08.09.2011
БЕЗ БУМАЖКИ И МАМОНТ БУКАШКА? Уйдя на заслуженный отдых, бывший мясник не знал, куда себя деть. Мертвец в супермаркете напомнил ему: жизнь коротка. Тогда он оседлал железного коня - и почувствовал себя человеком. На мотоцикле "Мамонт" герой Депардье отправился собирать бумажки с прежних мест работы, а за ним увязался страшно-прекрасный призрак погибшей в аварии девушки - как бы утраченная молодость. Это роуд-муви по местам памяти, изменившимся до неузнаваемости. На месте мельницы - студия дизайна. Некогда распахнутые двери закрыты на кодовые замки. У придурковатых родителей выросли дети-извращенцы. И новая жизнь вынуждает продавать какие-то никчемные проволочные сетки, чтобы покупать какие-то вредные чипсы... Да ну ее, в общем, эту вашу современную реальность. Девушка с порезанным лицом явится и скажет: "Они все козлы, а я тебя люблю - не сдавайся". И "мамонт" будет выживать. В фильме немало впечатляющих кадров и сцен, состоявшихся прежде всего благодаря фигуре Депардье. Вот собранные бумаги эффектно разлетаются по ветру заодно с длинными космами "мамонта". Очень смешно его провожают на пенсию под монотонный хруст коллег и речь начальника по бумажке. Забавна сцена мусульманского намаза во французском винограднике. Феерично разыграна сорвавшаяся месть жены героя. Незабываема ситуация в кафе, где четверо крепких мужиков-гастарбайтеров хором рыдают о своей горькой судьбине. И совсем уж близок к шедевру кадр, в котором Депардье пытается протолкнуть тележку из супермаркета между автомобилями на стоянке - такой неуклюжий крупный зверь в измельчавшей реальности. Но если уж такому перепадает удачи - то большой куш, не мелочишка. Дабы фильм получился незаштампованным, авторы сделали его нарочито "неотшлифованным". Непричесанным, неотутюженным, как сам Депардье на экране. Ему как будто и не надо играть, ведь мамонт интересен не оттенками поведения, а самим фактом своего существования. Но сюжетная сбивчивость и стилистическое несовершенство - не главный недостаток картины. Гораздо больше ее портят шуточки ниже пояса, с грязцой, без которых, похоже, не обходится сегодня ни один неглупый европейский фильм. Не потянули авторы и финальную мораль. В символическом сочинении "как я провел жизнь" большой человек из мясной лавки накарябал нечто о любви и свободе. Что-то вроде "оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа"… Только гораздо хуже сформулированное. Ольга Горнова, "Нижегородские новости" |