БЕЗРАЗЛИЧИЕ
(Россия, 2011)
Режиссёр: Олег Флянгольц.
В ролях: Федор Бондарчук (Петя Селутин), Александр Баширов (Бучнев), Ольга Шорина (Жужа Папанина), Сергей Брагин (Гарик), Артем Прокин (Суков), Алексей Тараторин (Вася), Юрий Павлов, Александр Сазонов, Андрей Абрамов (бандиты), Андрей Романов (мужчина в самолете), Дмитрий Недзвецкий (капитан милиции), Инна Выходцева (Зоя), Николай Кохтырев (следователь), Елизавета Буздакова (стюардесса), Вера Панфилова (стиляга), Алексей Козин (стиляга), Оксана Литвинова (официантка), Юлия Соколова (девушка на улице).
Жанр: драма. Москва 1960-х годов. История разворачивается вокруг нескольких дней жизни молодого человека по имени Петя, влюбившегося в более взрослую и опытную девушку по имени Жужа, которая не в состоянии разобраться в своих чувствах. Жужа любит твист и фильмы с Жераром Филипом. Петя играет на цимбалах и любит свой "Москвич" с движком от "Запорожца". В фильме показаны встречи главного героя с его друзьями и знакомыми - хорошими, плохими, подозрительными или опасными - по всей Москве: в тюремной камере, в кафе, на частных квартирах или на улицах города. Это история о странных приключениях и преступниках, в которой регулярно появляется и анимационный пёс Тузик… Олег Флянгольц (1965 г. р., настоящее имя Ольгерд) - кинематографист в третьем поколении. Его дед работал звукорежиссёром, участвовал в создании первого советского звукового фильма "Путёвка в жизнь", отец снимал научно-популярное кино, а сам будущий режиссёр "Безразличия" с пяти лет помогал отцу управляться с камерой. Флянгольц снял большое количество видеоклипов для рок-групп "Алиса", "ДДТ", "Tequilajazzz", "Наив" и др. ("Я не снимаю поп-музыку. Она мне не нравится, и я не знаю, как с ней работать!"). Известен также документальным полнометражным фильмом о творчестве Виктора Цоя "Просто хочешь ты знать" (2006). Одно время играл в группе, которая сейчас называется "Катя и крокодил". Начинал там барабанщиком. Руководитель коллектива - Александр Сазонов является автором песни "Треугольник", которую в "Безразличии" исполняет Эдуард Хиль. Основные съёмки "Безразличия" были осуществлены в СССР в 1989-1990 годах. Фильм, скрещивающий игровое кино, анимацию и документальную хронику, снят на чёрно-белую плёнку. После двадцатилетнего перерыва автор вернулся к наработанному материалу и завершил картину, использовав современные технические возможности, которые в момент начала съёмок просто не существовали. Была сделана компьютерная анимация (аниматором был Борис Казаков, с которым Флянгольц уже сделал один фильм - про Виктора Цоя). Были досняты некоторые сцены. Авторы незначительно отшлифовали сценарий. В некоторых сценах откорректировали диалоги, в остальных - отдельные слова, чтобы они чётче звучали. Поэтому фильм пришлось переозвучивать. Почти все артисты говорят в картине не своими голосами (за 20 лет иных уж нет, а те далече, например, актрису, игравшую Жужу не нашли, хотя искали). В 2011 году на 22-м фестивале "Кинотавр" картина "Безразличие" завоевала главный приз.
ОЛЕГ ФЛЯНГОЛЬЦ:
"Мы с моим соавтором Михаилом Спиридоновым друг с другом рядом жили, рисовали вместе. Поскольку он ещё дружил со словом, мы решили написать сценарий. Первое, что мы придумали, были слово "безразличие" и главная героиня - Жужа Папанина. Сценарий написали за месяц".
"Основная идея фильма - плавное перетекание планов. Съёмки начались в 1989 году, мне было 22 года, я был романтиком, влюбленным в итальянское кино, московскую архитектуру и… в красивую девушку, конечно же. Так что можно сказать, что всему виной студенческая любовь".
"Тогда ещё был СССР, слова "продюсер" не существовало. Плёнку мне купила мама - она всегда покупала мне разные игрушки. Камеру можно было взять во ВГИКе. Уложить рельсы для тележки стоило 4 бутылки портвейна".
"Я какое-то время работал во ВГИКе: как раз, когда пытался туда поступить. Один раз попробовал - и забил. Я уже тогда активно снимал, к тому же в то время заканчивать что-то было немодно. Фёдор на тот момент вернулся из армии, а я общался с тусовкой Баширова. Они вместе поступали на первый курс, а потом Фёдора забрали в армию. Так мы все и познакомились. В то время я как раз писал сценарий к "Безразличию". Увидев Фёдора, я понял, что это идеальный вариант".
"Изначально фильм и планировался как полный метр, но завершить работу над ним в то время не удалось… Я понял, что просто не хочу доделывать этот фильм… Я хотел его доделать до двадцати пяти лет, но не успел. Понял, что не укладываюсь, и отложил. У меня планка стояла - Спилберг снял "Челюсти" до двадцати пяти лет, и я хотел свой фильм снять до наступления этого же возраста. Потом, у меня в первоначальной версии фильма фигурировал Иван Папанин. В это же время в Петербурге Максим Пежемский снял "Переход товарища Чкалова через Северный полюс". Там Чкалов, здесь Папанин… В общем, не хотелось повторяться. Нет бы взять, да просто поменять Папанина на собаку, как я сейчас сделал, но тогда не догадался. Вдобавок я ещё расстался с девушкой, которой посвящал этот фильм. К тому же 90-е - неблагоприятные времена, тяжеловато было работать".
"Спустя много лет, в 2006 году, мы с Федей встретились на фестивале в Тель-Авиве. Он подходит и говорит: а та плёнка-то где? Я говорю: как где? Под кроватью. Ну, достал и доделал. Когда мы с Федором договорились доснимать, мама уже лежала в больнице, ничего почти не понимала. Меня, правда, помнила. Я ей рассказал, что решил снова делать тот фильм. Она говорит: "там, где машинка летит в небеса?". Я хотел убрать этот план - и понял, что убирать не буду".
"Спустя двадцать лет я вернулся к работе над лентой, т. к. созрели предпосылки, появились новые идеи. Благодаря современным технологиям стало возможно многое добавить и усовершенствовать. Но моей главной задачей было не перемудрить себя юного, сохранить атмосферу и настроение".
"Почему "Безразличие"? Название родилось прежде фильма и к сюжету оно прямого отношения не имеет. Это название из ощущений 80-х. Безвременье, растерянность. Сейчас бы я такой эпиграф поставил к фильму: "Романтика 60-х, бесшабашность 80-х, мудрость двухтысячных".
"Чёрно-белое изображение привычно для того времени, о котором идёт речь в картине, а для меня был очень важен этот аспект. На мой взгляд, оно гораздо более эстетично, чем цветное".
"60-е в фильме очень условные. Это и не 1961-й год, и не 1969-й, а именно 60-е - эстетика всего периода целиком. И вот если бы я взял какую-то определённую песню того времени, то я бы тогда четко привязал "Безразличие" к какой-нибудь конкретной дате. Мне этого не хотелось. Поэтому у нас саундтрек состоит из современных композиций, исполненных группами, которые играют музыку под то время. Что касается песни Хиля - её специально для картины написал мой товарищ Саша Сазонов. Она тоже в духе 60-х. "Треугольник" называется. Музыку к ней в фильме играют музыканты из группы "ДДТ", а Эдуард Анатольевич любезно согласился нам её как вокалист исполнить. Почему он? Он единственный музыкант того времени, который дожил до наших дней и сохранил адекватность. Для меня Хиль - икона 60-х годов".
"Эстетика 60-х, на мой взгляд, всегда будет завораживать зрителя. Кто-то, посмотрев фильм, с нежностью вспомнит свою юность, кто-то с любопытством будет разглядывать необычную картинку, но, в любом случае, все выйдут из кино в хорошем настроении".
АЛЕКСАНДР БАШИРОВ:
"Я считаю, что это название соответствует всем нам. Семантическое поле, которое в современном кинематографе присутствует, говорит о том, что мы безразличны, конформизм - это естественное состояние современного общества, конформизм воинствующий. Сейчас права человека важнее, чем поэтическое и созидательное. Я никогда не вру и претендую на то, чтобы люди не врали. Это самое страшное. Правда делает нас совершенными. Это главное - не врать, не врать другим и самому себе и жить в соответствии с тем, что называется "созидание". ОЛЕГ ФЛЯНГОЛЬЦ:
"Жить для того, чтобы зарабатывать деньги, мне совершенно не интересно. Я занимаюсь искусством: снимаю, рисую. Многие удивляются, почему у меня нет машины. Нет, она у меня была - лет 20 назад. Так что езжу на метро, "на друзьях", на такси. У друзей всяких машин полно. Правда, "Феррари" ни у кого нет, разве что "Майбах". Я только своей девушке собираюсь машину купить. Пусть меня из бани пьяного возит".
ПРЕССА:
"Безразличие" - удивительный пример вообще не пошлого ностальгического фильма. Причём ностальгического вдвойне: к чистым хуциевским 60-м, по которым ностальгировали авторы тогда, сегодня прибавились воспоминания о конце 80-х. О наивной немного тяге к экспериментам, к хулиганству и прекрасной бессмыслице, которой теперь быть не может. Ну, какой, скажите, сегодня может быть сбежавший от космической программы пёс Тузик? При этом фильм очень культурный, это история lovers on the run, местами вполне нуар, местами то "На последнем дыхании", то "Асса". "Безразличие" - трепетное, нежное, абсолютное признание в любви, к городу, к девушке, к собственной молодости. Ощущение защемления сердечной мышцы. И да: полцарства человеку, который найдет мне песню Хиля про треугольник" (Лёля Смолина, film.ru). "Чтобы оценить всю прелесть "Безразличия" в полной мере, надо обладать не только парадоксальным чувством юмора, но и изрядной кинематографической эрудицией - Флянгольц отсылает не только к советским шестидесятникам и к французской "новой волне", но и к малоизвестным польским фильмам, обладающим таким же мощным стилеобразующим потенциалом, как и внешность Федора Бондарчука образца 1989 года, когда начались съёмки "Безразличия". За прошедшие 20 лет фильм Флянгольца выдержался и устаканился, и хотя стыки между старыми кусками и новыми не всегда выполнены идеально гладко, картина оставляет ощущение редкой эстетической цельности и осмысленности на чисто формальном уровне, что во многом снимает к ней вопросы на уровне содержания. Возможно, основную идейную нагрузку "Безразличия" следует искать не в рефлексиях героя Федора Бондарчука, а в полёте в космос безымянной собаки, являющемся визуальным лейтмотивом картины" (Лидия Маслова, "Коммерсантъ"). "Из описания фильма, наверное, уже понятно, что он не про "что", а про "каким образом". Хотя сам Флянгольц, родившийся в 1965-м, и был, как он говорит, додиком-драчуном (только он сам понимает, что это такое), но вращался он в киношно-панк-роковой среде. Его друзья - Кинчев, Цой, Шевчук, его дед - звукооператор, отец снимал научпоп. Сам Флянц снимал клипы для рокеров. Короче говоря, кино "Безразличие" - это образ жизни, это художественное пространство со своей эстетикой, это картина в широком понимании этого слова. А для художника-модерниста его образ жизни - это и есть ткань его картины. Отдельные эпизоды в ней, кстати, совершенно шедевральны. Например, сцена посиделок стиляг и драки в кафе "Пингвин" - её, правда, снимал не сам Флянгольц, а оператор Анастасий Михайлов. В среде своих, говорят, великий человек. Искушенный типа зритель выискивает, конечно, цитаты из мирового кино, как заботливый хозяин блох на своем псе. Они там есть, да. Сам Флянгольц сказал, что при съёмках этого фильма на него больше всего влиял Антониони. А мне лично по расслабленной атмосфере "Безразличие" напомнило фильмы Джармуша - особенно его "Более странно, чем в раю" (Анна Балуева, "Комсомольская правда"). "Безразличие" - неожиданный привет из ранних 90-х, здесь что ни имя в титрах - всё новая контркультура. Художник по костюмам - авангардный модельер Петлюра, анимационные вставки сделал нынешний обитатель района Озерки и затворник художник Борис Казаков - эдакий Каравайчук от анимации. Вообще "Безразличие" - не столько фильм, сколько тонкое, умное и прекрасно сделанное произведение визуального искусства, в котором сюжет про любовь простого парня к красавице по фамилии Папанина играет роль второстепенную. Куда важнее то, как в чёрно-белую картинку вклеены хроникальные кадры Москвы 60-х и мультики про Белку и Стрелку, а также пёстрые слэшеры с летающими пулями из нового времени. Соответственно, и оценивать "Безразличие" было бы вернее всего по законам того времени. Это своего рода постмодернистская игра, ловкий ремейк "Я шагаю по Москве" ровно в той же степени, в какой "Трактористы-2" - ремейк "Трактористов", а "Переход товарища Чкалова через северный полюс" - ремейк сталинского "Чкалова". Флянгольц работает с советским мифом о шестидесятых, играя в его разоблачение. Вместо Чуриковой, рисующей корову - ментовка с рыхлыми стенами, вместо майской грозы - хлябь весенней распутицы, вместо шпаликовских мальчиков - Баширов" (Иван Чувиляев, "Синематека"). "Удивительным образом этот чёрно-белый экспериментальный фильм про 60-е, на треть сделанный из старой кинохроники, на треть - из анимации, фильм-зарисовка, не имеющий толком сюжета, по большей части показывающий долгие планы старых московских улиц и не по-нынешнему мягких, милых лиц слегка заторможенных персонажей, имеет, не говоря о художественных, большое прокатное преимущество перед затонувшими по большей части флагманами российского кинематографа: у него есть внятная аудитория. Причем как раз та, о которой, думаю, мечтает любой режиссёр с амбициями: интеллектуальная молодежь, законодатели мод, хипстеры. Это те люди, которые засматривали до дыр видеокассеты (тогда ещё) с "Амели" и для которых московские кинотеатры чуть ли не год крутили нон-стоп "Науку сна" Мишеля Гондри" (Варвара Бабицкая, "Сноб"). "Русское кино в жопе, только Федя Бондарчук молодец" - так, кажется, звучал зачин фильма "Изображая жертву", победившего пять лет назад в Сочи. Оказалось, что Федя Бондарчук, ныне возглавляющий попечительский совет "Кинотавра" и представляющий под флагом "Единой России" проект "Киноклуб" на форуме "Кино России-2020", был молодец всегда. Даже когда совсем в юности, с буйной шевелюрой, снимался в черно-белом "оммаже" кинематографу 60-х годов - немножко под Годара, немножко под Хуциева. Это романтическое упражнение в прекрасном и называется "Безразличие". То, что в начале 90-х выглядело робким подражанием, сегодня приобрело двойную ностальгическую ауру и черты уникального артефакта" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ"). "Игра между старым и новым, 60-е глазами молодых людей конца 80-х, взгляд на 80-е из конца нулевых, концептуальное внедрение компьютерных технологий уберегли "Безразличие" от "изячной" стилизации, от пассеистских, зачастую мёртвых радостей и самодовольных киноманских упражнений. Зато эти взгляды и техники - по три в одном фильме - проявили на экране дух авторства, который веет где ни попадя, смешливость и образное мышление любителей кино, столичной архитектуры, абсурдистских реплик… Игровые, документальные, анимационные эпизоды не только кристаллизуют (в лицах, мизансценах, аксессуарах, ракурсах съемки) мифологию эпохи, но с мягкой иронией отстраняют нас от шестидесятнических мифов… Маразматические и не очень линии сюжета, озвученные диалогами, уподобленными по интонации оттепельным персонажам, а по тексту - вовсе нет, кажутся спроецированными на экран волшебным фонарем. Но радуешься не столько его "оптическим эффектам" или эху "новой волны", сколько карнавальной стихии. Именно из неё тут здравомыслящий герой артиста Баширова, "оруженосец" лирического Пети… Получился неформат, но обаятельное, местами идиотское - живое кино. Иначе говоря, опасность дорасти за двадцать лет со времён первых съёмок до "умного дурака" Олега Флянгольца миновала" (Зара Абдуллаева, "Искусство кино"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|