21.01.2012
ГОД ЗАКОНЧИЛСЯ В СУББОТУ Вынырнув из водоворота новых и старых новых праздников, попал на замечательную, музыкальную, романтическую анимацию «Чико и Рита», открывшую в 2012-м проект «Настоящее кино». Но на рецензию не потянул. Что там слова плодить - она его женщина, он её мужчина, где там какая причина, музыка, да и только! Оглянулся вокруг, подумал, решил: следуя в уже набирающем силу потоке венчающих киногод наград, можно взять, да и, чуть опережая всевозможных крылатых и позолоченных академиков, самому подвести итоги былого и минувшего… Зададим для начала кое-какие ориентиры. Что: за основу беру общедоступный кинопрокат, правда, хотя по роду своей деятельности смотрю много всего и часто, но, признаюсь, кое-чего не видел, на что взглянуть не помешало бы («Бобёр», «Один день», «Упражнения в прекрасном», «Шпион, выйди вон!»). Как: субъективно, как же ещё. Когда: намекая и символизируя, публикую свой «призовой» опус в субботу и маркирую призовым же числом. 13 лучших фильмов 1. «В субботу»
Подтверждаю первые строки своей апрельской рецензии и сегодня. Дискомфортное кино, конечно, но так надо – искусство по большей части обязано бередить, провоцировать, встряхивать. 2. «Елена»
После этого фильма добавил Звягинцева в свой маленький список лучших отечественных режиссёров российского периода, составленный, так сказать, по совокупности всего их творчества (А. Балабанов, В. Тодоровский, С. Урсуляк). 3. «Меланхолия»
Триер как Триер со всей его величественной и яростной нелюбовью к людям, ну, и к жизни, собственно. Ведь всё проходит и проходит, а куда и зачем – вот в чём вопрос. Проклятый. Однако - парадокс - триеровская мизантропия не тянет за собой отчаяния, а как-то мощно леденит душу, заставляя почувствовать, что она всё-таки есть. 4. «Железная хватка»
Я люблю вестерны и Коэнов. Так что простите меня за эту жанрово-вкусовую эскалацию, но ведь перед нами почти идеальный вестерн и почти идеальные Коэны. Я не в силах разжать эти челюсти. 5. «The Doors. When You’re Strange»
Я неплохо знал биографию Джима Дугласа Моррисона, что не помешало мне посмотреть фильм Дичилло два раза подряд. Картина о творчестве, выбивающем почву из-под ног: собственных и чужих. ДДМ был порождением своего времени, и постоянно вываливался из него, благодаря чему «The Doors» и освободили энное количество людей «от ограниченности их восприятия и чувств». Остальных же они просто выводили из себя. После чего ДДМ нашли мёртвым в ванне, а в мире, как водится, прагматизма меньше не стало. Зато, как сообщили нам с экрана, песни «The Doors» не были использованы в рекламе ни одного автомобиля. И аминь, а «тем, кто ложиться спать – спокойная ночь»… 6. «Дом»
Многофигурная композиция, сопрягающая понятия «семья» и «страна». Жёстко. Впечатляюще. В направлении «Крёстного отца». Неожиданно, поскольку Погодин ни в чём подобном ранее замечен не был. 7-8. «Древо жизни» и «Четырежды»
Пример того, как можно сложно (с точки зрения формы) говорить о вечном и как о том же можно говорить просто. Только в данном случае не считаю, что «просто» – это обязательно лучше, чем «сложно». Формы всякие нужны, важны и могут быть. 9-10. «Generation П» и «Мишень»
Два великих и ужасных, знаковых и значимых российских писателя – в кино! Режиссёрское поколение тоже не подкачало – пули ушли не в молоко. 11. «Ещё один год»
Настоящее английское кино. 12-13. «Бездельники» и «Жила-была одна баба»
Здесь у меня самый воздушный и самый почвенный отечественные фильмы года. У Зайцева - когда б вы знали из какого Цоя растёт кино… То есть рок как образ действия и судьба, хотя «песня» не о нём, а о любви и молодости, которые имеют свойство то идти куда-то не туда, то вообще заканчиваться. У Смирнова – чистая трагедия, можно сказать, женский вариант «Тихого Дона». 13 плюс К лучшим фильмам добавлю ещё целый ряд достойных лент: «Иллюзионист», «Два дня» (лучшая отечественная мелодрама года, лежащая на стыке «Иронии судьбы» и «Служебного романа»), «Полночь в Париже» (и Ален такой молодой, и, кажется, Рим впереди), «Субмарина», «Драйв» (хороший нуар, только так и не понял, причём здесь приз за режиссуру в Канне), «Печальная баллада для трубы», и три картины из оскаровских списков с грифом «основано на реальных событиях» - «Король говорит!» (ещё одна повесть о настоящем партнёрстве), «127 часов» (ещё одна повесть о настоящем человеке), «Боец» (ещё одна повесть о настоящих бойцах за мечту). Жанр Пьедестал для хорошего развлекательного кино выглядит в 2011-м так:
1. «Ранго» (не просто очередная анимационная смешилка, а остроумная, тщательно продуманная и виртуозно исполненная пародия на вестерн и всякое прочее);
2. «Исходный код» (очередной шаг в модные виртуальные дали «Матрицы» и «Начала», да ещё, как ни странно, с привкусом «Дня сурка»);
3. «Линкольн для адвоката» (лучший чёрный детектив). На подступах к медалям остались: «Зелёный Шершень» (действительно смешной комикс), «Приключения Тинтина: Тайна Единорога» (нарисованный и помолодевший Индиана Джонс от повзрослевшего, но не постаревшего Спилберга), «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» (это есть их последний и на глазах мрачнеющий бой, но им это к лицу), «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (как всегда по-пиратски), «Три богатыря и Шамаханская царица» (как всегда по-богатырски), «Бабло» (наш «Большой куш», конечно, вторичный до третичности, зато добротный и от профпригодного режиссёра, что по нынешним временам уже немало), «Запрещённый приём» (кичевая белиберда, но какая-то симпатичная, потому что авторы (нахалы!) растворяют в комиксовой стилистике сюжет «Полёта над гнездом кукушки»). Тренд «В субботу», «Елена», «Дом», «Generation П», «Мишень», «Жила-была одна баба». И «Меланхолия» - в строку. В лучших кинолентах года царят катастрофа и крах, проступает АПОКАЛИПСИС. Кто тут виноват? Майя? Путин? Птица-тройка? Нет ответа. Но есть факт. Квинтэссенцией тренда можно считать «Счастье моё» Сергея Лозницы. Этот фильм наравне с романом Алексея Евдокимова «Слава богу, не убили» являются в 2011-м ярким примером того, как явный перебор по линии сгущения ужасов нашей жизни превращает ментальную драму в «Техасскую резню бензопилой». Разочарования Здесь фильмы, обещавшие больше, чем исполнившие: «Меняющие реальность» (вялая и возможно худшая экранизация Филипа Дика), «ПираМММида» (жалко Серебрякова), «Шантрапа», «Кожа, в которой я живу», «Ромовый дневник». Фигня Всё понятно из названия «номинации». «Служебный роман. Наше время» (можно сказать, какое время - такие и романы, но если вы согласны со мной в оценке этого опуса, то правильнее просто не считать их время - нашим), «Мастер и Маргарита», «Выкрутасы» (посмотрел треть, дальше не смог, не знаю почему). НЛО «Утомлённые солнцем: Цитадель». Есть мнение, что телеверсия, объединившая в единый сериал «Предстояние» и «Цитадель» - это совсем другое кино, адекватное замыслу авторов. Но я видел только киноварианты вторых «Утомлённых». Что-то в них есть, но что? Дабы понять, не иначе надо смотреть сериал. Но зачем тогда выпускали на большой экран? Это что - всего лишь рекламная нарезка для выдвижения на «Оскар»? «Высоцкий. Спасибо, что живой». Тут у нас тоже – впереди телесериал и режиссёрская монтажная версия. А пока кино как кино. Обыкновенное. А весь шум вокруг него – он вокруг и есть. И во всём этом шуме и недосказанности как-то тяжело пока к этой картине подступиться… Ровнять с землёй не тянет, да и не за что. А предпоследний вопрос из предыдущего абзаца имеет в данном случае хотя бы внятный ответ – для денег, кино ведь и бизнес тоже. Исполнители Замечу только, что искренне считаю, что в плохих фильмах хороших ролей не бывает. И ещё - языковой барьер, отделяю наших исполнителей от иностранных. Последние всё-таки с теми нами, кто не полиглот, общаются либо не своим голосом, либо при помощи закадрового перевода или титров. Но не напрямую. Лучшие молодые актёры. У нас никого не вспомнил, у них - Крэйг Робертс (он) и Ясмин Пэйдж (она) из «Субмарины», но у девушек двоевластие – ещё и Хэйли Стайнфельд из «Железной хватки». Лучшие актёрские ансамбли. Наш – из фильма «Дом», не наш - из картины «Ещё один год». Лучшая актриса второго плана. Елена из «Елены» - Лядова (замечательно достоверная сукина дочь) и тоже тот ещё одуванчик - Хэйли Стайнфельд («Железная хватка»). Лучший актёр второго плана. Все говорят про Алексея Серебрякова («Жила-была одна баба»), а я выбираю Михаила Ефремова. Может быть роль в «Generation П» у него и похлипче серебряковской, но как на него сшита и мне дико симпатична. В тройке также Андрей Смирнов («Елена»). У иностранцев троевластие (в алфавитном порядке): Кристиан Бэйл («Боец»), Кристоф Вальц и Джон Си Райли («Резня»). Лучшая актриса. Тут быть бы первой неподражаемой Ксении Раппопорт («Два дня»), но есть актриса, которой за 2011-й, кажется, отдадут все призы в этой номинации, потому что такая роль бывает не каждый год и даже пятилетку. Это - Дарья Екамасова («Жила-была одна баба»), запоминайте. И, конечно же, упомянем Надежду Маркину за «Елену». Из иностранок остановлюсь на сногсшибательном триеровском дуэте - Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур («Меланхолия»). Лучший актёр. Мой безусловный фаворит - Антон Шагин («В субботу»). В отечественных призёрах - Виталий Кищенко («Мишень») и Сергей Гармаш («Дом»). Среди зарубежных актёров чемпиона определить не сумел, перечислю-ка этих «гигантов» в алфавитном порядке: Хавьер Бардем («Бьютифул»), Джефф Бриджес («Железная хватка»), Жерар Депардье («Последний мамонт»), Колин Ферт («Король говорит!»). Ожидания-2012 Ещё не видел финчеровскую «Девушку с татуировкой дракона» и «Охотников за головами» - экранизации Стига Ларссона и Ю Несбё - двух скандинавских монстров книжного рынка. Но главные ожидания связываю, естественно, с кандидатами в проект «Настоящее кино»: «Безразличие», «Шапито-шоу», «Потомки», «Фауст», «Гавр», «Артист», «Стыд», «Мальчик с велосипедом», «Туринская лошадь». Анонсировать не буду – сами разберётесь. А уж жанровые манки и вовсе в представлении не нуждаются – сплошь ремейки, да сиквелы с приквелами. «Люди в чёрном-3», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Вспомнить всё», «Эволюция Борна», «Хоббит: Нежданное путешествие». Вроде вспомнил всё. А вот самая большая интрига для меня - это экранизация романа «Жизнь Пи» Янна Мартела, осуществляет которую Энг Ли. Всё-таки эта вещь для постановки посложнее «Полосатого рейса» будет. Ну, и после нью-«Служебного романа» боюсь модернизированных «Джентльменов удачи» под чутким руководством Тимура Бекмамбетова. И, наконец, жду, когда в «Орлёнке» появится «цифра». Павел ТИМОШИНОВ |