29.12.2011
РАЗРЕЗЫ Как завещал один классик, так другой и сделал: «Одно событие, вместившееся в сутки, в едином месте пусть на сцене протечет»… Речь о «Резне» Романа Полански. Кому как, а мне камерные картины по душе, хотя ревнители кинематографической самостийности и обзывают фильмы с тремя единствами театральщиной. Пусть. Если время, место и действие на плёнке взялся единить настоящий мастер, можно закрыть глаза на имя и номер музы. А уж Полански – с его-то «Ножом в воде» и «Смертью и девой» - несомненно этого дела мастер. Мальчишка мальчишку ударил палкой. Разбираться, как водится, пришлось родителям. Чета Лонгстритов и супруги Коэн оказались вполне приличными и понимающими что к чему людьми, быстро уладили все формальности и присели немного поболтать. Лучше бы они этого не делали. То, что началось с милого «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», постепенно переросло в процесс, красующийся в заголовке ленты, а финишировало всё под всеобщим девизом «это худший день в моей жизни». Да, достаточно нескольким дамам и господам, у которых с достатком, положением и манерами вроде бы всё ОК, помериться мировоззрениями, обидеться, возмутиться, понервничать и выйти из себя – и слой цивилизованности слетает с них как несуществующее платье с голого короля. Оп-ля, сеанс саморазоблачения, бремя белого человека - с плеч долой, и - ваш выход, бог резни! С полным правом записываем - сатира на американское общество. За час с небольшим мы узнаем, что общего у хомяка и голодающих африканских детей, как лучше называть жёнушку – дудочкой или ананасиком, и, конечно, во имя чего бьются сердца четырёх, или в чём смысл (их) существования. И, наконец, в ходе дружественной беседы рождается вопрос: действительно ли на всё наплевать или всё-таки сделать вид, что плеваться некрасиво? Ну, ничего особо нового. Рязановский «Гараж» мы все смотрели, о своих ментальных заморочках тоже в курсе. Тут главное не прорыв в неведомое, а подкоп под повседневность. И ещё главнее – кто и как копает. То есть как придуманы, организованы и исполнены: и все эти траектории перемещений в тесном пространстве персонажей и камеры, и вся эта сумасшедшая разноголосица, и темпоритм смены тем и ситуаций, и ударные кунштюки вроде орошённых художественных альбомов, утопленного телефона и зверски побитых цветов. Можно, конечно, слегка поворчать. По мне кое-что кое-где пережато: драматург слишком уж явно спешит всех столкнуть лбами, актёры иногда переигрывают (главным образом женщины), да и дубляж не всегда на высоте. Но в целом «система» Романа Полански работает. Экранная жизнь, не чувствуя опор, руля и ветрил, скачет с одного на другое, обнаруживая в разрезах, сделанных режиссёрским скальпелем на материи существования, тоскливое отсутствие смысла и пугающее дуновение хаоса. Павел ТИМОШИНОВ |