ОДИН ДЕНЬ
("One Day", США, 2011)
Режиссёр: Лоне Шерфиг.
В ролях: Энн Хэтэуэй (Эмма), Джим Стерджесс (Декстер), Патриция Кларксон, Ромола Гараи, Кен Скотт, Рэйф Сполл,
Жанр: мелодрама. Выпускники Эдинбургского университета Эмма Морли и Декстер Мэйхью познакомились 15 июля 1988 года. Они провели вместе лишь ночь и день, а потом разъехались. Эмма - в Лондон, Декстер - в Париж. Но на прощание они пообещали друг другу встречаться 15 июля каждый год - что бы ни случилось, куда бы ни забросила их судьба. С тех пор жизнь преподнесла им немало сюрпризов: у каждого были взлеты и падения, минуты славы и часы отчаяния. Неизменным остаётся лишь одно - в назначенный день Эмма и Декстер встречаются несмотря ни на что. Но сколько лет должно пройти, прежде чем они поймут, что значил для них тот ОДИН ДЕНЬ? "Один день" - это экранизация одноименного бестселлера Дэвида Николса, вышедшего в 2009 году, тепло встреченного публикой и критиками, а затем переведенного на три десятка языков мира. Роман занял первую строчку в книготорговых чартах Англии, Италии и Швеции, стал вторым в Германии и третьим в России. В Великобритании книга получила статус "must read" (обязательно для прочтения), заняла первую строчку в списке бестселлеров газеты "Sunday Times", получила премию "Galaxy National Book Award" в категории "Лучшее популярное прозаическое произведение года" и разошлась тиражом около 400 тысяч экземпляров. В США "Один день", вышедший в июле 2010 года, быстро поднялся с 12 на 4 строчку в рейтинге бестселлеров газеты "New York Times", "New York Times Book Review" роман включили в список ста выдающихся книг 2010 года, а в "Entertainment Weekly" он вошел в десятку лучших художественных произведений года. Книга попала в топ интернет-продаж порталов Amazon, Barnes & Noble и др. Продюсер Нина Джейкобсон, прочитав "Один день", сразу же занялась приобретением прав на экранизацию. Она пообещала Николсу, что в фильме, как и в книге, действие будет разворачиваться в Великобритании. Николс сам стал сценаристом, до этого он уже имел опыт переработки собственной книги в сценарий ("Вопрос на десять очков"). Поиски режиссёра быстро привели к Лоне Шерфиг, чья картина "Воспитание чувств" (2009, приз зрительских симпатий на фестивале "Сандэнс" и три номинации на премию "Оскар", в том числе в категории "Лучший фильм") тогда широко обсуждалась. Николс и Джейкобсон видели также более ранние работы режиссёра - "Итальянский для начинающих" и "Уилбур хочет покончить с собой" - и надолго их запомнили. Лоне Шерфиг родилась в Дании, начинала с создания рекламных роликов (за которые получила несколько профессиональных наград) и телевизионных фильмов. Её первая полнометражная художественная картина, "Путешествие в день рождения" (1990) была показана на МКФ в Берлине и выиграла несколько премий на фестивалях по всему миру. Второй фильм Лоне Шерфиг, "На наш манер" (1998), получил Гран-при кинофестиваля в Монреале. Следующей её работой стала пятая официальная лента датской "Догмы" - "Итальянский для начинающих" (2000). Здесь Шерфиг выступила не только как режиссёр, но и как автор сценария. В 2001 году картина получила "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру, международную премию кинокритиков ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. Первым англоязычным фильмом Шерфиг стала картина "Уилбур хочет покончить с собой" (2002). Фильм получил приз за лучший сценарий на Фестивале американской комедии в Аспене, был признан лучшей картиной на фестивале в Скип-сити, и получил четыре номинации на "Премию британского независимого кино", в том числе за сценарий. Главную женскую роль в фильме исполнила Энн Хэтэуэй - номинантка на "Оскар" и "Золотой глобус", а также на премии Гильдии киноактеров и "Spirit Awards" за роль в фильме Джонатана Демме "Рейчел выходит замуж". Хэтэуэй получила известность благодаря фильму "Дьявол носит Prada", где сыграла вместе с Мерил Стрип. За роль в фильме Энг Ли "Горбатая гора" она вместе со своими партнерами по съёмочной площадке была выдвинута на премию Гильдии киноактеров США в категории "Лучший актерский ансамбль". Среди других картин с участием Хэтэуэй такие хиты, как "Дневники принцессы" и "Дневники принцессы 2: Как стать королевой" Гэри Маршалла, "День Святого Валентина", "Алиса в стране чудес" Тима Бертона, "Напряги извилины". Энн сыграла Джейн Остин в посвященном этой писательнице байопике, а также озвучивала главных героев в мультипликационных фильмах "Правдивая история Красной Шапки" и "Рио". Получила также премию "Эмми" за озвучивание эпизодической роли в сериале "Симпсоны". Вместе в Джеймсом Франко была ведущей 83-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии. В настоящее время вместе с Кристианом Бэйлом снимается у Кристофера Нолана в фильме "Возрождение Темного рыцаря". Джим Стерджесс, исполнитель главной мужской роли, прославился ролью Джуда Фини в битломанской фантазии Джулии Тэймор "Через вселенную". Сейчас Джим - один из самых разноплановых актёров в современной киноиндустрии, снимающийся в картинах самых разных жанров. Другие его работы в кино - "Двадцать одно", "Пятьдесят ходячих трупов" (за эту роль был выдвинут на премию ванкуверских критиков в категории "Лучший актер"), "Еще одна из рода Болейн". Недавно снялся в приключенческом фильме "Путь домой" Питер Уира (вместе с Эдом Харрисом, Сиршей Ронан и Колином Фаррелом). 15 июля - День святого Свитина. Святой Свитин был епископом в Винчестерском соборе в IX веке. По традиции он должен был быть погребен в этом соборе, однако, будучи очень скромным, он на смертном одре попросил похоронить себя на церковном погосте, чтобы на него шёл дождь и чтобы люди могли ближе подойти к его могиле. Его желание было исполнено, однако спустя 9 лет прах был перенесен в собор. После этого разразился шторм, продолжавшийся 40 дней, что было воспринято как гнев Свитина. Так зародилась легенда, существующая по сей день. Дэвид Николс добавляет, что его также вдохновила песня Билли Брэгга "День святого Свитина", которую он впервые услышал еще в 80-х. Съёмки картины начались в июле 2010 года, захватили день святого Свитина и несколько недель после него. За восемь недель съёмок творческая группа "Одного дня" побывала в Лондоне, Эдинбурге и Париже. Съёмки проходили более чем в 50 местах. Легендарный певец и автор песен Элвис Кастелло, чья звезда ярко горит уже не одно десятилетие, посмотрев одну из ранних версий "Одного дня", был так вдохновлен, что написал оригинальную песню для саундтрека - "Sparkling Day" (её исполнили музыканты группы "Imposters").
ДЭВИД НИКОЛС:
"Это история о любви, но также о дружбе и семье, встречах и разлуках, и о том, что наши мечты и надежды не всегда сбываются - по крайней мере, не так, как мы ожидали. История получилась одновременно веселой и печальной… Мне хотелось написать старомодный - как мне кажется - роман, показывающий взлёты и падения в отношениях на протяжении многих лет".
"Писателю принадлежит только книга, а история актёрам. Они решают, что говорят герои и как, а иногда от них зависит даже то, как будет выглядеть обложка. Фильм - результат совместного труда, от этого никуда не денешься".
НИНА ДЖЕЙКОБСОН, продюсер:
"Многие студии склонялись к тому, чтобы перенести действие из Англии в США и главных героев сделать американцами. По-моему, это убило бы специфику действия и колорит персонажей, место действия ведь тоже имеет огромное значение. Мы искали партнеров, которые согласились бы его не менять".
"Мы сразу подумали о Лоне. Когда смотришь её фильмы, сразу видишь невероятное мастерство в обращении с персонажами, в том, как она показывает глубину отношений между людьми. Мы знали, что она отыщет нюансы в развитии героев и сможет их выразить; она способна одновременно держать общую картину и не забывать о линии "Эмма - Декс". Это примерно как дирижировать оркестром, добиваясь, чтобы в многообразии звуков не потерялся основной мотив". ЛОНЕ ШЕРФИГ:
"Съёмки "Одного дня" стали проверкой для всей съёмочной группы. Фильм начинается утром в 1988 году, а заканчивается вечером 2011, между этими датами - длинная увлекательная история Дэвида Николса. Всё лето, что мы работали, я чувствовала себя счастливой. Многие члены съёмочной группы жили в то же время и в тех же местах, что и герои картины, поэтому в фильме много аутентичных деталей - будь то занавеска, качающаяся на ветру с Темзы, слишком тёплые сапоги Эммы или мелодия, играющая в машине Декстера". НИНА ДЖЕЙКОБСОН, продюсер:
"Когда мы увидели на первом прослушивании, как Джим играет с Энн, мы были удивлены, насколько естественно они смотрелись вместе, насколько идеальной парой они казались. Для мелодрамы это самое важное. Энн полностью перевоплотилась в Эмму, а Джим сразу понял, что Декстер - сложный персонаж и его эмоциональная история весьма обширна. Джим похож на Декстера характером и элегантной расслабленностью, и он нашёл, как сыграть некоторые некрасивые поступки своего героя так, что их можно понять и даже простить - а их ведь немало". ЭНН ХЭТЭУЭЙ:
"У сценария с самого начала была золотая аура. И я просто запала. Я прониклась. Я влюби-и-и-лась в него, и в историю, и в Эмму, и в Декстера, которого потом возненавидела, потому что не могла понять, почему они не могут быть вместе... В общем, он произвел на меня сильное впечатление и как на читателя, и как на актрису. И я решила, что обязана прочитать книгу. Я прочла, и не могла поверить, какая это красивая, свежая, глубокая, увлекательная... и вдохновляющая история. Я села на первый же самолёт, прошла пробы на роль и через пару недель режиссёр решила, что я именно та, кто нужно".
"Я верю в Эмму, я хотела бы с ней познакомиться. Она искренняя женщина. Я надеюсь, что у всех, кто посмотрит фильм, сложится такое же впечатление". ДЖИМ СТЕРДЖЕСС:
"Декс говорит Эмме, что она самая умная женщина, какую он когда-либо видел. Энн во многом похожа на Эмму. Она тоже интеллектуал. На съёмках мы с Энн часто сидели рядом - я с каким-нибудь дурацким журналом, а она с заумным романом - прямо как Эм и Декс! Тем не менее, мы прекрасно ладили". ИВАНА ПРИМОРАК, художник по гриму:
"…Охватить какое-то количество лет жизни героев, но и показать, как они постепенно меняются. Впервые мы видим их, когда им чуть за 20, и морщинами тут ничего не покажешь. С годами на их лицах проступает опыт и накопленные знания. Я старалась лишь чуть-чуть состарить их к каждому следующему году. Особенно интересно было работать с Дексом, потому что по сюжету жизнь преподает ему несколько суровых уроков. Мы думали вместе с Лоне о том, как нам сохранить объективный взгляд на столь недавнюю историю. Нам надо было понять, как выглядело это время, и мы изучали старые журналы - от "Vogue" до "Blitz" и "The Face". На меня это оказало огромное влияние. Мы разговаривали с людьми, изучали их фотографии, фото друзей и друзей друзей. Мы складывали коллажи на полу, чтобы увидеть, что у нас выходит; устраивали примерки с актёрами и затем решали, какой вариант лучший". МАРК ТИЛДЕСЛИ, художник-постановщик:
"Я учился в колледже примерно тогда же, когда и Эм с Дексом, так что работа над фильмом стала для меня своеобразным путешествием по волнам своей памяти. В поисках вдохновения я листал старые фотоальбомы. А потом, когда видел готовые декорации, испытывал "дежа вю".
"Лоне хотела, чтобы были связки и особенности, характерные для каждого персонажа. Например, впервые мы видим Эмму в отражении в зеркале. Она купила его в магазине уцененных товаров, и оно остается с ней на протяжении всего фильма. Мы добивались лаконизма и точности в том, как показывать персонажей". РЭЙФ СПОЛЛ:
"Джинсы "Levi's 501" рулят! 90-е уже далеко позади, сейчас мы можем взглянуть на них трезво, и "Один день" можно считать одним из первых опытов в этом отношении. И, доложу я вам, видеть всех актёров, включая массовку, одетыми по моде 90-х - это нечто!" |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|