ПОСЛЕДНИЙ МАМОНТ ФРАНЦИИ
("Mammuth", Франция, 2010)
Режиссёры: Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин.
В ролях: Жерар Депардье, Изабель Аджани, Йоланда Моро, Бенуа Пульворд, Дик Аннегарн, Були Ланнер, Серж Ларивьер, Филипп Наон, Мисс Минь.
Жанр: сюрреалистический роуд-муви. Серж Пилардосс (Депардье) всегда обладал богатырским здоровьем: работал с 16 лет и никогда в жизни не брал больничный. Так чем же заняться теперь 60-летнему мужчине в расцвете сил на пенсии, когда весело отшумела прощальная вечеринка? Серж не любит читать, его не интересует шопинг, заниматься домашними делами - тоже не его стихия. Но тут, пытаясь получить свою заслуженную пенсию, Серж натыкается на непроницаемую стену бюрократии. Оказывается, что некоторые работодатели Сержа "забывали" регистрировать его у себя. И для того, чтобы получить полностью причитающееся ему, он должен объехать свои предыдущие места работы и собрать отсутствующие документы. Серж, подбадриваемый женой Катрин (Моро), расчехляет свой старый, родом из 1970-х, мотоцикл "Мамонт", которому он обязан своим прозвищем, и отправляется в путешествие по провинциальной Франции и своему прошлому. Он возвращается в места, где провел молодость, и снова сталкивается с бывшими коллегами, друзьями и родственниками, с которыми давно утратил связь. В этой поездке Сержа сопровождает призрак Ясмин (Аджани), когда-то давно погибшей подруги… Бенуа Делепин (1958 г. р.) и Гюстав де Керверн (1962 г. р.) приобрели свои навыки и знания, работая 15 лет на телевидении, придумывая и исполняя скетчи. Познакомились они 9 лет назад во время совместной работы над программой "Grolandsat", передаче без предрассудков, которая позволяла им пробовать новые сюжетные техники и в то же время производить детально продуманные короткие сюжеты. Затем они вместе работали на "Toc Toc Toc", комедийном сериале, благодаря чему познакомились с Морисом Пиала, предложившим им перебраться в кинематограф. В "Заброшенных" (фильм-участник конкурсной программы МКФ в Роттердаме-2004), своём первом фильме в качестве режиссёров, Делепин и де Керверн объединили профессиональных актеров и обычных людей, совместили съёмки обычной камерой и скрытой, а сценарные диалоги - с импровизациями. Они максимально использовали места съёмок на натуре и персонажей, с которыми там сталкивались. Происшедшая именно так встреча с Аки Каурисмяки послужила ещё одной отправной точкой для их творчества. "Заброшенные"получили одобрение критиков и были хорошо приняты зрителями, поэтому Бенуа и Гюстав продолжили совместное творчество, сняв метафизическую, абсурдную и сюрреалистическую комедию "Авида", представленную вне конкурса на Каннском фестивале в 2006-м году. В 2008-м премьера их чёрной комедии "Луиза-Мишель" состоялась на МКФ в Сан-Себастьяне, где картина взяла приз жюри за лучший сценарий. А на кинофестивале "Сандэнс" фильм получил Специальный приз жюри за оригинальность. "Последний мамонт Франции" стал четвёртым совместным фильмом Жерара Депардье с обладательницей рекордного количество "Сезаров" (4) Изабель Аджани - после фильмов "Барокко" (1976), "Камилла Клодель" (1988) и "Бон вояж!" (2003). Признанная актриса театра и кино Йоланда Моро уже работала ранее с Делепином и де Керверном - она сыграла наемного убийцу из рабочего класса в мрачной комедии "Луиза-Мишель". В операторской работе авторы "Последнего мамонта Франции" поэкспериментировали с двусторонней плёнкой "Super 16", насыщенные цвета которой напоминают "Super 8", что стало для режиссёров способом увидеть Депардье в новом свете. "Последний мамонт Франции" - фильм-участник конкурсной программы МФК в Берлине-2010.
ГЮСТАВ ДЕ КЕРВЕРН:
"Мы с моим партнером Бенуа Делепином представили себе Депардье на мотоцикле, знали, что он их любит. И подумали, что это могло бы быть неплохим открывающим кадром. Так родилась идея. Мы придумали человека, который отправляется на поиски неких документов и постепенно возвращается в прошлое. Позвонили Депардье, с которым были незнакомы, и предложили роль. Он очень открытый и любопытный человек. Наших работ он не видел, но доверился интуиции. На вторую встречу в мае мы пришли уже с готовым сценарием. Сидим на террасе в ресторане, хорошая погода, а он просит подождать: "Сейчас я скажу, что думаю о сценарии, но сначала мне нужно разобраться с ассамбляжем вина". Мы даже не знали, что это такое, а тут его помощник выставил несколько бутылок. И вот на часах - девять утра, а Депардье сидит и принюхивается своим огромным носом, пробует вино и выплёвывает. Сначала нас за столом было четверо, а потом мы позвали на дегустацию рабочих, красивших дом поблизости. И нас уже оказалось десяток. Через час все уже были немного навеселе и, наконец, перешли к сценарию. И Депардье понял, что мы нормальные люди. Мы сразу дали понять, что денег у нас не заработать, а он согласился, что с его стороны - просто подвиг. В какой-то момент у нас возникли проблемы с финансированием, а он всё повторял, что готов сниматься, даже если мы останемся втроём. Команда у нас была компактная, и он словно вернулся в прошлое, когда такие маленькие съёмки с их энтузиазмом были его повседневной жизнью".
"Герой "Мамонта" всю жизнь работал. Внешний мир ему практически незнаком. Когда он садится на мотоцикл и отправляется в путешествие, он обнаруживает очень жестокий мир наёмного труда. И это реальное обстоятельство, как для Франции, так и для многих других стран. Во всех компаниях мира крупное и мелкое начальство стоит у вас за спиной и дышит в затылок. Если раньше в больших корпорациях ещё находилось место для радости жизни, то теперь это в прошлом".
"Мы не претендуем на совершенство, пишем сценарий очень быстро, снимаем тоже… Мне кажется, что сегодняшние фильмы слишком прилизаны. Мы не репетируем, у нас нет человека, который занимается кастингом. Мы сами отбираем всех актёров - будь то эпизодическая роль или основная, без всяких проб. Иногда бывают и неприятные сюрпризы, когда человек не может сыграть то, на что мы рассчитывали. Но это не страшно, мы выкручиваемся и на ходу что-то меняем, снимаем иначе. Я хочу, чтобы актёрская игра была максимально спонтанной и естественной, а это всегда сопряжено с несовершенством. Но я люблю такие несовершенства".
"Для нас очень важно, чтобы на съёмочной площадке была жизнь. Иначе это очень занудная работа, а мы скучать не любим. Например, мы уделяем большое внимание процессу приёма пищи. Мы не любим сандвичи, поэтому устраиваем большие обеденные перерывы. Это очень важный момент, ведь именно в это время можно обсудить фильм и успокоить непрофессиональных актеров. Часто, правда, мы с Бенуа последними заканчиваем обед, когда нас уже начинают теребить, что пора работать, а нам всё ещё не хочется вставать из-за стола".
БЕНУА ДЕЛЕПИН И ГЮСТАВ ДЕ КЕРВЕРН:
"Мы хотели, чтобы главный герой нашего фильма был одновременно сильным и потерянным, выразительным и привлекательным. Этот фильм был написан специально под Жерара Депардье. Его гениальность и талант никаким сомнениям не подлежит, но мы хотели снимать его иначе, более скромно и свободно, и разместить вокруг него менее предсказуемых актёров-непрофессионалов, не говоря уже о реальных эмоциях, которые помогали ему выложиться на сто процентов".
"Что касается юмора - он, конечно, менее чёрный и ядовитый, чем в наших предыдущих фильмах, но всё равно фильм пропитан им от начала до конца, и направлен он на осуждение условий труда в нашей стареющей стране, и то, как мало надежды мы оставляем нашей молодежи. Как всем известно, лишь смех может побороть страх".
"Мы хотели, чтобы вы посмеялись и были тронуты. Чтобы вы ушли из кинотеатра со слезами и огромной улыбкой на лице. Мы хотели снять такой фильм, который был бы замечен людьми".
ПРЕССА:
"Это фильм-рефлексия. Настоящая французская рефлексия! Никто так не умеет рефлексировать, как это делают французы. По поводу и без. Бывают люди-ипохондрики, а бывают нации-рефлексаторы. Никакой "французской жизни" в кино нет. А есть лишь один Депардье - великий и прекрасный. Толстый и длинноволосый… Посмотрите это кино: за одну только сцену с проталкиванием тележки между машинами стоит купить билет на него. Потому что смех продлевает жизнь, даже когда смешное несчастно по сути своей. Мораль фильма: не теряйте свою жизнь на работе, проживайте свою любовь, пока вы молоды, и осознавайте свою жизнь всеми щелями. А рефлексию оставим прекрасной стране. Благо она не перестанет быть от этого прекрасной!Vive la France!" (Анна Мелкумян, "Частный корреспондент"). "Переигравший почти две сотни ролей - от Дантона до Распутина, снявшийся в дюжине "Астериксов и Обеликсов", неутомимый любовник главных французских актрис, очевидно, получил роль Мамонта без какой бы то ни было конкуренции… Внешне этот мужик с белесыми прядями сальных волос выглядит пародийным осколком "героического прошлого" - нечто среднее между рестлером Микки Рурка и "ленинградскими ковбоями" из фильмов Аки Каурисмяки… Авторам картины удается кое-как без скуки занять два часа зрительского времени, хотя всё равно невольно возникает мысль: что бы они делали, ежели бы не было под руками подлинного мамонта французского кино? И что будет с этим французским кино, когда мамонты вымрут окончательно" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ"). "Последний мамонт Франции" похож на порно-версию "Мистера Бина", снятую Чарльзом Буковски. Под его неуклюжим юмором скрывается сладкая песнь неразделенной любви к борьбе рабочего класса при абсолютном безразличии частного и государственного секторов" (Дэвид Дженкинс, "Time Out London"). "Если раньше режиссёров сравнивали с Каурисмяки и Коэнами, то теперь последними тут даже не пахнет. На первый план вылезла звенящая стариковская тоска, которая по понятным причинам удаётся Депардье в последние годы всё лучше. Однако смешного всё равно хватает, а завидное знание тайников пролетарской души сгодится и для минорных историй" (Павел Прядкин, "Empire"). "Это был бы и правда милый, но очень средний и обычный фильм, если бы не исполнитель главной роли - давно скурвившийся до предела Депардье… Он играет как будто с чистого листа, словно не было всех этих тридцати, если не больше, лет бессмыслицы, которую он переиграл на экране. То есть не всё ещё потеряно - и фильм автоматически этот сюжет поглощает. Получается история не про путешествие последнего из могикан, великана-трудяги, по его клонящейся к закату жизни, а второе рождение, пробуждение мамонта, вылезающего из своих ледников" (Иван Чувиляев, "Синематека"). "Авторы просто и честно обходятся с опасной темой пенсионного возраста, не оставляя пространства для лживых сантиментов. Вместо лирики - циничный юморок телевизионного толка, в котором уважения к сединам (в случае с героем Депардье - шикарным локонам) всё-таки больше, чем в приторных историях. Настроив зрителя на нужную волну, авторы пускаются в свободное плавание по собственной фантазии. Но чем глубже в прошлое погружается герой Депардье, тем больше бытовая история насыщается сюрреалистическими деталями, к финалу превращаясь в галлюциногенную притчу о "беспечном ездоке" (Андрей Щиголев, "Известия"). "Вкус изменяет режиссёрам раз в две минуты - но, кажется, в этих отношениях с самого начала были очень либеральные порядки. Большинство гэгов попросту не работает - но есть и скорее смешные. Демонстративное желание быть странными ради самой странности, в том числе там, где это совсем не нужно, поначалу ужасно раздражает - но в конце концов эти правила игры принимаешь. Принимаешь даже Депардье, смотреть на которого в последние годы довольно тяжело: понять, где он просыпается, а где автопилот, уже совершенно невозможно. Тяжело (вот вроде в глазах что-то мелькнуло?), однако любопытно - так же любопытно и наблюдать, как в этой насквозь искусственной истории с криво прилепленным хеппи-эндом то и дело солнечными бликами проскальзывает взаправдашняя жизнь, кажется, не столько по, сколько вопреки воле авторов" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "Фильм обернулся шумным триумфом для своей главной звезды, сумевшей показать, что внутри старого, траченного молью лошадиного костюма всё ещё дремлет великолепный боевой конь" (Джонатан Ромни, "The Independent"). "Эта трогательная в своей нелепости история зачем-то аттестована комедией, и хуже того - режиссёры тоже её таковой считают и норовят украсить шутками и гэгами. Весь этот оживляж временами действительно выглядит сюрреалистично - но скорее вопреки замыслу режиссёров, которым кажутся смешными абсурд и неадекват. Фильм изобилует какими-то кособокими, затянутыми, по нескольку раз проговоренными примитивными остротами, но в конечном счете оказывается, что дурацкие кривые диалоги и высосанные из пальца ситуации - под стать самой сути истории. Будь этот фильм чуть менее нелеп - потерял бы в своеобразии. С глупыми шутками неожиданно контрастирует довольно пижонская манера съёмки - необычные планы и ракурсы и удачные сцены, где Депардье играет затылком, вообще не поворачиваясь лицом к камере. Это роуд-муви, иногда странным образом вызывающее в памяти странствия персонажа молодого Депардье из легендарных "Вальсирующих" Бертрана Блие: если бы его герой-охламон постарел, то, наверное, превратился бы в такого вот Пилардосса" (Татьяна Алешичева, "Коммерсантъ - Weekend"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|