СУБМАРИНА
("Submarine", Великобритания-США, 2010)
Режиссёр: Ричард Айоади.
В ролях: Крэйг Робертс, Ясмин Пэйдж, Салли Хоукинс, Пэдди Консидайн, Ноа Тэйлор, Джемма Чан, Клер Кейдж, Даррен Эванс, Бен Стиллер.
Жанр: ироничная драма. Познакомьтесь с Оливером Тейтом (Робертс), не по годам развитым 15-летним юношей, с невероятно глубокими и по большей части бредовыми взглядами на мир (он постоянно представляет себе, какие излияния горестных чувств охватили бы весь Уэльс в случае его смерти). Оливер везде ходит с чемоданом, готов поспорить с некоторыми высказываниями Ницше (признавая, что у него было несколько интересных мыслей), внимательно изучает словарь на предмет новых слов для своего лексикона и подозревает свою мать Джилл (Хоукинс) в романе с соседом Грэмом (Консидайн), проповедующим философию "Нью-эйдж". Но в первую очередь Оливер думает о том, чтобы найти себе подружку. Здесь-то и появляется Джордана Беван (Пэйдж)… Экранизация одноименного романа Джо Данторна, изданного в 2008 году. В других руках киноверсия рискованного романа "Субмарина" Данторна могла бы стать очень традиционной комедией о взрослении, но к счастью за проект взялась компания "Warp Films", которая за последние восемь лет постоянно стремилась преодолевать стереотипы и создавала культовые хиты из необычных и новаторских работ. Режиссёром "Субмарины" стал Ричард Айоади - английский комедийный актёр, писатель и режиссёр из Лондона. Он особенно известен как исполнитель роли Мориса Мосса в телевизионном сериале "Компьютерщики" ("The IT Crowd"). Ричард набил руку на съёмках видеоклипов и телесериалов, прежде чем заняться "Субмариной", своим дебютным фильмом. Не так давно Айоади в интервью британскому изданию "Guardian" объявил, что уже начал подготовительную работу для своего следующего проекта - экранизации классического романа Федора Михайловича Достоевского "Двойник". Самыми известными персонами в актёрском ансамбле "Субмарины" стали британцы Салли Хоукинс и Пэдди Консидайн. Исполнение Хоукинс роли Поппи в фильме 2008 года "Беззаботная" принесло ей несколько международных наград, включая "Золотой глобус" за лучшую женскую роль. Другие значительные роли Хоукинс: в "Вере Дрейк" (2004), в сериале BBC "Бархатные пальчики" (2005), в "Доводах рассудка" (2007), в "Не отпускай меня" (2010), в "Джейн Эйр" (2011). Патрик "Пэдди" Джордж Консидайн - актёр, режиссёр, сценарист и музыкант. Известен ролями в фильмах "Комната для Ромео Брэсса" (1999), "В Америке" (2003), "Нокдаун" (2005), "Типа крутые легавые" (2007), "Ультиматум Борна" (2007), "Без компромиссов" (2011). В "Субмарине" звучат песни лидера группы "Arctic Monkeys" Алекса Тёрнера, написанные специально для картины. Мировая премьера "Субмарины" прошла 12 сентября 2010 года на МФК в Торонто. В кинопрокат в Великобритании лента вышла 18 марта 2011 года, в США - 3 июня. В России премьера прошла на 33-м Московском международном кинофестивале 30 июня. Фильм был хорошо встречен кинокритиками. На "Rotten Tomatoes" 87 % рецензий являются положительными, средний рейтинг составляет 7,3 из 10. Картина была удостоена приза "Золотой Грифон" как лучший фильм на МКФ в Джиффони-2011.
МЭРИ БЁРК, продюсер:
"Когда я впервые прочитала книгу в 2006-м году, я сразу влюбилась в оригинальность повествования и остроумие романа Джо. Это было так непохоже на обычный британский подростковый роман, и я подумала, что было бы здорово сделать из этого кино. Энциклопедическая натура Оливера, которая раскрывается через его внутренние монологи, как мне показалось, идеально подойдет к удивительному и доскональному знанию кинематографа, которым обладает Ричард. В книге была некая вневременная красота, и я подумала, что ностальгический режиссёрский стиль Ричарда поможет ей раскрыться. И, кончено, никто не сомневался, что он справится с комедией, потому что он - один из самых смешных людей, работающих сегодня в Великобритании".
РИЧАРД АЙОАДИ:
"Книгу "Субмарина" написал Джо Данторн. Элли Гипс, который работает на "Warp Films", знает Джо уже не первый год, и "Warp" купил права на экранизацию книги ещё до её выхода. Я снимал видеоклип для "Warp", на песню группы "Arctic Monkeys", и мне дали почитать книгу, и мне она очень понравилась. Затем "Warp" попросили меня написать сценарий, чтобы затем, возможно, его самому поставить… Я бы сказал, что фильм довольно далеко ушёл от книги, но надеюсь, что дух персонажа Оливера Тейта, которого придумал Джо, удалось сохранить. Джо вёл себя просто идеально - мне кажется, что со мной просто невозможно было бы иметь дело, если бы кто-нибудь решил экранизировать какую-нибудь мою вещь. Джо нас так поддерживал и всё время снабжал полезными комментариями".
"В Крэйге было что-то неожиданное. У него была очень короткая стрижка под Пита Тауншенда, но вокруг глаз были огромные мешки. Выглядел он мило. Каждый раз, когда он пробовался, я надеялся, что он будет так же хорош, как и выглядел - и он всегда даже превосходил мои ожидания... И он мне очень понравился. Он по своей натуре очень смешной и обаятельный. Ясмин - вообще великая актриса. Она радует глаз и очень умна. И инстинкты никогда её не подводят… Они были очень естественными. Они оба играли с младых ногтей, поэтому были очень профессиональными и невероятно последовательными. Не было какого-то особого подхода из-за их возраста. Они были просто великолепными актёрами, это были их врожденные навыки, я тут был ни при чём! Вся работа заключалась в том, чтобы помочь им понять своих персонажей, ответить на их вопросы и создать обстановку, в которой бы они по максимуму раскрылись".
"Салли я уже знаю много лет, и она в качестве простых услуг, помогала в разных шоу или видеоклипах, которые я снимал. Она просто обалденная. Могу предположить, что чаще всего актрисы не играют героинь, которые старше их по возрасту, потому что большинство актрис тщеславны и думают, что это не пойдет на пользу их карьерам, но у Салли совершенно нет этой кичливости. Опять же, она очень смешная, но не так, что похоже, будто бы она зациклена на том, чтобы казаться смешной…"
"Пэдди так здорово пишет, что было бы глупо отказываться от его вклада. Так что очень хорошо, что нам удалось поработать вместе с ним… Пэдди - настоящая рабочая лошадка. Он проводит предварительное изучение персонажа. И он остаётся в образе. Ты придумываешь биографию персонажа, и потом вы вместе всё это разрабатываете, а затем он в рамках заданных параметров импровизирует".
"Нам с оператором Эриком Уилсоном очень нравится операторская работа Нестора Альмендроса, и мне кажется, что он был главной причиной, что мы почти не использовали искусственный свет. Освещение в фильме естественное, мы часто снимали на закате, или на восходе, и пытались обойтись простыми средствами, ничего особенного, никаких крупных киношных осветительных приборов… Снимали мы в Уэльсе, в это время стояла осень, было дико холодно, и поэтому свет был такой особенный, прозрачный, бесцветный".
"Я люблю фильмы Уэса Андерсона. Я считаю, что он отличный режиссёр. В моем представлении мы с ним любим одни и те же фильмы. Мне кажется, что в культуре делается акцент на определенных именах, а никто сейчас, например, не говорит о фильме "Ледяной ветер" Энга Ли, который оказал не менее сильное влияние на мой фильм. Или, например, фильм "Флирт" с Ноа Тэйлором, или фильм Лукаса Мудисона "Покажи мне любовь". Мне кажется, что режиссёров со своим ярко выраженным стилем сейчас крайне мало, а Уэс Андерсон, бесспорно, один из них, и поэтому его имя упоминается в определенном контексте. Никто ведь уже не говорит: "О, это же похоже на фильмы Майка Николса". Уэс Андерсон, совершенно явно, любит фильмы Майкла Николса… Для меня сравнения с Уэсом Андерсоном - это совсем неплохо, по-моему, те, кто любят фильмы Уэса Андерсона, обладают хорошим вкусом". ПЭДДИ КОНСИДАЙН:
"Я не читал книгу. Вместо этого я каждые пару недель встречался с Ричардом, и мы работали над персонажем, придавали ему немного красок. Обожаю, когда есть возможность поработать с режиссёром, что-то создать вместе. Здесь твой вклад больше, чем когда тебе просто дают распечатку с текстом, это более весело". САЛЛИ ХОУКИНС:
"С Пэдди мне так и не удалось познакомиться. Зато я хорошо узнала Грэма! Он был там с первого же дня. Это было классно. Потому что я могла понять, как бы среагировала на него Джилл. Он удивительно харизматичен, очень смешной, и я поняла, как он играет таких экстремальных персонажей - он просто надевает пальто утром, и выходит из дома. Это у него здорово получается". КРЭЙГ РОБЕРТС:
"Пришлось ждать две с половиной недели, чтобы узнать получил я роль или нет. В итоге мне позвонили, и это стало огромным праздником - я бегал по комнате кругами!"
"Не думаю, что у меня много схожего с моим персонажем, Оливером. Он закрытый, тихий, а я бы не сказал про себя такого. Но это был прекрасный образ, и я благодарен за возможность сыграть такого персонажа. Я бы назвал Оливера таинственным и клёвым… Большую часть времени он проводит в своем маленьком мирке, в своем пузыре, но на протяжении фильма его бомбардируют всякие проблемы". НОА ТЭЙЛОР:
"С Крэйгом радость работать. Думаю, что он - настоящая находка. У него невероятно проворная, лёгкая комедийная хватка. Он не старается провернуть большие гэги, не гримасничает, не корчит рожи. Он делает очень много и очень экономно, и такой интеллигентный подход для его лет - редкость. Думаю, что он - настоящий комик… Я горжусь тем, что могу называть его своим сыном на экране". МАРК ХЕРБЕРТ, продюсер:
"Не думаю, что у нас на "Warp" есть некий общий стиль. Мы просто, наверное, пытаемся быть как можно более оригинальными в довольно консервативной, мейнстримовой индустрии, и у "Субмарины" есть свой собственный, отличающийся от других фильмов, голос. Ричард обладает особым видением и стилем, и думаю, что дать ему такой материал - это и есть стиль "Warp". В общем, это означает поиск великолепных режиссёров с талантом, и оказанием им поддержки в том, что они хотели бы сделать".
ПРЕССА:
"В принципе, фильм Айоади устроен как классическая картина о взрослении - тут соблюдена сюжетная структура, есть все обязательные для жанра моменты. Но есть в "Субмарине" и что-то такое, что не позволяет приписать её к фильмам для подростков. Она отчетливо ретроспективна. Не в том смысле, что умудренный взрослый человек рассказывает детям, как это бывает. Наоборот - Айоади снимает с той точки, где очевидна несостоятельность подобных рассказов. Половину решений Оливер принимает, взвешивая, будет ли то, что он делает сейчас, значить что-то, когда ему будет тридцать пять. И идиотизм этой координаты, конечно, не оставляет сомнений. Одно из самых приятных свойств фильма - его очень тонкий сдвиг в дурашливость. Необычный подросток тут дан не как будущий гений, но и не как ничтожество - он трогательно нелеп в своем подростковом экзистенциализме, в безостановочных поисках себя и заучивании сложных печальных слов из словаря. И это очень правильная точка съёмки" (Игорь Гулин, "Коммерсантъ - Weekend"). "Идеальная смесь клёвой, эксцентричной комедии и добросердечной драмы изготовлена с такой уравновешенностью, что благодаря этому фильму Айоади точно превратится из ботана-телекомика в настоящего мастера большого экрана" (Дэн Джолин, "Empire"). "Субмарина" - не столько кино, сколько книжка-раскладка, ладно скроенная, изобретательно придуманная, изящно разделённая на три части, с прологом и эпилогом. В ней есть куски, снятые на 8 мм, экзистенциальные шутки, немного нелепо звучащие из уст подростков, модная музыка за кадром, портрет Алена Делона, совершенно прекрасная Ясмин Пейдж, которая носит красное пальто, постоянно курит и символизирует мечту юного любителя Годара. А ещё маньеристский монтаж, авторские сноски, заплывающие в кадр бумажные кораблики, обмен глубокомысленными взглядами на туманном побережье. Проблема в том, что в ней есть слишком много для счастья, чтобы это счастье по-настоящему испытать… Айоади режет томик Сэлинджера на бумажные сердечки, преследуя ту же нехитрую цель, что и его герой, и его фильм, и вообще все, - чтобы его любили. Сложно, наверное, упрекать в этом желании, даже когда оно выражено так навязчиво, что немного непонятно, кому это в итоге нужно" (Анна Сотникова, "Афиша"). "Субмарина" - это вам не очередная пресная комедия про сексуальную жизнь тинейджеров. Фильм козыряет различными стилистическими приемами, такими, как титры, деление на части, и закадровый текст, но не слишком старается быть умным во что бы то ни стало. Это уверенная работа режиссёра-дебютанта Ричарда Айоади, который, как мне кажется, ставил себе задачу запечатлеть тот хрупкий миг в жизнях некоторых молодых людей, когда идеализм и надежда приводят к осторожным экспериментам" (Роджер Эберт, "Chicago Sun-Times"). "Айоади, как и многие дебютанты, безбожно злоупотребляет всеми возможными выразительными средствами - крутит камерой во все стороны, без всякой меры использует музыку и периодически использует вставные номера, в которых дает волю бурной фантазии Оливера. Лучше всего фильм смотрится, когда режиссёр перестает выпендриваться, а за кадром никто не поёт - простых переживаний юных героев тут с лихвой хватит на пару стоячих оваций на любом "Сандэнсе". Это вечная коллизия - облачены ли персонажи в школьную советскую форму или в стильные "дафлкоты", - суть которой сводится к тому, что большинству людей так или иначе приходится выбираться из детства изрядно помятыми, но всё же живыми" (Ольга Артемьева, "Известия"). "Кроме очевидных параллелей с "Над пропастью во ржи" без труда вырисовывается линия предшественников, как литературных - в первую очередь книг Сью Таунсенд о взрослении Адриана Моула, так и кинематографических: Вуди Аллен, Ричард Келли, Уэс Андерсон. Мировоззрение юных старичков, отчаянно пытающихся изжить собственную молодость с помощью чтения умных книжек, просмотра фильмов с субтитрами и бесконечного самокопания, получило с помощью "Субмарины" очередную порцию призовых очков. Но проблема, пожалуй, в том, что в отличие от своих предшественников - Холдена Колфилда, Донни Дарко, членов семьи Тенненбаум - Оливеру Тейту удаётся разобраться в себе без особых потерь, а потому и без особых приобретений. Катарсиса не происходит - всё мило, спокойно, сдержанно. Пресловутая субмарина, выставив ненадолго свой перископ из-под океанской толщи, нырнула обратно - так, что даже кругов по воде не пошло" (Станислав Ф. Ростоцкий, "Московские новости"). "Всегда бывает фильм, который ты хочешь посмотреть вместе со всеми своими друзьями и коллегами, например, дома. В этом году таким фильмом будет "Субмарина" (Грегори Элвуд, "Hitflix"). "Тем же, например, американцам, вздумавшим сотворить что-нибудь нестыдное на тему полового созревания, нужно уже прикладывать серьёзные усилия, чтобы стереть из памяти вкус "Американских пирогов" и прочих изделий в том же роде, и усилия их, пускай и похвальны, но слишком хорошо заметны. В этом смысле "Субмарина" плывёт по правильной, хорошо изученной траектории английской софт-комедии в жанре "подростковый сплин", никаких посторонних шумов не производит и лишних волн не поднимает, хотя роман, легший в основу постановки, давал для этого, по всей видимости, некоторые поводы" (Иван Куликов, "Empire"). "Самый свежий, настойчивый и оригинальный дебют, который видела британская киноиндустрия за многие годы" (Дэвид Гриттен, "The Telegraph"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|