13.07.2011

ОДНА ИЗ МНОГИХ

Почему кто-то снимает, другие монтируют из кучи снятого дивный новый мир, а нам, зрителям, нравится этот странный микс? «Жизнь за один день» Ридли Скотта и Кевина Макдональда – одна из многих параллельных реальностей, которую можно наметить и выделить из нашего общепланетарного хаоса при помощи добровольческого рвения помноженного на  киномастерство профессионалов. Если задаться вопросом из одной детской песенки – из чего же, из чего же, из чего же сделана эта самая жизнь, что протекает перед нами на экране за одни условные сутки, то ответ может быть таким…

Жизнь за один день-б

Во-первых, материал. Кевин Макдональд: «В наше время очень легко снимать кино, для этого есть все технические средства. Профессиональное оборудование стало доступным, можно рисовать графику, можно делать всё, что ты хочешь. И это самое простое». Зато привлекает естественность присланных сюжетов. Да, мы знаем, что любые съёмки в той или иной мере постановка, но всё-таки… Вот я, киношкол не кончавший, беру в руки камеру. Что буду снимать, дабы поразить мир на «YouTube»? Конечно же, не фильм про зомби, как в «Супер 8». Буду снимать о себе, о близких, о случайно увиденном на работе, около дома, в крайнем случае, в турпоездке. То есть документальное будет кино, всё как в жизни. Потом «я», согласно правилам игры, превращается в «мы», материала становится много, что приводит к ситуации «есть из чего выбирать». Так что это не только естественный материал, но и отобранный, лучший: самый пронзительный, смешной, экзотический… Это труд многих, работающих не за деньги, а за идею. Что тоже имеет значение.

Во-вторых, монтаж. Хотя на руках у авторов фильма множество весьма неординарных видеомгновений, но надо понимать, что 99% отснятого вряд ли бы привлекло нас по отдельности или имело бы лишь чисто познавательный интерес. Поэтому второй критерий отбора материала – совместимость, когда, по словам Эйзенштейна, «два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество». Вот женщины какими-то здоровыми щтуковинами ритмично выбивают некий хозяйственный смысл из чего-то пока ещё полухозяйственного. Под этот «метроном» смонтирован глобальный клип в духе «песни самой Земли». Вот параллельный монтаж, объединивший рассказ афганского фотографа о родных реалиях с историей печальной американской незнакомки, ожидающей сеанса связи по скайпу с мужем, несущим службу как раз где-то «в районе Афганистана». Всё относительно, всё оттеняет, опровергает, дополняет друг друга. Вот в самом начале фильма – слоны, а на финальных титрах – улитка. То же знаете ли своеобразный монтаж.

В-третьих, опять Эйзенштейн: «Мы привыкли почти автоматически делать совершенно определенный трафаретный вывод - обобщение, если перед нами поставить рядом те или иные отдельные объекты». Один человек просыпается в Азии, второй – в Европе, третий – в зале кинотеатра «Орлёнок» на фильме Ю. Кары «Мастер и Маргарита». Поставленные рядом совершенно независимо снятые кадры превращаются в монтажную фразу «Планета просыпается». И так далее - «Планета завтракает, роется в карманах, боится, любит…» Юмор монтируется с трагедией, разочарование – с надеждой. Всё вместе даёт «объём», подталкивающий к пониманию - такова жизнь. Жизнь, промелькнувшая перед глазами за полтора часа, и стоящая того, чтобы пересиливать смерть, потому что авторы фильма находят правильное соотношение позитива и негатива.

Что ж, в свете кинопроектора нам повертели мир в разные стороны, и он откликнулся на наши взгляды блеском самых разных своих граней. Это ли не чудо, сравнимое с обзором окрестностей с высоты птичьего полёта или с землёй в иллюминаторе, до которых (и обзора, и полёта, и иллюминатора) так охоч был во все времена человек.

Правда, некоторый напряг может вызвать сама производственная формула фильма: берём non-fiction с признаками fiction и превращаем в fiction с признаками non-fiction. Мол, у кого-то, образно говоря, отрезали «голову» и приклеили к «туловищу» другого, да ещё поселили в «квартиру» третьего. Но сегодняшних людей в этом смысле уже не назовёшь невинными: они хорошо знают, что такое «клип», «reality show» и «проект». Прибавьте сюда законы жанра. Известный российский документалист Виталий Манский: «Для меня аксиома, что доккино является эксплуатацией художником реальных людей, фактов, обстоятельств». Так что – или так, или кина не будет. Всё, закрыли жалобную книгу.

Кстати, о Манском. Его фильм «Частные хроники. Монолог» 1999 года выпуска сделан по тому же рецепту, что и «Жизнь за один день». Из любительских семейных кинохроник склеена история «от» и «до» типичного нашего человека. Музыка Александра Айги, закадровый текст написан Игорем Яркевичем, а озвучен Александром Цекало. И эта штука, на мой взгляд, намного сильнее опуса Скотта – Макдональда. Так что промо-лозунг от «YouTube» - «первый в мире «глобальный фильм» - заявление, конечно же, не эстетическое, а, несомненно, географическое. Ведь принцип документального коллажа можно обнаружить, к примеру, и в «Обыкновенном фашизме» Ромма, и в фотографическом прологе к «Дяде Ване» Кончаловского, да много где ещё. Я и сам, работая на Ти Ви, продвигал как-то (безуспешно) идею фильма по мотивам дембельских альбомов…

Закругляемся. Да, «Жизнь за один день», учитывая её выверенную конструкцию (см. выше) и архетипические свойства (см. выше), - практически беспроигрышный вариант. Тут только бы не заиграться с постановкой успеха на конвейер, как это случилось, например, с альманахами из серии «Город N, я люблю тебя». Я бы точно не стал в ближайшее время смотреть кино под названием «Жизнь за второй день».

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта