ЖИЗНЬ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
("Life during Wartime", США, 2009)
Режиссёр: Тодд Солондз.
В ролях: Ширли Хендерсон, Эллисон Дженни, Элли Шиди, Кьяран Хайндс, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Лернер, Дилан Рили Снайдер, Крис Маркетт, Рич Печчи, Пол Рубенс, Майкл Кеннет Уильямс.
Жанр: печальная комедия. Разочаровавшись в замужестве, печальная сорокалетняя Джой уезжает из Нью-Джерси во Флориду, где уже строят новую жизнь две её старшие сестры Хелен и Триш. Первая, успешная телесценаристка, всегда стыдившаяся родственников, окончательно от них отгородилась. Триш же мечтает о том, чтобы её новый муж стал хорошим приёмным отцом для двух её сыновей. Настоящий отец мальчиков Билл - педофил, не лучший пример для подражания, и когда он выходит из тюрьмы, перед семейством стоит сложная задача - понять, простить или забыть. Призраки прошлого преследуют членов этой большой семьи, но все они ищут одного - любви и понимания… Культовый режиссёр американского независимого кино Тодд Солондз спустя 12 лет возвращается к героям своего фильма "Счастье". Солондз родился 15 октября 1959 года. В 1996 году его фильм "Добро пожаловать в кукольный дом" (Тодд выступил в качестве сценариста, режиссёра и продюсера) завоевал большую премию жюри на кинофестивале в Сандэнсе, а также награды международных кинофестивалей в Берлине и Торонто. В 1998 году картина "Счастье", где он был сценаристом и режиссёром, получила премию ФИПРЕССИ на МКФ в Канне и номинацию на "Золотой глобус" за сценарий. Именно эта работа принесла Солондзу мировое признание и стала самой большой его творческой удачей. Премьера ленты "Сказочник" состоялась в Канне в 2001 году, затем она была включена в программы кинофестивалей в Нью-Йорке и Сандэнсе. Газета "New York Times" назвала её одним из "десяти лучших фильмов года". В 2004 году новый фильм Солондза "Перевертыши" стал участником конкурсной программы МКФ в Венеции. За сатирический взгляд на обывательские предрассудки и "семитский юмор" Солондза сравнивают с Вуди Алленом. За последовательную критику американского общества - с Майклом Муром. Его называют циником и мастером чёрного юмора. Обвиняют в расизме и мизантропии. Он же называет свои полные парадоксов и неопределенности фильмы "печальными комедиями", себя - скептиком и уверен в том, что "слишком лёгкое дело - любить человечество за то, какое оно хорошее. Гораздо труднее любить людей, зная их истинную природу". "Жизнь в военное время" - первый фильм Солондза, который, если верить критикам, можно показывать своим бабушкам. "Жизнь в военное время" удостоена приза за лучший сценарий на МКФ в Венеции 2009 года. Картина была выдвинута на престижную премию "Независимый дух" в номинациях "Лучший сценарий" и "Лучшая женская роль 2-го плана" (Дженни), а на МКФ в Мар-дель-Плата (Аргентина) получила приз за лучшую женскую роль (Дженни).
ТОДД СОЛОНДЗ:
"Тут, в Америке, чувство одиночества и изоляции сильнее, чем где бы то ни было. Причин этому много, но главная - жизнь в потребительской, капиталистической культуре. С другой стороны, здесь ты можешь перекроить себя и перестать быть связанным традициями и порядками своей семьи. Но результат освобождения от этих пут - неизбежное отчуждение. Американская свобода имеет свою цену".
ПРЕССА:
"Никто до сих пор не научился так вот меланхолично снимать острое, злое и критичное кино про идиота-обывателя, который не видит ничего, что под носом у него. И только у Солондза единственного эта фактура в руках остается живой, не становится симулякром… Творческий кризис, несмотря на самоцитаты из десятилетней давности "Счастья", обходит его стороной… Здесь совсем не так много комизма, как обычно у Солондза, и даже в том же "Счастье". Ну да, есть меткие фразочки… Но за каждым трюком тут стоит мрачнющая мысль. Вызывают шуточки уже не радостный смех с похрюкиванием, а, скорее оторопь… В определенный момент злобный сатирик вовсе отбрасывает любую видимость юмора и долбит одним и тем же еврейским вопросом: "А что если забыть, но не простить?" И это как раз тот случай, когда шут оказывается самым серьёзным человеком (привет братьям Коэн). Во всяком случае, от него никак не ждёшь мудрых мыслей, а он их выдает пачками. Вот это всем фокусам фокус" (Иван Чувиляев, "Независимая газета"). "Смешная от начала до конца, точно спланированная "Жизнь в военное время" - безупречное пособие для режиссёров арт-хауса. Хочешь научиться снимать - посмотри "Жизнь..." 20 раз… Но, проплывая по этому конвейеру долгих абсурдистских диалогов в кафе, блестящих реплик и нарушенных табу ("Мама, а что на самом деле делают педофилы с мальчиками?"), вдруг замечаешь, что Солондз очевидно смущен. Застуканный с поличным в момент, когда чеховская мизантропия уступает в нём чеховскому же гуманизму, он явно растерян - и, словно заново учась говорить, доверяет героям слова о забвении и прощении. Момент трогательный и неловкий для всех, дыхание сбивается, ожидания обмануты - разве ж это "Счастье"? Перверсии вдруг оказываются не трагикомичной социальной болезнью, а просто частью человека, а прощение - преимуществом зрелости, как человека, так и общества" (Антон Костылев, Газета.Ru). "Тодд Солондз вернулся и предлагает смущённому зрителю посмеяться над позором и страданием, а затем задуматься, почему мы смеёмся? В "Жизни в военные времена", получившей приз за лучший сценарий в Венеции, мизантроп-морализатор предстаёт таким же воинственным и в таких же смешанных чувствах, как и всегда. Его большой палец готов нажать на пёстрые горячие кнопки: раса, самоубийство, аутизм, сексуальные расстройства, ненависть к себе, Израиль, и самая его любимая - педофилия" (Джей Хоберман, "Village Voice"). "В режиссёрской манере громоздить разговорные эпизоды как кирпичи чувствуется некоторая усталость, и из диагноста он всё больше превращается в патологоанатома, хотя порой ловит вдохновение: скажем, виньетка с Шарлоттой Рэмплинг получилась по-настоящему жуткой, как в лучшие времена. За отчетный период случилось 11 сентября, так что американское отчаяние стало ещё горше: к сексуальным фрустрациям добавилось ощущение жизни на вулкане. Но фильм ехиднее и безнадежнее "Счастья" трудно представить, поэтому Солондз делает акцент на новую тему - забвения и прощения, в духе финала сериала "Лост". Родители со своими грехами и нереализованными желаниями постепенно растворяются на заднем плане, превращаясь - буквально - в тени, в дурное воспоминание, им уже не помочь. В кадре остаётся растерянный ребенок с вопросами. Умеет ли морковка чувствовать? Где мой отец? Доколе? Солондзу в любом случае нечего ему ответить - остаётся потушить свет и уйти на титры" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "Жизнь в военные времена" - первый фильм Тодда Солондза, который можно смело показывать и внучке, и бабушке: визуальные провокации сменились словесными, а словами теперь никого не шокируешь. Рисуя нравы американского дома терпимости, Тодд Солондз не впадает ни в трагический раж, ни в экзистенциальное отчаяние. Он сам называет свои фильмы комедиями деградации и причисляет себя к тем, "кто готов смеяться вместо того, чтобы плакать". Как современный художник, Солондз знает, что катастрофа уже случилась, конец света наступил, и надо продолжать жить, с оптимизмом глядя в будущее, и помнить: "Если ты проснулся утром, это уже удача". Его кино - это своего рода антидепрессант. Невыносимая легкость бытия оказывается на поверку вполне выносимой. Счастье по-прежнему есть - и оно состоит в прощении" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|