13.07.2011
ОДНА ИЗ МНОГИХ Почему кто-то снимает, другие монтируют из кучи снятого дивный новый мир, а нам, зрителям, нравится этот странный микс? «Жизнь за один день» Ридли Скотта и Кевина Макдональда – одна из многих параллельных реальностей, которую можно наметить и выделить из нашего общепланетарного хаоса при помощи добровольческого рвения помноженного на киномастерство профессионалов. Если задаться вопросом из одной детской песенки – из чего же, из чего же, из чего же сделана эта самая жизнь, что протекает перед нами на экране за одни условные сутки, то ответ может быть таким… Во-первых, материал. Кевин Макдональд: «В наше время очень легко снимать кино, для этого есть все технические средства. Профессиональное оборудование стало доступным, можно рисовать графику, можно делать всё, что ты хочешь. И это самое простое». Зато привлекает естественность присланных сюжетов. Да, мы знаем, что любые съёмки в той или иной мере постановка, но всё-таки… Вот я, киношкол не кончавший, беру в руки камеру. Что буду снимать, дабы поразить мир на «YouTube»? Конечно же, не фильм про зомби, как в «Супер 8». Буду снимать о себе, о близких, о случайно увиденном на работе, около дома, в крайнем случае, в турпоездке. То есть документальное будет кино, всё как в жизни. Потом «я», согласно правилам игры, превращается в «мы», материала становится много, что приводит к ситуации «есть из чего выбирать». Так что это не только естественный материал, но и отобранный, лучший: самый пронзительный, смешной, экзотический… Это труд многих, работающих не за деньги, а за идею. Что тоже имеет значение. Во-вторых, монтаж. Хотя на руках у авторов фильма множество весьма неординарных видеомгновений, но надо понимать, что 99% отснятого вряд ли бы привлекло нас по отдельности или имело бы лишь чисто познавательный интерес. Поэтому второй критерий отбора материала – совместимость, когда, по словам Эйзенштейна, «два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество». Вот женщины какими-то здоровыми щтуковинами ритмично выбивают некий хозяйственный смысл из чего-то пока ещё полухозяйственного. Под этот «метроном» смонтирован глобальный клип в духе «песни самой Земли». Вот параллельный монтаж, объединивший рассказ афганского фотографа о родных реалиях с историей печальной американской незнакомки, ожидающей сеанса связи по скайпу с мужем, несущим службу как раз где-то «в районе Афганистана». Всё относительно, всё оттеняет, опровергает, дополняет друг друга. Вот в самом начале фильма – слоны, а на финальных титрах – улитка. То же знаете ли своеобразный монтаж. В-третьих, опять Эйзенштейн: «Мы привыкли почти автоматически делать совершенно определенный трафаретный вывод - обобщение, если перед нами поставить рядом те или иные отдельные объекты». Один человек просыпается в Азии, второй – в Европе, третий – в зале кинотеатра «Орлёнок» на фильме Ю. Кары «Мастер и Маргарита». Поставленные рядом совершенно независимо снятые кадры превращаются в монтажную фразу «Планета просыпается». И так далее - «Планета завтракает, роется в карманах, боится, любит…» Юмор монтируется с трагедией, разочарование – с надеждой. Всё вместе даёт «объём», подталкивающий к пониманию - такова жизнь. Жизнь, промелькнувшая перед глазами за полтора часа, и стоящая того, чтобы пересиливать смерть, потому что авторы фильма находят правильное соотношение позитива и негатива. Что ж, в свете кинопроектора нам повертели мир в разные стороны, и он откликнулся на наши взгляды блеском самых разных своих граней. Это ли не чудо, сравнимое с обзором окрестностей с высоты птичьего полёта или с землёй в иллюминаторе, до которых (и обзора, и полёта, и иллюминатора) так охоч был во все времена человек. Правда, некоторый напряг может вызвать сама производственная формула фильма: берём non-fiction с признаками fiction и превращаем в fiction с признаками non-fiction. Мол, у кого-то, образно говоря, отрезали «голову» и приклеили к «туловищу» другого, да ещё поселили в «квартиру» третьего. Но сегодняшних людей в этом смысле уже не назовёшь невинными: они хорошо знают, что такое «клип», «reality show» и «проект». Прибавьте сюда законы жанра. Известный российский документалист Виталий Манский: «Для меня аксиома, что доккино является эксплуатацией художником реальных людей, фактов, обстоятельств». Так что – или так, или кина не будет. Всё, закрыли жалобную книгу. Кстати, о Манском. Его фильм «Частные хроники. Монолог» 1999 года выпуска сделан по тому же рецепту, что и «Жизнь за один день». Из любительских семейных кинохроник склеена история «от» и «до» типичного нашего человека. Музыка Александра Айги, закадровый текст написан Игорем Яркевичем, а озвучен Александром Цекало. И эта штука, на мой взгляд, намного сильнее опуса Скотта – Макдональда. Так что промо-лозунг от «YouTube» - «первый в мире «глобальный фильм» - заявление, конечно же, не эстетическое, а, несомненно, географическое. Ведь принцип документального коллажа можно обнаружить, к примеру, и в «Обыкновенном фашизме» Ромма, и в фотографическом прологе к «Дяде Ване» Кончаловского, да много где ещё. Я и сам, работая на Ти Ви, продвигал как-то (безуспешно) идею фильма по мотивам дембельских альбомов… Закругляемся. Да, «Жизнь за один день», учитывая её выверенную конструкцию (см. выше) и архетипические свойства (см. выше), - практически беспроигрышный вариант. Тут только бы не заиграться с постановкой успеха на конвейер, как это случилось, например, с альманахами из серии «Город N, я люблю тебя». Я бы точно не стал в ближайшее время смотреть кино под названием «Жизнь за второй день». Павел ТИМОШИНОВ |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|