МАТЬ
("Madeo", Южная Корея, 2009)
Режиссёр: Бон Чжун Хо.
В ролях: Ким Хье-Чжа, Бин Вон, Ку Джин, Юн Дже-Мун, Ми-Сун Джун, Юн-Сук Ли, Сэ-Бок Сон, Мун-Хи На, Ву-хи Чун, Бьюн-сун Ким.
Жанр: экзистенциальный детективный триллер. Единственным смыслом жизни одинокой женщины является ее 27-летний сын До-Чжун. Несмотря на то, что он уже давно не мальчик, До-Чжун наивен, несамостоятелен и во всём зависит от матери. Он постоянно совершает глупые, а зачастую и опасные поступки и является для всех источником волнений и тревоги. Однажды До-Чжуна обвиняют в зверском убийстве молодой девушки. Дело закрывают слишком быстро, так и не разобравшись до конца. Мать решает начать собственное расследование. Не веря никому и руководствуясь только материнским инстинктом, она должна найти настоящего убийцу и доказать невиновность своего сына… Бон Чжун Хо из приличной семьи: дедушка романист, отец дизайнер. Из достойного поколения - "сорокалетних". Режиссёры, пришедшие в профессию во второй половине девяностых годов, определяют ныне лицо корейского кинематографа. Четыре полнометражных картины за десять лет - неплохой производственный результат для вдумчивого режиссёра, известного тщательностью в отделке своих работ. Говорят, что коллеги нарекли Бон Чжун Хо беззлобным прозвищем "Дотошный". Ему удается почти невозможное: сохранять благоволение корейских и западных критиков, но не заигрывать с ними, не идти у них на поводу. Он снимает зрительское кино с четко очерченной фабулой. Обходится без зауми и (псевдо)философической мути, тех родовых примет клубного синема, что чтят и пестуют университетские интеллектуалы. Режиссёр совмещает два разнородных статуса: числится фестивальным автором и надежным производителем кассового продукта. Его фильмы получали награды за рубежом и становились лидерами национального кинопроката. И в этом, пожалуй, основное отличие Бон Чжун Хо от его именитых коллег, экспортных корейских авторов (Ким Ки Дук, Хон Сан Су, Чхан-Ук Пак и Ли Чхан Дон). Три фильма, снятых Бон Чжун Хо - "Лающие собаки никогда не кусают" (2000), "Воспоминания об убийстве" (2003) и "Хозяин" (или "Вторжение динозавра", 2006), а также "Потрясая Токио" (2008), одна из трёх новелл, вошедших альманах "Токио!" - доказали несомненный талант режиссёра и поставили его в авангард корейского кино. Все фильмы Бона отличаются недюжинной фантазией, напряжением и неординарным чувством юмора. Бон Чжун Хо является очень интимным, камерным режиссёром, несмотря на то, что его фильм "Хозяин" установил рекорд по сборам в Корее (13 миллионов человек). В фильме "Мать" объединились лучшие силы современного корейского кино. Главным источником вдохновения проекта была ветеран корейского кино и ТВ, актриса Ким Хье-чжа. Долгие годы Ким Хье-Чжа снималась в одном из самых длинных и любимых сериалов в Корее, в котором играла мать, бесконечно любящую своих детей. В фильме "Мать" актриса полностью разрушила этот стереотипный образ, который она создавала более 30 лет. В резюме художника-постановщика Сенг-Хи Рю - "Олдбой", "Хозяин" и последняя работа Чхан-Ук Пака "Жажда". Потрясающая операторская работа является заслугой Кун-по Хона (Алекс Хонг) ("Спасти зеленую планету", "38-я параллель"). На второстепенные роли в фильме "Мать" в основном приглашались театральные актёры, независимо от того, имели они опыт работы в кино или нет. В результате, многие замечательные артисты могут назвать "Мать" своеобразной путевкой в мир большого кинематографа. Критерии отбора мест для натурных съёмок казались несложными - они должны выглядеть максимально обычными, приземленными, интерьер деревни должен казаться цельным, а не собранным из различных несопоставимых элементов. Однако, задача оказалась непростой - всё-таки, Южная Корея - небольшая страна. В итоге четыре разные команды провели почти пять месяцев в пути, отсматривая различные места для съёмок, преодолев 80000 километров и сделав 40000 фотографий. В конце концов, была создана "карта деревни", полная метеорологических и топографических деталей с разметкой положения солнца в каждое время года, указанием подходящих пейзажей и транспортной инфраструктуры. Объекты, созданные для фильма - аптека матери, фотостудия и заброшенный дом - были настолько органично вплетены в структуру картины и выглядели настолько реалистично, что любопытные местные жители спрашивали членов съёмочной группы, кто в них живёт. "Мать" вошла в программу "Особый взгляд" МКФ в Каннах-2009. Картина получила три весомых награды на церемонии "Asian Film Awards 2010" (главная азиатская кинопремия): "Лучший фильм года", приз за лучший сценарий, приз за лучшую женскую роль (Ким Хье-Чжа). "Мать" также стала "Лучшим иностранным фильмом года" по мнению общества кинокритиков Сан-Франциско и вошла в десятку лучших фильмов 2010 года по опросам критиков французского журнала "Кайе дю синема".
БОН ЧЖУН ХО:
"У каждого из нас есть мать, и каждый из нас понимает, что такое мать. Это человек, который любит нас так, как никто другой и вместе с тем это человек, который раздражает нас, как никто другой. Отношения матери и сына всегда противоречивы и запутанны, и вместе с тем эти отношения являются основой всех человеческих отношений. Образ матери был исследован в бесчисленных романах, фильмах и телепередачах. Мне тоже захотелось внести свою лепту и изучить образ матери в кино, причём сделать это как можно более радикально".
"Я думал об этом еще с 2004 года. Я хотел сделать фильм о матери ещё и потому, что "Вторжение динозавра" рассказывал, наоборот, о взаимоотношениях отца и ребёнка. Как режиссёру мне интересно исследовать связи между людьми. И я подумал: какие отношения самые сложные, утомительные, но в то же время животные, инстинктивные и крепкие? Это отношения между сыном и матерью. Все мы - сыновья своих матерей".
"Моя собственная мать слишком много беспокоилась обо мне. Порой она волновалась о вещах, которые даже ещё не произошли. Корейские матери вообще слишком много переживают по любому поводу. Уникальная вещь в корейском обществе - это то, что дети полагаются на матерей гораздо больше, чем это принято на Западе. Там дети начинают самостоятельную жизнь довольно рано. В Корее же иногда живут с родителями до 30 лет".
"Когда я был ребёнком, можно было очень легко познакомиться с американскими фильмами 1970-х годов. Их показывали и в кинотеатрах и по ТВ. Благодаря телевидению я посмотрел множество замечательного американского кино: "Собачий полдень" Сидни Люмета, много достаточно жестоких фильмов Сэма Пекинпа, мой любимый фильм - "Марафонец" Джона Шлезингера. Эти фильмы были очень популярными, и вместе с тем это было кино с крепким сценарием, хорошими персонажами, достоинством и красотой. Например, я был поражен фильмом Пэкинпа "Соломенные псы", но из-за того, что он шёл по ТВ, большинство жестоких сцен были вырезаны. Я всё время себе представлял, что же это были за сцены. В университете меня восхищали криминальные драмы Клода Шаброля, которые к тому же очень сильно повлияли на меня. В школе я был большим фанатом детективов Эда Макбейна, Уильяма Айриша, Френсиса Айлса и Рэймонда Чэндлера, поэтому детективная сторона фильма "Мать" очень близка мне".
"Мать" отличается от моих предыдущих фильмов, в которых я тяготел к "протяженности", пытался исследовать историю и проблемы целой страны на примере частной ситуации. Здесь, напротив, все сюжетные ходы сходятся на центральном образе матери, все работает на один частный образ. Я попытался раскрыть этот образ с неожиданной стороны, так как этого не делали раньше. Фильм "Мать" - универсальная история, я специально стёр локальные приметы, так что даже корейская публика не узнает место действия, когда будет смотреть кино. Это из-за того, что мне были важны прежде всего герои".
КИМ ХЬЕ ДЖА:
"Последнее время я не снималась в кино по той простой причине, что для меня не было ролей. То, что мне предлагали, было повторением пройденного и не устраивало меня. "Мать" - совсем другое дело. Бон объяснил мне, как он хочет изменить мой стереотипный образ. Кроме того, на телевидении мне обычно говорили, "Госпожа Ким, вы такая опытная, вы сами знаете, что делать". Но на этот раз я хотела попробовать себя в чём-то новом и поэтому просила режиссёра не жалеть меня. В первый съёмочный день мы сняли восемнадцать дублей, что стало для меня своеобразным рекордом. Где-то в районе семнадцатого дубля я подумала, "О боже, у меня ничего не получается!" И в том же духе это продолжалось пять месяцев. Бон прекрасно знает, чего хочет и никогда не останавливается, пока этого не добьётся. Работать с ним может быть очень тяжело, но страшно интересно. К середине съёмочного процесса я настолько слилась со своим персонажем, что не могла без слёз смотреть на Вон Бина (До-Чжун). После того, как съёмки были закончены, я долго не могла адаптироваться к окружающей жизни".
ПРЕССА:
"Сюжет детектива закручен у Бона виртуозно: он всякий раз достаёт всё новых джокеров из рукава. И кроме прочего, у него традиционно тщательно увязаны мельчайшие детали: если в кадре мелькает какой-то предмет или факт, будь то коробочка с иглами для акупунктуры или кровь из носа у школьницы - дальше он непременно выстрелит в развитии сюжета. В итоге, приучая зрителя к тому, что в фильме нет ничего случайного, к финалу режиссёр добивается эффекта полного напряжения: каждое простейшее действие уже представляется зловещим" (Татьяна Алешичева, "Синематека"). "Держит в напряжении. Захватывает дух. Это чудо надо смотреть обязательно. Бон Джун Хо - один из самых клёвых международных режиссёров нашего времени, и его способность сопоставлять один тон с другим сравнима с талантом великого маэстро джаза. Пять баллов" (Лайза Швартцман, "Entertainment Weelky"). "О режиссёре Бон Чжун Хо, который, судя по совершенно душераздирающим ощущениям, прикладывает к груди зрителя как минимум дефибриллятор, можно говорить до бесконечности. Грандиозно работая с кадром, выстраивая сумасшедшие мизансцены, он ни разу не злоупотребляет восточной медитативностью, да и вообще нисколечко не корчит из себя дзенского наставника, чем промышлял прославленный мэтр поэтического садомазохизма Ким Ки Дук, олицетворявший долгое время в мире корейский кинематограф… Чжун Хо Пон снял простое и прозрачное жанровое кино… Изъясняются здесь на понятном человеческом языке, когда же персонажам становится нестерпимо больно, почти что кожей ощущается оголенный нерв и настоящие эмоции, не нуждающиеся ни в каком специальном словесном переводе. Вдобавок ко всему прочему, "Мать" оказалась блестящим образцом экзистенциального неонуара. Лихо закрученное детективное расследование с каждой секундой изменяет сущность главной героини… Материнский инстинкт - единственная сила, которая делает любую женщину неуязвимой, но нет на свете ничего разрушительнее, чем эта сила, являющаяся при ближайшем рассмотрении колоссальной слабостью" (Анатолий Ющенко, filmz.ru). "Если брать за точку отсчета Чхан-Ук Пака или фестивального посла Кореи Ким Ки Дука, "Мать" не совсем то, что у нас принято считать типичным корейским кино… "Мать" - немножко "Подмена" Клинта Иствуда, т. е. фильм о том, что для матери борьба за благо ребенка - это война. Мать подминает под себя действительность, как танк, и её не остановит ни закон, ни полиция, ни здравый смысл, ни общественное мнение. Немножко "Семь" - тёмный дождливый триллер об исподней сущности города. И немножко Агата Кристи, потому что героине фильма приходится на время превратиться в мисс Марпл. По форме "Мать" - детектив, и будьте уверены: как детектив фильм работает до последней минуты. Имя убийцы вы узнаете не раньше и не позже, чем героиня…" (Дарья Горячева, Газета.ru). "Лучший триллер из виденных мной в этом году. Захватывающий, с мрачным юмором. Бон Чжун Хо - великолепный режиссёр и изумительно удовлетворяет зрителя. Он - лучший режиссёр из появившихся в новом тысячелетии" (Джон Пауэрс, "Vogue"). "Последний на сегодня и, вне всякого сомнения, выдающийся фильм одного из самых важных современных южнокорейских режиссеров Бона… Пробирающая до мозга костей история верности, заблуждения и отчаяния, поначалу весьма удачно маскирующаяся под европейский неонуар (вроде поздних фильмов Клода Шаброля), но чем ближе к концу, тем отчетливее обретающая метафизическое измерение" (Станислав Ф. Ростоцкий, "Время новостей"). "То, что делает Бон Джун Хо, - что-то вроде поп-обработки классических увертюр, сыгранных так не от неумения, а от полноты чувств. Он берёт классические киносюжеты и рвёт их на мелкие рингтоны, и в "Матери" это особенно заметно. Режиссёр смотрит на своих героев или совсем издали, или приближаясь к ним вплотную, и "Мать" оказывается то психологическим триллером, то кровавой семейной драмой, то чернушной комедией, то сказкой о том, что счастливы могут быть лишь беспамятные" (Ксения Рождественская, "Русский Newsweek"). "Один из тех фильмов года, на который идти нужно непременно. Безукоризненно исполненная загадка убийства. Сочетание изумительной кинематографической сноровки, психологической интуиции и чёрного юмора" (Эндрю О'Хеир, "Salon"). "Игры изощренного режиссёрского разума происходят в рамках убедительной детективной драмы, которую на поворотах заносит в злую сатиру. Тут есть всё, что вы ждете от корейского фильма: мордобой, переходящий в слэпстик (ей-богу, временами кажется, что мы смотрим комедию разлюбившего людей Чаплина), издевательство над убогими, ублюдочный социальный ландшафт, наконец" (Василий Корецкий, "Time Out"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|