14.12.2011
ПОЛЦАРСТВА ЗА СЛОВА! Хотя в новом фильме известного мастера пугать публику не наблюдается ни обезьян-мутантов, ни пришельцев, ни маломальского конца света, он всё равно получился в духе Эммериха. Ведь его посыл тот же, что и у прославивших режиссера фильмов-катастроф: "А вот представьте, что в 2012 году всем нам хана!". Или: "А вот представьте, что потоп накрыл всю Америку!". В "Анониме" отправная точка действа такова: "А вот представьте, что произведения Вильяма нашего Шекспира писал совсем другой человек!". Собственно, для филологов "шекспировский вопрос" давно не нов, и версий авторства озвучено, доказано и опровергнуто немало. Но, начав смотреть картину, стоит забыть всё, что вы когда-либо слышали или читали по этому поводу, и даже не пытаться соотнести происходящее на экране с реальными фактами, аргументами и контраргументами специалистов. Ибо автор "Гамлета" и "Отелло", по Эммериху, - это мифологический персонаж. Ибо весь мир - театр, как и было сказано Шекс… Ну или кем-то другим. Для "Анонима" Эммерих выбрал распространенную на Западе версию: создателем великих трагедий, комедий и сонетов, которые мир привык считать шекспировскими, на самом деле был Эдвард де Вер, граф Оксфорд. Шекспиром же звался безграмотный и беззаботный актёришка, которому подфартило оказаться в нужное время в нужном месте и прикрыть своим именем представителя древнего аристократического рода, не желавшего афишировать литературное творчество по причинам личным и политическим. Самозванец мелькает на экране нечасто и ничего, кроме презрения, не вызывает. Тогда как истинный автор предстает фигурой трагической из-за несоответствия своего статуса и призвания, предназначения и судьбы. Из фильма выходит, что он был великим поэтом, он мог стать королем, а оказался в итоге разорившимся и несчастным анонимом… Представление от Эммериха получилось душещипательным и захватывающим: с кипением страстей, чёрной завистью и предательством, борьбой за трон и даже кровосмешением. Но относиться к этой игре всерьёз можно лишь в той же степени, что и к дате апокалипсиса из блокбастера. При этом в фильме есть пища для размышления о вполне серьезных вещах: об одиночестве гения; о власти номинальной и подлинной - над умами и сердцами людей; о невозможности приложить Божий дар к земным сиюминутным целям. Особенно пронзительна мысль, что в закулисье мировой истории, вероятно, без вести пропали десятки гениальных анонимов и правды о них мы не узнаем никогда. Но, если посмотреть на это с высоты веков, то становится ясно: главное, чтобы слова, необходимые миру, заставляющие его плакать и смеяться, думать и дышать свободней, - были написаны. А как зовут того, кто водит при этом пером, по большому счету совсем неважно. Ольга Горнова, "Нижегородские новости" |