Американский грайндхаусАМЕРИКАНСКИЙ ГРАЙНДХАУС
("American Grindhouse", США, 2010)
Режиcсёр: Элайджа Дреннер.
В фильме участвуют: Джон Лэндис, Джо Данте, Роберт Форстер, Эллисон Андерс, Ларри Коэн, Джуди Браун, Дон Эдмондс, Дэвид Хесс, Джек Хилл, Джонатан Каплан, Джерами Кастен, Уильям Ластиг, Боб Майнор, Фред Олен Рэй, Льюис Тиг, Фред Уильямсон.
Жанр: документальный фильм.

Среди всего многообразия американских фильмов существует течение жанрового кино категории "Б", эксплуатирующее какую-либо "горячую" тему (секс, насилие, ужасы) в целях быстрого заработка. Подобные картины привлекают зрителя в основном сенсационной тематикой, а не кинематографическим качеством, что не делает их менее популярными. Данный стиль, получивший название "грайндхаус" (так называли кинотеатры, преимущественно предлагавшие зрителям эксплуатационные фильмы),  практически равен по возрасту самому кинематографу. За столетнюю историю кино "грайндхаус" не раз менялся, поддавался влияниям и влиял сам. Несмотря на свою малобюджетность и незамысловатость - в сценарных идеях, кастинге, режиссуре - эксплуатационное кино оказало большое влияние на кинематограф в целом. В данном документальном проекте представлено много отрывков из классики "грайндхауса" (от черно-белых фильмов-нуар и хорроров 30-х до "Грайндхауса" Тарантино-Родригеса и "Мачете"), с комментариями историков кино и самих участников событий: актёров, режиссёров, продюсеров.

Термин "эксплуатация" в киноиндустрии обозначает рекламу и раскрутку (промоушн). Фильмы, которые называют эксплуатационными, привлекают зрителя в основном именно сенсационной рекламой и яркими постерами, а само качество фильма вторично, поскольку главное для продюсеров - привлечь зрителя. Таким образом, эксплуатационное кино - это и маркетинговая характеристика, и кинокатегория, охватывающая множество различных жанров, от комедий и фильмов ужасов до боевиков и мелодрам. Снимать такие фильмы экономически выгодно для продюсеров, поскольку при малых вложениях они и снимаются очень быстро, и быстро окупаются в прокате. Одним из синонимов для той части "эксплуатационного кино", которая не соответствовала нормам "хорошего вкуса" и/или была весьма халтурно сделана, был термин trash movies ("киномусор"). К концу 80-ых он почти перестал использоваться - после того, как академический киномир, ранее отрицавший такие фильмы, наконец "признал" их. Таким образом, с течением времени эксплуатационное кино, которое в момент выхода на экраны было популярно только среди самых неприхотливых зрителей и определённой целевой аудитории, частично перешло из "мусорной" категории в категорию культового кино.

Плакат-1

Несмотря на то, что эксплуатационное кино существует с момента появления кино вообще, его расцвет пришёлся на 60-е и 70-е годы XX века и главным образом связан со смягчением цензурных требований со стороны американских и европейских кинокомитетов. Поскольку у каждого времени были свои особенности, производители малобюджетных фильмов тут же подстраивались под новые запросы публики, чтобы быстро на этом заработать, пока тема не потеряла популярность. В 50-х это были фильмы о гигантских монстрах; в 60-х - фильмы-предостережения, "пеплумы", готические ужасы, фильмы про хиппи и байкеров; в 70-х - фильмы про каннибалов, про приключения в джунглях, WIP-фильмы, многочисленные гонконгские фильмы про боевые искусства; в 80-х - итальянские сплэттеры, слэшеры, дешёвые военные боевики, постапокалиптическое кино, фильмы о враждебных инопланетянах (клоны "Чужих"). Девяностые годы в целом никаких новых поджанров уже не породили, и изменения были скорее "косметическими": например, использование подешевевших цифровых технологий для экономии бюджета. Из особенностей сегодняшнего эксплуатационного кино можно отметить почти полный его переход на цифровую съёмку, ужесточившийся gore (особо кровавые фильмы ужасов, в том числе и гипернатуралистичные фильмы из жизни маньяков), всё чаще скрещиваемый с порнографией и экспериментальным кино, а также так называемые "мокбастеры" - малобюджетные фильмы разных жанров, эксплуатирующие название и темы популярных блокбастеров, часто ещё не вышедших на экран.

Плакат 2

Если раньше эксплуатационное кино снималось для маленьких кинотеатров, драйв-инов и грайндхаусов, то сейчас, в связи с причинами экономического характера, оно создаётся в основном для DVD и телевидения - из-за глобальных изменений в мировой прокатной системе. До середины 80-х в США действовал антитрастовый закон, запрещающий студиям иметь свои кинотеатры, но потом он был отменён, и практически все маленькие независимые кинотеатры были вытеснены с рынка. Прежний основной источник прибыли исчез, но как раз в те годы начался бум "домашнего видео", и эксплуатационное кино почти целиком стало сниматься для VHS ("direct-to-video"), а сейчас - на DVD.

Элайджа Дреннер родился в Айове, изучал кинопроизводство в Миннеаполисе. Писатель, продюсер, режиссёр, работающий в Лос-Анджелесе. В его послужном списке числятся около двадцати короткометражных документалок о волшебном и безумном кино, которое умерло в семидесятые. Среди них, например, исследования итальянских фильмов ужасов и творчества Лючио Фульчи, гения итальянского хоррора. Или "Оральная история Линды Лавлейс" - о попытке звезды "Глубокой глотки" перейти из порнографии в мейнстрим. Дреннер также является креативным директором сайта "Spider Baby Online", посвящённого культовому фильму Джека Хилла.


ПРЕССА:

"По сути дела жанр "exploitation" с присущей ему наивностью прямо показывал то, на что Голливуд не решался, но к чему подспудно стремился. И пока крупные студии менжевались, независимые смелели, а для проформы изобретали оговорки - вроде той, что украшала постер "Последнего дома слева" (1972) Уэса Крейвена: "Чтобы не свихнуться при просмотре, постоянно повторяйте: это всего лишь КИНО!". На самом деле это была лучшая реклама фильму, и он принес бешеную прибыль в прокате. Жанр "exploitation" расцветал и ветвился… Но в те же "халтурные 70-е" exploitation-фильмы с идиотскими сюжетами и абсурдной логикой стали напоминать пародии на самих себя. По экрану бродили невероятные двухголовые монстры, трупы каких-то несчастных перемалывали на кошачий корм - вся эта кунсткамера выглядела скорее смешно, чем страшно. Появились даже смехотворные "фильмы про нацистов", в одном таком фашисты в полном обмундировании гонялись за Христом. Практика похода в кинотеатр на плохие фильмы "для взрослых" исчерпала себя в 80-е годы вследствие видеобума, однако грайндхаус незаметно, но вполне закономерно пророс в голливудском мейнстриме. Этот процесс комментирует для Дреннера Джон Лэндис - голливудский профи, начавший карьеру с "Бананового монстра" (1973): подлинный грайндхаус сегодня - это вовсе не оммажи его фанатов Родригеса и Тарантино, а фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". В том или ином виде жанр "exploitation" пребудет вовеки" (Татьяна Алешичева, "Коммерсантъ - Weekend").

"То, что запрещено, - то разрешено!" - заявляли когда-то молодые режиссёры и на мизерный бюджет умудрялись снимать - нет, отнюдь не шедевры, но фильмы, которые собирали полные залы, пусть даже и в грайндхаусах. А ведь в кино, как говорил ещё Орсон Уэллс, самое главное - деньги! Во всяком случае - в Америке… (Джон Лэндис в кадре согласно кивает). Сейчас как будто бы разрешено всё (отсчет вседозволенности создатели документалки ведут аж со спилберговских "Челюстей"). Так что же станет с маленькими залами и низкобюджетными лентами, с удовольствием отвешивающими пощечины хорошему вкусу? Прекратят ли они свое существование? Или, может, придумают новую тематическую или эстетическую нишу, чтобы оттуда нанести пожравшему всё и вся Голливуду свой самый страшный ответный удар?" (Максим Эйдис, timeout.ru).

"Кажется, главные мысли, которые можно вынести из "Грайндхауса", - что созданные для полуподпольных кинотеатров образцы жанра ничуть не хуже Хичкока (и там и там голую женщину режут ножом с целью кассовых сборов) и что режиссеры, с упоением экранизировавшие членовредительство из чистого интереса, сколько ещё стерпит пленка, как правило, приличные и вменяемые люди… Лучшим аргументом в пользу грайндхаусных фильмов выступают не комментарии экспертов (и комментарии, и эксперты могли бы быть поблистательней), а отрывки из классики жанра - вот их-то Дреннер монтирует со знанием дела, выбирая самые вопиющие и искрометные эпизоды. Есть ощущение, что создатели фильма действуют по принципу, схожему с тем, как выкручивались авторы эксплуатационного кино в пуританские 1930-1940 годы: с неподдельным восторгом протаскивают на большой экран кровавое веселье под видом образовательной программы" (Ольга Страховская, "Ведомости").

"Мы смотрим "Американский грайндхаус" Элайджи Дреннера - энциклопедию американского кино категории B, оду эксплуатации низменных пороков и желаний американского зрителя, оду предприимчивости и безграничному таланту режиссёров, которые каждый день задавали себе вопрос: а какое еще кино можно снять? А какое еще гнусное барахло можно произвести за гроши и впарить публике?
Потом, правда, кое-что из этого барахла попадало в учебники. Авторы, разумеется, об этом заранее не думали… Главный вывод фильма - Голливуд начал использовать идеи грайндхауса, чтобы делать блокбастеры. Это мы наблюдаем сейчас каждый год - прямые ремейки вроде "Пираний", творчество Квентина Тарантино и Родригеса, войны гигантских человекоподобных роботов между собой, Джейсон Стэтэм и многое другое. Тут гораздо интереснее, что мы потеряли с исчезновением американского трэша. Куда делись режиссёры, которые каждый день просыпаются с мыслью - а какое еще абсурдное, бредовое, вульгарное, прекрасное кино я могу снять?" (Семён Кваша, Газета. Ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта