РОМОВЫЙ ДНЕВНИК
("The Rum Diary", США, 2011)
Режиссёр: Брюс Робинсон.
В ролях: Джонни Депп, Аарон Экхарт, Эмбер Хёрд, Майкл Рисполи, Ричард Дженкинс, Джованни Рибизи, Билл Смитрович, Амаури Ноласко, Маршалл Белл.
Жанр: драма. Ему за тридцать, он ищет себя, он живёт в ожидании часа, когда поймет: ещё рано пускать пулю в лоб... Конец 50-х. Журналист Пол Кемп, которого достала лживая глянцевая жизнь Нью-Йорка, бросает свою "правильную" работу в престижном издании и переезжает в маленький туристический городок Сан-Хуан в Пуэрто-Рико, работать в небольшой англоязычной газете. Туда, где ром льется рекой, где дёшево всё - машины, яхты, девушки, здесь саму жизнь продают за копейки... Экранизация бестселлера "Ромовый дневник", автобиографического романа знаменитого американского публициста и писателя Хантера C. Томпсона. В 1960 году, вскоре после службы в военной авиации и недолгого пребывания на посту курьера в "Time Magazine", будущий отец гонзо-журналистики Хантер С.Томпсон переехал в Сан-Хуан в Пуэрто-Рико. Первое время он работал в редакции спортивного журнала "El Sportivo", но пределом его мечтаний была штатная должность в газете "San Juan Star". Люди, которых он встретил, и обстоятельства, в которых он оказался в это время, вдохновили его на написание романа "Ромовый дневник". По неопределенным причинам роман не был сразу опубликован и несколько десятилетий пролежал на полке. В конце 1990-х Джонни Депп, близкий друг Томпсона, случайно нашел рукопись "Ромового дневника", когда был в гостях у писателя в его доме в Woody Creek. Той же ночью друзья решили немедленно опубликовать роман, а впоследствии сделать экранизацию. "Ромовый дневник" был издан в 1998-м. Права на его экранизацию были приобретены Джонни Деппом ещё в 2000 году, но менялись продюсеры, менялись намеченные на главные роли звёзды, а фильма всё не было. Наконец Депп пригласил к сотрудничеству сценариста и режиссёра Брюса Робинсона, чьим фанатом был долгое время. Лента "Ромовый дневник" стала данью памяти Хантера C. Томпсона, ушедшего из жизни в 2005 году. Брюс Робинсон стал поклонником творчества Хантера С. Томпсона еще в начале 70-х. Робинсон начинал как актёр, в 22 года он сыграл Бенволио в "Ромео и Джульетте" (1968) Франко Дзеффирелли, играл у Кена Расселла и Франсуа Трюффо. Но в основном пил, а между запоями получил премию BAFTA и номинацию на "Оскар" за сценарий "Полей смерти" (1984) Ролана Жоффе, а также снял три фильма: алкогольное ретро о молодых актёрах в Лондоне 1969 года "Уитнэйл и я" (1987); чудовищную притчу о говорящем фурункуле, занявшем в свете место своего "хозяина", рекламного агента, "Как преуспеть в рекламе" (1989); и более чем странный нуар "Дженнифер 8" (1992) о серийных убийствах слепых девушек. Кроме Джонни Деппа в актёрскую бригаду "Ромового дневника" вошли: Аарон Экхарт ("Здесь курят", "Черная орхидея", "Темный рыцарь", "Любовь случается"), Эмбер Хёрд ("Альфа Дог", "Анансовый экспресс: сижу, курю", "Информаторы", "Палата"), Ричард Дженкинс (телесериал "Клиент всегда мёртв", "Посетитель", "После прочтения сжечь", "Ешь, молись, люби"), Джованни Рибизи ("Cпасти рядового Райана", "Бойлерная", "Рай", "База "Клейтон", "Джонни Д.", "Аватар") и Майкл Рисполи (телесериалы "Скорая помощь" и "Клан Сопрано", "Пипец"). 10-ти недельные съёмки картины прошли в Пуэрто-Рико, в основном в городе Сан-Хуан. Сан-Хуан - пункт остановки многих карибских круизов, и слухи о том, что Джонни Депп находится в городе, очень быстро распространились среди туристов и местных жителей. Вначале у съёмочной площадки собралась лишь маленькая группа зевак. Однако, уже после первого дня съёмок, после большого репортажа в местной газете, на улицах начали выстраиваться очереди людей, желающих узреть Деппа. День за днём количество поклонников Джонни всё возрастало, дошло до того, что охрана была вынуждена оцепить съёмочную площадку, чтобы фанаты и журналисты держались подальше. Каждый вечер Джонни проходился вдоль очереди фанатов, пожимая им руки и раздавая автографы. Его поклонники и местные папарацци были в восторге, а несколько детей переоделись в пиратов.
ДЖОННИ ДЕПП:
"Когда я готовился к работе на "Страхом и ненавистью", я рылся в рукописях и прочем хламе, в салфетках из-под коктейлей, черенках от вишен - во всём, что Хантер накопил с тех времен. Когда это было? В 1996-м или 1997-м, когда мы снимали? В 1997-м? Где-то в это время мы и нашли "Ромовый дневник", когда я рылся в рукописях "Страха и ненависти". Я открыл ещё одну коробку и нашёл там большую пачку рукописных и отпечатанных на машинке листов, перетянутых резинкой, с названием на первой странице: "Ромовый дневник". У меня возникло впечатление, что он сам его не видел с тех пор, как написал. Мы решили прочитать рукопись, сели на пол, скрестив ноги, и читали её. И Хантер говорит: "Господи! Это же здорово, правда?" "Здорово, Хантер, очень хорошо, - говорю. - Ты бы опубликовал это. Что оно тут будет без толку лежать? Опубликуй!" Вскоре после этого разговора он нашел пару редакторов и решил опубликовать рукопись. И именно в ту ночь мы решили, что должны сделать фильм, что мы будем партнёрами. После стольких лет в конце концов фильм сделан, поразительно".
"Я всегда держал Робинсона в голове. И когда появилась идея экранизации "Ромового дневника", я сразу сказал: "Как насчет Брюса Робинсона?" Хантер ответил: "То, что нужно!"
БРЮС РОБИНСОН:
"Я познакомился с Джонни Деппом примерно 20 лет назад, благодаря моему первому фильму "Уитнэйл и я". Мы встретились в Лондоне. Он спросил, не хотел бы я стать режиссёром "Страха и ненависти в Лас-Вегасе". Тогда я решил, что больше не хочу снимать. А если бы и снимал, то только по собственному сценарию. Но уже было поздно, потому что сценарий был написан. Поэтому фильм снял другой режиссёр".
"Джонни прислал мне экземпляр романа "Ромовый дневник" и спросил, не хотел бы я написать по нему сценарий. Поначалу это казалось мне кошмаром. Я не мог представить, как это можно сделать, поскольку в нём два главных героя - Йемон и Кемп. Прошло много времени, пока я понял, что на самом деле сделал Хантер: он как бы разделил себя на два персонажа. Когда я понял, что Йемон - всего лишь одно из воплощений Кемпа, оставить я мог только одного из них. Как только я решил эту проблему, я смог найти способ, как написать сценарий".
"Подход к написанию сценария заключался в следующем: я должен был впитать сущность книги, а потом пересказать эту историю. Во всём сценарии есть только три диалога, написанные Хантером. Я не старался имитировать его стиль. Да это и невозможно, потому что он уникален. Но, к счастью, я писал на его родном языке". ДЖОННИ ДЕПП:
"Брюс, конечно, слегка отклонился от книги, но и Хантер всегда хотел этого. Он даже предлагал мне, чтобы действие фильма развивалось на Кубе!"
"Странным образом я забыл то, что Хантер сказал несколько лет назад: "Ты должен знать, что мне следовало создать эти два персонажа, как одно целое, они должны были быть мной". Вот, это разгадал Брюс". БРЮС РОБИНСОН:
"Когда я узнал, что фильм по моему сценарию готовы снимать, я был очень заинтригован. Однако когда меня попросили стать режиссёром, волнение пропало, потому что я снимать совсем не хотел. После последнего скандального фильма, я твердо решил, что больше не буду работать как режиссёр. Я не люблю быть в центре общественного внимания. Я предпочитаю запереться в комнате с печатной машинкой и писать. Поэтому мне нетрудно было отказаться от режиссуры, но поскольку сценарий мне самому очень нравился, да и ради Джонни, которого я просто обожаю, я подумал, что стоит попробовать".
"Я хотел, чтобы Пол Кемп был Джонни Деппом, который играет Хантера, но не в шортах и с лысой головой. Действие фильма происходит в конце 50-х - начале 60-х, так что в каком-то смысле в фильме присутствует совершенно очевидная романтическая составляющая. В отличие от комедийного изобилия "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" "Ромовый дневник" - это настоящая драма, рассказанная остроумным языком. Между прочим, Хантер, когда был молод, был очень красивым, так и наш Джонни стал невероятно красивым главным героем". ДЖОННИ ДЕПП:
"Я уже играл Хантера, точнее сказать, его версию Рауля Дюка, наполненного яростным гневом и знавшего точно, на что он направлен. Вернуться и сыграть Хантера в образе Пола Кемпа, который ещё только балансировал на грани понимания собственного голоса и направления своего гнева, было по-своему непросто". БРЮС РОБИНСОН:
"Когда я начал подбирать актрису на роль Шено, я искал девушку с сексуальным надрывом. В книге Шено - подруга Йемона, но в фильме персонажа Йемона мы не сохранили. Я сделал её подругой Сандерсона, чтобы усилить драматическое напряжение. В таком раскладе девушка становится ещё более недостижима, конфликт отношений обостряется. В принципе, вся книга Томпсона - об американской мечте, и желании Хантера приоткрыть дверь в эту мечту. Шено привязана к человеку, который эксплуатирует мечту. Кемп безумно влюблен в неё, потому что она так же недоступна, как сон". ДЖОННИ ДЕПП:
"Это было просто подарком - съёмка в Пуэрто-Рико. У нас было всё, что нам требовалось. Мы искали подходящую натуру и в других местах, даже красивее, но там не было того, что предлагали в Пуэрто-Рико и Сан-Хуане, особенно люди и та энергетика - всё, о чем Хантер писал, о разграблении этого рая. Я не могу себе представить, что мы могли снимать где бы то ни было ещё. Мы смогли побывать в тех местах, где Хантер был постоянным посетителем".
"Самая неудобная ситуация, в какой я когда-либо оказывался - это вождение автомобиля на коленях у другого взрослого мужика".
"Дабы воздать должное Хантеру, я хотел, чтобы даже после смерти он был продюсером фильма. Я попросил, чтобы на площадку поставили специальное кресло для Хантера с его именем на спинке; я также просил каждый день ставить рядом с креслом пепельницу с блоком пачек сигарет "Dunhill", зажигалку и мундштук; и чтобы тут же была бутылка "Chivas Regal" и, конечно же, рядом с бутылкой стакан со льдом. Все это для Хантера. Мы хотели отдать должное Хантеру. Мы с Брюсом каждое утро приезжали на съёмочную площадку, прогуливались с этим бокалом, наливали туда "Chivas Regal", делали глоток-другой просто, чтобы убедиться, что Хантер с нами. И Хантер был с нами. Каждый день, каждую секунду, каждое мгновение. Вместе с нами".
"Я чувствовал присутствие Хантера на протяжении съёмок. Я был счастлив испытывать такую духовную близость. Казалось, я всегда знал, что бы он сказал в той или иной ситуации. Конечно, я очень хорошо его знал, но здесь было нечто большее. Если бы Хантер увидел готовый фильм, он бы очень обрадовался. Он бы начал подавать шумные реплики, хорошо знакомые всем близким Хантера. И они бы означали: "Да, чувак, мы сделали это! Просто фантастика!" О, как бы он отпраздновал премьеру! На мой взгляд, фильм "Ромовый дневник" - это триумф Хантера, его языка и открытого им стиля. Он был бы безумно счастлив, я уверен в этом".
ПРЕССА:
"Фильм снят с большим уважением к погибшему в 2005 году писателю и, может быть, получился слишком аккуратным для биографии такой взрывоопасной фигуры, какой был Томпсон. В целом, эта аккуратность совершенно не вредит ленте, а помогает избежать неминуемых сравнений со "Страхом и ненавистью". Тридцатилетний журналист Пол Кемп (он же - молодой Хантер Томпсон) сыгран Джонни Деппом без оглядки на полубезумного Рауля Дюка (то есть зрелого Томпсона) из картины Гиллиама. О том, что это для актёра уже вторая роль отца жанра "гонзо", забываешь с первых кадров, как и о том, что реальный Депп почти на 20 лет старше своего персонажа в "Ромовом дневнике". Согласитесь, большая актёрская заслуга. Фильм получился этакой приятной ретро-комедией, дотошно, но без буквализма передающей буйный дух надвигавшихся шестидесятых… Пол Кемп ищет не столько приключений, сколько самого себя. Он проходит через множество не всегда совместимых с жизнью комических ситуаций, чтобы открыть своё подлинное предназначение и обрести авторский стиль. Так, из желания служить верой и правдой всем благородным маргиналам и обличать пороки сытых заложников американской мечты родился жанр "гонзо". Так славный парень Хантер Томпсон приблизился к прославленному Хантеру С. Томпсону" (Маргарита Васильева, proficinema.ru). "Деппу хватило тонкости не дублировать своего героя из "Страха и ненависти в Лас-Вегасе". Пол Кемп (который, строго говоря, и не Томпсон - но только очень строго) в фильме - довольно тихий и, в общем, трогательный молодой человек, который - да, пьёт, но не опохмеляется, конфликтов не ищет… "Дневник" - аккуратное, эстетически, да и этически консервативное, во всех отношениях приятное кино. Одной рукой нежно приобнять блондинку, другой разоблачить американских толстосумов, предварительно хорошо погуляв за их счет, трехкопеечный мачизм, расхлябанный сюжет - Робинсон полностью вырезал одного из трёх главных персонажей "Дневника", но в контурах остался верен этому не самому, прямо скажем, выдающемуся на свете тексту. Впрочем, автор "Уитнэйла" добавил от себя милые ретродетали… и всякую симпатичную довлатовщину… Из-за того что фильму волей-неволей приходится служить ещё и надгробием Томпсону, к финалу он заметно сдувается - из альтер эго вдруг начинает переть какой-то опереточный идеализм - но это хочется списать на похмельную трепетность" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "При желании "Дневник" даже можно считать приквелом фильма Гиллиама: книга Томпсона была написана еще в 1960-м и дает чёткий ответ на вопрос, что же довело Пола Кемпа (он же - Рауль Дюк) до жизни такой. Эта совокупность причин известна каждому журналисту: невозможность писать о том, о чём хочешь, ощущение бессмысленности собственной работы, необходимость "держать морду тяпкой" при беседах с начальством и, конечно же, постоянное отсутствие хоть каких-нибудь значительных средств. Томпсону не так уж трудно подобрать отечественный аналог: по сути, Пол Кемп - это тот же лирический герой Сергея Довлатова, только живущий не в Союзе 70-х, а в Америке 50-х. Неумеренное употребление спиртного. Ответственные - и проваленные - задания, которые могли бы помочь герою выбиться в люди. Сногсшибательные красавицы. Наконец, неизменная самоирония и вымученный, слегка болезненный юмор. Что и говорить - тяжела жизнь газетного журналиста" (Дарья Серебряная, timeout.ru). "В отличие от эстетского "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" "Ромовый дневник" - это своего рода кино для людей. Здесь всё проще и понятнее, но, в то же время, безнадёжнее - как в смысле содержания, так и в плане самого фильма" (Фаина Фардо, Film.ru). "В интерпретации Брюса Робинсона "Ромовый дневник" - это пародия на "нуар" со всеми его атрибутами, задорная смесь Чандлера и Терри Гиллиама. Жанровая неопределенность идёт фильму только на пользу - он выглядит неким островком здравого смысла в океане беспутных голливудских комедий. Если, конечно, "Ромовый дневник" относить к разряду комедий. Комедию играет и Джонни Депп - Кемп в его исполнении не столько переживает рождение личности, сколько плутает в мире грёз, фантазий и видений" (Андрей Щиголев, "Известия"). "Очевидным образом соскучившийся по режиссуре Робинсон решил бить наверняка. Отказавшись от "сомнительных" сюжетных загогулин оригинала и новомодных кинематографических штучек, он снял свой фильм по заветам старой школы: ружья заряжены и смазаны, но стреляют исключительно в нужных и, что обиднее, ожидаемых местах. Подобный консерватизм - далеко не самое худшее, что могло случиться с экранизацией "Дневника", но, право слово, такого рода осторожности ставят под сомнение саму затею. Имеющиеся тут шалости выглядят скорее заявкой о намерениях, нежели продуманной авторской стратегией, что в итоге превращает потенциальную бомбу (во всех смыслах слова) в рождественский пирог для всей семьи. На фоне этого вопрос - можно ли поверить 48-летнему Деппу в роли 30-летнего Кемпа? - отходит на второй-третий план" (Станислав Никулин, kinomania.ru). "У Робинсона с Деппом вышли аккуратные ретро-каникулы. Герой Деппа в "Ромовом дневнике" - это ещё не его же герой в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе": за тем и другим стоит, конечно, фигура автора (то есть Хантера Томпсона), но в разные годы жизни и в разной степени автобиографической достоверности… В "Ромовом дневнике" пьют, потому что эстетика упадка отлично оттеняет роскошь дорогих автомобилей, а опьянение позволяет соскальзывать в карнавал. Ну, или хотя бы дарит иллюзию причастности к нему. А если комфорт окажется под угрозой, всегда можно переодеться в костюм поприличнее и выйти на океанский пляж с красоткой" (Владимир Лященко, Газета.ru). "За всеми загулами персонажей, за их пьяной необязательностью, за всей этой тусовкой с красивыми капризными девушками - короче, за всей этой нищей богемной жизнью кто-то не разглядит серьёзного содержания. А оно в "Ромовом дневнике" безусловно есть. Во-первых, это фильм с хорошими высказываниями о сути человека. Как вам, например, такое: "Люди - единственные живые существа на Земле, которые нуждаются в поисках Бога. Но ведут себя так, словно Бога нет". Во-вторых, фильм о достоинстве и, как это ни парадоксально прозвучит, необходимости активных социальных действий: "И я понял связь между нищими мальчишками на помойках и начищенными дверными ручками банков". Можно сказать, что "Ромовый дневник" - о становлении революционера. Не Че Гевары, конечно, и уж тем более, упаси господи, не Ильича, но сознательного нонконформиста, который не зря станет писать потом не так, как принято. Для которого при всем обилии рома личная честь важнее всего. Уж точно важно - не продаваться тем, кто готов купить и жаждет с помощью твоего пера сделать нищую страну своей собственностью (мы, в данном случае, имеем виду пляжи Пуэрто-Рико). Ещё одна недурственная идея фильма: надо хоть раз постараться победить негодяя. Устроить бунт - пусть бесперспективный. Это важно ради самого себя. Чуть пафосно, но, согласитесь, красиво. И к нам имеет самое прямое отношение. В том числе непосредственно к нам - журналистам" (Юрий Гладильщиков, "Московские новости"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|