07.10.2011
КРАСНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА По поводу «Субмарины» Ричарда Айоади в большом ходу рассуждения о том, является ли данная картина «классическим фильмом взросления» или она о чём-то большем. Как будто взросление – это дело самих утопа… простите, юных созданий, да и только. Как пела черепаха Тортила, мне бы твои года, так я согласна и на твой нос. То есть половина из того, что юность считает катастрофой, в зрелости-старости кажется дивным, потому что подлинным. Собственно из этой эмоциональной нестыковки и высекаются смыслы в таких фильмах как «Субмарина». Те, кому «до», - узнают себя. Тех, кому «после», вдруг продирает старая новая мысль: любую накатанную дорогу можно скатать как коврик и отправить в чулан. И тогда – под привычкой, буднями и рутиной - откроются Вещи, которые пишутся только с большой буквы и переживаются только как в первый и последний раз. История Оливера Тейта, юноши чья «субмарина», сконструированная из слов, умозаключений и фантазий, даёт течь под натиском окружающего её океана жизни, изложена с лирическим напором, но без тяжких метафизических погружений. «Ботаник», немного изгой и с избытком наивный оригинал Оливер переживает первую любовь, занимается спасением родительского брака и на практике познаёт суть постоянно возникающих и не иначе как экзистенциальных «почему» и «зачем». Что-то ему открывается, нам тоже. Океан глубокий, он давит, но как прекрасно стоять в промокшей обуви на его берегу с той, у которой и собака, и аллергия на собак, и пальто красное-красное, как… Всё, запутался, но именно путаница тут и замечательна. Айоади не стесняется того, что в теме и идеях он не первопроходец. В кадр аккуратно заносится «Над пропастью во ржи», в закадровых интервью упоминаются, например, «Ледяной ветер» Энга Ли и «Покажи мне любовь» Мудиссона. Я так добавил бы сюда шахназаровский «Курьер» и сны Бананана из «Ассы». Можно и ещё много чего нарыть, но и так всё понятно. Дело здесь не в какой-то трансцендентной оригинальности, а в том, получилось кино или нет. По-моему получилось. Во-первых, хорошо сделано, с выдумкой, но без переборов и невнятных болтаний. Во-вторых, актёры хороши, особенно юные и удачно минималистичные Крэйг Робертс и Ясмин Пэйдж, всё-таки основная нагрузка, как ни крути, выпала на них. В-третьих, не подкачало фирменное британское остроумие, которым весь фильм пронизан, но которое не лезет на зрителя как переваренная каша из кастрюли. Ну, не «Над пропастью во ржи», конечно, но «Курьера» не хуже. Павел ТИМОШИНОВ |