АРИЭТТИ ИЗ СТРАНЫ ЛИЛИПУТОВ
("Kari-gurashi no Arietti", Япония, 2010)
Режиссёр: Хиромаси Енебаяси.
Жанр: анимационная сказка. В пригороде Токио под половицами огромного особняка, расположенного в большом, заросшем саду, крошечная 14-летняя Ариэтти живёт со своими родителями. Дом принадлежит двум пожилым дамам, которые знать не знают о существовании миниатюрных соседей. Человечки ведут скромный и осторожный образ жизни, чтобы не привлекать к себе внимания. Они получают все, что им необходимо, "заимствуя" у людей, которые живут рядом. Они не феи и не владеют магией. Они воюют с мышами, им доставляют множество проблем тараканы и термиты, они спасаются от спреев и насекомых, аккуратно обходят ловушки для тараканов и приманки, пропитанные борной кислотой. Отец храбр и силён, он регулярно выполняет опасную миссию "заимствования". Мать занимается домом и заботится о семье. Ариэтти - добрая любознательная девочка, но в жизни "добываек" есть железное правило: общение между ними и хозяевами дома строго-настрого запрещено. Родители Ариэтти всегда предупреждали её: "Никогда не позволяй людям увидеть тебя!" Будучи хоть раз замеченными, маленькие люди всегда должны менять место жительства. Но когда 12-летний мальчик Шо переезжает в особняк на время лечения, Ариэтти забывает о наставлениях взрослых, и Шо неожиданно обнаруживает её. Постепенно они начинают доверять друг другу, и вскоре их дружба расцветает... Анимационный фильм "Ариэтти из страны лилипутов" снят по роману Мэри Нортон "Добывайки". Мэри Нортон (1903-1992) родилась в семье врача. Вышла замуж за Роберта Нортона в 1927 году и родила четырёх детей, 2 мальчиков и 2 девочек. Вторым её мужем стал Лайонел Бонси, за которого она вышла в 1970 году. Нортон начала писать, работая на британскую Комиссию в Нью-Йорке во время Второй мировой войны. Её первая книга "Волшебный набалдашник, или Как стать ведьмой за десять лёгких уроков" была опубликована в 1943 году. Эта книга, и её продолжение, "Костры и мётлы", стали основой для фильма "Набалдашник и метла" компании "Walt Disney Productions". Эти две книги вышли в России под общим названием "Метла и металлический шарик", книга позже переиздавалась в других переводах. Самая знаменитая сказка Нортон, "Добывайки" (или "Заёмщики") экранизировалась многократно: в 1973 году компанией NBC (телефильм), в 1992 году компанией "Би-би-си" (мини-сериал), в 1997 году кинокомпанией "PolyGram Filmed Entertainment". Анимационный фильм "Ариэтти из страны лилипутов" сделан легендарной студией "Ghibli", основанной в 1985 году сценаристом и режиссёром Хаяо Миядзаке ("Навсикая из Долины Ветров", "Небесный замок Лапута", "Мой сосед Тоторо", "Ведьмина служба доставки", "Порко Россо", "Принцесса Мононоке", "Унесенные призраками", "Ходячий замок", "Рыбка Поньо на утёсе") специально для производства высококачественных полнометражных мультфильмов. Автором сценария и одним из продюсеров "Ариэтти из страны лилипутов" выступил сам легендарный Хаяо Миядзаки. "Ghibli" - одна из самых уважаемых и авторитетных студий-производителей мультфильмов, у неё есть огромное количество поклонников во всём мире, её работы отличает яркий авторский почерк и узнаваемость. На студии считают, что никакое 3D никогда не заменит рукотворный рисованный мультфильм в лучших традициях анимации ещё с начала прошлого века. "Ариэтти из страны лилипутов" - режиссёрским дебют Хиромаси Енебаяси, одного из лучших аниматоров "Ghibli", прежде много работавшего над фильмами Хаяо Миядзаки. Хиромаси Енебаяси родился в 1973 году в Японии, в провинции Исикава. Учился в дизайнерском колледже Каназава. В 1996 году Енебаяси начал карьеру в "Ghibli" и работал аниматором-фазовщиком на проектах "Принцесса Мононоке" (1997) и "Мои соседи Ямада" (1999), затем ключевым аниматором мультфильмов "Унесённые призраками" (2001), "Ghibli". Эпизод 2" (2002), "Ходячий замок" (2004) и "Рыбка Поньо на утёсе" (2008). Он был также помощником супервайзера мультфильма "Сказания Земноморья" (2006). Помимо работы над полнометражными мультфильмами "Ghibli", Енебаяси работал над короткометражными фильмами для Музея "Ghibli" в Митаке. Он был режиссёром-аниматором мультфильма "Меи и малыш Катбус" (2002), и аниматором-супервайзером анимации "Воображаемые летающие машины" (2002), также он руководил работой над "Эволюцией" (2008), одной из достопримечательностей показов Музея "Ghibli". При бюджете в 23 миллиона долларов мультфильм "Ариэтти из страны лилипутов" собрал в мировом прокате около 190 миллионов долларов.
ТОШИО СУЗУКИ, продюсер:
"В начале лета 2008 года Хаяо Миядзаки впервые предложил этот проект. На тот момент у меня была совсем другая идея. Мы неоднократно спорили, и ни один из нас не хотел уступать. Я понял, что так мы ни к чему не придём, поэтому из уважения к возрасту г-на Миядзаки, я сдался. Почти сорок лет назад Миядзаки и Исао Такахата хотели адаптировать "Добываек". Однажды Миядзаки, вспомнив об этом, настоятельно рекомендовал мне прочитать книги и начал упорно делать все для того, чтобы превратить книгу в фильм. Возможно, причиной были его теплые воспоминания об их с Такахата юности. Я не знаю… такое, то и дело происходит на студии "Ghibli". "Но почему "Добывайки", да ещё именно сейчас?" - спросил я у Миядзаки, и он начал называть мне различные причины того, почему необходимо создать этот фильм. Идея истории о "заимствовании" интригует. Это идеально соответствует сегодняшнему положению вещей. Эра массового потребления подходит к концу. Мы живём в нестабильной экономике, и идея заимствовать вместо того, чтобы покупать, очень хорошо демонстрирует развитие событий, объяснил он. Миядзаки обычно действует быстро, когда видит, что идея того стоит, поэтому он немедленно написал формальное проектное предложение. Фильм снят по мотивам книги Мэри Нортон "Добывайки". Однако действие перенесено из Англии 1950-х в современную Японию-2010, в город Коганей. 14-летняя Ариэтти и её родители живут под полом старого дома. Лилипуты получают всё, что им необходимо, "заимствуя" у людей, которые живут рядом… Мы видим в этих существах пример традиционной старомодной семьи. Нормальный, приземленный мир становится совсем другим, когда видишь его глазами существ, ростом не более 10 см. Было замечательно создать анимационный фильм об этих маленьких людях, которые постоянно работают, постоянно в движении… Мы рассчитывали, что этот фильм подарит надежду и придаст смелости людям, живущим в наше хаотичное, нестабильное время … Итак, следующий вопрос - кто будет режиссёром? Это был сложный вопрос. Все фильмы студии "Ghibli" до этого снимали по очереди Миядзаки и Исао Такахата. Но теперь они оба были уже в возрасте. Есть выражение, старый конь борозды не испортит, однако на практике пожилой человек, может делать всё, но до определенного момента. Поэтому, так же, как в случае с мультфильмом "Сказания Земноморья", который снял молодой Горо Миядзаки, нам был нужен молодой режиссёр и для этого проекта. Кто же мог сделать это? Миядзаки внезапно решил, что нести ответственность за это решение должен я, хотя такой вопрос требовал некоторого времени на обдумывание. Единственное имя, которое пришло мне в голову, было имя нашего нынешнего режиссёра Хиромаси Енебаяси. "Маро" - его прозвище. "Как насчёт Маро?" - сказал я. Миядзаки выглядел удивленным. "Сузуки, как давно вы думаете об этом?" - спросил он. "Примерно два или три года", - солгал я. Я даже не спросил Маро, рассматривал ли он когда-либо возможность стать режиссёром. Я просто спонтанно назвал его имя. Маро, кстати, является лучшим аниматором "Ghibli". В мультфильме "Рыбка Поньо на Утесе" он отвечал за сцену, где Поньо накрывают гигантские волны, пока он пытается найти Сосуке. Работа Маро впечатлила Миядзаки. "Итак, давайте пригласим его сюда, и мы поговорим!" Как только Миядзаки принимает решение, он действует быстро. Он вызвал Маро в свою студию "Нибарики", чтобы мы могли убедить его взяться за эту работу. Миядзаки перешёл сразу к делу. Он показал Маро копию "Добываек" и сказал: "Маро, это наш следующий проект, и Вы будете его режиссёром!" Маро был застигнут врасплох. "Но разве режиссёру не нужна собственная философия или точка зрения? - спросил он, - у меня их нет". Миядзаки и я выкрикнули в один голос: "Это уже есть в книге!" Маро был в замешательстве, но в конечном итоге он согласился с решением Миядзаки и своей новой ролью режиссёра. Сначала Маро пытался спрашивать мнения Миядзаки обо всём, но когда пришло время раскадровки, он понял, что должен решать всё сам, и сообщил Миядзаки, что больше не будет рассчитывать на его советы. Миядзаки ответил: " Мой мальчик! Будь храбр!" и дал своё одобрение".
|
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|