Идиоты и ангелыИДИОТЫ И АНГЕЛЫ
("Idiots and Angels", США, 2008)
Режиссёр: Билл Плимптон.
Жанр: анимационная фантазия.

Его зовут Ангел, но это имя совершенно не подходит эгоистичному и нравственно опустошенному человеку, который коротает время в баре, ругаясь с другими посетителями. Проснувшись однажды, он совершенно неожиданно обнаруживает у себя на спине два маленьких крыла. В противоположность его натуре, крылья обязывают Ангела теперь совершать добрые поступки, а он пытается от них избавиться…

Родившийся в Портленде, штат Орегон 30 апреля 1946 года Билл Плимптон рос вместе с тремя сёстрами и двумя братьями.  Дети не всегда могли играть на улице из-за высокой влажности.  Плимптон считает, что именно дождливый климат Орегона позволил ему развить своё воображение и умение рисовать.  В 1964-м году он закончил городскую среднюю школу Орегона, где он занимался бейсболом, плаванием и посещал занятия кружка искусств. Он поступил в Университет штата Орегон, где редактировал студенческий ежегодник и был членом киносообщества.  Благодаря этому членству он впервые решил попробовать себя в анимации, сняв рекламный ролик. Чтобы не поехать воевать во Вьетнам, Плипмптон отслужил в Национальной гвардии.  В 1968-м году он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении года обучался в Школе визуальных искусств.  Укоренившись в Нью-Йорке, Плимптон довольно долгое время проработал иллюстратором и карикатуристом. Между походами на дешевые утренние киносеансы и рассылками своего резюме, он занимался дизайном журналов и карикатурами для различных изданий. В 1975-м году в "The Soho Weekly News" он начал публиковать политический комикс под названием "Плимптон".  К 1981-м году благодаря "Universal Press" этот комикс одновременно публиковался в двадцати газетах. Всю жизнь Билла Плимптона интересовала анимация. Первый свой мультфильм он снял в 1983-м году.  Как-то Плимптон связался со старой подругой, с которой играл когда-то в группе "кантри-энд-вестерн" (он играл на педальной стил-гитаре).  Морин Макэлерон, которая возглавляла группу, согласилась написать музыку к "Твоему лицу".  Из соображений бюджета она же её и исполнила. Её голос, замедленный для придания большей мужественности, и совмещенный с удивительно искаженным визуальным образом, помог получить фильму номинацию на "Оскар" за лучший анимационный фильм в 1988-м году. "После этого вдруг все стали мне перезванивать", вспоминает Плимптон.  Его работы всё чаще стали демонстрироваться на MTV, их показывали на пользовавшихся всё большей популярностью передвижных фестивалях анимации. После ряда крайне успешных короткометражных мультфильмов он начал думать о том, чтобы снять полнометражный фильм.  Фильм, который позже будет назван "Мотивчик", финансировался полностью самим аниматором.  Куски полнометражного фильма были выпущены в качестве короткометражек, чтобы помочь собрать деньги на продакшен.  Среди них были фильмы "Мудрец" и "Откуда идет удар", последний из которых получил приз жюри на кинофестивале в Каннах 1991-го года. В тоже время два разных рекламных агентства предложили Плимптону по тем временам "ошеломительные и неприличные" суммы денег, чтобы он снял для них несоклько рекламных роликов в своём особенном стиле.  На эти деньги он смог закончить "Мотивчик", законченный вариант которого тоже принял участие в кинофестивалях, получив несколько призов. После этого Плимптон перешел к игровым фильмам, сняв сюрреалистическую комедию "Джей Лайл" на свои деньги. Второй игровой фильм Плимптона - "Оружие Клакамы". В 1998-м году Билл Плимптон закончил съёмки анимационного фильма "Я вышла замуж за странную личность", в очередной раз собственными силами нарисовав и профинансировав этот экстравагантный полнометражный мультфильм - но на этот раз его содержание не отличалось политкорректностью и не предназначалось для просмотра несовершеннолетними. Полнометражный мультфильм Плимптона "Мутанты-пришельцы", история блудного астронавта, возвращающегося на Землю после 20 лет в космосе, был закончен в январе 2001-го года, премьера его состоялась на кинофестивале в Сандэнсе. Мультфильм получил Гран-при на фестивале в Аннеси, и был выпущен в кинопрокат в 2002-м году. Другой полнометражный мультфильм "Волосы дыбом" - это готическая школьная комедия в духе 1950-х о неудачном любовном треугольнике, и о том, как два убитых школьника возвращаются с того света на выпускной бал, чтобы отомстить за себя. Фильм был закончен в январе 2004-го. Короткометражка "Сторожевой пёс" стала фестивальным хитом и принесла Биллу его вторую номинацию на "Оскар" в 2005 году. Недавно он закончил сиквел к этому фильму под названием "Хот Дог". Сегодня фильмография режиссера насчитывает почти 40 короткометражных работ (от 5 до 10 минут) и 5 полнометражных фильмов - в общей сложности более 10 часов анимационного зрелища, основную часть которого Плимптон создавал в одиночку. И это не считая рекламных роликов, комиксов и карикатур.

"Идиоты и ангелы" были впервые показаны на кинофестивале "Tribeca" в 2008-м году, а также участвовали в конкурсе фестивалей в Аннеси, Сиэтле, Эдинбурге, Иерусалиме, "2morrow/Завтра" в Москве, жюри которого присудило фильму премию в номинации "Звук".


БИЛЛ ПЛИМПТОН:
"Я предпочитаю анимацию, потому что она исходит напрямую из моего сознания и позволяет точно воспроизводить фантазии, легко переносить мир воображения на плёнку в чистом, беспримесном виде. Это такая непосредственная репрезентация идей. А в игровом фильме нужно следить за работой актёров, контролировать пространство кадра, погоду, шум - там столько сложностей! С живыми актёрами сложно проделывать некоторые вещи: строить замысловатые движения камерой, делать компьютерную графику; кроме того, это очень дорого. В анимации я, как бог, контролирую всё: погоду, фон, растения, птиц, людей... И мне нравится этот сверхконтроль. Для меня это самая искренняя и самая полная форма искусства. Она соединяет в себе живопись, музыку, звук, действие, движение, танец".
"Я был во Франции в Лилле, только что закончил работу над мультфильмом "Волосы дыбом", ко мне подош`л какой-то студент и спросил, что я собираюсь делать дальше. И тут, откуда ни возьмись, как вырвется: один балбес просыпается поутру и понимает, что у него на спине начали расти крылья, причем эти крылья заставляют его делать добро, а он к этому совсем не привычный. Студент восхитился, сказал, что идея прекрасная. И я подумал, да, что-то тут есть. Тем же вечером, вернувшись в отель, я начал работать - собирать разные ключевые зацепки, наброски, пытаясь развить сюжет и более отчётливо оформить персонажей. И если в других своих анимационных работах мне приходилось больше ориентироваться на пристрастия публики, то в "Идиотах и ангелах" я отпустил тормоза и сделал фильм по своей мерке, тот, что прежде всего потакает моим собственным желаниям".
"С Терри Гиллиамом я знаком примерно лет 15. Мы часто встречаемся на фестивалях, здороваемся… Я ездил на кинофестиваль в Дубай, наткнулся там на него, и он спросил меня, над чем я сейчас работаю. У меня с собой было портфолио с моими рисунками, поэтому мы с ним присели в кафе за столиком, и он посмотрел на эскизы к "Идиотам и ангелам". И они его напрочь убили, он постоянно повторял, как прекрасны эти рисунки, внимательно разглядывал и был в довольно большой ажитации. В какой-то момент к нему подошли и сказали, "Терри, давай, пора идти, у тебя сейчас интервью с Би-би-си, ты помнишь об этом?". И он ответил им: "Би-би-си пусть идет на хер, я хочу посмотреть на рисунки Билла". Вот как его проперло… И он говорит мне: "Билл, я прямо влюбился в эти рисунки, что я могу сделать для тебя и твоего фильма, чем помочь могу? Ты только скажи". Я подумал и ответил: "А ты не хочешь представить фильм?". А он говорит: "Да, с радостью". Он очень помог, правда. Вот такой он хороший парень. Ещё он дал интервью для вступительной главы к книге, и для документального фильма, над которым я работаю - обо мне самом. И он представил этот фильм. Не знаю, в курсе ли вы, но вообще в Голливуде существует такая практика, за то, чтобы ты представил фильм, тебе платится немыслимая сумма денег… Чтобы на постере была надпись "Стивен Спилберг представляет", придётся раскошелиться на десять миллионов долларов, к примеру. А Терри сделал это бесплатно. Я ему просто подарил свой рисунок взамен, о деньгах речь вообще не шла".
"Том Уэйтс повёл себя как славный парень. Я слушал его песни, пока делал рисунки, и подумал, что было бы круто заполучить эту музыку в фильм. Я не был знаком с ним лично, но знал Джима Джармуша, так что я позвонил Джиму, и сказал: вот тебе черновой монтаж, если он тебе понравится, покажи его, пожалуйста, Тому Уэйтсу. Джим согласился, и через месяц я получил имейл от жены Тома, которая сказала, что ему очень понравился фильм, и я могу вставить в него любую песню Тома за очень умеренную сумму. Не могу назвать её, но поверьте, она была очень маленькой!"
"Из "Головы-ластика" мы попытались скопировать эту мрачноватую урбанистическую атмосферу промышленного городка. Ещё мы отталкивались от Терри Гиллиама и его эстетики, и смотрели работы французского художника-сюрреалиста Ролана Топора".
"Фильм "Идиоты и ангелы" мне хотелось бы считать нуаром, во время работы я вдохновлялся самыми мрачными голливудским детективами. Мой колорист и продюсер Бильяна Лабович из Сербии. Она выросла в восточноевропейской повествовательной традиции, холодной, тёмной и серьёзной, и в фильме это видно. Мне он кажется очень "восточноевропейским".
"Взрослой анимации трудно обойтись без насилия. Только ведь моё анимационное насилие ненастоящее, оно достигает такой степени абсурда, что становится сюрреалистичным, потому вряд ли его можно и стоит принимать всерьез".
"Я начинал в семидесятых как иллюстратор и карикатурист мужских журналов, таких, как "Playboy", "Men's Health", и многие мои рисунки основаны, на идеях, которые я придумал тогда… Анимация идеальна для эротических историй и ситуаций, для эротического юмора, потому что там нет никаких ограничений: можно дать волю фантазии - как угодно увеличивать, растягивать и сжимать тела. Из-за этого у меня иногда возникают проблемы с дистрибуцией. Я борюсь с этим предрассудком уже лет десять-пятнадцать, говоря дистрибьюторам: "Знаете, анимация - это полноценное искусство! Многие людей хотят видеть взрослых персонажей и сюжеты в анимационном фильме". Фильмы Квентина Тарантино полны секса и насилия, они имеют абсолютно анимационную структуру. Почему Тарантино можно, а мне нельзя?"
"Сейчас компьютерные технологии при перенесении рисунков на экран позволяют практически доподлинно воспроизвести карандашные контуры - будто они нарисованы от руки. Вот почему "Идиотов и ангелов" так любят, они вступают в спор с модной компьютерной графикой, коренным образом отличаясь от анимации "Пиксара" и выставляя на суд зрителя творческий процесс изнутри - со всеми его огрехами и помарками, в пику стерильности и выглаженности. Пиксаровцы хотят всё вычистить, а мне нравятся случайные находки, и я не стыжусь своих погрешностей".
"Мне кажется, что всё, что я делаю, особенно "Идиоты и ангелы" - очень коммерческое. Просто некоторым нужно свыкнуться с мыслью, что это не для детей мультики, а настоящая взрослая анимация. Фильм-то, на мой взгляд, крайне развлекательный".
"Когда мне было четырнадцать или пятнадцать лет, я искал работу и послал несколько рисунков в "Дисней". Они ответили: "Спасибо, вы очень талантливы, но слишком молоды". В 1987 году, когда я был номинирован на "Оскар" с фильмом "Твоё лицо", мне снова пришло письмо из компании "Дисней" с предложением о работе. Я так обрадовался - ура, работа в "Дисней", да ещё и за миллион долларов! Вскоре они прислали ко мне в студию юриста с многостраничным контрактом. Я спросил, смогу ли в уикенды работать над собственными крошечными фильмами. Они сказали: "Конечно, без проблем, только эти фильмы будут принадлежать нам". А что если у меня в голове возникнет сюжет, которым я захочу с кем-то поделиться? - спросил я. И они ответили, что сюжет тоже будет принадлежать им. А если я увижу сон? И он тоже. Так работает "Дисней". Пришлось сказать миллиону нет. Иногда я жалею об этом. Но думаю, что всё-таки сделал правильный выбор: у меня много идей, которые отличаются от диснеевских, и было бы обидно, если бы их пришлось отложить в долгий ящик. Сейчас я независимый мультипликатор, сам делаю свои фильмы, сам финансирую их, и они оказываются успешными. Конечно, не такими успешными, как фильмы "Пиксар", но я как-то свожу концы с концами".


ЗНАМЕНИТОСТИ О ФИЛЬМЕ:

"Идиоты и ангелы" Билла Плимптона - прикольный, мрачный и умильный мультфильм. Плимптон так умело и изобретательно пользуется карандашом, что я чуть ли не решил забросить свою фотокамеру. Мне нравится, когда мрачные типы искупают свои грехи. А там ещё есть и разные звуки и саундтрек. Неужели так много хорошего может содержаться во всего лишь одном фильме?" (Антон Корбайн).

"Мрачность видения Билла Плимптона в очередной раз идеально компенсируется жгучим вдохновением его сумасшедшего воображения (в фильме даже есть план, снятый с точки зрения пепельницы!). "Идиоты и ангелы" - это, наверное, лучший фильм Билла Плимптона пока что!" (Джим Джармуш).

"Билл Плимптон совершенно не знает, когда остановиться. И слава Богу! Только я начинаю задаваться вопросом "Как долго он сможет выдержать мрачный и невыразимо прекрасный тон этой истории?", он переворачивает её с ног на голову, и оказывается, что я уже заглядываю в новый трансцендентальный мир, который с ликованием хочет своим коварным очарованием поймать меня в ловушку. Как ему удается быть одновременно быть таким поэтичным, смешным и жестоким?" (Терри Гильям).


ПРЕССА:

"Если бы "Кошмар перед рождеством" Тима Бертона, "Пьянь" Барбета Шредера и "Небо над Берлином" Вима Вендерса устроили бы любовь втроём, то их сюрреалистический отпрыск стал бы вот такой удивительной кино-жемчужиной - "Идиотами и ангелами" (Лоррейн Цвелич, "Interview Magazine").

"Несмотря на то, что общество со всеми своими недостатками изображено здесь вполне фигурно, "Идиоты и ангелы" в первую очередь рассуждают не о пороках, а, напротив, о добродетели. Об аскетике добра, которое истинно только в том случае, если лишено пошлых сантиментов и общественной корысти, о той красоте, которая произрастает не из хорошего вкуса, а из "сора", "не ведая стыда", и о том, что и добро, и красота являются не благодаря, а вопреки, как некий побочный эффект злости и мерзости нашего мира. Появляются там, где менее всего их ждешь... Вот, например, в творчестве Билла Плимптона - самого жестокого анимационного пересмешника нашей эпохи, у которого вдруг в 64 года выросли настоящие крылья - может, не совсем ангельские, но достаточно мощные, чтобы из картуниста, злобного сатирика и стихийного сюрреалиста вознести его в заоблачные выси философского, пронзительного и великолепно эстетского кинематографа" (Мария Терещенко, "Синематека").

"Если вы не были поклонниками работ Плимптона, после этого полнометражного нуара вы им непременно станете. Только детей с собой не берите" (В. А. Музетто, "New York Post").

"Здесь, как и в других мультфильмах и комиксах Плимптона, где все постоянно убивают, жрут и насилуют друг друга, лежит вера в счастливое перерождение. В этом, кстати, он отличается от своих многочисленных последователей в мире независимого кино, в мультфильмах которых все уничтожают друг друга просто потому, что анимация даёт невероятный простор для мрачной фантазии. Для фантазий же Билла Плимптона не зря сточено немало цветных карандашей: фантазируя, он как-то неизменно умудряется оставаться человечным" (Лиза Биргер, "Коммерсантъ-Weekend").

"В шестом по счету и лучшем полнометражном мультфильме мистера Плимптона антиутопия наводит на мысли о Тулуз-Лотреке и Чарльзе Буковски. Грубое состояние человечества - это данность, а доброта - это отклонение от нормы. Прекрасный и безжалостный фильм" (Стивен Холден, "New York Times").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта