ЧЕТЫРЕЖДЫ ("Le quattro volte", Италия-Германия-Швейцария, 2010)
Режиссёр: Микеланджело Фраммартино.
В ролях: Джузеппе Фуда, Бруно Тимпано, Надзарено Тимпано.
Жанр: история путешествия одной души. Старый пастух доживает свои последние дни в тихой средневековой деревушке, взгромоздившейся на холмах Калабрии на самом юге Италии. Он пасет коз под небесами, которые большинство жителей деревни покинули очень давно. Он болен и считает, что нашел лекарство - пыль, которую собирает на полу церкви и принимает каждый день, размешав в воде... "Четырежды" - поэтическая картина о вечном вращении циклов жизни и природы и древних традициях существующего вне времени места. История одной души, которая проходит через четыре следующие одна за другой жизни… Фильм, о котором невозможно сказать, игровой он или документальный. "Я скорее стараюсь стереть грань между документалистикой и традиционной режиссурой" - считает Микеланджело Фраммартино. Микеланджело Фраммартино родился в Милане в 1968-м году. В 1991-м он поступил в Политехническую школу Милана на факультет архитектуры, где у него обнаружилась страсть к отношениям между физическим пространством и образами, в виде фотографии, видео или фильмов. Он задумал несколько инсталляций и участвовал в экспериментах Студии Адзурро. Во время обучения он самостоятельно снял серию короткометражных фильмов, а также создал различные арт-проекты (рисованные декорации, видеоклипы, видео-инсталляции). Его постоянно приглашают в университеты и он участвует в образовательной программе, цель которой - обыграть связь между молодежной аудиторией и телевизионными образами. Эти курсы вылились в видео-инсталляции, показанные в 1997-м году во время первой выставки "Generazione Media" в Миланском выставочном центре. Он регулярно принимает участие в конференциях на тему использования технологии в области искусства и проводит мастерские, в особенности в Европейском институте дизайна. Он преподаёт кинематографический язык и технику в ENFAP Lombardia, и читает курсы о кинематографическом языке и сценарном искусстве в образовательном центре CINELIFE. C 2005-го года он преподает в Университете Бергамо. В 2003-м году он снял свой первый полнометражный фильм "Дар", получивший множество наград на видных международных кинофестивалях. "Четырежды" - его второй полнометражный фильм. Для съёмок, выбирая "героев" для того или иного эпизода, съёмочная группа пользовалась советами пастухов, которые проводят со своими животными многие и многие часы и действительно различают их между собой. Например, они знали, что коза, которая поднимается в дом по ступенькам, поведёт себя так, а не иначе. А вот с белой козочкой пришлось намучиться: белая шерсть без пятен встречается очень редко - уж какую нашли, такую нашли. Она оказалась невероятно ленивой, приходилось постоянно её тормошить. В горах Калабрии, где всё застряло чуть ли не в каменном веке, люди, делая уголь вручную, с помощью самых грубых и примитивных материалов, достигают абсолютного совершенства форм. Правда, угольщики, которых снимали в фильме, - последние в Калабрии. Кроме этой семьи, ещё одно семейство осталось в Кампании, под Неаполем, и ещё по сходной технологии делают уголь в Иране. Фильм "Четырежды" неоднократно премирован: столько раз (Гран-при МКФ в Анси, награда "Europa Cinemas Label" на МКФ в Канне, приз за лучший фильм на МКФ в Стамбуле, "Открытие года" на МКФ в Рейкьявике, лучший фильм МКФ в Бергене, Главный приз на фестивале современного кино "Завтра/2morrow"-2010.
МИКЕЛАНДЖЕЛО ФРАММАРТИНО:
"В местах, которые я снимал, люди действительно живут так, как показано в фильме: устраивают гуляния вокруг майского шеста и делают уголь ровно таким способом - несмотря на то, что технология постепенно уходит в прошлое. Им там несладко, не думаю, что речь идет об идеализации. Я ведь не сконструировал свой фильм головой - он возник в итоге поездок, наблюдений, встреч - порой случайных. Я снимал странствие души, но в своём движении ей приходится преодолевать абсолютно конкретные, грубые, неприглядные обстоятельства. Видно же, какие у коз бедные и тесные загоны, как они перепачканы испражнениями и кровью, как тяжко приходится угольщикам, которые работают даже зимой, под снегом, как нелегко пастуху, который в девяносто лет, невзирая на болезнь, должен карабкаться по горным тропинкам вслед за своим стадом, чтобы хоть как-то обеспечить своё существование. Здесь есть элементы комического, с этим можно играть, но ни о какой идеализации примитивного мира речь не идёт: это крестьянский труд в горах - во всей своей грубости".
"Профессии, которые в остальном мире уже исчезли, всё ещё сохранились в сегодняшней Калабрии, однако и здесь они приходят в упадок. Углежоги, которых я снимал, будут последним поколением, которое занимается этим древним делом. "Четырежды", в таком случае - это описание земли, где стёрты границы между прошлым и настоящим, между древними и современными понятиями, между деревней и природой. Персонажи в этой истории похожи на кинематографических призраков, пересекающих мост к собственному исчезновению".
"Я не создатель этого фильма в обычном смысле этого слова. Я был лишь посредником между веществом и формой".
"Я полагаю, что снимаю экспериментальное кино, хотя молодежь, орудующая камерафонами, вполне может посчитать меня традиционалистом. Но у меня никогда не возникало желания поработать со звёздами, с крупными актёрами, которые по-своему приближают к тебе публику. Мне всегда важно добраться до сути, избавляясь от балласта, от наносов. Я профан и самоучка, но постепенно я дошёл до понимания того, что ради достижения определенной чистоты нужно отсекать ненужное. Я убрал музыку, убрал диалоги, избавился от всей актёрской культуры - вместо актёров у меня люди. Путь к чистоте ведёт в гору, и лежит он через отсечение всего лишнего. "Четырежды" - тоже история об отсечении: в центре оказывается вначале человек, потом животное, дальше настает очередь растения и даже минерала - угля. Возможно, эту идею я исчерпал за один раз - вместо того чтобы снимать отдельный фильм про человека и отдельный - про животных, я снял один-единственный фильм. Возможно, на нём мой путь в гору закончился. На самом деле я не очень понимаю, что будет дальше".
"Четырежды" - незаконченная работа в том смысле, что каждая из четырёх частей фильма отделена от других вакуумом, интервалом, который зритель должен заполнить самостоятельно при помощи своего воображения. Эта лакуна - есть приглашение и возможность для зрителей взять на себя творческую ответственность и завершить фильм. Зрительская интерпретация придает фильму форму, и фильм оживает".
ПРЕССА:
"Четырежды" - завораживающий каждым кадром, временами и местами виртуозный, а потом вновь безыскусный фильм о самом главном: жизни и смерти. Здесь не произнесено ни единого слова - всё понятно и без того. Здесь нет актёров - кроме, пожалуй, дрессированной пастушьей собаки, отыгрывающей гигантскую сцену с участием внушительной массовки, стада коз и грузовика, снятую единым планом. Это, возможно, кино будущего, но слишком уж оно пропитано архаикой, которой в древней Калабрии, носке итальянского сапога, дышит каждый камень. Ближайший сюжетный аналог - рассказ Льва Николаевича Толстого "Три смерти"… Говоря короче, это кино, подобного которому вы не видели, а уж усмотрите вы в этом бессмертное откровение или претенциозную нудятину - дело вашего собственного вкуса, взгляда и выбора" (Антон Долин, "Вести ФМ"). "Образец аккуратного, искусного и изысканного арт-фильма из Италии. В этом глубоко волнующем фильме есть спокойствие и почтительность, каждый кадр поставлен и скомпонован с выдающейся мудростью. Если вы устали от болтливой, вызывающей головную боль чуши в кинематографе, тогда этот фильм - для вас. Попробуйте" (Питер Брэдшоу, "The Guardian"). "В визуальном отношении "Четырежды" решён практически идеально, то есть отрешённо и умеренно. Это вовсе не открыточные красоты Италии, утомительно безликие в своей рекламной бессодержательности. Интерьеры и пейзажи фильма больше всего напоминают остаточное пространство ренессансного портрета - то, что окружает модель в аскетически обставленной комнате, что видно за её спиной в окне, этом обязательном присутствии внезапно распахнувшегося мира. За спиной Джоконды, четы торговца Ханса Тухера и Святого Луки, рисующего Богоматерь, мы различаем достаточно разреженный пейзаж, который, даже будучи заполнен объектами, оставляет впечатление пустоши. Это всё оттого, что зрителю надлежит напрячь зрение и настроиться на детали" (Ян Левченко, "Синематека"). "Замечательный сюрприз... поразительный в своем лаконичном великолепии, безмятежности и юморе. Соединение повествовательного минимализма и неожиданного фарса... смелое и красивое" (Изабель Ренье, "Le Monde"). "В фильме "Четырежды" человек не является центральной фигурой. Фраммартино с таким же вниманием смотрит на животных или растения. В начале фильма по лицу седого старика ползет муравей, точно также, но чуть позже он будет ползти по морде белого козлёнка, а затем по коре кедра. Таким образом, автор уравнивает в правах всё живое и неживое и выводит в главные герои фильма невесомое и незримое - душу. Белый дым медленно поднимается из трубы. Душа человека не покидает этот мир после смерти тела. Она остаётся там, где была, чтобы приходить в те же самые дома, что и раньше, только в другом обличье. Картина умна, неспешна и очень красива, ведь настоящая красота заключается именно в простоте. В фильме нет музыки, в нём даже человеческая речь не требует перевода. Она равнозначна блеянию коз, лаю собаки, шороху листвы. Можно было бы предположить, что "Четырежды" - документальное кино, если бы не тонкая, невесомая драматургия и логически выстроенные причинно-следственные связи… Посмотрите это кино, оно дарит мудрость, свет и надолго оставляет удивительно легкое настроение" (Екатерина Визгалова, kino-teatr.ru). "Этот фильм заново изобретает сам акт восприятия. С таким глубоким, широким и тревожащим взглядом на природу мне сталкиваться ещё не доводилось" (А. О. Скотт, "New York Times"). "Это кинопоэма, которая подвергает сомнению главный принцип кино: антропоцентричность. Режиссёр с равным вниманием и интересом относится и к человеку, и к козлёнку, и к дереву, и даже к куче угля. И камера столь же подробно исследует поведение животного и движения природы, сколь и человеческие эмоции. Такой абсолютно эпический подход способен отпугнуть неподготовленного зрителя, но если не сопротивляться медленному вторжению фильма в сознание, то вскоре понимаешь, что перед тобой история о переселении душ. И что сюжет здесь есть, только он весьма нетипичен для современного кино: старый пастух, умирая, переселяется в козленка, а тот, когда приходит срок, становится деревом. Дерево же, когда наступает его час, срубают и превращают в уголь. Четыре перевоплощения души. Вечный круговорот жизни - фраза избитая, но одно дело - произнести её, другое - снять об этом круговороте фильм. Режиссёр Микеланджело Фраммартино приблизился к решению этой невыполнимой задачи" (Дмитрий Шепелев, Forbes.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|