МЕЛЬНИЦА И КРЕСТ
("The Mill and the Cross", Швеция-Польша, 2011)
Режиссёр: Лех Маевски.
В ролях: Рутгер Хауэр, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Йорк, Йоанна Литвин, Оскар Гуличка.
Жанр: историческая драма. В фильме два пласта событий. Первый - история написания Питером Брейгелем (Хауэр) картины "Путь на Голгофу". Заказ на её создание он получил от антверпенского купца Николоса Йонгелинка (Йорк) - коллекционера предметов искусства. Брейгель ищет подходящие ландшафты и продумывает композицию, перенося действие канонического сюжета в современную художнику Фландрию. Также затрагивается тема отношений Брейгеля с женой Мэйкен (Литвин) - дочерью его наставника Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. Второй пласт представляет собой сама картина, написанная на сюжет Страстей Христовых. Дюжина изображённых на ней персонажей попадает под пристальное внимание режиссёра, который фантазирует, кто они и какова их судьба. Сам Христос, находясь в центре картины, оказывается скрыт толпой от взгляда зрителя, и на первый план выходит Дева Мария (Рэмплинг). Картина "Путь на Голгофу" также известна под названием "Несение креста". Она была написана Питером Брейгелем Старшим в 1564 году и сейчас хранится в Музее истории искусств в Вене. Всего на картине Брейгеля изображено около 500 персонажей. Художественный критик Майкл Фрэнсис Гибсон обратился к Маевски с предложением сделать фильм по его книге "Мельница и крест", посвящённой картине Брейгеля "Путь на Голгофу". Он хотел сделать документальную ленту, в которой бы раскрылись скрытые смыслы этого произведения. Однако режиссёр был не заинтересован в подобном формате. Маевски решил использовать 3D-технологию и специальную цифровую камеру, чтобы "оживить" картину и превратить её в оригинальный визуальный ряд. Сценарий фильма был написан Маевски совместно с Гибсоном. Маевски уже обращался к картинам как к источникам вдохновения. В 1996 году он снял фильм об американском художнике Жан-Мишеле Баския, а в 2004-м создал киноленту "Сад земных наслаждений" по мотивам картины Иеронима Босха. Работа над проектом продолжалась три года. Съёмки проходили в горах Юра в Польше, в Чехии и в Новой Зеландии. Они длились 48 дней и закончились в августе 2009 года. Деревня и интерьер мельницы снимались в исторических местах в Польше и Чехии, в том числе на двух старинных мельницах и 600-летней соляной шахте. Пост-продакшн картины занял 28 месяцев. Монтаж и компьютерная обработка фильма проходили на студии "Odeon Film" в Варшаве. Актёрский ансамбль фильма возглавляют Рутгер Хауэр ("Бегущий по лезвию", "Плоть и кровь", "Попутчик", "Слепая ярость"), Шарлотта Рэмплинг ("Гибель богов", "Ночной портье", "Сердце ангела", "Под песком", "Бассейн", "Меланхолия") и Майкл Йорк ("Ромео и Джульетта", "Кабаре", "Убийство в Восточном экспрессе"). Актёры снимались на студии в Катовице на фоне голубого экрана. Обычно во время съемок кадров, предназначенных для компьютерной обработки, используют зеленый экран. Однако в картине Брейгеля много деталей зелёного цвета, поэтому от зелёного экрана пришлось отказаться. Премьера картины "Мельница и крест" состоялась на кинофестивале в Сандэнсе в январе 2011 года. Фильм был также представлен на фестивалях в Гётеборге и Роттердаме.
ЛЕХ МАЕВСКИ:
"Всё началась с того, что Майкл Гибсон написал рецензию для "Herald Tribune" на мой фильм "Ангелюс". Гибсон - эксперт по творчеству Брейгеля и голландских мастеров - в рецензии отметил влияние на меня творчества Брейгеля. После он прислал мне свою книгу, которая называлась "Мельница и крест". Это был анализ картины "Путь на Голгофу". Я прочёл её, потому что я художник, начинал как художник, читал много книг по истории искусства. А "Мельница и крест" была поразительно написана - прочёл её на одном дыхании. И у меня тут же родились различные образы. Я увидел фильм об этом. Майкл Гибсон сказал, что это безумие: снять фильм по картине такого художника. Но потом передумал: невозможное - работа джентльменов. Это так!"
"Я начал с упрощённой идеи. Было пятьсот персонажей, и каждого я чувствовал. Однажды я закрасил всех персонажей на репродукции этой картины. Получил доступ в Венский художественно-исторический музей. Там при помощи лазера можно рассмотреть каждую таинственную деталь, каждый фрагмент картины. Я закрасил на репродукции всех людей - остался только ландшафт. Это не просто ландшафт - это магическая иллюзия, которую Брейгель составил из скетчей, небольших сценок. Мы хотели воссоздать это: взять пять различных кусков ландшафта и объединить их, чтобы вышло похоже на вселенную Брейгеля, которая совсем не реалистична. У него очень реалистичные характеры, персонажи, костюмы, предметы, животные. Но ландшафты - сюрреалистичные. Ведь он из Фландрии - там равнины, поэтому, чтобы писать горы, холмы, ему приходится сжимать этот ландшафт до нужных форм".
"Мы снимали каждый кадр, как картину. Каждый раз картина сначала разбиралась, а потом кропотливо складывалась из мельчайших деталей. До сих пор я не видел фильмов подобного рода".
"Я хочу, чтобы зритель жил внутри картины".
"Большинство современных фильмов - механические "заводные апельсины" для глаз. Погружаясь в книги, вы можете найти настоящую литературу, ужасы, фантастику - и всегда остается поэзия. Если вы пришли в кино и хотите увидеть поэзию - там пусто, она запрещена. Большая надпись: "Не для тебя! У нас этого нет!"
"Каждый может что-то создавать и называть себя художником. Вы можете снять свою футболку, разорвать её на куски и повесить на стену. И назвать это искусством. Простите, я так вижу мир. Тогда найдётся критик, который потреплет бороду и скажет, что это выражение выхода человеческой души. Всё годится, и это опасно тем, что мы оказываемся в яме, полной современного искусства. Зачем мне смотреть Брейгеля или Босха? Потому что они мастера. Творцы! Как они работали, как писали - попробуй повтори! Не получится. Поэтому их нужно разделить, положить отдельно - они создавали мир, но они собирали его из мирской суеты. Вот что значит быть художником или даже гением".
РУТГЕР ХАУЭР:
"Мы с Лехом отлично поняли друг друга во время первого же телефонного разговора. Работать с экраном, не видя декораций, очень забавно. Только ты и камера. Тут требуется воображение".
ПРЕССА:
"Новый фильм Леха Маевски, безусловно, впечатляет. Идея оживить с помощью компьютерной графики великую картину Питера Брейгеля - тоже. Отдельные кадры, сцены, невероятные брейгелевские облака и правда надолго остаются в памяти, так же как и различные брейгелевские концепции, озвученные здесь Маевски (лучшая из них воспета еще Борхесом - время статично; Христа распинают и сейчас, он и сегодня несет свой крест на Голгофу). Но что касается собственно сюжета, то он испаряется из головы практически сразу - связного рассказа у Маевски так и не получилось. "Мельница и крест" - скорее мозаика, чем полотно, причем ещё не собранная в единую картину. Впрочем, Маевски этот момент не слишком смущает - он и сам никогда не запоминает сюжеты чужих фильмов, а помнит лишь отдельные эпизоды, планы и кадры" (Максим Эйдис, timeout.ru). "В нынешнее время, когда трёхмерные технологии стали в кинематографе чем-то само собой разумеющимся, Лех Маевски пошёл обратным путем, стремясь сделать изображение как можно более плоским. Пейзажи и интерьеры, одни из которых реальны, другие созданы с помощью компьютерной графики, выглядят будто бы нарисованными на холсте, а персонажи - прикреплёнными к картине аппликациями. Ещё одной стилистической особенностью фильма служит то, что в нём слышно мало человеческой речи" (Максим Товкач, bogoslov.ru). "По обилию деталей, образов и героев "Путь на Голгофу" не уступает многим классическим романам. В книге Гибсона, а потом и в фильме "Мельница и крест" отражены только некоторые из наиболее важных замыслов художника, ещё больше предстоит отыскать зрителям самостоятельно. Чтобы до зала дошла изобразительная мощь картины, которая вдохновила авторов киноленты, кадры сменяются неспешно, позволяя насладиться "ожившей" живописью. Однако эта демонстрация силы оказывается и "ахиллесовой пятой" фильма: ему не хватает динамики. При мощной изобразительной стороне, "Мельница и крест" практически лишена связного повествования. Маевски и Гибсон сделали высококлассный почти документальный фильм и в то же время - фантазию о судьбе десяти персонажей "Пути на Голгофу". История каждого героя - это рассмотрение через увеличительное стекло одного из фрагментов картины. Но так как рассмотрено не всё - остается ощущение фрагментарности. При этом мир фильма настолько живописен сам по себе, что никакого сюжета для получения эстетического удовольствия и не требуется" (Алексей Филиппов, "Независимая газета"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|