Но нет - на этих поминках держатся с достоинством. В первую очередь артисты: и более пластичный, чем обычно, Клуни, и чудесная барышня, играющая старшую дочь, и почти весь второй план" (Станислав Зельвенский, "Афиша").

"После просмотра не покидает ощущение, что фильм стерильный, а чувства и проблемы его героев просчитаны компьютером… "Потомки" прямо-таки пример того, что считается в Америке серьёзной драмой о людских проблемах и переживаниях. Но принять такую драму в России с её Чеховым за серьёзную (в данном случае на ум приходит именно Чехов, и не только из-за продажи вишневого сада) всё ещё трудно" (Юрий Гладильщиков, "Московские новости").

"Сюжетный скелет повествования - поиски любовника жены, - обрамлены в "Потомках" целым рядом полновесных тем, каждая из которых, при желании, могла бы стать отправной точкой для отдельного фильма: взаимоотношения отцов и детей, чувство долга перед историческими предками, переживание неминуемой утраты, философское осмысление казалось бы банального набора человеческих эмоций и реакций. Пэйн, в свойственной себе манере, не спешит морализаторствовать или искать правых и не правых. Перед нами ещё одна абсолютно жизненная история, а в жизни, как известно, не бывает лишь чёрного или белого, в подавляющем большинстве случаев - сплошь полутона. Именно их режиссёр чувствует как никто другой, не позволяя, тем самым, скатиться фильму в откровенную мелодраму про несчастного мужа-рогоносца или, напротив, забавную комедию про адюльтер. "Потомки" Александра Пэйна - редкая по нынешним временам возможность увидеть на экране что-то настоящее и очень похожее на правду. А подобные возможности необходимо ценить" (Станислав Никулин, kinomania.ru).

"Джордж Клуни картину если не спасает (в общем-то не так уж она катастрофично плоха, чтобы её спасать), то во многом одушевляет и придает ей обаяние: когда режиссёр Пэйн допускает уже вопиющую бестактность и начинает откровенно манипулировать зрительскими эмоциями, ироническая улыбка Джорджа Клуни, которой он словно извиняется перед зрителем, немного примиряет с тем фактом, что режиссёру вкус изменяет так же легко, как герою - его энергичная покойная супруга" (Лидия Маслова, "Коммерсантъ Weekend").

"С фильмами Александра Пэйна, которые все как один - комедии, смешно то, что они не смешные. "О Шмидте": одинокий старик пересекает Америку, чтобы не дать своей дочери выйти замуж. "Выскочка": озлобленный учитель средней школы пытается угробить политическую карьеру своего ученика-отличника. "На обочине": двое мужчин едут на мальчишник, будущий жених волочится за женщинами, а шафер находит свою любовь. Однако Пэйн находит в этих сюжетах бездну юмора. Удивительного, иногда шокирующего юмора, заставляющего задыхаться от смеха. Не то чтобы у Пэйна был талант видеть смешное в самых неподходящих местах. Скорее, это талант открывать нам глаза на то, что мы все склонны видеть смешное в самых неподходящих местах" (Дэн Джолин, "Empire").

"Американского режиссёра Александра Пэйна у нас любят за сочетание интеллигентной меланхолии, критического (но незлобивого) взгляда на американскую действительность и ненавязчивого гуманизма… Джордж Клуни, то трагически серьезный, то комически супящий бровь, почти окончательно превращает происходящее в картину братьев Коэнов - кажется, что вот-вот выйдет Малкович с топориком и зачитает программный монолог про представителей идиотизма. Увы, Малкович не выходит. Пэйн слишком осторожен и не позволяет определить себя ни как законченного циника, ни как сентиментального человеколюба. С одной стороны, забавляют гавайские песни под укулеле на саундтреке и общение героев с многочисленными родственниками. Лучший выход - склонный к рукоприкладству тесть в исполнении Роберта Форстера. С другой, Шэйлин Вудли в роли ребёнка из не самой благополучной семьи совершенно прекрасна" (Владимир Лященко, Газета.ru).

"Пэйн прекрасно понимал, что всё гениальное просто и рассказал в "Потомках" примитивную историю, которая могла бы случиться в любой семье. Безнадёжность больного, находящегося в коме, измена жены мужу и проблемы индивидуального воспитания детей - таких ситуаций не просто сотни, а тысячи - они все рядом вокруг нас. И мы понимаем, какой соблазн был у Пэйна усугубить проблемы главных героев, сделать фильм тяжёлым и более философским, но режиссёр так делать не стал, оставив всё на индивидуальном видении… У режиссёра получился прекрасный уход от стереотипизации драмы. Выражаясь языком обывателя, драма - это не всегда грустно, иногда драматический фильм сочетает в себе не только "рекламные паузы" для шуток, а реализм, просачивающийся через мутное толстое окно, в который веришь, а не чувствуешь его искусственность. Эта реальность прекрасна не только благодаря красоте Гавайских островов, она гораздо лучше благодаря людям, участвовавшим в создании "Потомков", переживающим три кризисных возраста: детский, среднего возраста и третий возраст. Два персонажа фильма поставлены между этих рубежных точек, что делает "Потомков" логически интересным и универсальным на все времена" (Андрей Трунов, Ovideo.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта