Чико и РитаЧИКО И РИТА
("Chico & Rita", Испания-Великобритания, 2010)
Режиссёры: Фернандо Труэба, Хавьер Марискаль, Тоно Эррандо.
Жанр: анимационная музыкальная драма.

Куба, 1948 год. Молодой талантливый и амбициозный пианист Чико знакомится с красавицей Ритой, начинающей певицей с необычным восхитительным голосом. Они встречаются в Гаване, но вскоре Рита получает приглашение от американского продюсера и отправляется в Нью-Йорк. Чико влюблен и, продав свой рояль, уезжает за ней следом. Нью-Йорк бурлит, латиноамерианские ритмы на пике моды. Вскоре Чико знакомится с Чано Посо, выдающимся кубинским конгеро, и другими важными людьми музыкальной сцены. Но обстоятельства будут неизменно разлучать его с возлюбленной на протяжении доброй половины века. Гавана, Нью-Йорк, Лас Вегас, Голливуд, Париж... Словно по законам "болеро" (испанская баллада) их чувства будут сопровождать боль и сердечные мучения. Музыка их объединяет, успех их разлучает…

Первый анимационный фильм обладателя премии "Оскар" (за фильм "Изящная эпоха") Фернандо Труэбы ("Двое - это слишком", "Девушка твоей мечты") и самого известного графического дизайнера в Испании, автора символа Олимпиады в Барселоне, Хавьера Марискаля. Они встретились более 10 лет назад. В то время Труэба продюсировал документальный фильм "Calle 54", посвящённый латиноамериканским джазовым исполнителям, и предложил Марискалю нарисовать для фильма постер. С тех пор их сотрудничество и дружба постоянны: Марискаль - автор обложек пластинок и дисков, издающихся на музыкальном лейбле Труэба "Calle 54 records", и создатель анимированных промо его артистов. Вместе Хавьер Марискаль и Фернандо Труэба открыли в Мадриде джазовый ресторан. Тоно Эррандо, третий участник режиссёрской троицы, младший брат Марискаля, работающий в студии брата.

Саундтрек фильма по большей части состоит из произведений величайшего кубинского джазового музыканта Бебо Вальдеса, который родился в Гаване в 1918 году. В 40-х он начинал пианистом в ночных клубах, в то время работал с артисткой и певицей Ритой Монтанер, композитором и исполнителем Эрнесто Лекуона. При его участии развивался стиль "мамбо", модное в 50-е направление "fi lin" (от feeling, джазовое романтическое исполнение, артисты: Омара Портуондо, Элла Фицджеральд, Нат Кинг Коул), а также совершенно уникальный ритм "батанга". В 1952 году американский продюсер и импресарио Норман Гранц (его имя связано со всеми значимыми артистами от Луи Армстронга до Stan Getz) записывает первый джем-сейшн с участием Бебо Вальдеса. В 1960-е Вальдес вынужден эммигрировать в Европу: кубинская Революция не оставляла возможностей для заработка и не жаловала "проамериканскую музыку". Фернандо Труэба познакомился с Бебо Вальдесом в Швеции, вытащив его из ресторана, где тот подрабатывал пианистом. С поддержкой Труэба в 1994 году выходит диск "Bebo Rides Again", а документальный фильм Труэба "Calle 54" открывает великого музыканта широкой аудитории. С 2002 по 2007-й у Бебо Вальдеса выходят семь дисков, два из которых получили музыкальную премию "Грэмми". В "Чико и Рита" также звучит музыка Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Телониуса Монка.

Фильм "Чико и Рита" получил Гран-при на Международном кинофестивале анимации в Утрехте, вошёл в программу престижного МКФ в Торонто, получил испанскую национальную кинопремию "Гойя" как лучший анимационный фильм, был назван лучшим анимационным фильмом года Европейской киноакадемией, а также попал в лонг-лист премии "Оскар".


ХАВЬЕР МАРИСКАЛЬ:
"Мы с Тоно сделали отличную анимационную короткометражку, в ней были и улицы Гаваны, и многое другое. Фернандо Труэба сказал: "Она замечательная! Почему бы нам троим не объединить усилия?" И конечно, мы согласились! Мы начали работать: у нас были мои рисунки Гаваны, команда Тоно, которая могла их оживить, и Фернандо, который знает, как правильно делать фильмы, к тому же он отличный музыкальный продюсер".
"Чико и Рита" - это история нашей пламенной любви к Кубе и особенно к Гаване, городу, который я хорошо знаю. Нам нужно было сделать что-то вроде истории любви, потому что болеро, песни, которые мы слушали в детстве и слушаем до сих пор, всегда о любви. А поскольку Фернандо очень любит фильмы 50-х, мы решили сделать что-то в духе классики. История любви - это всегда история мужчины и женщины, в нашем случае - пианиста и певицы, которая прекрасно исполняет песни болеро. Между ними есть сильное влечение, но они отправляются в "столицу мира", где есть великое множество музыкантов, с которыми можно играть. В те времена, 40-50-е года, происходило великое слияние нью-йоркского и гаванского джаза, с потрясающей примесью афро-кубинских ритмов".

ТОНО ЭРРАНДО:
"Это было время, когда пришла новая волна музыкантов, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, появилась новая музыка, исполняемая в очень быстром темпе, не предназначенная для танцев, многотональная - то, что сейчас мы называем джаз. А потом приехали кубинские музыканты. Диззи Гиллеспи много раз вспоминал в интервью, как впервые играл с Чано Посо. Это было событием для него. Конгеро Чано Посо - вообще первый перкуссионист в составе джаз-бэнда. Конга был новым инструментом, латиноамериканскими и африканскими ритмами он изменял исполнение ударной партитуры".

ФЕРНАНДО ТРУЭБА:
"Чтобы получить удовольствие от этого фильма, не нужно быть специалистом в истории кубинского и американского джаза. Но возможно, если вы знакомы с этим периодом, вы обнаружите маленькие приятные сюрпризы".
"Очевидным казалось использовать записи Гиллеспи и Чарли Паркера, например. Но потом ко мне пришла мысль собрать современных музыкантов, чтобы они играли, имитируя оригинальные стили этих исполнителей. И тогда пришлось устроить настоящий кастинг: нужен был тенор-саксофон, который бы играл как Бен Уэбстер, альт-саксофон, который бы "сыграл" Чарли Паркера, трубу, которая бы "исполнила" Диззи Гиллеспи. Но заполучить Фредди Коула, который бы спел за своего родного брата Нат Кинг Коула, это было по-настоящему забавно. Но при записи мы порядком измучились. У нас были сессии в Нью-Йорке, на Кубе. Мы писали дуэты, целые ансамбли, духовые секции".

ТОНО ЭРРАНДО:
"У Труэба не было вообще никакого опыта в анимации. А Марискаль никогда не снимал фильмы. Как ещё лучше они могли объединить свои таланты?"

ФЕРНАНДО ТРУЭБА:
"С самого начала всех троих вдохновляла идея поместить действие фильма в Гавану, музыкальную сцену конца 40х-50х. Эта восхитительная эпоха во всех областях творчества: архитектура, дизайн. Это всё очень близко Марискалю. Также это фантастический период в музыке, кубинские музыканты отправляются в Нью-Йорк, и их коллаборации с англосаксами кардинально меняют музыку. "Чико и Рита" - для меня это песня, очень романтическая, исполненная в традиции болеро. И как в песне, героев разлучает судьба".

ХАВЬЕР МАРИСКАЛЬ:
"Мы много изучали эпоху 40-50-х годов. С Нью-Йорком в этом смысле было легче, учитывая все фильмы, которые мы видели, и все мои поездки туда. Но мы всё равно предприняли ещё одну короткую поездку. В случае с Гаваной - мы нашли старые фотографии, документы и несколько кинолент, чтобы с их помощью узнать больше о повадках и стиле одежды людей того времени. Для создания одежды Риты мы изучили соответствующие коллекции Кристиан Диор, а также исследовали тогдашние автомобили и рекламу. Мы читали книги по истории телевидения и радио тех времён, а также материалы по организации джазовых фестивалей и концертов. Есть много книг, образов и фантастических фотографий джазового Нью-Йорка. С Гаваной было потруднее, но это прекрасный город, в котором всё ещё живы некоторые отголоски той эпохи, несмотря на общий упадок. И мы можем понять их стиль, их методы строительства домов, потому что в этом целая философия: тепло, солнце, свет. Нью-Йорк и Гавана - два города с собственным лицом".
"Я хотел сделать что-то очень анимационное. Мне показалось, что это отличная идея - отрисовать двух персонажей чёткими, чистыми, реалистичными линиями, но без деталей, только контуры, почти как Тинтин, нарисованный великим мастером".

ТОНО ЭРРАНДО:
"Оживить" рисунки Марискаля было серьёзной задачей. Мы работали с лучшими из лучших, с самыми опытными аниматорами. Но при этом нам приходилось повторять: ребята, а сейчас забудьте всё, что вы делали раньше, забудьте все свои приёмы, делайте совершенно новую анимацию, совершенно другую. Некоторым нравился этот подход, это их вдохновляло, других - наоборот. Вообще, очень сложно говорить большому профессионалу, извините, но это совсем не то, что нужно".
"Перед съёмками мы изучили много материалов, но, в конце концов, использовали в основном воспоминания. Это в кино и интересно: берешь за точку отсчета реальность, а дальше придумываешь всё так, как тебе нравится".


ПРЕССА:

"Всем романтикам посвящается" ("Empire").

"Основной сюжет фильма, а именно история чистой, романтичной, сильной и настоящей любви молодого пианиста и начинающей певицы способна поглотить и увлечь до самого конца фильма и даже после него. Причем герои, нарисованные талантливой рукой Марискаля, не имеют фотографического сходства с живыми людьми, они-то как раз как герои мультфильма, но насколько эти герои очаровательны, как точно переданы эмоции! Возможно даже, что придай Чико и Рите художники больше сходства с реальными человеческими чертами и вся магия и очарование фильма развеялись бы, как будто их и не было. Потому что такое простое, наивное исполнение главных персонажей затрагивает в душах зрителей те самые нотки, которые отвечают за самые светлые и романтические чувства. То есть один внешний вид героев фильма настраивает зрителей на нужную волну" (Иван Агеев, myvi.ru).

"Марискаль создал самый сексуальный женский образ со времен Джессики Рэббит" ("Independent").

"Музыка является связующим звеном в фильме и задает его канву: Чарли Паркер, Чано Посо, Диззи Гиллеспи, Бен Уэбстер появляются в эпизодических ролях, а Бебо Вальдес любовно имитирует их стили ("Time Out").

"Визуально гипнотизирующий, музыкально электризующий" ("el Mundo").

"Простые и понятные человеческие чувства, честность и бесхитростность взаимоотношений, и главное, что воспевает красивый полнометражный испано-британский мультфильм "Чико и Рита", - простая и обезоруживающая музыка… Необычайно красива изысканная авторская анимация, но ключевой элемент, наполняющий дыханием и пронизывающий всю ленту, - это музыкальное содержание, за которое следует снять шляпу перед почтенным мэтром кубинского джаза Бебо Вальдесом, чья биография также просочилась в историю Чико. В этой идеальной детской сказке для взрослых в "камео" заняты и куда более громкие джазовые имена, демиурги - Бен Уэбстер, Телониус Монк, - но они появляются лишь эпизодически в эпосе о жизни простого музыканта, казалось бы, упустившего свой шанс прославиться, но в финале сказочно вознагражденного" (Павел Полторацкий, журнал "Ваш досуг").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта