ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ
(Россия, 2011)
Режиссёр: Петр Буслов.
В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин, Сергей Безруков, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Владимир Меньшов, Владимир Зайцев, Анна Ардова, Елена Папанова, Константин Стрельников, Ирина Бякова, Карим Мирхадиев, Сейдула Молдаханов, Шухрат Иргашев, Рашид Тугушев, Фуркат Файзиев, Фахриддин Шамсенитов, Юлия Полубинская, Анна Полупанова.
Жанр: драма. Действие фильма происходит в течение нескольких дней лета 1979 года в Бухаре, где на гастролях Владимир Семёнович Высоцкий пережил клиническую смерть… У проекта длинная предыстория. Инициирован он "Дирекцией кино", студией отпочковавшейся от "Первого канала" (на счету которой фильмы "Адмирал" и "Каникулы строгого режима"), её продюсерами Анатолием Максимовым и Николаем Поповым и курирующим проект Гендиректором "Первого канала" Константином Эрнстом. Изначально фильм назывался "Чёрный человек", его режиссёром и сценаристом был Игорь Волошин ("Нирвана", "Я"), а в главной роли должен был сниматься Сергей Безруков. По слухам, в "Чёрном человеке", как и в предыдущих картинах Волошина, слишком педалировалась тема наркомании, что вызвало недовольство со стороны продюсеров, вследствие чего режиссёр и ещё нескольких идейных вдохновителей фильма (среди которых режиссёр Александр Митта, числившийся художественным руководителем) были уволены. В то же время сам Игорь Волошин утверждает, что от производства фильма он отказался самостоятельно из-за несовершенного грима для главного героя: "На кинопробах оказалось, что герой сам по себе, когда он один, очень похож на Высоцкого, но когда он в кадре с другими людьми, было заметно, что он не живой, что плоть не настоящая. Вроде бы всё в порядке, но что-то не так… И вот это "что-то не так" заставило меня покинуть проект". Кстати, была попытка отказаться от грима в пользу компьютерных технологий от создателей фильма "История Бенджамина Баттона". Но единственная голливудская компания, владеющая этими технологиями заломила непосильную для российских кинематографистов сумму. Сценарий картины в итоге написал Никита Высоцкий, сын Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой. Никита Владимирович (1964 г. р.) окончил Школу-студию МХАТ, работал в московских театрах, снимался в кино ("Урод", "Тесты для настоящих мужчин", "Слушатель", "Дом Солнца", сериал "Дом на Озёрной"). С 1996 года - директор Государственного культурного центра-музея В. C. Высоцкого, а с 1997 года - учредитель и исполнительный директор Благотворительного Фонда В. Высоцкого. Сценарий основан на истории последней любви Владимира Высоцкого. 30 лет назад, на девятый день после смерти отца её рассказал Никите близкий друг Высоцкого, актёр Всеволод Абдулов. Подругу барда в фильме зовут Татьяна, но этот образ собирательный, в реальности такой женщины в жизни Высоцкого не было. В тот момент, когда начинались пробы нового грима, у проекта появился и новый режиссёр. Им оказался Пётр Буслов. Он родился 1 июня 1976 года в Хабаровске, вырос во Владивостоке. Учился на режиссерском факультете ВГИКа (сначала в мастерской Карена Шахназарова, затем в мастерской Вадима Абдрашитова). Широкому зрителю стал известен по своей дипломной работе, режиссёрскому дебюту в большом кино, фильму "Бумер" (2003), где вдобавок выступил в эпизодической роли "старшего" на заправке. В 2006 году Буслов снял продолжение своего хита - "Бумер. Фильм второй", а в 2009 году сделал новеллу "Срочный ремонт" для киноальманаха "Короткое замыкание". В результате образ Высоцкого был создан с использованием уникального пластического грима и технологий компьютерной обработки изображений. Пётр Горшенин, создавший специальный грим для исполнителя главной роли, до этого уже сотрудничал с "Дирекцией кино" на "Дозорах" и "Турецком гамбите". Шесть месяцев Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя. Работа происходила следующим образом. Изготовлялась точная копия лица актёра. На этой модели создавалась тончайшая скульптура из воска, пластилина, другого скульптурного материала - и воссоздавалось искомое лицо, другое по антропологии. Когда новая скульптура была готова, её можно было посмотреть на экране в разных ракурсах, в 3D. Но, создавая скульптуру, необходимо было учитывать, насколько естественно впоследствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она органичным продолжением того объёма, которого нет у актёра. Необходимо было соблюсти все нюансы мимики, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя - для этого использовалась специальная игла с рисочками. Благодаря ей художник понимал, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться. Когда скульптура была готова, с неё снималась форма, в форму заливался сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получался комплект пластических деталей. Грим героя - не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб - всё отдельно. Когда первый комплект деталей был изготовлен, устраивались пробы. Актёра гримировали, снимали. Когда актёр начинал мимировать, становилось ясно, где и что необходимо доработать. Для этого каждый раз приходилось лепить новую скульптуру. Таких доработок было девять. Грим исполнителя главной роли для каждой съёмочной смены занимал 4 часа. Ещё полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать. Помимо грима и колоссальной работы студий, занимающихся компьютерной графикой, были бесконечные репетиции, творческие споры, разбор сцен, поиск интонаций, работа с пластикой, с характером, с жестом. С помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. В итоге голос Высоцкого в фильме собран из нескольких голосов. Главная интрига картины: кто играет Высоцкого? Есть разные версии. Одни утверждают, что это Сергей Безруков; другие - Владимир Вдовиченков; некоторые считают, что это неизвестный широкой публике актёр; некоторые утверждают, что роль Высоцкого исполняет смоделированный технический персонаж, сделанный с помощью новых технологий. Но это всё слухи. Имя актёра, исполняющего главную роль, не раскрывается. Пункт о неразглашении этого имени включен в контракты всех занятых на проекте людей. Исполнителя главной роли на съёмочную площадку привозили в микроавтобусе с тонированными стеклами, за которым следовали две машины охраны. И был специальный "рукав", как в самолёте, через который он проходил в гримёрную на многочасовой грим и уже оттуда на площадку. Съёмки прошли в Москве, Минске, Самарканде и Бухаре. Оператора Игоря Гринякина пригласил на проект ещё Александр Митта, но снимал Гринякин уже с другим режиссёром, Петром Бусловым, с которым давно был знаком и сделал с ним несколько картин. "Высоцкого" Гринякин снимал на современную камеру, но с раритетными объективами. Дело в том, что мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот. Анаморфотная оптика - это определенная система линз, определенная система построения широкоэкранного изображения, которая обеспечивает мягкое, теплое изображение, а длинный фокус при правильной схеме света и использовании фильтров, при умелом сочетании грима, костюма и тщательно подобранных лиц дает ретроэффект и помогает создать изображение большого кино, большого стиля. В СССР была школа анаморфота, Россия эту школу утратила, и в последние десять лет отечественные кинематографисты получали широкий экран, оцифровывая негатив. Оператор-постановщик Игорь Гринякин убедил в необходимости этого раритета. Было решено: если мы помним Владимира Семёновича на советском экране, надо снимать картину на анаморфот. Сперва посчитали, во что обойдётся новый анаморфот. Но это невероятные деньги, к тому же терялась атмосфера советского кино. Было решено найти старые объективы. Искали чуть ли не по всему бывшему Союзу. Нашли несколько - у кого-то дома один объектив лежал, у кого-то - другой. Еще, к счастью, до сих пор существует компания "Элит", бывшая "ЛОМО", которая одна в нашей стране производит анаморфотные объективы. Делаются они под заказ, их вытачивают вручную - это очень высококвалифицированный и кропотливый труд. Поэтому объективов делают мало, но они известны во всем мире, продаются за рубеж и куплены на десять лет вперёд. Компания "Элит" дала на съемки "Высоцкого" два объектива. Авторы картины хотели, чтобы в кадре возник мир семидесятых. Был найден "Мерседес" Высоцкого, собраны многие предметы того времени или сделаны их точные копии. Что касается одежды, то не так много времени прошло, сохранилось много настоящих вещей. Так что на 90 процентов в картине подлинные вещи того времени. Но всё равно художнику по костюмам Екатерине Шапкайц пришлось потрудиться. Екатерина в профессии уже 30 лет. Почти сразу после института ей повезло попасть ассистентом на картину Германа "Мой друг Иван Лапшин". Вскоре (в 1983-м) Екатерина из ассистентов перешла в художники. С тех пор она "одела" не один десяток лент, в том числе "Тараса Бульбу" и германовские фильмы "Хрусталев, машину!" и "Трудно быть богом". Костюмеры работали с музеем Высоцкого, там много фотографий, много настоящих вещей ("Посмотрели на фотографии, и в принципе после этого уже понятно было, как кроить и шить"). Массовки одевали с ног до головы. Для сцены в аэропорте всем нужна была форма: таможенникам, летчикам, стюардессам, кассирам… Для съёмок в Узбекистане покупались платья характерного узбекского рисунка, платки, тюбетейки, халаты, ичиги. Старики там как ходили в халатах, так и до сих пор ходят, а молодежь одевается уже по-другому. Была массовка, которая называлась "Вавилон" - представители всех видов населения: цыгане, солдаты, дембеля, команда спортсменов. Большинство костюмов того времени восстанавливались по фотографиям. Кое-что сохранилось с тех пор (пионерская, солдатская форма) - шили по образцу. Первоначально премьера была назначена на 24 июля 2011 года - на день 31-й годовщины со дня смерти поэта и актёра, но затем её перенесли на осень 2011 года (монтаж, озвучание, много компьютерной графики - фактически моделирование Москвы 70-х). Затем, на одном из рок-фестивалей была названа новая дата - 31 декабря 2011 года. 25 июля 2011 года вышел второй трейлер фильма и была озвучена окончательная дата выхода на экран - 1 декабря 2011 года. Пётр Буслов и режиссёр монтажа Иван Лебедев не смогли уложиться в сроки, поскольку материал был огромный, и собрали лишь черновой трёхчасовой вариант. Поэтому на экраны выйдет продюсерская монтажная версия. Так что позднее возможно появление и режиссёрской версии. Проект "Высоцкий. Спасибо, что живой" с бюджетом в 12 миллионов долларов включает в себя и четырёхсерийный вариант для телевидения. Кстати, по предварительной информации, исполнителя главной роли не собираются "рассекречивать" вплоть до появления телеверсии на "Первом канале".
НИКИТА ВЫСОЦКИЙ:
"Исторический персонаж в картине один - Высоцкий. Все остальные - это собирательные образы. Уверен, многие будут говорить: этот актёр играет такого-то реального персонажа, этот - такого-то… Это не так. Хотя история, которая положена в основу сценария, абсолютно реальная. Она просто перевернула моё отношение к отцу".
"Мы стремились к художественной правде. У отца спросили как-то: "Откуда вы всё берете, когда пишете, например, о моряках? Вы не моряк - почему у вас получается так правдиво?" Он ответил: "Художественное произведение - это 10% того, что человек знает, через что он прошел сам, его личный опыт, и 90% - фантазии". Не вранья, а фантазии! Мы стремились к этому… Тут главное, чтобы картина была художественной правдой, а не художественной неправдой. Ни я, ни мои соратники не ставили задачу "опрокинуть" образ, который существует в душе каждого. Да, фильм, так скажем, жёсткий. Но кино и должно быть таким - волновать, провоцировать".
"Отец и дружба с ним, может, для кого-то самое яркое воспоминание. Все они хорошо ко мне относятся, ведь я сын их друга. Но на просмотре я видел реакцию людей и понимал, что со многими отношения после премьеры усложнятся. Не потому, что мы сделали картину плохо, а потому, что для них это очень болезненно и лично. Тем более кое-кто был прообразом наших героев. Я ведь сам остро реагировал, когда вышла книга воспоминаний Марины Влади, а огромное количество близких мне людей вообще были в предынфарктном состоянии. Не из-за того, что их обидели, а из-за того, что их частную жизнь сделали всеобщим достоянием. С Мариной у меня и по сей день непростые отношения. Но мне кажется, что эта книга написана кровью, и я не имею права её осуждать. Я сообщил ей о том, что скоро выходит фильм, она не пришла в восторг".
"Надеюсь, мы были достаточно тактичны. Многие уже сейчас бросают обвинения: "Вы зашли на территорию, на которую заходить не надо". А я думаю, что это неправильно. Фильм - не газетная статья или какой-то панегирик. Это рассказ о жизни и смерти человека. И в любом случае мы должны были показать все его стороны. Его обаяние, его свободу, его творчество, его идеалы".
ПЁТР БУСЛОВ:
"Меня в проект пригласила кинокомпания "Дирекция кино". Сценарий, который прислали, мне сразу очень понравился, я был под большим впечатлением. В тот момент я как раз искал историю, которую хотел бы снять, и не видел ничего достойного - того, ради чего хотелось бы тратить "киношную жизнь", как я это называю. Находился я в таком поиске не один месяц, а год, наверное, или даже больше. Получается, что совпали мое желание и появление этого проекта. И ещё важно то, что фильм этот продюсерский - я давно желал снять ленту как профессионал, без довлеющей авторской составляющей. Хотелось принять участие в проекте, у которого есть продюсеры, люди, которые над ним работают, в общем, создаваемом по голливудскому методу".
"Я не переделывал сценарий под себя. Но показывал продюсерам те места, которые вызывали у меня сомнения, и в результате жесточайших споров несколько ключевых сцен выглядят так, как казалось правильным мне. Но я здесь - приглашенный режиссёр, и для меня важной личной задачей было доказать, что я могу работать как профи: прийти на чужой замысел и реализовать его. Как дирижер разыгрывает чужие ноты. Конечно, я вложил в это часть себя. А как иначе?"
"Четкого руководства, как должен выглядеть фильм, мне никто не давал. Все ждали этого решения от меня. И оно возникло в результате работы нескольких департаментов: художественного, операторского, режиссёрского и продюсерского".
"Никита Владимирович - инициатор замысла, и то, что он взял на себя смелость, силы, ответственность это сделать, вызывает уважение. По сути, для меня он как Гагарин, который первым полетел в космос. И он всё время находился на съёмках… Я сам настоял на его присутствии. То, что он мог мне рассказать про отца, про друзей Высоцкого, было очень важно. Он являлся проводником для нас в мир Владимира Семёновича, в это время. Если бы не Никита, я бы так близко не смог подобраться к персонажу, да и ко всему остальному".
"В тот момент, когда мы снимали, термометр зафиксировал максимальное количество градусов, и аномальная московская жара даже вошла в "Википедию". Ни одна московская группа не работала, все съёмки были остановлены, занимались ими только мы. Снимали в павильонах, в которых от жары перегорели кондиционеры, и ещё мы застали смог. Но забыли обо всём - так хотели снимать. Я помню, что было жарко, помню, что количество выпиваемой нами воды было невероятным - нам подгоняли цистерны воды, и группа всё выдувала. При этом мы сделали невероятное количество дублей. Невероятное, потому что хотелось, чтобы получилось - и нам, и актёрам. Актеры были такого уровня, что вполне могли сказать: "Всё, ребят, два-три дубля - и всё, я своё дело сделал". Но все существовали в каком-то удивительном творческом запале. И это было только начало съёмок. Мы делали самые трудные сцены, по графику выпало снимать их первыми. Когда мы говорим, что было несколько сложных пиков, которые мы взяли, это была как раз одна из тех вершин, которые мы покорили".
"Ритм фильма поддерживает ритм героя - события развиваются стремительно. У всех, кто работал на фильме, как выяснилось, Высоцкий свой. На каждого он произвёл неизгладимое впечатление. Даже, наверное, у Никиты Высоцкого с возрастом менялось восприятие образа отца. И в нашем фильме мы постарались раскрыть одну или даже несколько граней его образа. Но, несмотря на многогранность героя и наших представлений о нём, структура истории, сценария, который Никита написал, не даёт герою распадаться на те маленькие кусочки мозаики, из которых он состоит". ПЁТР ГОРШЕНИН, специалист по гриму:
"Слепок с мёртвого человека ничем не может помочь в создании образа человека живого. Я видел посмертный слепок. Это совершенно другое лицо - оплывшее, застывшее. Поэтому мы работали только с фотографиями. Никита Владимирович очень помог нам, дав из архива несколько сотен снимков, на которых Высоцкий представлен во всех ракурсах. Эти фотографии - всего около пятисот - заменяли нам эскизы".
"То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моём личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей - например, над Сталиным в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, да и задача добиться идеального сходства не стояла. Это была некая приближенная стилизация. С уверенностью могу сказать: и по объёму работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах - это тоже ведь в основном стилизация, как наш Сталин. Это, как правило, один-два съёмочных дня, это не главный герой. У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача - главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история".
"Каждый день мы гримировали актера ровно 4 часа. По международным стандартам это очень быстро. Голливудские мастера могут по 8 часов делать какой-нибудь шрам на лице главного героя. Все операции по нанесению грима были отработаны поминутно, работа эта требует полной концентрации и предельной точности: одно неверное движение - и деталь можно приклеить с искажениями, потому что она сразу прихватывается на специальный клей. И тогда придется все переделывать. На такой случай мы всегда держали запасной комплект. Слава Богу, он ни разу не понадобился. Нанося грим, мы чувствовали себя пластическими хирургами. Актер гримируется лежа, на специальной технологической кушетке - такая полузубоврачебная-полумассажная. Наше отличие от пластических хирургов было в том, что в конце дня мы лицо актёра возвращали в исходное состояние. Поначалу снимали по полтора часа, потом дошли до совершенства и справлялись за 45 минут. Такой сложный пластический грим трудно делать одному, требовались ассистенты. Минимум трое, максимум - четверо. Причем имейте в виду, что образ Высоцкого - это не только пластический грим. Это и постижерские изделия - бакенбарды, небритость, брови. У нас на каждый съёмочный день был новый комплект бровей. Сначала наносится пластический грим, а затем все эти волоски втапливают в силикон".
"Обычный гримёр меняет внешность с помощью живописной техники, постижерских изделий, накладок. Можно приклеить герою бороду, проявить морщинки, сделать шрамик. Пластический гримёр меняет объём, форму, пропорции лица - с помощью красок и накладной бороды добиться этого невозможно. Специалист по пластическому гриму должен быть и скульптором (я по образованию архитектор, но у нас преподавались все направления искусства, так что у меня академическое художественное образование), и ювелиром, и художником, и химиком (важно знать материалы, с которыми работаешь), разбираться в свете, в драматургии и с режиссёром на одном языке говорить, знать антропологию, анатомию, знать движение мышц, быть физиономистом. Пластический гримёр создает актёру новое лицо. Но вот сможет ли актёр перевоплотиться внутренне - это вопрос. Грим - ползадачи. Нужно, чтобы сошлись все звёзды, чтобы человек отвечал внутренним актёрским потенциалом тому образу, к созданию которого мы стремимся. По сути, мы даём актёру уникальную возможность получить новый инструмент, которым он должен овладеть". ИГОРЬ ГРИНЯКИН, оператор:
"Знаете, старые советские объективы невероятно красивы. Это произведение искусства. Вообще парадокс в том, что в Союзе снимали на анаморфот, снимали 70 мм, мы были первыми, передовыми… У нас было всё то, что сейчас нам продают за огромные деньги, а мы не можем купить. Так что, работая на "Высоцком", мы фактически использовали вклад отцов. Вообще говоря, я считаю, если снимать кино, то только на анаморфот. Разница - как если сравнивать настоящую женщину и ненастоящую".
"Самое тяжёлое - это не съёмки в пустыне, а съёмки в павильоне. Вы если выйдете в интернет и наберёте "Москва", то там будет порог температур. Самая высокая температура в истории Москвы - 25 июля 2010 года. Это ровно наши даты павильонных съёмок. У нас было 400 киловатт света. В момент, когда включали рубильник, температура за минуту возрастала на 15 градусов. Было 60 - стало 75. На улице было 41,5 градуса. В павильоне - 75. Можете представить, что такое 75 градусов, плюс на тебя светят приборы, а артисты ещё и в гриме… Страшнее я себе ничего представить не могу".
"После павильона Узбекистан был вообще не очень-то страшен. Мы специально приехали туда снимать в конце октября, без жары. Подготовка длилась три года, ездили мы туда много раз, знали все температурные режимы, все состояния природы. Вообще по подготовке мы одна из немногих картин, где всё было отработано и рассчитано от и до. У нас было поминутно всё расписано, мы снимали огромное количество кадров, у нас съёмка была быстрая, шустрая. Я думаю, сейчас вряд ли кто так снимает. Я после этого отработал три картины и могу сказать: нигде такого нет".
"Никита Высоцкий снимал фильм про своего отца. Мы снимали про человека, которого мы все помним, и своё ощущение подчеркивали в этой картине. Изначально у Никиты свой взгляд на отца и на его путь, а у нас - свой. Наверное, в этом и есть ключевое различие. Но к финалу картины, мне кажется, оно как-то сгладилось, потому что сняли мы именно так, как хотели, по-моему, мы все. А так, конечно, разногласия были чуть не до драк". ЕКАТЕРИНА ШАПКАЙЦ, художник по костюмам:
"В основном сегодняшние вещи в стиле 70-х всё-таки отличаются от аутентичных. Чуть-чуть другой крой, материалы… А потом ведь там был как бы такой живой запах эпохи. Вот джинсы. Казалось бы, классическая линия, высокая посадка, клёш - то, что доктор прописал. Есть полная документация, что это аутентичная вещь, крой не менялся, фирма отвечает. Но мне кажется, что джинсы моей юности всё равно были какие-то другие. Может, потому что тогда джинсы были знаковой вещью, круче джинсов вообще ничего не было. Роль джинсов в жизни советского человека сложно переоценить. Я, чтобы купить свои первые джинсы, а они стоили 220 рублей, четыре месяца художником в кинотеатре работала. Надевала их потом в мокром виде, лёжа - чтобы садились по фигуре как влитые. Это целый ритуал был. В общем, я считаю, что, когда делаешь, например, вещь 70-х, лучше настоящую вещь распороть и потом такую же сшить, чем изготавливать похожую".
"Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Хотя, что касается героини, это немного специально сделанный поддавок, чтобы она не была цитатой из того времени, чтобы была немножко вне времени. Если ты делаешь картину серьёзно, то эту нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть. Такая задача стоит всегда, что бы ни снимали - Средневековье, войну, чуму. И это чаще всего стараешься сделать через какие-то женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 70-ми годами, что эту нить так легко удалось протянуть. Как-то всё сразу легло, и Акиньшина мне очень понравилась. Я думаю, чем актёр более профессионален, тем больше он думает об образе, о роли, тем меньше - о мишуре. Я видела, что Акиньшина страдает, что она проживает роль, что она вся вовлечена в процесс. Она вся там, затрачивается на сто процентов, при этом она непритязательна абсолютно. Ей все равно, где одеваться, не нужен какой-то суперавтобус - у неё голова другим занята".
"Вообще было легко. Тяжело было только в самом начале, когда мучились, искали, чтобы попасть в образы, во время. А как прошло первое одевание, я поняла, что попали, и успокоилась. Первое одевание - это самый ужас. Все мрачные, все молчат, не глядят друг на друга, ожидая ужаса провала. В таком настроении начинается одевание. Потом этот одетый человек, артист, совершенно дико озирается, оправляется, робеет смотреть на себя в зеркало. В общем, первое одевание - совершенный кошмар. Потом, когда оно проходит, начинается одно сплошное удовольствие. А на "Высоцком" вообще все легко оделись. Знаете, я давно заметила: когда артист выбран удачно, когда он попадает на роль, его очень легко одевать, он практически сам одевается. К нему сразу прыгают брюки, а рубашки надеваются сами собой. То, что на этой картине проблем с одеванием не было, - это в первую очередь правильный выбор артистов на роли, я считаю. Если есть какой-то зазор между человеком и ролью, то вот тут всё и начинается. Все штаны и рубашки проваливаются в этот зазор, и, как ни старайся, всё бесполезно, потому что нету главного. Если артиста сложно одевать, то это первый признак, что артист на роль не годится. Такое правило". ИВАН УРГАНТ:
"У нас в семье довольно многое связано с Владимиром Семёновичем Высоцким. Бабушка с ним дружила и играла в фильмах, поэтому такого вот, знаете: "Ой, это же Высоцкий, не смейте трогать святое!" - у нас в семье никогда не было. Мне кажется, что тут вопрос, как трогать. Всегда найдутся люди, которые скажут: "На что вы замахнулись? Да как вы смели?" Прокатчики проводили недавно опрос и выяснили, что фактор узнаваемости у Высоцкого колоссальный, несмотря на то, что его уже нет с нами тридцать один год. Он невероятно актуален, что выдает в нём большого художника".
"Я сам больше люблю биографические картины, когда целиком жизнь человека рассматривается. Но слишком уж большая и насыщенная жизнь у Владимира Семёновича была. Поэтому у нас выбрано несколько особенно драматичных моментов. А в основу картины лег реальный случай, который произошел с Высоцким на гастролях в Узбекистане… Это фильм про любовь, про дружбу, про то, как непросто быть человеком такого большого таланта и не такого большого здоровья. Про то, как непросто существовать в государстве, в котором существовал Владимир Семёнович Высоцкий в 1979 году".
"Я пришёл в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Пётр Буслов. До этого я слышал от своих приятелей, что кто-то ещё пробовался. А потом пригласили меня, вдруг вышел Владимир Семёнович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя… Представьте себе, я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать, кто это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и голая стояла спиной, и я сразу выбежал". НИКИТА ВЫСОЦКИЙ:
"Мы не называем фамилию актёра и не пишем её в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий. Ещё ни одной строки сценария не было написано, а мы уже решали, кого пригласим на роль, как мы его будем стричь, как мы его будем учить на семи струнах играть, а потом убедились: кто бы это ни был - а у нас было несколько актёров, и актёров хороших - это все равно будет не Высоцкий. Если нет максимального внешнего подобия у героя, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Просто нельзя. Высоцкий - это фильмы, спектакли, видеозаписи концертов, огромное количество фотографий. Он до сих пор крупным планом на экране. Высоцкий - вот он. А наш, если бы мы поставили, допустим, известного актёра, был бы не Высоцкий. Мы могли найти, условно говоря, двойника. Есть такие люди, которые деньги зарабатывают: кто-то Ленин, кто-то Сталин. И такие же есть Высоцкие. Мы их смотрели. Да, он ходит, он пытается говорить, как Высоцкий. Ну, так у Джигурды немножко получается. Но экран такие вещи не разрешает. Они не выдерживают первого же крупного плана… Мы затормозили съёмку и стали работать над портретным сходством. Грим усложнил актерскую работу в тысячу раз. Я считаю, что сыгравший папу человек совершил практически подвиг. Он работал не просто с наклеенной бородой и усами, он подчинил свою природу чужому внешнему подобию. На презентации фильма прокатчикам мы выпустили "Высоцкого" на сцену. Это был шок - люди не понимали, что происходит… Я испытываю огромное уважение к нашему безымянному исполнителю и надеюсь, что ему воздастся когда-нибудь по его огромным заслугам". |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|