ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА
("The Girl with the Dragon Tattoo", США-Швеция-Великобритания-Германия, 2011)
Режиссёр: Дэвид Финчер.
В ролях: Дэниел Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Робин Райт, Стеллан Скарсгард, Джеральдин Джеймс, Джоэли Ричардсон, Эмбет Дэвидц, Стивен Беркофф, Джоэл Киннаман, Йорик ван Вагенинген, Алан Дэйл, Горан Вишнич, Александра Даддарио, Дэвид Денсик, Джулиан Сэндз.
Жанр: триллер. Журналист Микаэль Блумквист (Крэйг) вместе с хакершей Лисбет Саландер (Мара) расследуют исчезновение племянницы крупного промышленника и бизнесмена Хенрика Вангера, пропавшей сорок лет назад, и в процессе обнаруживают, что давнее преступление имеет отношение к целой серии ритуальных убийств… В основу сценария фильма "Девушка с татуировкой дракона" лёг одноименный книжный бестселлер Стига Ларссона, вошедший в трилогию "Миллениум", разошедшуюся тиражом более 65 000 000 экземпляров по 46 странам мира. Карл Стиг-Эрланд Ларссон - маститый шведский журналист, трудоголик и заядлый курильщик, автор обличительных статей против ультраправых и расистских организаций, которые, по слухам, постоянно угрожали ему расправой, вдруг, будучи уже не мальчиком, а мужем, пишет три с половиной детективных романа из задуманной серии "Миллениум", и, так и не дождавшись их выхода в свет, уходит из жизни в возрасте 50 лет - из-за не работавшего лифта и обширного инфаркта. Теперь о нём знают все, теперь его печатные и электронные тиражи оперируют миллионами: экземпляров, долларов, читателей, теперь его фантазии переводятся на другие языки и перемещаются на киноэкраны. Странно, что Голливуд не успел вовремя купить права на корню. Скорее всего, в 2005 году никому в голову не приходило, что роман, который автор много лет держал в ящике стола, может оказаться ходовым товаром. Так или иначе, вскоре после выхода книги киноправа купила маленькая шведская производственная кинокомпания "Yellow Bird Films", которая рассчитывала запустить "Девушку..." в малобюджетном телевизионном формате. Однако большой успех романа изменил планы продюсеров, и они, при финансовой поддержке Шведского киноинститута, решили снимать полнометражный фильм с Микаэлем Нюквистом и Нуми Рапас в главных ролях. Съёмки начались только в 2008 году, в прокат фильм вышел в марте 2009 года. В 2009-2010 годах "Yellow Bird Films" экранизировала вторую и третью книги трилогии Ларссона "Девушка, которая играла с огнем" и "Девушка, которая взрывала воздушные замки". Первый фильм отлично прошел в Европе, кассовые сборы ленты составили более $100 миллионов при бюджете $13 миллионов. Через год после старта он добрался до США, но к этому времени Голливуд уже вовсю занимался ремейком. Любопытно, что шведы не стали продавать права: они взяли Голливуд "в долю" и оставили за собой право контролировать проект - "Yellow Bird Films" является сопродюсером американской производственной кинокомпании "Scott Rudin Productions". Подробности договора между двумя компаниями не разглашаются. Дэвид Финчер был утверждён в качестве режиссёра "Девушки…" в апреле 2010 года. Он заметил, что очень доволен сценарием к ленте, написанным Стивеном Зэйллианом ("Список Шиндлера", "Банды Нью-Йорка", "Гангстер"). С самого начала Финчер поставил студии условие: у фильма будет рейтинг R, он не будет смягчать роман, в котором подробно описываются убийства, изнасилование и различные извращения. К тому же Финчер решил снимать натуру в Швеции. Студия пошла ему навстречу, хотя это сделало проект значительно дороже (по оценкам экспертов, фильм обошелся примерно в $100 миллионов). На главную мужскую роль претендовало несколько голливудских звезд - Джордж Клуни, Джонни Депп, Вигго Мортенсен, Брэд Питт. Однако Финчер хотел пригласить на эту роль европейца. Так возникла кандидатура британца Дэниела Крэйга. У него был довольно плотный съёмочный график, поэтому вначале он отказался. Но потом съёмки очередного фильма о Джеймсе Бонде были отложены на неопределенный срок, и за столом переговоров собрались "Sony", "DreamWorks", снимавшая "Ковбоев против пришельцев", и держатели прав на Бонда Барбара Брокколи и Майкл Уилсон. "DreamWorks" пообещала закончить съёмки "Ковбоев..." в началу сентября. Брокколи и Уилсон подтвердили, что следующее кино о Бонде не запустят раньше середины 2011 года. Таким образом, у Крэйга появилось "окно", в которое сразу же втиснули "Девушку...", утвердив Крэйга на роль Микаэля Блумквиста с условием сыграть журналиста в следующих двух фильмах. Крэйг отмечает, что когда ему предложили роль, он был в отменной физической форме. А это не вполне соответствовало амплуа журналиста, который проводит много времени за столом или компьютером. Актёру пришлось набрать вес. Интересно, что приглашение Крэйга на роль Блумквиста практически не вызвало возражений у фанатов "Миллениума". Летом же 2010 года начались и поиски актрисы на роль Лисбет. Поклонники шведского оригинала заранее предали анафеме актрису, которая осмелится заменить Нуми Рапас. О поисках исполнительницы главной женской роли можно писать книгу или снимать отдельное кино. Голливудские журналисты сравнивают эту историю с поисками актрисы на роль Скарлетт О'Хары в "Унесенных ветром". Первой кандидатурой была Кэри Маллиган. Вероятность её приглашения обсуждали ещё до утверждения кандидатуры режиссёра. Ходили слухи, что роль предлагали Натали Портман, но она отказалась из-за беременности. Фанаты шведского фильма-оригинала активно лоббировали Нуми Рапас. Среди тех, кто поддерживал эту идею, был знаменитый кинокритик Роджер Эберт. Но в конечном итоге Рапас отказалась от роли, сказав, что уже сыграла эту героиню в трёх фильмах, и что больше уже не хочет. Дженнифер Лоренс была отвергнута из-за высокого роста. Скарлетт Йохансон хотела играть Лисбет, но Финчер счёл ее слишком сексапильной. Среди прочих режиссёр отверг Эллен Пейдж, Кристен Стюарт, Мию Васиковска, Киру Найтли, Энн Хатауэй, Оливию Терлби, Эмили Браунинг, Еву Грин, Эмму Уотсон, Эван Рэйчел Вуд и Кэти Джарвис. На первый взгляд, 25-летняя Руни Мара ("Кошмар на улице Вязов") имела преимущество перед соперницами: она сыграла в предыдущем фильме Финчера "Социальная сеть" маленькую, но запоминающуюся роль Эрики Олбрайт, бывшей подруги Марка Цукерберга. Но на самом деле её преимущество было скорее барьером между актрисой и ролью. В "Социальной сети" Мара сыграла красивую, жизнерадостную студентку, - почти полную противоположность Лисбет Саландер. В финальный тур проб вышли Софи Лоу, Cара Снук, Леа Сейду и Руни Мара. Мара долго боролась за роль. Одним из самых трудных испытаний стала для нее необходимость... напиться допьяна. "Дэвид сказал мне: "Пойди напейся как следует и утром приходи, чтобы мы могли тебя сфотографировать". Пришлось напиться. Мне было плохо всю ночь!" Финчер позже говорил, что фотографии были нужны ему, чтобы понять, сможет ли Мара выглядеть неухоженной и измученной. В середине августа Финчер пригласил Мару к себе в офис. Он усадил её в кресло и произнес длинную речь о том, что актрису, которая будет играть эту роль, ждет много трудных испытаний. Потом он вручил ей свой iPad, и на нём был пресс-релиз о назначении Руни на роль. Он сказал ей: "Я готов это отправить. У тебя есть полчаса, чтобы подумать и решить, хочешь ли ты играть Лисбет". Разумеется, Мара была готова сниматься. 16 августа было официально объявлено, что её утвердили на роль. Но это было только начало. Для роли Лисбет Маре пришлось похудеть, научиться ездить на мотоцикле, а главное - полностью изменить внешность. Финчер отдал её в руки гримера Пэт Макграт, парикмахера и стилиста Данило и дизайнера по костюмам Триш Саммервилль. Все трое специалистов по гламуру получили задание сделать Мару как можно менее гламурной. Сначала Финчер, Мара и Макграт создали 26 разных по стилистике образцов внешности будущей героини - от выбеленного лица клоунессы до разукрашенной в боевые цвета девицы-панка. Выбрав оптимальный вариант, они отправились к Данило, который подстриг Руни, выбрил ей виски, выбелил брови и ресницы и покрасил волосы в радикально черный цвет. Во время съёмок Мара не то, чтобы совсем голодала, но питалась в основном спаржей. Когда она приехала в Лос-Анджелес со съёмочной площадки "Девушки..." и пошла на церемонию вручения премий кинофестиваля в Палм-Спрингсе, её вначале просто не узнали. Она поспешила уверить шокированных поклонников, что очень довольна ролью и работой и чувствует себя прекрасно, несмотря на худобу. Всё это время фаны кипели от негодования, пока в Сеть не просочилась первая фотография Мары со съёмок; увидев её в гриме и с прической Лисбет фаны слегка смягчились. Съёмки фильма стартовали в сентябре 2010 года в Швеции и проходили на улицах Стокгольма, в университетском городке Упсала, на острове Ингаре неподалеку от Стокгольма. Финчер и Мара даже не смогли принять участие в рекламной кампании их предыдущего проекта "Социальная сеть". В Швеции выдалась самая морозная зима за последние 20 лет, и работа на натуре оказалась совершенно изматывающей. Через 20 дней после начала съёмок Финчер заменил оператора Фредрика Баккара на Джеффа Кроненуэта, с которым он до этого работал на картинах "Семь", "Игра", "Бойцовский клуб" и "Социальная сеть". Причина - "творческие разногласия". Хронометраж саундтрека для фильма "Девушка с татуировкой дракона", подготовленного Трентом Резнором (американский поэт-песенник, музыкант и продюсер, солист группы "Nine Inch Nails") и Аттикусом Россом, составляет три часа. Саундтрек включает в общей сложности 39 композиций, в том числе кавер на песни "Is Your Love Strong Enough?" Брайана Ферри и "Immigrant Song" группы "Led Zeppelin". Резнор и Росс ранее уже сотрудничали с Финчером. Они записали саундтрек к вышедшему в 2010 году фильму "Социальная сеть", и эта работа была удостоена награды Американской киноакадемии. Первый намек на то, что предстоит увидеть зрителям, появился в Сети в июне 2011 года: студия выпустила плакат, предназначенный для международного проката, с обнаженной до пояса Руни Мара. Шума было много - студию и Финчера обвинили в нездоровой сенсационности и эксплуатации женского тела. В конце концов, было решено не перегибать палку и прикрыть соски героини датой премьеры, написанной очень крупными цифрами. После выхода "Девушки…" в свет Финчера спросили о том, хочет ли он снимать продолжение картины, на что он ответил отрицательно, но тут же добавил: "Задайте мне тот же вопрос через два месяца. Сейчас я устал и не могу дать вам точного ответа. Вы же не спросите у только что родившей женщины "Ещё одного хотите?". Фильм номинирован на премию "Оскар" в категориях: "Лучшая женская роль" (Руни Мара), "Лучший оператор" (Джефф Кроненуэт), "Лучший монтаж", "Лучший звук", "Лучший монтаж звука".
СТИВЕН ЗЭЙЛЛИАН, сценарист:
"Лисбет - очень необычный и сильный персонаж, но мне кажется, что если бы книга была только о ней, такого оглушительного успеха она был нипочем не добилась. Две, казалось бы, независимые истории Саландер и Блумквиста сходятся воедино. Автор показывает нам, через что каждому пришлось пройти. Именно это делает роман столь привлекательным".
ДЭВИД ФИНЧЕР:
"Сначала я подумал: "Нет, не хочу снимать ещё один фильм про серийного убийцу - это не для меня!" Но потом я встретился с Майклом Линтоном, Эми Пэскал и Скоттом Рудином, и они рассказали мне, что "Sony" хочет создать не просто фильм, а целый киносериал - но не для подростков, а для взрослых. И я подумал: "Чёрт возьми, последние двадцать лет я работал и надеялся, что кто-нибудь скажет мне что-то в этом роде". И я понял, что от такой возможности нельзя отказаться. Может быть, наша картин станет своего рода вехой в истории современном кино".
"Когда мы брались за работу над этим фильмом, мы отдавали себе отчет, что картина по сути своей рассказывает о насилии над женщинами, об особом виде извращённого мировосприятия, которое никуда не исчезнет, если просто стыдливо прикрыть глаза руками. В этом вопросе мы балансировали на лезвии бритвы. С одной стороны мы хотели, чтобы зрители физически почувствовали потребность героев в мести, а с другой - пытались не утратить эмоционального содержания".
"Я не отношусь к этой истории как к блокбастеру. Я увидел в этой книге интересную, неоднозначную, порой скандальную историю. Единственный способ снять фильм по такому роману - идти до конца, не замалчивая ни одной щекотливой детали".
"Не представляю себе съёмки этого фильма где бы то ни было ещё. Его нельзя было снять в Сиэтле или Монреале. Снимать нужно было именно в Швеции, поскольку сама история пропитана шведским менталитетом".
"Блумквист, без сомнения, ключевая фигура в этом фильме. Лисбет представляется мне неким спутником, который крутится вокруг этой планеты. Нам нужен был такой актёр, как Дэниэл - который не только подходил бы по внешним данным, но и был бы актёром от бога. Он просто великолепен, и, как никто другой, сумел передать все нюансы роли".
"Однажды мой режиссёр по кастингу предложил мне попробовать Руни. Я был против. К этому времени я встретился со множеством актрис, и всё чаще задумывался над тем, не пытаюсь ли я найти то, чего в природе не существует. Я работал с Руни, и у меня сложилось о ней определённое мнение. Но она опровергла эту точку зрения… Я был потрясен тем, как радикально изменились её манеры и поведение во время пробы. Я понял: в ней что-то есть. Увидел, что она готова идти на риск и экспериментировать… Лисбет должна быть странной, чудаковатой. Не от мира сего. Как Инопланетянин из фильма Спилберга. Странный уродец - и от него невозможно оторвать глаз… Разные актрисы играли разное представление о Лисбет, но игра Руни была самой многогранной и разноплановой. Чем дальше, тем чаще я возвращался к мысли, что она - та, которая нам нужна".
"Я привык жить, испытывая давление. Когда тратишь по 250 000 долларов в день, учишься справляться с давлением. Я чувствую ответственность перед шведской съёмочной группой, которая 100 дней работала по 12 часов в сутки, чтобы лента попала на экран, перед актёрами. Мы не хотим облажаться. Надеюсь, моя версия спокойно уживётся со шведской версией фильма".
"Честно говоря, не надеюсь на попадание в число номинантов. В фильме слишком много анального секса, чтобы претендовать на награды. Хотя кто знает? Может быть, в этом году это в моде".
"Если я и займусь двумя следующими романами, то производство лент будет одновременным. Вторая и третья книга составляют одну историю, и поэтому нет никакого смысла несколько раз ездить в Швецию ради съёмок. При таком раскладе работа над фильмами займёт несколько лет. К тому же сомневаюсь, что Руни Мара пойдёт на это". ДЖЕФФ КРОНЕНУЭТ, оператор:
"Я обожаю ощущение, когда понимаю, что смотрю на сцену глазами режиссёра, а он видит происходящее в кадре моими глазами. Мы так долго работали вместе, что понимаем друг друга с полуслова. Мне кажется, что никто так не понимает Дэвида, как я. И следует отдать ему должное - он неподражаем в постановке эмоциональных кадров". РУНИ МАРА:
"Я была готова на всё, чтобы получить эту роль. Но по мере того, как я проходила испытание за испытанием, моё терпение подходило к концу. Хотелось уже сказать: "Что ещё вам, ребята, показать? Кажется, я показала всё, на что способна. Дайте мне эту роль или отпустите на все четыре стороны. Определитесь, наконец!"
"Спустя час после нашего судьбоносного разговора с Дэвидом, я уже копалась во внутренностях компьютера, грела мотоциклетное седло и начала брать уроки скейтбординга. И буквально спустя пять дней я приехала в Стокгольм. У меня не было времени осознать, что же для меня на самом деле значила эта роль и что я чувствую по этому поводу. Я оказалась деталью огромной машины, работающей с невероятной скоростью".
"В кино ещё не было такой героини, как Лисбет - хрупкой феминистки со столь многогранным характером. Вы невольно проникаетесь к ней симпатией. Но в то же самое время относитесь к ней с некой долей недоверия, поскольку её поведение вам кажется вызывающим. Для меня именно эта двойственность роли была наиболее привлекательной".
"Я люблю играть сложные, мрачные роли. Я не рассматриваю этот проект как ремейк. Мы создаём собственную киноверсию книги Ларссона. Я по-своему интерпретирую характер Лисбет".
"Не могу не отметить то, что мне больше всего понравилось в работе с Дэвидом - он всех испытывает. Именно поэтому его фильмы пользуются таким успехом. Своими фильмами Дэвид испытывает и зрителей - словно спрашивает у них: "А как бы ты поступил в этой ситуации?" А люди, как ни странно, любят, когда им бросают вызов". ДЭВИД КРЭЙГ:
"История и так была хороша, но когда я узнал, что Дэвид выступает в качестве режиссёра, а сценарий написал Стивен Зэйллиан, у меня пропали всякие сомнения. Я был уверен в качестве материала и людей, которые этот материал будут экранизировать".
"Всем известно, что Дэвид любит снимать много дублей, но меня это никогда не тревожило. Мы можем снимать столько дублей, сколько угодно - главное, чтобы из этого вышел толк. Кроме того, Дэвид очень конкретен и, - как бы это сказать поточнее - скрупулёзен. Но в тот момент, когда ты понимаешь, как он кирпичик к кирпичику выстраивает сцену, можно расслабиться и играть в своё удовольствие. Ты можешь спокойно импровизировать, зная, что он внимательно следит за каждой важной деталью".
"Меня спрашивают, насколько "взрослое" у нас кино. Я обычно отвечаю: "Взрослое в самом прямом смысле слова. Драма для взрослых людей. Когда я только начинал ходить в кино, снималось много хороших фильмов для взрослых. "Крестный отец", например. А сейчас никто не снимает таких фильмов, кроме Финчера. Он показал мне несколько отрывков, и я не мог поверить своим глазам - неужели мы и вправду покажем это публике?" |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|