СвалкаСВАЛКА
("Waste Land", Бразилия-Великобритания, 2010)
Режиссёр: Люси Уокер в соавторстве с Жоао Жардимом и Карен Харли.
Жанр: документальный фильм.

Известный художник Вик Мунис оставляет свой дом в Бруклине и отправляется на родину в Бразилию, где посещает самую большую свалку в мире, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро. Она называется Жардим-Грамашо, и её обитатели "катадорес" занимаются сортировкой отходов. Вик Мунис решает создать из мусора серию портретов местных жителей, и общение с ним, с миром искусства, заставляет многих "катадорес" по-новому взглянуть на себя и свой образ жизни… Документальный фильм "Свалка", снимавшийся около трех лет, - настоящий гимн красоте, искусству и силе человеческого духа.

Вик Мунис родился в 1961 году в Сан-Паулу (Бразилия) в семье рабочих. В молодости, когда он пытался разнять драку на улице, его ранили в ногу. Получив денежную компенсацию за ранение, он потратил деньги на переезд в Нью-Йорк, где живет и работает с конца 80-х. Приехав в США, Мунис почти сразу превратился в очень востребованного художника. Основным приёмом его творчества было воспроизведение самых избитых изображений мировой культуры, от портрета Мэрилин Монро до "Тайной вечери", с использованием непривычных искусству материалов. Особенно художник любил рисовать едой - шоколадом, арахисовым маслом, чёрной икрой. Одной из самых известных серий Муниса стали портреты детей из бедных кварталов, выполненные сахаром, той субстанцией, из которой, по его предположению, состоят детские мечты. Впрочем, помимо еды, Мунис ценил проволоки и разнообразную труху, алмазы и золото, но с некоторых пор чуть ли не больше всего полюбил мусор, отходы цивилизованного человечества. Его работы имеют коммерческий успех, его творчество высоко оценивают критики искусства. Его выставки проходят по всему миру. Его персональная выставка в Музее Современного Искусства в Рио-де-Жанейро уступила по посещаемости только выставке Пикассо. Последний на сегодня проект Муниса "Картины из мусора" является результатом раскопок на свалке, поисков в мусорных баках и повторного использования продуктов. "Мусор прекрасен тем, что мы его отвергли. Это - то, что нам больше не нужно. Это - то, что мы не хотим видеть", - говорит Вик Мунис, "Так что, если вы работаете в сфере визуального искусства, то мусор становится очень интересным материалом, потому что это самый невизуальный материал. Вы работаете с тем, что обычно предпочитают прятать". Вик Мунис отправился на самую большую свалку в мире - Жардим Грамашу, в северной части Рио-де-Жанейро. На свалке живет примерно 3000-5000 человек, а еще 15000 человек в этой индустрии получают доход от деятельности катадоров. Некоторые из тех, с кем Вик Мунис познакомился в Жардим Грамашу, являются сборщиками мусора в третьем поколении. Катадоры живут за чертой общества. Большинство бразильцев никогда не видят их - как и те мусорные кучи, которые катадоры считают своим родным домом. "Эти люди - антитеза общества потребления", говорит художник, "Я ожидал увидеть несчастных и подавленных людей, но они - борцы". Мунис быстро подружился и договорился с несколькими сборщиками о создании их портретов большого формата. Будучи знаменитым в мире художником, Мунис получил $64,097 от продажи одной из картин на престижном лондонском аукционе "Phillipe de Pury". Весь доход полностью он передал сборщикам мусора.

Люси Уокер выросла в Лондоне. В старшей школе занималась театральными постановками. Этот опыт получил развитие на старших курсах в Оксфорде: постановки Уокер получали престижные награды Театрального Общества Оксфордского университета. По окончании Оксфорда, будучи одной из лучших студенток курса (получила степени магистра по литературе и бакалавра программы бизнес-образования), Люси Уокер выиграла грант на прохождение программы постдипломного профессионального обучения в киношколе Нью-Йоркского университета. Там она получила степень MFA (аналог ученой степени кандидат наук"). В своем первом документальном фильме, "Дьявольские игры", Уокер исследует "обряд посвящения" подростков из ортодоксальной секты американских аманитов. Премьера фильма состоялась в 2002 году на фестивале Сандэнс. Картина была удостоена приза "Лучший документальный фильм" в Карловых Варах, получила Приз Зрителей на кинофестивале в Сарасоте (Флорида, США), а в 2003 году была номинирована в документальном конкурсе "Emmy Awards" в трёх категориях - "Лучший документальный фильм", "Лучшая режиссура" и "Лучший монтаж", а также номинирована как "Лучший документальный фильм" на премию "Independent Spirit Award". Следующий фильм Люси Уокер "Слепой взгляд" впервые был показан на кинофестивале в Торонто и получил Призы Зрителей на Берлинале-2007 в секции "Панорама", на кинофестивалях в Генте (Бельгия), Лос-Анджелесе и Палм-Спрингс (США). В 2007 году фильм был номинирован на "British Independent Film Awards" как "Лучший документальный фильм". "Слепой взгляд" рассказывает о путешествии шести слепых подростков с Тибета к вершине Эвереста (по северному склону) под руководством своего кумира -  слепого скалолаза из США Эрика Вайхенмайера, и своего учителя - Сабри Тенберкен, основательницы школы слепого чтения "Брейль без границ" (единственной школы для слепых в Тибете). Фильмография Уокер включает и телесериал "Blue's Clues" (на детском канале "Nickelodeon"), за который она дважды номинировалась на "Emmy" за режиссуру. Несколько игровых короткометражных фильмов режиссёра также были отмечены кинофестивалями. Параллельно со "Свалкой" Люси Уокер снимала еще один документальный фильм, "Обратный отсчет", премьера которого состоялась на фестивале в Сандэнсе в 2010 году. Этот страшный фильм-разоблачение посвящен угрозе ядерного терроризма и распространения оружия.

Когда Люси Уокер жила в Нью-Йорке, то подрабатывала как музыкант и ди-джей. В тот период она познакомилась с музыкантом Moby, который написал музыку к фильму "Свалка". Moby родился в Нью-Йорке, но его детство прошло в Коннектикуте. Он начал писать музыку в 9 лет, учился играть на классической гитаре, изучал теорию музыки, а в 14 лет начал играть в главной хардкор-группе Коннектикута "The Vatican Commandoes". Во время учебы на философском факультете Университета Коннектикута и в колледже "SUNY Purchase" в Нью-Йорке, он играл в пост-панк коллективе "Awol". Работать ди-джеем Moby начал в колледже, и в конце 80-х он был одним из основных персонажей хаус и хип-хоп площадок Нью-Йорка, выступая в таких клубах, как "Mars", "Red Zone", MK и "Palladium". Его первый сингл "Go" вышел в 1991 году (журнал "Rolling Stone" включил его в список лучших записей всех времен), и с тех пор альбомы Moby выходят постоянно. В мире продано более 20000000 его дисков. К тому же он делает ремиксы других исполнителей - среди них Дэвид Боуи, "Metallica", "Beastie Boys", "Public Enemy". Moby - один из наиболее успешных электронных музыкантов двух последних десятилетий - неплохо проявил себя на поприще сочинения саундтреков к фильмам. В своем техно-хите 1991-го года "Go" он семплировал музыку Анджело Бадаламенти к сериалу "Твин Пикс" Дэвида Линча, и с тех пор его музыка звучит во множестве фильмов, например: "Схватка" (режиссёр Майкл Манн), "Каждое воскресенье" (Оливер Стоун), "Завтра не умрет никогда" (Роджер Споттисвуд), "Пляж" (Денни Бойл). Не зря его сборник  музыки к фильмам, вышедший в 1997-м году, назывался "I Like To Score" - "Я люблю сочинять музыку к фильмам".

"Свалка" была отобрана в официальную программу документального конкурса  фестиваля "Sundance-2010", а европейская премьера состоялась на Берлинском МКФ 2010 года в секции "Панорама". И в первом и во втором случае фильм был удостоен приза зрительских симпатий. Международная ассоциация документального кино (IDA) назвала "Свалку" лучшим фильмом года,наконец, картина была номинирована на премию "Оскар" в категории "Лучший документальный фильм".


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА, рассказанная ЛЮСИ УОКЕР:
"Меня всегда интересовал мусор. Как мусор характеризует нас? Что приводит нас в замешательство и заставляет отторгать мусор? Куда он попадает и сколько его там? Что происходит с мусором дальше? Каково это - работать с мусором, каждый день? Я читала о женщине, которая устроила акцию в поддержку всех ассенизаторов: она обнимала каждого, выражая своё уважение. Я восхищалась её позицией и… решила найти свой способ выразить уважение. Позже, заканчивая киношколу в Университете Нью-Йорка, я начала ходить в секцию триатлона при университете. Изнурительные тренировки начинались в 6 утра, и там моим напарником по команде стала Робин Нэйгл - блестящий преподаватель, профессор. Она читала лекции о мусоре. Робин так увлекательно рассказывала о своей работе, что я стала посещать её семинар, после чего я серьёзнее задумалась о социальной роли мусора, о его значении и последних открытиях, и о том, как мусор важен сегодня. Когда Робин со своими студентами-выпускниками отправились на Фреш Киллз - мусорную свалку на Стейтен Айленд - любопытство заставило меня втереться в их компанию… Это место невозможно забыть. Весь мусор, который я произвела за время жизни в Нью-Йорке, был где-то здесь. Это место стало могилой моих вещей. И не только моих - всех. Я сразу поняла, что хочу снять фильм на мусорной свалке. В 2006 году на фестивале "BritDoc", а после - на Лондонском кинофестивале я встречалась с продюсером Ангусом Онсли и со-продюсером Питером Мартином. Они оба мне сразу так понравились, что мне захотелось с ними поработать. Когда мы обсуждали возможные проекты, Ангус упомянул, что познакомился с Виком Мунисом, и его чрезвычайно впечатлила и повеселила авторская версия истории искусств этого художника в формате слайд-шоу. Я тоже была знакома с работами Вика, и они мне очень нравились, так что возможность сделать фильм вместе с ним меня невероятно увлекла. Я прочла кое-что из того, что пишут о Вике, и мы с Ангусом и Питером поехали в Нью-Кастл на встречу с Виком (в январе 2007 года в Англии проходила выставка Вика Муниса в Музее современного искусства "Baltic" в городе Нью-Кастл, на севере Англии). Через два месяца мы встречались в студии Вика в Нью-Йорке, и тогда разговор зашел о мусоре. Вдруг я вспомнила эту поездку на Фреш Киллз, которая случилась 7 лет назад. И это был момент озарения. До этого Вик делал серию работ с использованием крупного мусора. У него были проекты из уличного сора и пыли. Нестандартное использование материалов - его творческий почерк. Он использует шоколадный крем, сахар, следы самолета в воздухе, так что новый проект во многом обещал стать развитием его прошлых работ. Эта идея увлекла нас более, чем какие-либо другие. Я знала: если Вик установит контакт с катадорами и будет с ними работать, в этом будет драматургия… Через месяц мы с Ангусом получили отличные новости: Фабио нашел свалку, где наркоторговцы были под контролем, а все сборщики мусора состояли в Ассоциации, которой руководил харизматичный молодой лидер. Мы ожидали, что он согласится сотрудничать с Виком. Все мы очень волновались: там было слишком много потенциальных опасностей - от вирусных заболеваний до похищения людей, но мы все хотели туда поехать. В августе 2007 года мы - Вик, Ангус, Питер и я - прилетели в Рио-де-Жанейро. Уже из окна машины в глаза бросались контрасты: между чрезвычайной бедностью и богатством, между горами и океаном, между черным и белым, между мусором и искусством. Между мастерами искусства и сборщиками мусора… Ни один город мира, кроме Рио-де-Жанейро, не может предоставить художнику столько контрастов, и я осознала, что тот факт, что наша идея получила возможность воплощения именно в Рио - не просто совпадение. Это были идеальные условия. В этом фильме (как и во всех своих работах) я поставила задачу показать людей, которых мы обычно не встречаем в нашей нормальной жизни. Я также всегда ставлю себе задачу - вызвать у зрителя раздражение, зуд, проникнуть ему под кожу, для того, чтобы установить эмоциональную связь между зрителями и героями фильма… Не уверена, что зрители заметили, но в фильме трижды упоминаются муравьи. В первый раз - когда Вик смотрит на Жардим Грамашу из вертолета и говорит: "люди копошатся, как муравьи". Второй - когда Изис рассказывает о смерти сына и вспоминает, что по его лицу в морге полз муравей. И, в конце концов, мы видим Вика, который в своей студии играет кистью с муравьем. Это еще один контраст, игра в противоположности - быть так далеко, что люди кажутся муравьями, лишенными "человеческого фактора", и в то же время быть так близко, иметь такую тесную связь с сыном, чтобы "помнить каждую мелочь, все-все помнить", даже момент, когда у него по лицу пробежал муравей… Как художник, Вик играет с этими уровнями удаленности и приближения, показывая зрителю материал и идею, раскрывая взаимоотношения между художественным изображением и его оригиналом… Вик хотел сделать портреты, которые стали бы для катадоров  зеркалом, в котором они увидят самих себя. Также и я - надеюсь, что фильм поможет перенестись и оказаться рядом с людьми, которые на самом деле находятся так далеко от нас. Это увеличенное, детализированное изображение всего пути - к тем, кто ранее был максимально далек от нас, но нуждался в нашей помощи. По мере того, как события в фильме получают развитие и возможные последствия, возникают вопросы. В "Свалке" Вик и его жена спорят перед камерой о том, может ли этот проект причинить вред катадорам, так как они были вырваны из привычной среды, но в конце вынуждены будут туда вернуться. А должен ли режиссер-документалист вмешиваться в жизнь своих героев? Но как же без этого? Я не верю в объективность. Я являюсь субъективным зрителем каждую минуту, пока снимаю фильм. Несомненно - режиссер является участником событий, которые меняют жизнь. И режиссер несет ответственность".


ПРЕССА:

"Свалка" совмещает два весьма популярных в документалистике жанра - почтительно-созерцательный фильм о современном искусстве и правозащитное кино об отбросах общества… Гибрид довольно неожиданный, хотя предложенный не кинематографистами, а самой жизнью… Как органично форма и содержание сосуществуют в "Свалке": портреты мусорщиков нарисованы мусором, а ритуальное возвеличивание людей труда оборачивается конкретной выгодой для каждого из них, впервые в жизни получивших шанс выбраться из сора. Когда б вы знали, из какого сора... Один вид мегасвалки под Рио-де-Жанейро мог бы стать достаточной причиной, чтобы сделать такой фильм. Последний риторический вопрос: ладно Мунис, он свое дело сделал, а где тут искусство кино? Ответ прост. Люси Уокер нашла отличный сюжет - и смогла превратить его в увлекательную историю с отчетливым мессиджем: искусство способно повлиять на жизнь. Теперь с её подачи в это уверовали десятки тысяч человек - это гораздо больше, чем все славные катадорес Бразилии, вместе взятые" (Антон Долин, "Эксперт").

"Подлинными героями Уокер стали не мусорные горы, напоминающие инопланетные ландшафты, не модный художник, припадающий к корням, а простые люди, "катадорес", зарабатывающие на пропитание сортировкой хлама. Сотрудничество с Мунисом позволяет обитателям дна вспомнить о человеческом достоинстве и праве каждого быть творцом. Примерно ту же миссию выполняет и фильм, создатели которого твердо убеждены в том, что человек - это звучит гордо, а современное искусство не так страшно, как его малюют, и вообще принадлежит народу" (Вадим Рутковский, OpenSpace.ru).

"Несмотря на ужасающую бедность, которая показана в фильме, "Свалку" смотреть - одно наслаждение. Фильм выходит далеко за рамки формата обычной документалки о художниках" ("Hollywood Reporter").

"Обитатели свалки - невероятно красивые, сильные и жизнеутверждающие товарищи. С высоты птичьего полета люди, копошащиеся на гигантской помойке, выглядят ужасно. Режиссер Люси Уокер сравнивает их с муравьями, но на самом деле они больше похожи на червяков. При ближайшем рассмотрении оказывается, что "всюду жизнь", как бы банально это ни звучало. На свалку людей привела большая нужда или трагедия, но они как-то научились любить свою работу и даже гордиться ею. Понятно, что для проекта выбраны были самые лучшие, но всё равно смотреть на них - больше удовольствие, даже без всяких поправок на нечеловеческие условия существования. Такой удивительный бразильский генотип. Будь на месте Муниса какой-то другой художник, все это выглядело бы либо невыносимо наивно, либо как циничный пиар, эксплуатирующий чужие страдания. Но Мунис сказал важную фразу: "На их месте мог бы оказаться и я, сложись моя судьба немного по-другому" (Наталья Афанасьева, Infox.ru).

"Искусство Муниса основано на очевидном напряжении между образом и материалом, на невозможности выбрать, что важнее - "Джоконда" или варенье, какая-то дрянь или составленный из неё портрет хорошего человека, на разоблачении мифологии и обратной мифологизации. В принципе, это очень простая игра, и на примере Муниса можно было бы преподавать современное искусство в средней школе. Однако история его работ может быть гораздо интереснее их самих, её как раз и представляет фильм "Свалка"… "Свалка" - фильм далеко не идеальный, иногда берущий очевидно фальшивые ноты. Но есть в нём моменты удивительной красоты и силы. Моменты эти - в некотором противоречии. Мунис, вообще говоря, художник очень претенциозный, ему лишь бы посадить сборщицу мусора и её ребенка в позу Мадонны с младенцем или ещё как-нибудь поиграть архетипами и выдавить у белого человека слезу. Создатели фильма (неясно, насколько это входило в их планы) не то чтобы разоблачают его суетность, но демонстрируют некоторую неадекватность таких жестов. Самое ценное в "Свалке" - это реакция героев Муниса на всё, что с ними происходит: одновременно недоверие, благодарность и ощущение какой-то странной новой игры. Настоящая тема фильма - не миссия художника-гуманиста, а удивительные эффекты, которые производит искусство, вторгаясь в почти незнакомый с ним мир. И именно тонкость в обнаружении этих эффектов делает "Свалку", несмотря на затянутость и мелодраматизм, важной картиной" (Игорь Гулин, "Коммерсантъ-Weekend").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта